«Творчество Виталия Валентиновича Бианки – самоучитель любви к… русскому языку и литературе»

Данная статья представляет собой рекомендации по организации и проведению работы учителя над словом. Материал дает возможность осуществлять воспиатние любови к русскому образному слову, интереса к слову как на уроке русского языка, так и литературы. Работа строится на основе дневниковых записей В.В. Бианки. Например, как можно провести работу над словами «красота» и «лепота». Задания рассчитаны на учащихся 5-6 классов. Автор показывает, как акцентировать внимание учащихся на словах-образах в тво...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Литература и культура родного края в школьном изучении»




«Творчество Виталия Валентиновича Бианки -

самоучитель любви к… русскому языку и литературе»











2014





В одной из критических статей о творчестве В.В. Бианки сказано: «Произведения Бианки - прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы».

Хочется добавить: «Произведения Бианки - прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно, когда состояние русского языка стоит на грани культурной катастрофы, а дети не хотят читать произведения художественной литературы».

Уже много сказано на сегодня о размытых ценностях, о засорении русского языка, о всевозможных экспериментах в написании слов (особенно это касается рекламы), когда среди русских букв при написании вдруг появляется буква иноязычного алфавита. Самое страшное, на наш взгляд, что это уже не дань моде, а норма!

В контексте данной проблемы творчество В.В. Бианки как части культуры и литературы Алтайского края в школьном изучении очень актуально! Тем более, что 2014 год юбилейный год, связанный с именем этого прекрасного писателя, натуралиста, биолога, деятеля культуры: 120 лет со дня рождения, 90 летие со дня выпуска его первой книги «Чей нос лучше?»

«Про Виталия Бианки можно сказать,- замечает один из его литературных учеников (Эд. Шим),- что он из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людми». И вновь хочется дополнить: «Вырасти настоящими русскими людьми, носятелями высокой речевой культуры, носителями высокой духовности».

В.В. Бианки сказал о своем творчестве - «это самоучитель любви к природе». Согласны. Это, безусловно, так! Но… не только к природе. Если внимательно вчитываться, вглядываться в «бианковское» слово, то можно разглядеть бесконечное множество рассыпанных, исключительно красивых русских слов, не обычных, не избитых, а ярких, выразительных, образных!

Когда мы начинаем учить детей на уроках русского языка и литературы вглядываться в эти слова, мы начинаем учить их мыслить, исследовать, чувствовать. А это тоже сегодня важно!

Позволим себе на правах автров процитировать самого В.В. Бианки: «Вечная вражда между педагогами и писателями (художниками): педагоги учат видеть, и потом человек видит в живом и мёртвом только то, что его научили видеть, а писатели (художники) учат смотреть - открывать глаза на мир, приучают рассамтривать его…»

Роль современного учителя, как, впрочем, и всегда - многогранна, ответственна.

Современный учитель уже давно «не враждует» с писателями, художниками слова, а учит вглядываться, смотреть, рассматривать и… чувствовать. В первую очередь, это учителя русского языка и литературы, потому что их предметы - это уроки духовности, формирования «космоса», который находится внутри каждого маленького человека.

Сейчас по телевизору идет прекрасная передача «День ангела», которую предваряет песня, где есть слова: «маленький человек смотрит в большую жизнь. Ручку его держи крепче…». Руки, души, сердца детей и в руках учителя. Берем их и идем… к В.В. Бианки, чтобы вчитываться, восхищаться, удивляться, совершенствоваться.

Творчество В.В. Бианки в основном представлено в курсе литературного чтения в начальной школе. А жаль…

Задача учителя средней школы не пропустить момента, когда ребенок готов уже не просто прочесть слово, а «взять его на язык», почувствать вкус прелести свежего, неизбитого слова, всмотреться в его синтетику, структуру, смысл, назначение.

Под этим процессом мы имеем в виду исследовательскую работу, маленькие и большие проекты. Это у кого - что лучше получается, с учетом индивидуальности ребенка, временных возможностей: от эпизода урока, до полноценного урока, целого курса.

