Былинные традиции в произведениях русских авторов (на примере текста Н. С. Гумилева Змей)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе

(на материале стихотворения Н.С.Гумилева «Змей»)

Тема: Былинные традиции в произведениях русских авторов

Количество часов на изучение: 1 академический час.

Продолжительность: 1 академический час.

Аудитория: 6 класс.

Цели урока:

  • развивающие: развитие речи (обогащение словарного запаса), усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, освоение жанра

  • воспитательные: воспитание любви к образам прошлого, к Родине.

Задачи урока:

  • прослушать два прочтения стихотворения

  • ответить на вопросы по произведению, выделив былинные традиции и признаки жанра

  • изобразить черты представленных образов

Формы работы: беседа, работа с текстом, работа со статьёй

Оборудование: проектор, видеопрезентация с песней группы Мельница «Змей» на стихи Н.Гумилёва

Ход урока

Этап

Действия учителя

Предполагаемые действия учеников

Ожидаемый результат

До начала урока

Подготовка презентации

----

---

Организационный этап (2 минуты)

Приветствие.

Здравствуйте ребята, приготовьте, пожалуйста, свои тетради по литературе, и, конечно, учебник.

Организация учебного пространства

Работа со статьёй (7 минут)

Давайте начнём сегодняшний урок с того, что внимательно посмотрим в учебник и запишем некоторую информацию, которая поможет нам разобрать сложное стихотворение.

Желающие читают отрывок из статьи о Н.С. Гумилёве и о стихотворении «Змей», выделяют главную информацию, класс записывает в тетрадь.

Записи в тетради, извлечение опорного материала для анализа.

Работа с лексикой, выразительное прочтение (14 минут)

Теперь я выразительно прочитаю стихотворение, мы разберем некоторые слова, а затем послушаем другой вариант прочтения.

Ваша задача - понять, в чём новизна использования былинного мотива в поэзии начала XX века. Чтобы содержание баллады было понятно, нужно объяснить некоторые слова, употреблённые в тексте. В тетради кратко запишите мои пояснения.

Вольга - в балладе Н.С. Гумилёва это может быть современным вариантом имени "старшего" богатыря Волха Всеславьича, который может оборачиваться разными зверями, т.е. колдовать, волховать (имя Волх - от волхв). Благодаря этой способности он завоёвывает Индийское царство. Чудесно его рождение: его отец - "лютый змей", в момент его рождения "подрожала сыра земля… а синее море сколыбалося", "на небе просветил светел месяц". Когда Волху исполнилось всего полтора часа от роду, он велел матушке:

Пеленай меня, матушка,
В крепки латы булатные,
А на буйну голову клади злат шелом,
По праву руку - палицу…

Черты обоих "старших" богатырей сказочны, но в них просматриваются древние мифологические представления. Раньше люди верили, что у женщины может родиться ребёнок от отца-змея. От такого брака появляются великие личности, соединившие в себе человеческие черты от матери и свойства отца, который даёт своему чаду невиданную силу, способность понимать язык зверей и птиц, превращаться во что пожелает и многое другое.

Лагор - древний город в Индии, в котором сохранились пагоды, мечети, цитадель, караван-сарай, мавзолеи, дворец владетельных князей сикхов. С 1008 г. - резиденция индийских раджей, а в 1397г. был разорён Тимуром. В 1525 г. город завоевал султан Бабор и с тех пор принадлежал к царству Великого Могола. В XVII - XVIII вв. богатый Лагор соперничал с Дели. Для многих русских поэтов, мыслителей начала XX века Индия считалась страной-сказкой, страной счастья.

Тур - предок современной коровы. Ещё в Средние века эти могучие животные водились в лесах Европы и были желанным охотничьим трофеем. В 1627 г. в Польше был убит последний на земле тур. Незадолго до Второй мировой войны немецкие зоологи братья Хек попытались заново "собрать воедино" разбросанные по породам домашнего быка гены тура. Было выведено животное, внешне неотличимое от тура. Но это лишь порода домашнего скота.

