Элективный курс по теме Подготовка ОГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Элективный курс по теме Подготовка ОГЭ








Пояснительная записка

1. Основа содержания обучения данному курсу.

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса является авторской. Программа составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.

Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.

Программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения ОГЭ.

При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».

2. Цели и задачи курса.

Цель курса:

• подготовить учащихся к ОГЭ;

• обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»;

обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.

Задачи курса:

• развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.

• Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.

• Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.

• Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.

• Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

• Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.

• Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.

3. Общая характеристика учебного курса.

Данная программа обеспечивает языковое развитие учащихся, помогает им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Ярко выражена речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи.


Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

1) признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца);

2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности- описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.

Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отработаны и сгруппированы с учётом характера учебной ревой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и

письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного

высказывания.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.) Предусматривается систематическая работа над орфоэпически грамотной речью.

Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующие:

1.Структура курса формировалась с учётом закономерностей усвоения русского языка

9 класс имеет морфолого-орфографическую направленность, хотя и включает в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.

2.Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

В связи с усилением внимания к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как «словообразовательная модель», «словообразовательная цепочка», «исходная часть слова».

3. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

4. Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развитии.

4. Требования к уровню подготовки учащихся:

• Знать трудные случаи правописания

• Понимать их роль в общекультурном развитии человека

• Объяснять языковое явление

• Уметь применять знания при тестировании

• Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала

• Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

• активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

• определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

• работать над расширением словарного запаса;

• опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

• работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

• четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

• выполнять различные типы тестовых заданий;

• самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

• четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

• хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

• правильно отмечать в бланке вариант ответа;

• вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

• сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;

• определять синтаксические конструкции.

5. Требования к уровню подготовки.

(Планируемые результаты)

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

6.Эффективность программы.

Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания, потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса русского языка.

7.Предполагаемый результат

Качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9-х классах в новой форме.



Тематический план

(элективный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»)

9 класс

Тема урока

Дата


По плану

Факт

1.

Часть 1. Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

04.09


2.

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

11.09


3.

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

18.09


4.

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

25.09


5.

Задание С1. Выбор приемов сжатия.

02.10


6.

Часть 2. Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

09.10


7.

Задание С2.1. Учимся формулировать тезис.

16.10

8.

Задание С2.1. Учимся аргументировать.

23.10


9.

Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

6.11


10.

Част 3. Понимание смысла текста. Задание А1. Лексическое значение слова или его лексический анализ. Задание А2. Выразительно-изобразительные языковые средства. Задание А3.

13.11


11.

Фонетика. Навыки звуко-буквенного анализа и знание фонетических процессов.

Задание А 4. Основные орфографические правила правописания корней. Задание А5.

20.11


12.

Основные орфографические правила правописания приставок. Задание А6. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Задание А7. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Задание А7.

27.11


13.

Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов. Задание В1. Необщеупотребительная лексика (диалектные, жаргонные, слова, профессионализмы, термины). Исконно-русская лексика и заимствованная. Задание В1.

04.12


14.

Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание В2. Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание В3.

11.12


15.

Простое осложненное предложение. Задание В4. Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. Задание В5.

18.12

16.

Типы сложных предложений. Задание В6. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание В7.

20.12


17.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание В8. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задание В9.

25.12


6. Список литературы:

Литература для учителя:

1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2014. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013 год.

2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА - 2014 9 класс. Москва, «Экзамен», 2013 год.

3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2014 год

4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.

5. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2014: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель

6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

8. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2014: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»

10. Материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/

11. Работы учащихся

12. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2005 год.

13. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»

14. Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»

15. Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1).

Литература для учащихся:

1. Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.

2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.

3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.

4. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

5. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.

6. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА - 2014 9 класс. Москва, «Экзамен», 2013 год.

7. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год

8. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.



Структура программы.

Программа состоит из четырёх разделов.

I раздел. Введение.

Знакомит с содержанием и структурой экзаменационной работы. Ориентирован на информационную обработку текста (сжатое изложение).

II раздел

Предусматривает повторение теоретического минимума по разделам курса русского языка.

III раздел.

Ориентирован на обучение учащихся приёмам создания сочинения-рассуждения.

IV раздел

Предполагает практическую работу по тестам. Диагностику и коррекцию по результатам диагностики. Итоговый контроль.

Эффективность программы.

Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания, потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса русского языка.

Предполагаемый результат

Качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9-х классах в новой форме.

Предназначена для работы с учащимися 9-х классов.

Содержание программы

I. Введение.

Содержание экзаменационной работы.

Элементы содержания экзаменационного теста:

1. Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.

2. Речь: текст, его тема и основная мысль, средства художественной выразительности. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

3. Орфография.

4. Пунктуация.

5. Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Структура экзаменационной работы.

Часть I. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту (С1).

Части II, III выполняются на основе одного прочитанного текста.

Часть II. Задания с выбором ответа и с кратким ответом.

Часть III.. Творческое задание. Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (С2).

II. Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса.

  1. Фонетика и графика.

  2. Лексика и фразеология.

  3. Морфемика и словообразование.

  4. Грамматика. Морфология.

  5. Грамматика. Синтаксис.

  6. Орфография.

  7. Пунктуация.

  8. Речь.

  9. Языковые нормы.

  10. Выразительность русской речи.

III. Создание сочинения-рассуждения.

Основные приёмы создания сочинения-рассуждения. Комментированное чтение предложенного текста. Способы моделирования вступления, основной части и заключения. Способы выражения личностной позиции. Умение аргументировать собственные высказывания.

IV. Практикум по образцам экзаменационных тестов. Диагностика, коррекция по результатам диагностики.

Итоговый контроль.









Рецензия

на программу элективного курса для учащихся 9 класса

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»,

разработанную Гильмиевой Алсу Миннезагировной,

учителем русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия» г.Мензелинска.

Пособие предназначено для учащихся 9-х классов гуманитарного направления, ориентировано на развитие коммуникативных навыков учащихся.

Новая форма итоговой аттестации в 9 классе - это современная форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования.

Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме. С этой целью была разработана программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку в новой форме".

Цель данной программы является целенаправленная качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности. Предлагаемый материал поможет осуществить следующие задачи, которые направлены на формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса, комплексная работа с текстом, развитие речи учащихся.

Эффективность данной программы в том, что содержание её соотносится с содержанием образовательного стандарта по предмету, зафиксированному в нормативных документах. Программа предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами. В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.

Пособие адресовано учителям старших классов средних школ, а также учащимся 9-11 классов для подготовки к ОГЭ.

Программа охватывает все основные вопросы, соответствующие намеченным целям элективного курса.

С учётом сказанного вполне можно рекомендовать использование рецензируемой программы для использования в учебном процессе.



© 2010-2022