Методическая разработка урока русского языка на тему: ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ

     Данный материал использовался во время проведения открытого занятия для студентов 1 курса ГБОУ СПО МО "Балашихинский промышленно-экономический колледж".      Разработка соответствует всем требованиям к современному уроку, содержит все его этапы и соответствует ФГОС СПО/НПО.    Продолжительность предлагаемого занятия - два урока с перерывом в 5 минут. Методическая разработка включает в себя необходимые для проведения занятия раздаточные материалы, вариант тестирования, а также  материалы для...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО МО «Балашихинский промышленно-экономический колледж»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока русского языка по теме:

«ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ»

преподавателя высшей квалификационной категории

Е.Г. Черненковой





Методическая разработка урока русского языка на тему: ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ









г. Балашиха, 2013 г.

Тема урока : «ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ» (2 часа)

Цели урока:

  • образовательная: познакомить с речевыми и грамматическими ошибками, научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для конкретной ситуации и в соответствии с различными требованиями разных жанров и стилей

  • воспитательная: повысить общую культуру учащихся, улучшить межличностные отношения, развить коммуникабельность, толерантность

  • развивающая: расширить активный словарный запас учащихся, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Тип урока: урок развития речи

Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: выполнение подготовительных (имитативных) упражнений, ролевая игра

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, карточки с заданиями

Этапы урока:

Организационный момент - 2 мин

Работа на уроке по развитию речи осуществляется в трех направлениях:
1. Обогащение словарного запаса учащихся, которое обеспечивается словарной работой .
2. Овладение нормами русского литературного языка: произношение, образование форм слов, построение словосочетаний и предложений; ознакомление со стилистическими возможностями частей речи и синтаксических конструкций, лексической синонимией и синонимией суффиксов и приставок.

3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.


  1. Ознакомление с новым материалом - 25 мин.

Слово учителя.

Учащиеся сжато конспектируют лекционный материал

Речевые ошибки нарушают правильность речи, её точность, выразительность, чистоту, образность. Речевые недочёты - это ошибки не в построении, не в структуре, а в использовании языковой единицы, чаще всего в использовании слова;

по преимуществу - это нарушение лексических норм.

Например: Штольц - один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов». Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный), ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.


По своему характеру речевые ошибки бывают следующих основных типов:
а) Лексические, связанные с ненормативным словоупотреблением

- смысловая несочетаемость единиц языка;

- паронимия (немотивированная подмена близких по значению слов);

- плеоназм (неоправданное употребление однозначных единиц языка);

- анахронизм (неоправданное объединение лексики разных эпох).

б) Фразеологические

- искажение устойчивого сочетания вследствие незнания его значения;

- фразеологическая (лексическая) несочетаемость

- паронимия;

в) Словообразовательные ошибки - неумелое словотворчество, например, нарушена структура в словах: "беспощадство", "бессмертность", "заместо", "публицизм".

Грамматические ошибки

- это ошибки в структуре языковой единицы - в структуре слова, словосочетания или предложения.

Например: раздумчивый (взгляд) вместо задумчивый, благородность вместо благородство - здесь нарушена морфемная структура слова;

без комментарий, ложит, более правильнее - неправильно образована форма слова; удивляюсь его силой, жажда к славе - нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

Покатавшись на катке, болят ноги, В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю - неправильно построены предложения.

Грамматическая ошибка - это, как правило, нарушение какой-либо языковой, грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Орфографическая ошибка - это неправильное написание слова, она может быть допущена только на письме и только в слабой фонетической позиции: для гласных - в безударном положении, для согласных - на конце слова или перед другим согласным.

Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площадЕ, о синИм карандаше, небыл. В отличие от нее грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляЖь, беЖАТ, иду по тропинке, ведущУЮ к дому; уверенность в победУ.


Каждый их этих типов ошибок требует особого внимания и организованного методичного подхода к их устранению и предупреждению.
Причины речевых ошибок могут быть сведены к следующим:
1) Влияние среды:
Воздействие на речь конкретного человека местного говора или другого, неродного языка.
Влияние вульгаризмов (жаргон, сленг).
Влияние неряшливой книжной и газетной речи.
Влияние речи педагогов, плохо владеющих нормами литературного языка.
2) Отсутствие речевых навыков в результате невнимания к вопросам развития речи.
3) Индивидуальные дефекты речи, связанные с патологическими отклонениями от нормы в органах речи или с дурной привычкой.

