Урок -о-//-е-в суффиксах прилагательных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № ________

Тема: «Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»

Цель урока: узнать об условиях выбора букв О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц.

Задачи: предметные: научиться применять правило при выборе букв О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц; метапредметные: развитие умения применять знания на практике; развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; формирование умений в частично - поисковой познавательной деятельности, самостоятельности; личностные: воспитание взаимоуважения, любви к русскому языку, чувства прекрасного, творческого воображения. Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания.

Показывают работы.

  1. Актуализация опорных знаний

1. Дать определение морфемы.

Корень, приставка, суффикс, окончание.

2. Разобрать слова по составу.

Вытяжка, старушка, лесной, чистота, наводнение, предгорье, приболеть, речушка.

По цепочке дают определения.



Двое работают у доски.

  1. Мотивация УД.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, выполните следующее задание: перед вами семь разноцветных звёздочек, в которых находятся слоги.

Ваша задача: выпишите в строчку только те слоги, над которыми написаны только качественные имена прилагательные.

Итак, какое слово у вас получилось? Поднимите руки, у кого получилось слово ОРФОГРАММА.

Орфограммы в гости спешат к нам на урок,

Их сегодня будет целый хоровод.

С вами их изучим, а также повторим.

Дверь в новый мир откроем и чудо сотворим!

Решают задание.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Итак, тема нашего урока:

Орфограмма - Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных. Запись в классном журнале.

Чтобы достичь данной цели, сначала мы должны вспомнить правило выбора букв О и Е в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц.

После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных под ударением пишется буква О, без ударения - буква Е.

После шипящих под ударением в суффиксах имён существительных пишется буква О, без ударения - буква Е.

После шипящих в окончаниях имён прилагательных под ударением пишется буква О, без ударения - буква Е.

Оформление тетради.











Кратко оформляют схему правила.

  1. Работа над темой

Орфограмма эта не так проста.

Над нами посмеяться решила она.

Но трудностей мы не боимся

И с ней в домино сразимся!

Орфографическое домино.

Вставить нужные буквы.


Ну что ж, мы победили!

Что нужно - повторили.

Теперь орфограмма иная,

О чём говорит, мы не знаем.

Так разберёмся, обсудим

И алгоритм добудем.

Объяснение нового материала ведётся с помощью мультимедийного сопровождения.

Учащиеся формулируют правило.

В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения - Е.

Работа над алгоритмом

Урок -о- //-е- в суффиксах прилагательных

Словарная работа

Урок -о- //-е- в суффиксах прилагательных

























Записать алгоритм в тетрадь.

  1. Физкультминутка

Учитель читает стихотворение:

Мы с орфограммами сразились,

На славу с вами потрудились!

Теперь пора бы отдохнуть

И лишь потом продолжить путь!

Упражнение 1.

Голову наклонить вправо. Исходное положение.

Голову наклонить в лево. Исходное положение. (6 раз)

Упражнение 2.

Голову повернуть направо. Исходное положение.

Голову повернуть налево. Исходное положение. (6 раз)

Упражнение 3.

Голову наклоните вперёд, назад. Исходное положение.

Голову наклоните вперёд, назад. Исходное положение. (4раза)



Делают разминку.

Проводится гимнастика для улучшения мозгового кровообращения.

  1. Система закрепительных упражнений

Вставить пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.

Щёлкать - щелчок, шов, шёлк - шелка, изжога, дешёвый - дешеветь, шорох, жёлудь - желудёвый, капюшон, щёголь - щеголять, жёлтый - желтеть, трещотка, трущоба.

Двое у доски, класс - в тетради.

Вставить пропущенные буквы. Записать слова в таблицу:

Боч..к, врач..м, бараш..к, товарищ..м, снеж..к, деревц..м, барсуч..нок, певц..м, веноч..к, луч..м, башмач..к, зеркальц..м, височ..к, меч..м, бельч..нок, чаш..й, береж..к, багаж..м, песоч..к, внуч..к, списоч..к, платочек, пастуш..к.

Один у доски.

Вставить пропущенные буквы.

Холщовый, большого, парчовый, чужого, глянцевый, бежевый, хорошего, пунцовый, алычовый, пригожего, на свежем, ножевой, кучевые, в дремучем, оранжевый, кольцевая, камышовый, колючего, ершовый, лежачего, сторожевой.

Работа по цепочке с объяснением.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Итак, кончается сегодняшний урок. Ещё минута - прозвенит звонок. Но орфограммы от вас не убегут, К вам на урок они опять придут. Без них не сможете вы грамотно писать, Усердно изучайте их на «5». Не забывайте орфограммы повторять! А новые прилежно изучать!


  1. Домашнее задание

§45, составить диктант из 15 словосочетаний на изученную орфограмму.

Запись в дневник.

Урок -о- //-е- в суффиксах прилагательных

5



© 2010-2022