Программа внеурочной деятельности Сценическое мастерство

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Осинки

муниципального района Безенчукский Самарской области


  1. РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании М/О Зам. директора по УВР Директор школы

протокол №_____ ____________________ __________________

от «___»________2015 г. от «___»_______2015 г. от «___»______2015 г.



  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  2. («Основы сценического мастерства»)


на 2015-2016 учебный год


для 5 класса



Составитель: Квасова Татьяна Владимировна (учитель русского языка и литературы)



Пояснительная записка.

Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей на только художественные способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (Э.И. Ильенков) - способность к творчеству. И чем раньше произойдет встреча ребенка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным. Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе взаимодействия актеров. Однако в области начального образования детей театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чем свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как ее художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре - через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра - ролевая и актерская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности детского возраста, удовлетворяет основную потребность ребенка - потребность в игре и создает условия для появления его творческой активности.

Приобщение детей 10-13 лет к театральному творчеству в условиях внеурочной деятельности осуществляется по образовательной программе дополнительного образования детей «Сценическое мастерство» автор Захарова Е.И. michskazka.68edu.ru/DswMedia/programmazaxarovaei.doc. Программа рассчитана на 34 ч в год, 1 час в неделю.

Основные задачи программы заключаются в пробуждении у детей интереса к театральному искусству; формировании у них личного целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности; в развитии внимания, памяти, воображения, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, а также интеллектуальных, музыкальных и творческих способностей; в формировании у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности и базовых знаний о театре; в развитии у школьников потребности в самостоятельной театральной деятельности.

Обучение по программе осуществляется с учетом основных принципов развивающего обучения: эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребенка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств. На занятиях широко используются методы развивающего обучения, с помощью которых педагог решает стоящую перед ним учебную задачу - обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению театрального искусства.

Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интересными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Основной целью программы «Сценическое мастерство» является формирование творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:


  1. Воспитания и творческой самореализации ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

  2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство, ритма, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

  3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэтическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

  4. Развитие игровых навыков через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

  5. Развитие познавательных интересов школьников через расширение представлений о видах театрального искусства.

  6. Создание спектаклей, с выходом на уровень фестивалей.


Формы и методы работы


  1. Метод убеждения средствами театрального искусства (разъяснение темы, выразительные средства, организация целенаправленного внимания.)

  2. Метод применения упражнений в практической действительности, предназначенный для преобразования окружающей театральной среды и выработке навыков культуры поведения.

  3. Метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим действиям.

  4. Метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально-положительное отношение к позитиву, прекрасному в жизни и искусстве.

Основной формой проведения занятий по программе «Сценическое мастерство» является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе театральной деятельности школьников представляет собой комплекс специально подобранный заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению театральных педагогов (К.С.Станиславский, Л.А.Волков), основополагающими компонентами актерской деятельности, а также на развитие музыкальности, вокально-слуховых и музыкально-двигательных умений и навыков.

Содержания занятий нацелено на овладение детьми индивидуальными и коллективными действиями восприятия окружающей действительности, ее анализа и контроля; на ориентацию детей в средствах актерской выразительности, основанных на пантомимических и вербально-эмоциональных импровизациях, а также на освоении детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; на овладение ими навыками словесных действий и сценической речи; на включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность.

Включенные в программу виды заданий направлены на освоение коллективных действий («Это мы»), изучение объектов и их анализ («Внимательные глазки (ушки, пальчики)»), переключаемость внимания («Калейдоскоп»), импровизации на стихи и музыку («Театр мимики (пластики, слова, музыкального звука)»), пересказ сказок и сочинение историй в лицах по картинкам («Речетворчество»), развитие певческого дыхания («Дышите правильно»), и артикуляционного аппарата («От звука к слову»), развитие музыкальной интонации («За звуком звук»), освоение музыкально-ритмических движений («Азбука движений»), решение творческих задач («Сценограф», «Гример») и др. Каждый вид задания имеет свою структуру, состоящую из конкретного состава действий, используемых средств, перечня вариантов игр с указаниями на последовательность их введения и художественный материал к заданиям.

Учебно-тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

1

1

-

2.

Воображение и фантазия

6

2

4

3.

Общение

6

3

3

4.

Упражнение и этюд

6

1

5

5.

«Пластический тренинг»

2

1

1

6.

