Внеклассное мероприятие по русскому языку искусство владения словом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе

«Искусство владения словом»


Форма: устный лингвистический журнал.

Цели: 1) познакомить учащихся с понятиями «речь правильная, уместная, точная, ясная, логичная»; записать правила речевого поведения в тетрадь; закрепить употребление слов в соответствии с орфоэпическими, грамматическими, стилистическими нормами;

2) формировать культуру речи учащихся, развивать умения видеть и исправлять ошибки в речи окружающих;

3) воспитывать личностные качества учащихся: ответственность, самостоятельность, активность.

Оформление мероприятия

- высказывания русских писателей о русском языке:

1) Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает!

/Д. Лихачев/

2) Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье.

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья…

/К. Бальмонт/

3) Слово - дело великое. Великое потому, что можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

/Л.Н. Толстой/

4) Перед вами громада - русский язык!

Наслажденье глубокое зовет вас,

Наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

/Н.В. Гоголь/

5) Русский язык в руках великих мастеров и в устах народа - это самый надежный и чудодейственный инструмент национального спасения.

/В.Г. Распутин /

- мультимедийная презентация;

- выставка книг, энциклопедий, словарей.


Ход мероприятия

Вступительное слово учителя: Наше занятие сегодня необычно. Попробуем определить его тему, прочитав высказывания великих деятелей русской культуры, которые написаны на плакатах и одно их которых является эпиграфом к уроку. О чем же мы будем говорить сегодня? (слайд 1)

Ответы учащихся

Совершенно верно, сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по страницам Русского языка. Многие из нас воспринимают русский язык как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Однако если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что это удивительная страна, которая имеет свою историю, в которой много загадочного и неизвестного.

Кроме того, русский язык - наш родной язык. Великое русское слово выделяет нас как нацию среди миллионов людей на планете и при этом обладает магической властью и необычной силой. Ему, РУССКОМУ ЯЗЫКУ, мы посвящаем наш устный лингвистический журнал «Искусство владения словом». Сегодня мы поговорим о красоте нашей замечательной речи, выведем и запишем правила речевого общения. (слайд 2)

Работа будет проходить в грамматических тетрадях, которые вы должны будете разделить на две части: 1 - рабочая, куда вы будете записывать слова и исправлять ошибки наших героев, вторая часть - та, где мы запишем правила. Кроме того, сегодня также необычна система оценивания. В ходе занятия, отвечая правильно на вопросы, вы будете получать смайлики. По их количеству и будут выставляться оценки.

Помогут в проведении мероприятия ученицы 7 класса: Чиркова Полина (ведущий 1), Огиенко Кристина (ведущий 2). Итак, мы начинаем.

Ведущий 1: Самое удивительное и мудрое, что создало человечество - это язык.

Ведущий 2: Без языка невозможна жизнь человека. Значение языка отмечают и многие русские пословицы. А какие пословицы о языке вы знаете?

Ответы учащихся

Примерные ответы:

1. От доброго слова язык не усохнет.

2. Каков разум, таковы и речи.

3. Пулей попадешь в одного, а метким словом - в тысячу.

4. Живое слово дороже мертвой буквы.

Введение

Ведущий 1: Сегодня нам предстоит разобраться в основах речи правильной и красивой, составить и записать в грамматических тетрадях пять основных заповедей речевого общения. (слайд 3 )

Ведущий 2: Любая книга, любой журнал начинаются с введения, введением в наш журнал является страница «Русский язык - один из богатейших языков мира». А докажет это своим сообщением Рахимов Аяз.

Сообщение учащегося.

Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского языка позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.

Русские писатели, мастера слова, отмечали разные его выразительные стороны, восхищались возможностями богатого русского языка.

Лев Николаевич Толстой писал: «Настоящий, сильный; где нужно - нежный, трогательный, где нужно - строгий, серьезный; где нужно - страстный; где нужно - бойкий и живой язык народа».