Вот как может выглядеть эпизод урока русского языка, посвященный словарной работе в 5-6 классе:

Учитель:

- Виталий Валентинович Бианки не любил слово «природа». «Затаскали это слово, - говорил он, - только и слышишь: природные явления, лоно природы, ах, природа, поехали на природу!.. И, главное, говорят одно, а видят другое. Говорят «лоно», а видят затоптанный пляж, говорят «красота», а вспоминают подстриженный газончик. (Наши предки подразделяли значения слов «красота» и «лепота. Они понимали разницу)…»

Задание-вопрос ученикам: а вы чувствуете разницу этих слов, понимаете ее? Попробуйте порассуждать, выдвинуть версии.

- Конечно, версии есть, но дальше современного словоупотребления синонимов к слову «красота» дело обычно не идет.

Поэтому предлагаем ученикам найти ответ у Бианки:

«Красота» - это то, что создано Природой, а «Лепота» - это то, что создано (слеплено) самим Человеком. (После этого слышим от ребёнка: «Так вот что имел в виду герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию», когда стоял на балконе многоэтажного дома, глядел на панораму Москвы и восклицал «Лепота!»)

Дети приходят в восторг, они уносят с собой это слово и, кто знает, может быть, это слово - бережок, от которого ребенок оттолкнется и поплывет по прекрасному морю, именуемому И.С. Тургеневым «Великим и могучим русским языком».

Данный эпизод урока может дальше продолжаться по-разному: слово «лепота» можно связать с прекрасным зданием - музеем имени В.В. Бианки, которое без его участия и огромного подвижнического труда могло бы никогда не появиться (а этот краеведческий музей, «Музей Чуйского тракта», - огромный и благодатный для воспитания подрастающего поколения пласт культуры Алтайского края).

Вокруг слова «лепота» можно составить разговор об этимологии слова, синонимических и антономических рядах, о стилевом употреблении. Все это мы называем «погружением в слово.» Главное, чтобы ученик захотел взять в библиотеке или найти в Интернете рассказ, сказку, очерк и начал «читать медленно, со шпонами» (Бианки), созданное талантливым писателем. Сам начал читать, учиться думать, учиться наблюдать, учиться чувствовать и любить Россию, ее язык, ее литературу, историю.

У Виталия Валентиновича есть прекрасные слова о роли и назначении писателя: «Я только ныряльщик. Я ныряю в глубину жизни за жемчугом. Низать его в ожерелье, носить будут другие». Прекрасная метафора, используемая писателем, серьезная мотивация для учащихся познавать сокровища русского языка, литературы, уметь их понимать, воспринимать, использовать в речи.

Бесконечно много возможностей у учителя для работы над словом писателя на уроках русского языка и литературы!

Благодатен языковой материал из дневниковых записей В.В. Бианки при изучении тем, связанных со словообразованием имен существительных, имен прилагательных, глаголов:

1). Шел охотничек лесочком,

Вот идёт, идёт, глядит, -

А под кустичком-кусточком

Заинька сидит…

2). Скворчат скворчата.

3). Любовь к родному уголку мира. Полный дремучих тайн лес, просторы степи и тундры, горы, море - создают воображальщиков, мечтателей, сочинителей, поэтов.

4). Смотрю на солнце сквозь фонтан, а в нем, в фонтанчике, радужишка, да какая веселая!

5). Чутьистая собака.

6). Талант - любовь. Если чего не любишь, - как ни талантствуй - ничего не получится.

7). В лесном парке в оврагах бегут весенние ручейки - журчейки.

8). Неслышимка.

9). Рассказусы.

Эти же слова находят своё место в контексте урока литеарутры, когда мы учим школьников определять авторское отношение к изображаемому.