Составление конспекта параграфов №№2, 3 из «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» под ред. В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова и др. - 15 мин.

  1. Подготовительные/тренировочные упражнения - 3 мин

Имитативные - в этих упражнениях учащийся находит новый материал «в готовом виде»: в речевом образце, опираясь на который нужно проговорить и запомнить речевые нормы.

Речевой тренинг. (Учащиеся работают с карточками см. Приложение №1)

ПЕРЕМЕНА (между уроками пары) -5 мин.

  1. Выполнение теста с использованием ИКТ (практическое применение изученного материала) - 28 мин.

(Тест выводится на экран, учащиеся записывают в тетрадях только ответы теста. Образец заданий теста см. Приложение № 2)

  1. Контроль знаний, навыков и умений - 15 мин.

Коммуникативная ролевая игра.

Варианты игр (выбор игры зависит от уровня подготовки учащихся; некоторые учащиеся становятся зрителями):

  • «Вы - редактор. Вам необходимо сократить текст данной статьи на … строк, не затрагивая ее основного содержания» и т.п. (см. Приложение №3)

  • Учащиеся получают по открытке (открытки парные) и, не показывая открыток другим участникам игры, задают друг другу вопросы, описывают открытки. Выигрывает тот, кто первым найдет пару к своей открытке (см. Приложение №4).

  • Каждый участник получает карточку с одним предложением из небольшого рассказа. Ему не разрешается показывать кому-нибудь свою карточку, записывать предложение, он должен за две минуты его запомнить. Затем преподаватель собирает все карточки и зачитывает каждое предложение в произвольном порядке. Играющие прослушивают набор предложений и в соответствии с логической последовательностью называют свои предложения, восстанавливая рассказ (см. Приложение №5)

Коммуникативные ролевые игры имеют целью активизацию совместной речевой деятельности учащихся, совершенствование различных речевых умений и навыков, в том числе грамматических.

Методическая разработка урока русского языка на тему: ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ

Домашнее задание- 2 мин

1. Выпишите и проанализируйте ошибки, допущенные вами в сочинении по литературе;

2. Упражнение № 276 (учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи 10-11 кл под ред. А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой)



Приложение №1

Карточка № 1

Основной враг повседневного речевого общения - просторечие

Нельзя

Нужно

Я тебя проведу до угла

Сумею ли прийти.

Это две большие разницы.

Не скажете, сколько время?

Устранить имеющиеся недостатки.

В данный период времени.

Я тебя провожу.

Смогу ли я прийти.

Две разные вещи или Большая разница

Который час?

Устранить недостатки.

В данный период, в данное время.

Карточка № 2

В устную деловую речь проникает большое количество жаргонной лексики, которая имеет терминологическое соответствие

Устная речь

Письменная речь

список

снимать помещение

живые деньги / нал

место

брать

сертификат

опт

безнал

Прейскурант

арендовать помещение

наличные деньги

торговая точка

покупать

сертификат качества

оптовая торговля / партия

безналичный расчет



Приложение № 2

Сначала учащимся предлагается слайд с заданием, через несколько секунд - слайд с правильным ответом

1. Лексическое значение слова указано неверно в примере.

1) Демагог - человек, старающийся создать себе популярность среди народных масс недостойными средствами.

2) Мизантроп - благотворитель.

3) Радикал - сторонник решительных действий.

4) Альтруист - человек, учитывающий в первую очередь интересы окружающих.

5) Неофит - новообращенный в какую-либо религию.

Правильный ответ: 2

2. Лексическое значение слова указано неверно в примере.

1) Перманентный - постоянный, непрерывный.

2) Вербальный - устный, словесный.

3) Превентивный - предупреждающий, предохранительный, предупредительный.

4) Латентный - частный, неофициальный.

5) Ретроспективный - обращенный к прошлому, посвященный рассмотрению прошлого.

Правильный ответ: 4

3. Выберите правильный вариант.

1) забавный - комичный(1), комический(2)

2) решающий - критичный(3), критический(4)

3) уклончивый - дипломатичный(5), дипломатический(6)

Правильный ответ: 1, 4, 5

4. Отметьте слова, употребленные в переносном значении.

