Конвенция о правах ребенка

Каждый человек, живущий на земле, имеет определенные права и обязанности. Сегодня мы поговорим с вами о правах детей, т.е. о ваших правах. Дети всегда живут с родителями, которые заботятся о своих детях, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат детей, когда они болеют, создают все условия для учебы, помогают подготовиться детям к взрослой жизни. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют различные общественные и благотворительные организации, которые заботятся о детях во время стихийных бедствий, войн, эпидемий и в других случаях, когда детям или их родителям нужна помощь. Такие организации есть в разных странах, а наиболее авторитетная из низ – это Организация Объединенных наций (ООН). Что это за организация? В 1945 году закончилась Вторая мировая война – самая жестокая и кровопролитная в истории человечества. В эту войну погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Когда наступил мир, народы многих стран решили, что необходимо объединиться и решать все разногласия  и споры мирным путем, вступая в переговоры, а не начинать войну.  Война – это самый худший способ решения споров.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конвенция о правах ребенка

Каждый человек, живущий на земле, имеет определенные права и обязанности. Сегодня мы поговорим с вами о правах детей, т.е. о ваших правах.

Дети всегда живут с родителями, которые заботятся о своих детях, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат детей, когда они болеют, создают все условия для учебы, помогают подготовиться детям к взрослой жизни.

Но о детях заботятся не только в семье. Существуют различные общественные и благотворительные организации, которые заботятся о детях во время стихийных бедствий, войн, эпидемий и в других случаях, когда детям или их родителям нужна помощь. Такие организации есть в разных странах, а наиболее авторитетная из низ - это Организация Объединенных наций (ООН).

Что это за организация?

В 1945 году закончилась Вторая мировая война - самая жестокая и кровопролитная в истории человечества. В эту войну погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Когда наступил мир, народы многих стран решили, что необходимо объединиться и решать все разногласия и споры мирным путем, вступая в переговоры, а не начинать войну. Война - это самый худший способ решения споров.

Именно с этой целью в 1945 году и была создана Организация Объединенных наций. А через три года, в 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека - документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: право на жизнь, право на свободу и неприкосновенность, право на труд, право на отдых, право на защиту чести и достоинства, право на образование, право на медицинское обслуживание, равенство всех перед законом и многое другое.

Положения, о которых говориться в Декларации, касаются всех - мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих, независимо от национальности и цвета кожи. Но в Декларации не говорится ни слова о детях. А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны взрослых. Дети - будущее нашего общества. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Большинство государств пришли к соглашению, что будут соблюдать в своей стране права каждого ребенка, так как вся жизнь и судьба каждого ребенка зависят от взрослых. А взрослые бывают разные: и добрые и злые.

В 1989 году ООН приняла особый документ - Конвенция о правах ребенка, которая разработана на основе Всеобщей декларации о правах человека.

Конвенция - это международное соглашение. Наша страна, Россия, тоже ратифицировала Конвенцию, то есть подписалась под этим документом. Тем самым Россия дала слово всему миру о том, что она будет заботиться о своих детях.

Конвенция - это достаточно большой документ, перечислим основные положения:
• Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
• Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
• Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
• Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.
• Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
• Ребёнок имеет право на образование.
• Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
• Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
• Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Эти права и дети и взрослые должны знать, чтобы никто не мог обидеть ребенка, а ребенок знал, что он под защитой государства.

А сейчас мы, с помощью литературных героев, познакомимся с основными правами детей.

Главное право каждого человека - право на жизнь. И маленький человек - ребенок - тоже имеет право на жизнь. Но ведь так думали не всегда. В древности было такое государство - Спарта. Оно славилось своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми. Но как относились спартанцы к своим детям? Как только рождался мальчик, его тщательно осматривали и решали: если крепкий и здоровый, то пусть живет, а если слабый и больной - он не нужен государству и бросали его со скалы в пропасть. А ведь слабый ребенок, если он будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким, он может стать большим ученым-изобретателем, или талантливым художником, мудрым врачом или полководцем. Великий русский полководец Александр Суворов был с рождения хилым, болезненным ребенком. Но когда он решил, что будет военным, то стал тренировать себя, занялся закаливанием: и летом и зимой спал с открытым окном на жесткой постели, обливался холодной водой. И впоследствии все удивлялись его выносливости и здоровью.

Больного ребенка необходимо лечить, а слабому помогать. В Конвенции говориться, что каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где бы врачи смогли спасти, вылечить малыша, если он болен.

Вспомните, в какой сказке А.Пушкина жестоко обошлись с новорожденным и его мамой?

«В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили.

И пустили в Окиян -

Так велел - де царь Салтан».

(А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Каждая страна, подписывая Конвенцию, обещает защищать своего маленького гражданина. В Конвенции записано - «Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка». Некоторые взрослые позволяю себе бить ребенка только потому, что они сильнее. Или жестоко обращаться с ребенком.