Оценка и ритм

4

2

2

7.

Эмоциональная память

4

1

3

8.

Итоговый показ

1

-

1

ИТОГО

30

11

19

2 год обучения

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

2

-

2.

«Пластический тренинг»

2

1

1

3.

«Театральный словарь»

2

2

-

4.

«Каждый на своем месте»

5

1

4

5.

«Речевой тренинг»

5

1

4

6.

Целевая направленность

2

2

-

7.

Театральная игра

11

1

10

8.

Итоговый показ

1

-

1

ИТОГО

30

10

20

3 год обучения

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

1

1

-

2.

Развитие наблюдательности

2

1

1

3.

Развитие фантазии

8

2

6

4.

Говорим четко, понятно, громко

5

-

5

5.

Игра-воплощение, как в жизни

6

1

5

6.

Атмосфера

1

1

-

7.

Истоки русского театра

6

6

-

8.

Итоговый показ

1

-

1

ИТОГО

30

12

18

4 год обучения


№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

1

1

-

2.

Речевое общение

5

2

3

3.

Совмещение речи и движения

5

2

3

4.

Интонация

3

1

2

5.

Культура речевого общения

2

1

1

6.

Мимика и жест

8

2

6

7.

Мир общения

5

2

3

8.

Итоговый показ

1

-

1

ИТОГО

30

11

19


5 год обучения

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

1

1

-

2.

Основы актерского мастерства

6

3

3

3.

Сценическое внимание

5

1

4

4.

Сценическая речь

6

1

5

5.

Атмосфера, как выразительное средство театрального искусства

2

2

-

6.

Мизансцена

5

2

3

7.

История театра

4

4

-

8.

Итоговый показ

1

-

1

ИТОГО

30

14

16

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

В процессе занятий по данной программе обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения:

Познавательные

  • знать театры родного города, республики, их особенности;

  • знать традиции и обычаи коренного народа;

  • знать некоторые виды театров (кукольный, настольный, теневой, театр игрушек);

  • знать некоторые приёмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

  • знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер, осветитель, суфлер);

  • уметь разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, песням с использованием кукол, элементов одежды, декораций;

  • чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

  • иметь представление о театре, о театральной культуре;

  • иметь представление об устройстве театра.

Личностные

  • этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

  • умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

  • самооценка на основе критериев успешности деятельности;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • уважительное отношение к чужому мнению;

Регулятивные

  • определять общую цель и пути ее достижения;

  • предвосхищать результат;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • вносить изменения в способ действия, в план действия.

Коммуникативные

  • умение вступать в диалог;

  • участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое;

  • умение договариваться и находить общее решение;

  • формулировать свои затруднения;

  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.

Учебно-тематическое планирование (1 год обучения)

Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1

Организационное занятие

1

1-5.09


2-3

Воображение и фантазия.

Развитие воображения.

Упражнения на развитие воображения

2

8-12.09

15-19.09


4-5

Развитие фантазии. Этюды на фантазию.

2

22-26.09

29.09-3.10


6-7

Этюды с воображаемыми предметами.

2

6-10.10

13-17.10


8-9

Общение.

Культура речевого общения.

2

20-24.10

27-31.10


10

Сценическая речь

1

10-14.11


11

Говорим четко, понятно, громко.

1

17-21.11


12-13

Тренировка речевого аппарата. Дикция.

2

24-28.11

1-5.12


14-15

Упражнение и этюд.

Инсценировка басен И.А. Крылова

2

8-12.12

15-19.12


16-17

Чтение по ролям. Совмещение речи и движения.

2

22-26.12

12-16.01


18-19

Я и моя роль.

2

19-23.01

26-30.01


20-21

Пластический тренинг. Дикция, пластика героев.

2

2-6.02

9-13.02


22-23

Оценка и ритм. Музыкальное сопровождение.

2

16-20.02

24-27.02


24-25

Умение двигаться на сцене

2

2-6.03

9-13.03


26-27

Эмоциональная память. Жесты

2

16-20.03

30.03-3.04


28-29

Мимика и жесты

2

6-10.04

13-17.04


30-31

Подготовка к итоговому выступлению

2

20-24.04

27-30.04


32-33

Оформление. Сценические костюмы

2

4-8.05

11-15.05


34

Итоговый показ

1

18-22.05


Итого: 34 ч

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Абалкин Н.А. Диалог о театре. - М.,ВТО, 1985.