А вот что говорил Константин Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, игру света, шум и тень садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

Ведущий 1: Писатель Алексей Николаевич Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Речь правильная

Ведущий 2: Об этом наша следующая страница «Речь правильная». (слайд 4)

Ведущий 1: Мы всегда должны помнить, что речь человека - это его визитная карточка.

Ведущий 2: Ведь не случайно Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал».

Учитель: Мы представляем вашему вниманию несколько миниатюр. Ребята, ваша задача - слушать внимательно, выписывать все ошибки и исправлять их. За правильно исправленные ошибки вы получите смайлик.

Однажды одному пятикласснику было не до смеха…

Сценка «Двоечник»

Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола учителя, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него.

Учитель: Где же ты учился, Ваня Иголкин?

Ученик: Теперя? В этом году?

Учитель: Ну, разумеется.

Ученик: Теперя в 30 гимназии.

Учитель: А раньше?

Ученик: Раньше? Нач'ал в 57, а еще первее - в 49.

Ребята: Мы не хотим учиться с двоечником.

Учитель: В чем же ошибки Вани? Давайте исправим их.

Исправляют ошибки, за каждую правильно исправленную ошибку учащиеся получают смайл.

Ведущий 1: Да, подвела речь мальчика. А вот какой случай рассказал известный режиссер.

Однажды ему позвонили из школы.

Сценка:

Учитель: Вам зв'онит учительница

Режиссер: Не верю…

Учитель: Вам зв'онит преподавательница.

Режиссер: Не верю…

Учитель: Вам зв'онит преподавательница, ну почему вы не верите и ложите трубку?

Режиссер: Потому что я не верю, чтобы так говорил преподаватель.

Учитель: Почему же режиссер не поверил учителю? Исправим ошибки.

Исправляют ошибки, за каждую правильно исправленную ошибку учащиеся получают смайл.

Ударение.

Комната. В постели лежит мальчик.

-Так хочется поскорее в школу.

Нужно лекарство принять.

Берет бутылочку с лекарством.

Читает: три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищ'и.

Начинает пищать.

Вбегает мама.

-Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

-А я лекарство принял. А здесь написано......(читает).

-Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приема п'ищи, а не пищ'и.

-Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

Ведущий 2: Человек всегда смешно выглядит, когда нарушает нормы постановки ударения. Один неграмотный юноша допускал ошибки произношения постоянно.

Учитель: А вы, ребята, помните, что нужно исправить исправлять ошибки. Выпишите все слова с неправильным написанием и произношением. За каждый правильный ответ вы получаете смайл.

Чтение плаката

Говорил он, между прочим:

«Красив'ее, мы так хочем,

Д'осуг, ш'офер, пр'оцент, з'аем,

Кв'артал, п'ортфель, билютень,

П'оверх плана выполняем,

Агент зв'онит целый день».

Учитель: Какие же ошибки встретились в речи мальчика? (слайд 5 )

Исправляют ошибки, за каждую правильно исправленную ошибку учащиеся получают смайл.

Ведущий 1: А нарушение грамматических норм языка затрудняет общение, а в некоторых случаях вовсе разрушает его, поэтому важно не только правильно говорить, но и правильно писать.

Учитель: Выпишите слова с ошибками, подберите к ним проверочные слова. (слайд 6)

Грустные вести" А. Шибаев

Пришло письмишко мне,
Гляжу -
Из лагеря, от Мишки…
"Здесь чудный лук, и я лижу", -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
"Здесь - лиса, красивый длинный прут".
И что такое он плетет -
Не разберусь, хоть тресни:
"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется - надо подлечить:
Заставить правила учить…

Учитель: исправим ошибки в письме мальчика, подберем проверочные слова (слайд 7). Ребята, а где можно узнать правильность написания слов? В каких словарях?

Ответы учащихся.

Ведущий 2: Мы всегда должны помнить, что правильная речь - это речь без ошибок, без нарушения норм.

Учитель: А отсюда вытекает и первое правило общения, запишем его в тетради (слайд 8).

1. Говори, используя правила русского языка, в случае затруднения обращайся к словарям.