1) живая рыба

2) живой ребенок

3) высокие облака

4) высокий звук

5) высокая мысль

Правильный ответ: 2, 4, 5

5. Отметьте ряды, где приведены синонимы

1) весенний, вешний

2) смущение, неловкость

3) благородный, великодушный

4) горький, подгорелый

5) напрасный, тщетный

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

6. Отметьте ряды, где приводятся омонимы

1) перевод по почте, перевод на русский

2) титан мысли, примесь титана

3) болтать микстуру, болтать ногами

4) вкус лимона, одеваться со вкусом

5) высокая нота, нота неудовольствия в голосе

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

7. Укажите, к какому типу лексических единиц относятся слова (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы)

1) зерцало, ворог, уста

2) урядник, опричник, кафтан

3) авиаконцерн, пиар, дайджест

4) баско ("хорошо, красивый"), векша ("белка"), курень ("казачий дом")

5) префикс, полисемия, фонема

6) баранка ("рулевое колесо"), подвал ("нижняя часть газетного листа"), шапка ("общий заголовок для нескольких статей")

7) фанера ("фонограмма"), хвост ("не сданный в срок экзамен"), кирпич ("дорожный знак")

8) ланиты ("щеки"), выя ("шея"), десница ("правая рука")

9) бурак ("свекла"), кочет ("петух"), баять ("говорить")

10) закурсивить (" выделить курсивом"), ябедники ("самозаписывающиеся устройства"), забурить ("пробурить скважину")

11) стукач, кемарить, салага

12) инверсия, пунктуация, фразеологизм

13) кольчуга, гусар, продналог

14) биофидок, евро, интернет-кафе

15) прикид, косить, въезжать

Правильный ответ: 1 - архаизмы; 2 - историзмы; 3 - неологизмы; 4 - диалектизмы; 5 - термины; 6 - профессионализмы; 7 - жаргонизмы; 8 - архаизмы; 9 - диалектизмы; 10 - профессионализмы; 11 - жаргонизмы; 12 - термины; 13 - историзмы; 14 - неологизмы; 15 - жаргонизмы

8. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) И те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени.

2) Нередко зрители становятся свидетелями острейших дуэлей многих сильных

спортивных команд мира.

3) Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань,

пламень, глас.

4) Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.

5) Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий - метелями,

резким понижением температуры.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

9. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.

1) Девочка будет играть заглавную роль в фильме "Голубой портрет".

2) Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции.

3) Арфа употребляется для сопровождения голоса или для аккомпанемента различным сольным инструментам.

4) Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни- это прогрессивная близорукость.

5) Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

10. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) взыскать материальный ущерб

2) удовлетворять современным потребностям

3) предпринять меры

4) заслужить уважение

5) выражать опасения

Правильный ответ: 1, 2, 3

11. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) На самом деле Хлестаков - человек, очень оторванный от жизненной реальности.

2) В романе Пушкин рисует жизнь всех социальных классов и сословий России того времени.

3) Это событие показывает, что Печорин наделен чувствами и эмоциями, спрятанными под маской равнодушия.

4) Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.

5) Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята попытка скомпрометировать

нашу организацию.

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

12. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

2) Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.

3) Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.

4) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.

5) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

13. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

1) Студент занял первое место по английскому языку.

2) Творчество Маяковского волнует читателя на самых различных языках.

3) Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства,

так и зернобобовым культурам.

4) Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех

работников, занимающихся вопросами экономики.

5) Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические

связи слов в предложении, затемняется его смысл.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

14. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) Он все сделал так, чтобы [провести(1), обвести(2)] вокруг пальца.

2) Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово [вырвалось(3), сорвалось(4)] у него с языка.

3) Он воспринял приказ о расформировании как несчастье, [свалившееся(5), упавшее(6)] ему на голову.

Правильный ответ: 2, 4, 5

15. Отметьте варианты, где значение соответствует приведенным фразеологизмам.

1) остаться с носом - потерпеть неудачу, быть одураченным

2) попасть впросак - из-за своей оплошности или неосведомленности оказаться в неловком положении

3) по воле судьбы - в зависимости от сложившихся обстоятельств

4) опускать занавес - не принимать во внимание, не учитывать что-либо

5) избитая колея - общепринятый, привычный, обычный способ действия, образ жизни

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

16. Отметьте предложения, где допущена ошибка в управлении.

1) Редакция получила много откликов по этому произведению.

2) Идея о доме возникла в голове человека, когда он сидел у костра.

3) Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим.

