Урок по русскому языку в 8 классе на тему Главный член односоставного предложения (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Главный член односоставного предложения

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Тренировать обучающихся в умении опознавать односоставные предложения, дать понятие о том, что при анализе односоставного предложения уместнее говорить о наличии в нем главного члена односоставного предложения, дать понятие о типах односоставного предложения

2. Развивать умения находить главное, заполнять таблицу, сравнивать, находить общее и различное.

3. Воздействовать на чувства обучающихся с целью привития им чувства гордости за родной язык, способствовать воспитанию эстетического вкуса у обучающихся


ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


1. Орг.момент. Приветствие, обмен тетрадями.

2. Фонетическая разминка

ЖД

ШТ И Э А О У Ы

ЗД

2. Орфографическая работа

Увеш..(н,нн)ые

Плющ…м

(тёмно)синие

М…рщины

Б…хрома

По об…им сторонам

3. Повторение. Выполнение карточек (задания: 1) перестроить с/с; 2) Выделить грамматическую основу предложения)

4. Проверка (устно с объяснением)

5. Работа над новым материалом

1) Вопросы:

- Выделим, что является общим для обоих предложений (повеств., невосклиц., распростр.)

- Чем будут отличаться эти предложения по своей характеристике? (1-двусостав., 2- односоставн.)

- Какие предложения называются двусоставными, а какие односоставными?

ВЫВОД: В односоставном предложении неуместно говорить о наличии подлежащего или сказуемого. Здесь правильнее говорить о главном члене односоставного предложения. Поэтому подчеркивать этот главный член мы будем тремя чертами.

6. Составление опорной таблицы «Односоставные предложения»

Тип односоставного

предложения

Чем выражен главный член

односоставного предложения

Примеры

назывное

1. существ. в Им.п.

Осень.

2. сочетание числит. с существ.

Четыре часа.

определенно-личное

1. глагол 1,2 л. изъяв.накл.

Иду домой.

2.глагол 2 л. повел.накл.

Иди домой!

неопределенно-личное

1. глагол 3 л. мн.ч. наст. и будущ.врем.

Идут домой. Пойдут домой.

2. глагол множ.числа прош.врем. и услов.накл.

Пошли домой. Пошли бы домой.

безличное

1. безличн.глагол

Быстро смеркалось.

2. личный глагол в безличном значении

Мне взгрустнулось. (=Я взгрустнула)

3. неопределенная форма глагола

Скоро сдавать ГИА.

4. краткое страдат. причастие сред.рода

О походе сообщено.

5. категория состояния

Мне смешно.

6. существит. в род.пад. с НИ, НЕ, НЕТ

Семьи у него нет.

7.Закрепление

Запись под диктовку предложений

1) Вокруг клумбы посадили кусты. 2) Морозило. 3) Мама, принимай гостей! 4) Этим летом было жарко. 5) Снег. 6) Девочки вернулись домой рано.

8. Об односоставных предложениях как средстве художественной выразительности

- Как вы думаете, наличие в русском языке односоставных предложений говорит о его богатстве или же, наоборот, о его бедности?

Я приведу вам несколько поэтических примеров, где авторами используются односоставные предложения, и вы, наверняка, поймете, какую роль могут играть односоставные предложения в художественной речи.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

А.Фет

Это стихотворение известного русского поэта А.А.Фета состоит из одних только назывных предложений. С помощью их автор рисует живописную картину летнего вечера, наполненного мягкими звуками и красками.

А вот еще одно стихотворение. Его автор Ф.И.Тютчев:

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

А сейчас я предлагаю вам послушать заявление, написанное учеником 8 класса о пропаже у него спортивной обуви.

Заявление.

Прошу разобраться с пропажей моих кроссовок. Пришли на урок физкультуры. Занимались в спортивном зале. Холодно. Отпустили меня с урока пораньше. Ушел в школу. Пришли тоже в школу. Спрашиваю, где мои кроссовки. Не знают. Сказали, что видели мои кроссовки в кабинете физики. Кроссовок не оказалось. Прошу найти мои кроссовки.

- Как вы думаете, поможет ли такое заявление в розыске пропавших кроссовок? Почему?

9. Рефлексия

Итак, наш урок подходит к концу. Скажите, что вы узнали на сегодняшнем занятии, что вас, может быть, удивило, что вызвало затруднения.

10. Домашнее задание. Упр.172



Тип односоставного

предложения

Чем выражен главный член

односоставного предложения

Примеры

назывное

Осень.

Четыре часа.

определенно-личное

Иду домой.

Иди домой!

неопределенно-личное

Идут домой. Пойдут домой.

Пошли домой. Пошли бы домой.

безличное

Быстро смеркалось.

Мне взгрустнулось. (=Я взгрустнула)

Скоро сдавать ГИА.

О походе сообщено.

Мне смешно.

Семьи у него нет.

Тип односоставного

предложения

Чем выражен главный член

односоставного предложения

Примеры

назывное

Осень.

Четыре часа.