Речь хорошая

Ведущий 1: Пришло время перейти к нашей следующей страничке «Речь хорошая» (слайд 9).

Ведущий 2: Хорошая речь - это речь уместная, удачная. Очень смешно можно выглядеть, используя неуместное слово. Так и произошло с одним учеником…

Сценка.

Однажды на уроке математики Вовка задумался, и только у него начало что-то изобретаться, как вдруг послышался голос:

Учитель: Пончиков, к доске. Скажи-ка нам, сколько будет «Четыре умножить на один»?

Тут надо бы ответить: «Так и будет четыре». А Вовка от неожиданности уставился на доску, хотел было промямлить: «Не знаю», как вдруг в его голове будто что-то щелкнуло, и он выпалил:

- О, высокочтимый мой учитель, я имею честь доложить Вам, о великодушнейшая дочь Николая, что ответа я не знаю!

Учитель: Почему речь Пончикова показалась нам смешной?

Ответы учащихся

Ведущий 1: Красота и разнообразие зависят не только от правильных форм и норм языка, но и от того, в какой мере мы используем богатства нашего языка.

Ведущий 2: Как же можно сформулировать второе правило?

Ответы учащихся

Учитель: Отсюда и второе правило общения: (слайд 10)

  • 2. Во время разговора помни, что в разной ситуации тебя слушают разные люди, поэтому и говорить с ними нужно по-разному.

Речь точная ( слайд 11)

Ведущий 2: Следующая страница нашего журнала «Речь точная». Передать четко информацию, сообщить что-либо иногда очень мешают слова-паразиты, или как их называют по-другому - пустышки.

Учитель: Слушаем ребят внимательно, выписываем слова, которые засоряют речь наших героев.

1) Видит как-то гражданин,

что сарай пылает,

Он звонит по «01»,

срочно сообщает:

«Я не знаю, как начать…

Но, как говориться,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться…

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

Можно трубку положить:

Все уже сгорело!»

2) - Как проехать на вокзал?-

Я спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

что прекрасно знает:

- В общем, значит, стало быть,

Это близко очень,

Просто тут рукой подать,

говоря короче.

Я Вам, значит, заодно,

Объясню по дружбе:

Вы проехали давно,

Возвращаться нужно…

3) Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошел и коту заметил:

- Вы, Василий, не того,

Знаете ли, бросьте!

Не для Вас для одного,

Будут значит гости.

В общем, я хотел сказать,

Что терпеть не стану…

Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану…

Учитель: Какие слова-паразиты помешали нашим героям? (слад 12)

Исправляют ошибки, за каждую правильно исправленную ошибку учащиеся получают смайлы.

Ведущий 1: Оказывается, всему есть научное объяснение. Расскажет об этом Диана.

Диана: На первый взгляд кажется, что неважно, использует ли человек в своей речи бесконечное так сказать или предпочитает это, типа или как бы. В действительности разные слова-паразиты употребляют совершенно разные люди.

Например, человеку, который злоупотребляет словечком это, вообще каждое слово дается с трудом - он тугодум.

Напротив, так сказать часто встречается в речи людей, которые за словом в карман не лезут и говорят очень быстро.

Особая история со словом как бы. Не исключено, что мода на как бы была связана с интересом к творчеству известного писателя Достоевского: известно, что как бы - одно из особенно любимых им слов. Теперь вечное как бы стало просто проявлением кокетства, а иногда глупости. Характерно оно в основном для женской речи.

Ведущий 1: Какое же правило можно вывести по результатам этой страницы?

Ответы учащихся

Учитель: Запишем в тетради третье правило: Говори не только кратко, но и просто, точно, понятно, избегая ненужных слов. (слад 13)

Речь логичная

Ведущий 1: Кроме того, что речь должна быть правильной, хорошей, точной, она должна быть ясной. Следующая страничка носит название «Речь ясная, логичная». (слад 14)

Ведущий 2: Всегда знай, зачем ты вступил в разговор, какова цель твоей речи. Многословие чаще всего одновременно есть и пустословие: чем меньше в нем содержательности, тем больше слов, болтовни.