Вспомните, в какой сказке А.Пушкина по приказу злой царицы так жестоко обошлись с царевной:

«Свесть царевну в глушь лесную,

И, связав ее, живую,

Под сосной оставить там

На съедение волкам».

(А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

По Конвенции ребенок не отвечает за ошибки родителей, что бы они не совершили. Вспомните в какой сказке принцесса страдает за провинность родителей: «Много чудесных подарков получила новорожденная принцесса. И вдруг во дворце появилась злая Ведьма.

- Вы не пригласили меня на крестины, - сказала она Королю и Королеве.

- Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрет»

(Ш.Перро «Спящая красавица»)



Восьмой пункт Конвенции гласит: «Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа. Никто не имеет право заставить вас открыть дверь, впустить чужих людей в дом» а кто в этой сказке нарушает Конвенцию? Что это за сказка?

«- Сейчас же отоприте дверь, прорычал Волк, - а не то я ее выломаю!

- Дом поросенка - это его крепость, -сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться»

(С.Михалков «Три поросенка»)

Дети имеют право жить со своими родителями и ни кому не позволено их разлучать. Бывает, детей спасают во время наводнения или войны и их могут вывезти из опасного места даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга.

Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой огромный ледяной дворец? Имела ли она на это право?

(Г.Х.Андерсен «Снежная Королева»)

Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. Значит, когда вы ходите в школу, вы помогаете стране выполнять Конвенцию о правах ребенка. Все должны учиться , чтобы стать грамотными, умелыми, воспитанными. А государство должно следить , чтобы все дети, без исключения, посещали школу и не прогуливали занятия. А кто из сказочных героев не захотел воспользоваться своим правом на образование, когда папа Карло купил ему Азбуку и отправил в школу? Куда пошел герой этой сказки?

(А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Но не все время нужно учиться. Надо когда-нибудь и отдыхать! Да, вы имеете право на отдых, на игры, на праздники, и это не пустяк, раз об этом говориться в конвенции. Вспомните, в какой сказке были нарушены эти правы героини.

«-Матушка, сестры, можно и мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

- Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце»

(Ш.Перро «Золушка»)

Государство должно заботиться о ребенке, который остался без попечения родителей, то есть государство должно проверять хорошо ли живется ребенку-сироте: не обижают ли его, не заставляют ли делать вредную для его здоровья работу. В какой сказке мачеха послала девочку-сироту в декабрьскую стужу в лес за подснежниками?

(С.Маршак «Двенадцать месяцев»)

Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей . конечно, это не значит, что родителям должно быть безразлично, с кем дружит их ребенок, где бывает. К мнению взрослых стоит прислушиваться, ведь у них большой жизненный опыт, они могут многому научить, посоветовать, предостеречь.

Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Этим он нарушает его право на личную жизнь, на тайну переписки. А вы, приходя в библиотеку, вы пользуетесь своим правом на доступ к информации. Но вы должны знать, что у всех читателей есть не только права, но и обязанности. Потому что, если читатель не вовремя возвращает книги в библиотеку, портит их или теряет, этим он нарушает права других читателей, которые уже не могут узнать, что было написано в этой книге. Пользуясь своими правами, нужно обязательно уважать и права других, не нарушать их.

«Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуации, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих собственных правах служит оправданием лени, иждивенчества, невоспитанности, стремлением получить ничего не отдавая взамен.

Сейчас мы поговорим о некоторых ситуациях, которые возникали или могут возникнуть у многих.

Разыгрывается сценка.
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать: - С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать: - Помой посуду, сынок.
Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя накажу!
Сын: - Это проявление жестокости, папа.
Работа в группах, обсуждение.

Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?

Дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.


Разыгрывается сценка

Мать: - Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: - мама, у меня завтра контрольная.

Мама: - Ты и к контрольной успеешь подготовиться, если зря не будешь тратить время! Нельзя же оставлять дома такой бардак!

Сын: - Но по Конвенции по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Работа в группах, обсуждение.

Сын здесь явно не прав. Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации труда детей, если они где-то работают. А отказываясь выполнить домашнюю работу, сын нарушает право других членов семьи на отдых и другие занятия.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга - единственный способ решения конфликта родителей и детей.

В заключении нашей беседы и для закрепления полученных знаний, прослушаем несколько песен и определим о каких правах ребенка в них идет речь.

  1. «Песня бременских музыкантов» (муз. Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) «- Ничего на свете лучше нету…»

(Право на свободу мирных собраний.

Право на свободу передвижения)



  1. «До чего дошел прогресс» из к|ф «Приключения Электроника»

(муз. Е.Крылова, слова М.Пляцковского)

(Право на пользование благами научно-технического прогресса)



  1. «Чему учат в школе» (муз. В.Шаинского, слова М.Пляцковского)

(Право на образование)



  1. «На крутом Бережку» из м|ф «Приключения кота Леопольда»

(муз. В.Шаинского, слова А.Хайта)

(Право на отдых)

8


© 2010-2022