Трудные случаи русской орфографии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №111»













Программа

спецкурса по русскому языку для 9-х классов

«Трудные случаи русской орфографии»










Составила

Иванова Г.Г.

учитель русского языка

и литературы

МАОУ «СОШ№111»

высшей категории





г. Пермь

Программа:


1. Правописание гласных в корне слова. 2 часа

2. Правописание согласных в корне слова 1 часа

3. Правописание гласных после шипящих и Ц 1 часа

4. Правописание приставок 2часа

5. Правописание суффиксов 2часов

6. Н и НН в разных частях речи 2 часа

7. Правописание окончаний разных частей речи 2 часа

8. Правописание Ь и Ъ 1 часа

9. Правописание числительных 1 час

10. Правописание сложных слов 1 часа

11. Правописание частиц 1часа

12. Правописание наречий 2часа

13.Правописание предлогов и союзов 1 час






















Объяснительная записка

Повышение уровня обученности и образованности по русскому языку, выпуск из основной и средней школы грамотного выпускника - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой.

Орфографическая грамотность прививается с первых дней пребывания ученика в школе. В системе эта работа ведется с начальной школы по седьмой класс включительно, когда изучаются такие разделы лингвистики, как «Фонетика», «Состав слова», «Словообразование», «Морфология». В 8-9 классах, когда изучаются «Синтаксис» и «Пунктуация», работа по орфографии носит повторительно-обобщающий характер. Малое количество учебных часов (8 класс - 3 часа, 9 класс - 2 часа) не позволяет расширять и углублять знания учащихся по орфографии. А такое углубление и расширение необходимо, потому что учащихся надо основательно готовить к итоговой аттестации по русскому языку за основную школу, подготовить их к дальнейшему обучению в профильных классах.

Выпускник основной школы должен уметь пользоваться справочной литературой, словарем, знать множество исключений из правил, составлять алгоритм и опорные схемы по орфографическому материалу и уметь ими пользоваться, а также владеть умением, корректировать не только свои орфографические ошибки, но и чужие, знать лингвистическую природу орфографической ошибки, уметь работать по принципу саморепетирорства. Бесспорно, что эта задача выполнена для учащихся гимназии. Этим и вызвано написание программы спецкурса «Трудные случаи орфографии» для 9 классов.

Программа рассчитана на 20 часа, спецкурс можно вести как в 8 классе, так и в 9 классе.

В ходе работы по программе данного спецкурса должны быть реализированы следующие цели и задачи:

- углубление знаний по орфографии;

- знакомство учащихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;

- систематизация имеющихся знаний, новых сведений, обобщение их форме таблиц, опорных схем;

- повышение интереса к изучению русского языка;

- подготовка к итоговой аттестации по русскому языку за основную школу.

Занятия по данной программе должны носить развивающий характер, поэтому приемлемы следующие формы и методы работы по усвоению орфографического материала и выработки орфографической зоркости:

- работа по опорным таблицам и алгоритмам;

- словарно-орфографическая работа;

- морфологический, словообразовательный и орфографический разборы;

- этимологический анализ слова;

- различные виды диктантов;

- работа с текстом;

- тестирование.

В конце изучения программы спецкурса учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

- знать все нормы правописания;

- уметь классифицировать ошибки, объяснять их;

- графически обозначать орфограммы и объяснять их;

- уметь пользоваться справочниками по орфографии и орфографическими словарями.

Изучение орфографии в разрезе данного спецкурса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения в школе

п/п

Тема

Цели и задачи

Формы работы

1.

2.

3.

4.

1.

1.1.

1.2.

1.3.

Трудные случаи правописания гласных в корне слова:

а) проверяемых ударением

б) не проверяемых ударением

в) чередующихся гласных

Углубить знания по теме; выработать прочный навык написания данных орфограмм.

Словарно - орфографическая работа, работа по опорным таблицам, анализ текста, составление диктанта.

2.

2.1.

2.2.

Трудные случаи правописания согласной в корне слова:

а) непроизносимые согласные и непроверяемые согласные;

б) двойные согласные.

Углубить знания по теме, показать трудные случаи правописания двойных согласных и непроизносимых, не проверяемых на письме.

Словарно-орфографическая работа, распределительные диктанты, тесты.

3.

3.1.

3.2.

Правописание гласных после шипящих и Ц:

а) гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончание;

б) гласные И-Ы после Ц.

Обратить особое внимание на случаи правописания О и Ё после шипящих в суффиксах причастий и отглагольных частей речи, углубить знания по теме; уточнить все исключения по теме.