(Беловежская пуща - заповедник в Республике Беларусь.)

Поэты современности часто обращаются к балладам - они очень мелодичны, стихи баллад ложатся на музыку. Посмотрите на экран - перед вами своего рода вариант прочтения баллады, это песня группы «Мельница». Посмотрим, послушаем.

Слушают два варианта прочтения стихотворения, пояснения учителя, делают записи в тетради, смотрят иллюстрации.

Записи в тетради, улучшение словарного запаса, повышение культурной грамотности.

Получение образов, изображенных в стихотворении.

Основной этап,

работа со стихотворением. (19 минут)

Теперь ответим на некоторые вопросы по тексту стихотворения. Записывайте в тетради вопросы, на которые мы отвечаем, и краткие ответы на них. Это поможет вам проанализировать и другие стихотворения по аналогии.


  1. Каков жанр произведения? Докажите.

  2. Прочитайте вступление. Какова его роль?

  3. Прочитайте фрагмент стихотворения, где выражено недоумение Змея. Чем вызвана его жалоба?

  4. Опишите место, где живёт Змей.

  5. Каким поэт рисует самого Змея? Какие чувства испытывает к герою?

  6. Счастлив ли Змей? Зачитайте строчки, которые описывают его внутреннее состояние.

  7. Какими предстают русские девушки?

Приведите примеры из текста.

  1. Есть ли тут противоборство? Как вы думаете, кому противопоставлен образ Змея?

  2. С какой целью Н. Гумилёв оставляет в балладе открытый финал?

Это и есть для нас самое новое - автор в этой балладе даёт возможность читателю продолжить историю. Начиная с древнейшего пейзажа, он прокладывает мост в настоящее, к нам, к читателям.

Ученики смотрят на текст произведения, отвечают на вопросы.

  1. Это баллада. Она начинается с романтического пейзажа. Баллада построена на монологе Змея. Можно увидеть отношение автора к Змею.

  2. Автор говорит о том, что речь пойдёт о давно прошедших временах (былые года), которые вызывают восхищение.

  3. Он не может понять, почему русские девушки предпочитают умереть, а не жить роскошно в его пышном дворце в Лагоре. Он говорит, что они "безумные"

  4. У него во владениях"пёстрый грохот равнины китайской", у него есть пышный дворец в Лагоре.

  5. Поэт восхищается героем. Змей крылатый, покрыт "медным панцирем", его "мерный клёкот" сравнивается с серябряным звоном, который слышит вся "Русь лесная". Восхищение внешним обликом выражено в строках "Как сверкал, как слепил и горел…"

  6. «И порой мне завидна судьба
    Парня с белой пастушеской дудкой».

Его терзает и чувство зависти к пастуху, который живёт проще, не имеет богатств, но нравится девушкам.

  1. Змей видит их несравненную красоту: "Я красавиц таких, лебедей/ С белизною такою молочной,/ Не встречал никогда и нигде,/ Ни в заморской стране, ни в восточной." Сравнение девушек с лебедями говорит о том, что он ощущает и их внутреннюю красоту. Они ценят простого парня и окружают его сами на лугу "девичьей гурьбой", потому что он дарит им радость прибаутками и нехитрой музыкой.

  2. Это поединок зла (Змея) и добра (русичей)

  3. Баллада заканчивается тем, что Вольга готовится к бою. У читателя нет ощущения, что события происходили в далёком прошлом. Прошлое соединяется с настоящим.

Записи в тетради, актуализация полученных знаний, поисковая работа.

Заключительный этап. Подведение итогов (3 минуты)

С какой целью поэт обращается к былинным мотивам, образам?

Обобщим всё, что мы сказали и записали сегодня.

Домашнее задание - ознакомится со следующей статьёй учебника, узнать, что такое житийная литература.

Читают записи в тетради, вспоминают сказанное на уроке.

Обобщение материала, представление целостной картины по произведению.


© 2010-2022