Открытый урок по литературе Портрет как средство характеристики героя. Образ Герасима по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»










Открытый урок на тему:

«Портрет как средство характеристики героя. Образ Герасима

по рассказу И.С.Тургенева «Муму»




Подготовила учитель

русского языка и литературы

Убушаева Светлана Анатольевна







Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Цель:

1.Дать полную характеристику образу главного героя рассказа - Герасиму;

показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями рассказа;

2.Показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.

Ход урока

I.Вступительное слово учителя

Ребята, послушайте историческую хронику, которую подготовили Бадмаева Наталья и Манджиева Татьяна:

Манджиева Татьяна:

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево Орловской губернии жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня Варвара Петровна Лутовинова, восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках.

Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка - и того лучше!

Бадмаева Наталья:

Для мужика городская работа - легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого - он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки спасенную как-то зимою, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Но только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

- Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?

- Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил.

- Вы правы, действительно, это прототипы рассказа Тургенева «Муму»: (Слайд 1)Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.

- Давайте вспомним, что обозначает слово «прототип»? (Словарь)

(Реальное лицо, которое послужило автору основой для создания литературного героя.)

Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»

На этот вопрос мы с вами попытаемся ответить в ходе урока.

Кроме этого, нам необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.

Я знаю, что текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился (об этом говорят ваши рисунки), и ,надеюсь, вы будете активно работать на уроке.

II. Проверка знаний.

Время написания рассказа «Муму» - 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России?

Басхаев Эльвег:

В 19 веке в России люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы богател хозяин. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!

- Тем и страшно было крепостное право, что у помещиков была возможность делать все, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми.

- Что означают слова «челядь», «дворовые», «холопы»? (Словарь)

(Это синонимы, они обозначают крепостных крестьян).

III. Работа по теме урока.

А теперь вернемся к нашему произведению и дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима. (Слайд 2)

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Ниже:

Образ Герасима.

1. Составление плана.

Мы составим подробный план, который нам поможет дать полную характеристику Герасима.

Откройте учебники на стр. 209, найдите в тексте описание портрета Герасима. Прочитайте.

- Что необычного было в Герасиме?

1. Необычайная сила Герасима. Запишите.

- Как Герасим относился к крестьянскому труду? Прочитайте.

Как назовем этот пункт плана?

2. Любовь к крестьянскому труду. Запишите.

- Какие новые обязанности появляются у Герасима в городе? Найдите в тексте.

- Как назовем этот пункт плана?

3. Новые обязанности Герасима. Запишите.

- Как складываются у Герасима отношения с дворовыми? Прочитайте.

- Как назовем этот пункт плана?

4. Отношения с дворовыми. Запишите.

- После какого случая Герасима стали бояться и чужие? Прочитайте.

- Как назовем этот пункт плана?

5. Как Герасим проучил воров. Запишите.

- Кто из вас сможет рассказать о Герасиме по составленному плану?

2. Работа со сравнениями в характеристике Герасима.

- При описании Герасима Тургенев использует много сравнений - изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.

Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.

«Он вырос, как дерево растет на плодородной почве». Стр. 210.
Объясните это сравнение.

«Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда - Бог весть». Стр. 210.

Как вы понимаете это сравнение?

«Пойманный зверь».
- А что должен чувствовать пойманный зверь? (Клетка, желание вырваться на свободу).
- В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).

«Степенный гусак» Стр. 211
- Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, как известно, птица важная и рассудительная, Герасим чувствовал к ним уважение). (Слайд 3) Запишите в тетрадь эти сравнения.

- Какие черты характера мы можем добавить нашему описанию?

(Слайд 4)

Сильный, злой, ловкий, умелый, ленивый, находчивый, трудолюбивый, бессердечный, глупый.

- Выберете те черты характера, которые соответствуют Герасиму.

(Слайд 5)

3. Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.

- Как звали девушку, которая понравилась Герасиму? ( Татьяна.) (Слайд 6)

- Какие знаки внимания он ей оказывал?

-Чем закончилась история любви Герасима к Татьяне?

- А знала ли барыня, что Татьяна нравится Герасиму?

-Почему дворецкий Гаврила не сказал ей об этом? (Гаврила боялся ей сказать)

-Как Гавриле удалось осуществить приказ барыни - женить Капитона на Татьяне? Найдите и прочитайте. (Татьяне было приказано притвориться хмельной, а Герасим терпеть не мог пьяниц). (стр. 221)

- Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

-Расскажите об отношении Герасима к Татьяне.

- Какой можно сделать вывод? (Слайд 7)

Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

4. Герасим и Муму.

-Какой случай помог Герасиму скрасить одиночество?

Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки…

Так в его жизнь вошла Муму. (Слайд 8)

Посмотрите отрывок из мультфильма «Муму».

- Какие новые заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой»?

- Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?

- Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

5. Герасим и барыня.

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды…

А сейчас мы с вами прочитаем диалог барыни с Гаврилой по ролям. Стр. 229

- Какой была барыня? (Слайд 9)

- Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Она считала, что ей должны подчиняться не только люди, но и животные).

- Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

- Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни? (Потому что он не хочет, чтобы глумились, над дорогим ему существом, этим облегчив ее участь.) (Слайд 10)

Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Герасим сам решает выполнить приказ барыни.

6. Гибель Муму.

- Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.

- Что сделал Герасим после того, как выполнил приказ барыни? (видео, ухода в деревню)

7. Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню (стр. 240-241).

- Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?

- Какой можно сделать вывод? (Слайд 11)

Вывод: . Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

IV. Обобщение по уроку. Общий вывод.

- Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?

(Автор концовкой рассказа выражает свою надежду на то, что крепостные крестьяне, подобно Герасиму, не станут больше терпеть гнет и унижение, и повиноваться своим господам.)

- Так давай те ответим на главный вопрос: Почему Герасим сразу не забрал Муму и не ушел вместе с ней?

(Потому что он дал слово барыне, она была для него превыше всего, и чувство долга, не позволило ему совершить обман.) (Слайд 12)

Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право.

V. Домашнее задание.

Составьте устное сочинение-описание на тему «Герасим в рассказе «Муму».

VI. Оценки за урок

VII.Рефлексия.

6


© 2010-2022