4) В отделе критики и библиографии "толстых" журналов систематически публикуются

обзоры о выходящих новинках художественной литературы.

5) В своих выводах исследователь опирался на результаты многолетней работы.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

17. Отметьте предложения, где допущена ошибка в согласовании определений и приложений.

1) Очень милый мальчик этот был круглый сирота.

2) Две недавно отремонтированных комнаты сдаются внаем.

3) В январе 2000 года запущен очередной спутник к планете Венере.

4) В городе Петрозаводск у нее остались родные.

5) Один грамм-молекула этого вещества содержит нужное количество белков.

Правильный ответ: 2, 3, 4, 5

18. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.

1) "Не в свои сани не садись" вышло в свет в 1853 году

2) Село Погореловка расположена недалеко от центра.

3) "Известия" в этом году увеличили свой тираж.

4) Журнал "Итоги" продолжают печатать серию очерков об экономике страны.

5) "Путешествия великих мореплавателей" запомнилось мне на всю жизнь.

Правильный ответ: 2, 4, 5

19. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Условия кредитования и валютных операций освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.

2) Сборная панель из кирпича может поспорить с железобетонной и по прочности, и по морозостойкости, и другим показателям.

3) Учащиеся проходят практику на заводах, научно-исследовательских институтах, детских садах.

4) Анис культивируют на больших площадях на Украине, Поволжье, на Северном Кавказе и Средней Азии.

5) Они вдвоем несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

20. Отметьте предложения, где допущена ошибка в употреблении деепричастных оборотов.

1) Сидя у костра и ждя приготовления картошки, люди делились своими воспоминаниями, проблемами.

2) Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля.

3) Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.

4) Подъезжая к дому, я быстро вытащил ключи и открыл входную дверь.

5) Затем Сергеев назначается директором автобазы, работая в этой должности полтора года.

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5

21. Отметьте предложения, где допущена ошибка в употреблении причастного оборота.

1) У костра человек впервые задумался о небе и о Боге, ибо с неба молния, упавшая на землю, сожгла первое дерево и явился огонь.

2) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

3) И без этой характеристики Николай понял, что перед ним сидит человек, общительностью не отличающийся.

4) Грибоедов показал, как Чацкий клеймит позором людей, стремящимся любым способом завоевать расположение богатых.

5) Существовавшее до сих пор положение в области использования электропроводов не удовлетворяет уже возросшим требованиям транспорта.

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5

22. Отметьте предложения, где допущена ошибка в построении сложных предложений.

1) Лиза, сама не зная почему, сказала ему, что жизнь не удалась, и все надо перестраивать, и она не в состоянии найти выход.

2) Серафимович писал о своих первых рассказах, что "уже и тогда, правда смутно, я тянулся к классовому принципу".

3) На берегу кто-то развел огромный костер, дым от которого далеко тянулся над лесом, который виднелся вдалеке.

4) Мы ясно слышали отголоски жестокого боя в той стороне, откуда, кажется, что только и могло придти подкрепление.

5) Агапов вошел в контору с видом такого работника, полностью выполнившего поручения.

Правильный ответ: 2, 3, 4, 5



Приложение № 3

  1. И тому, и другому

Придя в церковь, старуха- крестьянка поставила две свечки перед изображением архангела Михаила, поражающего дьявола в образе дракона. При этом одну свечку поставила перед архангелом, а вторую- перед драконом.

- Что вы делаете, добрая женщина?- спросил кюре, увидевший его.

- А как же, отец мой, ведь неизвестно, куда я попаду: в рай или в ад; так что на всякий случай не мешает поставить по свечке и тому, и другому ( Сила проповеди: Из французского и американского фольклора.- М, 1967.- с.15)

2.

Мудреца спросили:

- Почему ты мало говоришь и много слушаешь?

- Потому что мне даны два уха и один язык, ответил тот, - значит, надо слушать вдвое больше, чем говорить! (Персид.) (Пермяков Г.Л. Избранные пословицы и поговорки народов Востока.- М., 1968.- с.351)

3.

Однажды Архимед влез в ванну, наполненную до краёв водой. Часть воды при этом пролилась на пол.

«Проклятье!- воскликнул Архимед.- Сейчас соседи снизу прибегут, крича, что их заливает»

4. Вот что значит джиу-джитсу

В префектуру города Осака пришла маленькая хрупкая женщина госпожа Ниамбо и привела огромного верзилу с искусно связанными руками. Последний пытался полюбезничать сней, но был сбит с ног двумя приемами джиу-джитсу, связан и доставлен в полицию. (Пестрые факты.- М., 1960.- с.43)

5. Сэр! Как вы смеете?