определенно-личное

Иду домой.

Иди домой!

неопределенно-личное

Идут домой. Пойдут домой.

Пошли домой. Пошли бы домой.

безличное

Быстро смеркалось.

Мне взгрустнулось. (=Я взгрустнула)

Скоро сдавать ГИА.

О походе сообщено.

Мне смешно.

Семьи у него нет.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

А.Фет

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Ф.И.Тютчев


Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

А.Фет

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Ф.И.Тютчев

Вариант 1.

Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление

1. серебряного блюда

2. лисья нора

3. бессовестный человек

4. довоенных годов

5. шёлковый платок

1. Помню какую-то дивную лунную ночь.

2. Однажды осенью я ехал в свою деревню.

Вариант 2.

Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование

1. платье из шерсти

2. укусы комаров

3. праздник весны

4. мальчика из деревни

5. плата за работу

1. Помню какую-то дивную лунную ночь.

2. Однажды осенью я ехал в свою деревню.

1. серебряного блюда

2. лисья нора

3. бессовестный человек

4. довоенных годов

5. шёлковый платок

1. платье из шерсти

2. укусы комаров

3. праздник весны

4. мальчика из деревни

5. плата за работу

1. Помню какую-то дивную лунную ночь.

2. Однажды осенью я ехал в свою деревню.

САМОАНАЛИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ МБОУ АНГАРСКАЯ СОШ ПО ТЕМЕ «Главный член односоставного предложения»


Дата проведения урока: 04 декабря 2012 года


В 8 классе обучается 8 учеников. Класс можно поделить на две группы: с достаточно высоким уровнем овладения программным материалом (Кравцов Александр, Мараховский Юрий, Эйсмонт Дмитрий, Ширяева Яна, Донская Настя) и с низким уровнем овладения программным материалом (Ширкунов Александр, Гнатюк Юлия). Один обучающийся занимается по вспомогательной программе. Преподаю в этом классе 1-й год.

Этот урок начинает изучение темы «Односоставные предложения», на которую в календарно-тематическом планировании отведено 11 часов, из них 2 урока - на развитие речи, и 1 урок - на контрольный диктант. С понятием односоставное предложение обучающиеся хорошо знакомы. Новым в изучении материала будет только разграничение односоставных предложений на типы.

Триединая цель урока была определена, она была озвучена обучающимся в полном объеме, тем самым была дана мотивация к изучению темы урока. Это традиционная форма проведения урока. Тип урока - изучение нового материала и закрепление ЗУН, структура традиционна: орг. момент, постановка цели учебного занятия, работа по повторению, организация восприятия и осмысления новой информации при помощи анализа предложенных предложений, самостоятельная работа с учебником по заполнению таблицы, т.е. я постаралась построить урок так, чтобы освоение нового материала шло путем решения проблемных задач (работа по анализу предложений, самостоятельная работа с учебным материалом), контроль за результатами учебной деятельности, обобщение изучаемого на уроке, домашнее задание к следующему уроку, подведение итогов урока, рефлексия.

Бесспорно, главными этапами урока были организация восприятия и осмысления новой информации при помощи самостоятельной работы с учебником. Задействованы были межпредметные связи: связь с литературой. Обучающиеся на примере двух стихотворений увидели, какую роль могут играть односоставные предложения в художественной речи, также с помощью созданной учителем проблемной ситуации ребята узнали о том, что не всегда уместно использовать односоставные предложения.

Остальные этапы урока были также ориентированы на выполнение триединой цели урока и способствовали успешной реализации главных этапов. В связи с этим считаем, что цели урока достигнуты: мы потренировались в нахождении односоставных предложений, познакомились с типами односоставных предложений, определили, чем выражен главный член предложения в каждом из типов односоставных предложений, выявили стилистические особенности односоставных предложений. В ходе учебного занятия обучающиеся еще раз тренировали общеучебные компетенции: умение анализировать, находя общее и различное: умение выделения главной информации для заполнения таблицы; умение строить текст рассуждение, приводить аргументы. Ребята не остались равнодушными к услышанному, высказывали свою точку зрения, свое понимание.

Время урока использовалось рационально, потери времени на уроке не было.

Оставляет желать лучшего умение некоторых обучающихся строить монологические ответы. В основном ответы односложные, отвечают только после наводящих вопросов учителя. Коммуникативный навык сформирован слабо у половины обучающихся класса. Признаю, что на уроке очень не хватает использования ИКТ. При составлении таблицы просто необходима была интерактивная доска. Это большой минус в моей работе.

Если бы мне снова пришлось повторить этот урок, то я бы изменила следующее:

По характеру познавательной деятельности использовались эвристические методы: проблемный, частично-поисковый. По уровню усвоения: конструктивный. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная и индивидуальная. Примененные методы и формы организации учебной деятельности позволили успешно осуществить поставленные цели.

Наиболее удачным

Наименее удачным

Урок поставленных целей достиг, все задачи были выполнены практически в полном объеме.



© 2010-2022