Морфемный разбор, составление таблицы «О и Е после шипящих», словарно-орфографическая работа, творческий диктант, выборочно- распределительные упражнения

4.

4.1.

4.2.

4.3.

Правописание приставок:

а) на -З и -С и Ы-И после русских приставок,

оканчивающихся на согласную

б) при- и пре-

в) написание некоторых слов иноязычного происхождения.

Углубление знаний учащихся по темам; научить различать смысловые значения приставок при- и пре- в словах, близких по звучанию, но разных по значению; обратить внимание на написание иноязычных слов типа: престиж, привилегия, президент.

Работа по опорным таблицам; выборочно-распределительные упражнения, этимологический разбор; сочинения на лингвистическую тему.

5.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

Правописание суффиксов:

а) существительных;

б) прилагательных;

в) глаголов;

г) причастий;

д) наречий.

Расширить представление о суффиксах существительных, углубить знания о суффиксах прилагательных, глаголов, причастий, выработать прочный навык их написания.

Словарно -орфографические работы, словообразовательный и морфологический разбор, выборочно-распределительные, предупредительные диктанты; анализ текста.

6.

6.1.

6.2.

Н и НН в различных частях речи:

а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных, на стыке морфем.

б) в отглагольных частях речи.

Углубить знания по теме, уточнить все исключения по теме; выработать навык правильного написания орфограмм.

Работа с алгоритмом, выборочно- распределительные, объяснительные, проверочные диктанты, работа с текстом, сочинение на лингвистическую тему

7.

7.1.

7.2.

Трудные случаи.

Правописание окончаний разных частей речи:

а) падежных окончаний существительных, прилагательных;

б) безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

Углубить знания по теме, систематизировать знания учащихся о правописании окончаний различных частей речи.

Работа с опорными схемами, с алгоритмом, творческие диктанты, работа с текстом, сочинение по опорным словам.

8.

8.1.

8.2.

Правописание Ь и Ъ:

а) разделительные Ь и Ъ;

б) Ь после шипящих.

Уточнить все случаи правописания Ь и Ъ, углубить знания по теме, особое внимание обратить на правописание иностранных слов.

Работа с опорными схемами, орфографический разбор, выборочно-распределительные упражнения.

9.

Трудные случаи правописания числительных

Расширить знания о правописании всех разрядов, в частности всех составленных количественных и сложных количественных.

Работа с таблицами, диктанты с творческими заданиями, работа с сигнальными карточками.

10.

10.1

10.2.

10.3.

Правописание сложных слов:

а) существительных;

б) прилагательных;

в) правописание слов с пол- и полу-.

Уточнить все случаи правописания существительных и прилагательных, образованных способом сложения, выработать прочный навык написания слов через дефис.

Осложненное списывание, выборочно-распределительные диктанты, словообразовательный и морфемный разбор.

11.

11.1.

11.2.

11.3.

Правописание частиц:

а) слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи;

б) написание частиц БЫ, ЖЕ, ЛИ, ТО, КАКОЕ и т.д.;

в) различение частиц НЕ и НИ.

Правописание НИ.

Углубить знания по теме, обобщить имеющиеся знания, выработать навык различения НЕ - частицы, НЕ - приставки.

Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты.

12.

12.1.

12.2.

12.3.

Правописание наречий:

а) слитное написание;

б) раздельное написание;

в) дефисное написание.

Углубить знания по теме, выяснить все исключения; выработать навык правильного написания наречий.

Составление таблиц, проверочные, предупредительные диктанты, тесты.

13.

Правописание предлогов.

Углубить знания по теме, уточнить все случаи правописания производимых предлогов.

Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты.

14.

Правописание союзов.

Углубить знания по теме; научить различению союзов и сочетаний местоимения или наречия с предлогом или частицей.

Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты.

Литература:

1. Розентоль Д.Э. Справочник по русскому правописанию. М. «Просвещение», 2000 г.

2. Иванова Е.В., А.Н. Иванов. Русский язык без зубрежки. М. 1999 г.

3. Лебедев Н.В.Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М. «Просвещение», 1991 г.

4. Руссова Н.Ю. Как стать грамотным. Нижний Новгород, 1994 г.

5. Грекова А.А. Особенности обучения учащихся русскому языку. Тольятти, 1994 г.

(Учебное пособие по специальному практическому курсу повышения грамотности).

6. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М. «Просвещение», 1982 г

7. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка 8 класс. М. «Просвещение», 1992 г.

8. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов. М. «Просвещение», 1983 г.

9. Рейнке И.Н. Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. Ленинград, 1971 г.








© 2010-2022