- Послушайте, прошу, подержите мою лошадь.

- Сэр! Я - член конгресса!

- Неважно! У вас вид честного человека. Рискну. (Колпакчи М.А. Дружеские встречи с английским языком.- Л., 1978.- с.264)

Приложение № 4

Методическая разработка урока русского языка на тему: ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ

Методическая разработка урока русского языка на тему: ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ

Методическая разработка урока русского языка на тему: ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ

Методическая разработка урока русского языка на тему: ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ

Методическая разработка урока русского языка на тему: ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ

Методическая разработка урока русского языка на тему: ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ

Методическая разработка урока русского языка на тему: ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ

Методическая разработка урока русского языка на тему: ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ

Методическая разработка урока русского языка на тему: ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ

Методическая разработка урока русского языка на тему: ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ

Приложение № 5



КОНТРОЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ ТЕКСТА

( тот, который должен получиться в результате работы учеников)

Выручили медвежонка.

1.К таежному лагерю геологов несколько дней подряд приходила медведица. 2. Её стонущий рев тревожил рабочих.

3. Группа добровольцев с ружьями решила пойти по следам медведицы. 4. А та словно приглашала за собой в тайгу. 5. Прошли около пяти километров. 6. И в одном из старых заброшенных геологических шурфов увидели медвежонка.

7. Надо было выручать малыша. 8. Связали ремни от ружей и поясов. 9. Инженер Я. Армашев спустился на глубину семи метров, подхватил мишку.

10 11. В лагере медвежонок совсем поправился и окреп. 12. Через неделю его отпустили на волю. 13. Мамаша поджидала своего малыша.

ОБРАЗЕЦ КАРТОЧКИ

(Текст разрезается на предложения)

Мамаша поджидала своего малыша.

Через неделю его отпустили на волю.

Когда спасенного медвежонка на краю шурфа угощали колбасным фаршем, мамаша смирно сидела неподалеку.

В лагере медвежонок совсем поправился и окреп.

Инженер Я. Армашев спустился на глубину семи метров, подхватил мишку.

Связали ремни от ружей и поясов.

Надо было выручать малыша.

И в одном из старых заброшенных геологических шурфов увидели медвежонка.

Прошли около пяти километров.

А та словно приглашала за собой в тайгу.

Группа добровольцев с ружьями решила пойти по следам медведицы.

Её стонущий рев тревожил рабочих.

К таежному лагерю геологов несколько дней подряд приходила медведица.

ТЕКСТ ДЛЯ ЗАЧИТЫВАНИЯ

И в одном из старых заброшенных геологических шурфов увидели медвежонка. К таежному лагерю геологов несколько дней подряд приходила медведица. Мамаша поджидала своего малыша. Надо было выручать малыша. Через неделю его отпустили на волю. Её стонущий рев тревожил рабочих. Прошли около пяти километров. .Связали ремни от ружей и поясов. Группа добровольцев с ружьями решила пойти по следам медведицы. В лагере медвежонок совсем поправился и окреп. А та словно приглашала за собой в тайгу. Когда спасенного медвежонка на краю шурфа угощали колбасным фаршем, мамаша смирно сидела неподалеку. Инженер Я. Армашев спустился на глубину семи метров, подхватил мишку.









ЛИТЕРАТУРА

  1. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» под ред. В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова и др., М., «Просвещение», 2006

  2. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл» под ред. А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, М., «Просвещение», 2007

  3. Учебник «Русский язык для всех» Е.Степанова и др., 1999

  4. «Настольная книга преподавателя иностранного языка», Е.А.Маслыко и др., 1998

  5. Китайгородская Г.А. и др. Мосты доверия. Интенсивный курс русского языка Учебник. Книга для преподавателей. М. 1993.

  6. «Поурочные разработки. Русский язык. 11 кл к учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой» под ред Т.В. Потёмкиной, 2006

  7. gramota.ru/…/ryzr/rzr2001-01/28_170

  8. psy.1september.ru/2001/37/vkl.htm

  9. Б.С.Мучник. Культура письменной речи. Формирование стилистического мышления, М., Аспект-пресс, 1996





© 2010-2022