Ведущий 1: А помните у Пушкина есть строчки: «А кто болтлив, того судьба прославит / Вмиг извергом…». Ведь, наверное, у каждого из нас есть среди знакомых или близких такой вот «изверг», правда? Какая-нибудь, например, подружка.

сценка

Однажды Вера решила позвонить подруге:

Привет! Представляешь… Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А, думаю, полежу еще. Вста-а-ла, говорю: ой, мам, вставай, говорю. Ей к десяти, знаешь, сегодня на работу. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, Так, ну что? Яишенку, что ли мама уже делает? Когда успела? Смотрю, в это время колотят опять в дверь. Ну, думаю, ладно, пойду сейчас в школу. По вторникам там у нас нет первого урока, правда, не всегда. Ну ладно, пока.

Ведущий 1: Представляете, каково слушать такого собеседника. Поняли ли вы что-нибудь из такого вот разговора?

Ведущий 2: Конечно, у всех есть такие собеседники. Это ведь как раз классический пример пустословия. Классический еще и потому, что непонятно, зачем все это говорится и кому говорится.

Учитель: Какое же правило можно вывести в данном случае? (слайд 15)

Ответы учащихся

А потому следующее наше правило: Всегда знай, для чего ты вступил в разговор, какова цель твоей речи.

Речь четкая

Ведущий 1: Какой же еще должна быть наша речь? Конечно, четкой (слайд 16)

Ведущий 2: Наша следующая страничка «Речь четкая».

Ведущий 1: Что значит речь четкая?

Ведущий 2: Всегда нужно стараться говорить так, чтобы собеседник тебя понял. Говорить внятно, проговаривая каждое слово, иначе все получится так, как вышло у наших героев.

Учитель: Выпишите те слова, из-за которых возникли все недоразумения.

Несуразные вещи

- Здравствуй!

- Привет!

- Что это ты несешь?

- Несу разные вещи.

- Несуразные? Почему они несуразные-то?

- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные. Понял? Вот несу мел…

- Что не сумел?

- Отстань.

- Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?

- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится значит.

- Вот оно что…

- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

- Ага.

- И ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая.

- То есть как?

- Зеленого цвета.

- Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

- У кого волосы?

- Да у Тамарки-то.

- Что-о?!

- Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…

- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.

- Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

- А ну тебя…

- Да! Стой, стой!

- Ну, что еще?

- Привет передавай.

- Кому?

- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Учитель: Почему же герои не поняли друг друга? (слайд 17)

Исправляют ошибки, за каждую правильно исправленную ошибку учащиеся получают смайлы.

Учитель: Какое же правило мы выведем?

Ответы учащихся

Учитель: Наше 5 правило: Говори четко, хорошо проговаривая каждое слово (слайд 18).

Ведущий1: Всех смешных ситуаций можно было бы избежать, если наши герои знали правила употребления слов.

Ведущий 2: Да, и тогда зазвучала бы прекрасная русская речь. Вслушайтесь в звуки родного художественного слова, уловите его очарование и глубокий смысл.

Чтение стихотворения о русском языке

Ты слово родное, могучее слово,

Со мной наяву и во сне;

Ты душу встряхнуло мне радостью новой,

Ты песней откликнулось мне.

Ты слово родное, бессмертное слово,

Всегда побеждало ты ложь;

Хоть гнали тебя, забивали в окопы, -

Напрасно! Ты снова живешь!

Учитель: Обращаясь к последующим поколениям, И.С.Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» Так будем беречь и любить наше русское слово. Ведь с него начинается наш родной язык. Наша родина!

Сегодня мы многое сказали о русском языке, записали 5 правил общения, конечно, это далеко не все правила, но вы ведь еще только в 5 классе, а значит все еще впереди.

Запишите домашнее задание: написать сочинение - миниатюру на тему «Для чего нужно изучать русский язык» (слайд 19).

Выставление оценок.

Рефлексия.

10

© 2010-2022