Не меньше возможностей для работы над словом Бианки при изучении тем, связанных с лексикой. Здесь мы говорим о явлениях омономии, синонимии. Здесь мы говорим о средствах выразительности, о величайших возможностях через маленькое, короткое слово сказать очень многое, создавать яркие, ёмкие образы:

1) Совершенно летний день - совершеннолетний;

2) С бодрым утром!

3) Пристальный человек.

4) Рассказусы.

5) Говорить швырками.

6) Лес - колонный зал…

7) Пью солнечное утро глотками.

8). Лес - самосвет.

При всей образности, эмоциональности, при всем писательском субъективизме ученикам всё понятно, все слова и словосочетания осмысливаются правильно и глубоко. А главное - запоминаются и принимаются в их собственное мировосприятие и осмысление! Идет развитие духовности ребенка через изучение русского языка и литературы! И «ожерелье», собранное Виктором Валентиновичем, берется учениками в интеллектуальную собственность.

Данная работа со словом Бианки приобщает школьников к культуре, к потребности говорить точно, образно, красиво и эмоционально.

Эффективно воспитывает языковое чутье, бережное отношение к слову содержание писем В.В. Бианки к зоологу Звереву Максиму Дмитриевичу. В частности, письмо от 15.09.1952 года. Говоря современным языком, содержание письма - это мастер-класс. Это ответ на вопрос: как работать над языком при создании собственных текстов.

В контексте разговора о предстоящем введении обязательного экзамена по литературе в форме сочинения - очень полезный и актуальный материал!

Автор статьи считает важным обращаться к творческому наследию В.В. Бианки в школьном изучении, потому что это ограмная часть культуры Алтайского края. Все, что он увидел, перечувствовал, пережил здесь - вылилось на страницы произведений, дневниковых записей, писем…

В предисловии к книге В.В. Бианки «Удивительные тайны» его дочь, Елена, пишет о том, что однажды отец получил письмо от военнослужащего, содержащее просьбу посоветовать, какое место выбрать для постоянного жилья после армии. Бианки буквально ответил следующее: «Не зная Вас, могу только в нескольких словах рассказать, какой уголок нашей страны больше всего понравился, пришелся по душе мне… Это Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Я жил там в юности четыре года - и до сих пор (а мне седьмой десяток) - вспоминаю это время, как чудесный сон… Я бы выбрал Алтай. Но, может быть, мы разное любим! 13.01.1958 год.»

Разве это не повод к большому и серьезному разговору с учениками о родине, о своем родном крае, о его природе, о его культуре. Это предлог заняться большой исследовательской и экологической работой, созданием проектов о прекрасных местах Алтая как туристической зоне, где когда-то жил и работал В.В. Бианки.

Мы живем в сложное, противоречивое время, когда все быстро меняется (иногда не в лучшую сторону…). Но, к счастью, в нашей жизни есть такие островки и острова культуры, которые помогают Учителю не только сберечь души детей от культурной и экологической катастрофы, но и обогатить их духовно, помочь обрести такой стержень, который поможет не сломаться на самых крутых виражах жизни. А это, в первую очередь, любовь к родине, любовь к литературе, к родному русскому языку, потому что он «дан великому народу». И первую скрипку, на наш взгляд, здесь играет творчество Виталия Валентиновича Бианки! Его наследие - самоучитель любви к родине, к природе, к литературе, к русскому языку!

В заключении хочется позволить себе еще одну цитату. Это заключительные строки письма, о котором автор статьи упоминает выше. Эти слова обращены к Звереву Максиму Дмитриевичу, с которым был знаком Бианки, дружил с ним, вел переписку, учил, как надо писать о природе для детей: «Учите ваших ребят любить слово, учите бережно обращаться с ним, учите владеть им. Слово - могучая сила

Эти слова - лейтмотив работы современного учителя русского языка и литературы.







Используемая литература:

1. В.В. Бианки. Собрание сочинений в четырех томах. Том I. Издательство «Детская литература». Ленинград, 1972.

2. В.В. Бианки. Собрание сочинений в четырех томах. Том IV. Издательство «Детская литература». Ленинград, 1972.

© 2010-2022