  1. Буяльский Б.А. Искусство виртуозного чтения. - М., 1986.


  1. Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. - М., Искусство, 1986.


  1. Голубовский Б.Г. Наблюдение, этюд, образ. - М., ГИТИС, 1990.


  1. Ершова А.П., Букатов В.М. - Возвращение к таланту. Педагогам о социально-игровом стиле работы. - М., АКМЭ, 1985.


  1. Калмановский Е.С. Книга о театральном актере. Введение в изучение актерского творчества. - Л.; Искусство, 1984.


  1. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М: ВТО, 1984.


  1. Колмановский Е.Б. Книга о театральном актере. - Л.Искусство, 1984.


  1. Молчанов Ю. Композиция сценического пространства. М., Просвещение, 1981.


  1. Муравьева Б.Л. От дыхания - к голосу. Работа над речью. - Л, Искусство, 1982.


  1. Петрова Л.А. О технике речи. - М., 1981.


  1. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. - М., Прогресс, 1978.


  1. Рудницкий К.Л. История русского драматического театра. - М., Просвещение, 1984.

Техническое оснащение программы: аудиозаписи; интерактивная доска, компьютер; наглядные пособия.

Ожидаемые результаты реализации программы


  • Получить ребенка, умеющего творчески самореализовываться.

  • Ребенок должен владеть внутренней и внешней техникой актера.

  • Речь должна стать более выразительной, четкой.

  • Ребенок должен овладеть игровыми навыками, с использованием театральных норм.

  • Знать историю театра и иметь представление о других видах театрального искусства.

  • Участие в общешкольных мероприятиях.




3 ГОД ОБУЧЕНИЯ


  1. Организационное занятие - 1 час

Цель - формирование навыков коллективной работы

Задача - создание психологически комфортной атмосферы занятий

Теория. Повторение изученных театральных терминов

Практика. Упражнения на «снятие» зажима, слушание шумов, мобилизация внимания


  1. Развитие наблюдательности - 2 часа

Цель - слушание «грамматики театрального искусства»

Задача - научить ребят видеть невидимое

Теория. Познакомить с системой К.С.Станиславского о работе актера над собой

Практика. Упражнения по овладению устойчивым вниманием, выработка четкой реакции. Комплекс упражнений на развитие наблюдательности («Что было вчера?», «Вспомни свое утро» и т.д.)


  1. Развитие фантазии - 8 часов

Цель - активизировать творческий потенциал

Задача - раскрыть органическую природу у каждого ребенка

Теория. Показ репродукций картин русских и зарубежных живописцев

Практика. Обсуждение; связь русской картины с жанром литературного произведения; составление психологического портрета по выбранной картине; «Что хотел сказать художник?» Этюды на фантазию, фантазировать в заранее данных условиях


  1. Говорим четко, понятно, громко - 5 часов

Цель - формировать речь

Задача - закреплять правильное произношение звуков, развивать

интонационную выразительность

Теория. Понятие - дикция; особенности исполнения лирики; проблемы исполнения «сказа»; разнообразие художественных приемов в современной литературе

Практика. Тренировка речевого аппарата; чтение скороговорок; упражнения на развитие дикции; чтение басен. Инсценировка басен С.Маршака и И.Крылова (по выбору). Умение по-разному исполнить одно и то же литературное произведение


  1. Игра - воплощение, как в жизни - 6 часов

Цель - формировать у детей интерес к театрально-игровой деятельности

Задача - совершенствовать умение детей передавать знакомые

эмоциональные состояния, используя игры-импровизации

Теория. Чтение и разбор музыкальной сказки А.Толстого «Золотой ключик»; разбор по теме, идеи, сверхзадачи

Практика. Чтение по ролям; совмещение речи и движения; этюдный метод работы; Я - моя роль. Работа над дикцией. Работа над пластикой героев.


  1. Атмосфера - 1 час

Цель - развивать умение следить за развитием действий в драматизации

Задача - научиться определять атмосферу и импровизировать

Теория. Дать понятие атмосферы. Какая она в пьесе, в сказке, в жизни? Слова из театрального словаря: драма, конфликт, завязка, кульминация, темпоритм

Практика. Этюды на атмосферу. Репетиция сказки А.Толстого «Золотой ключик». У каждого героя своя атмосфера, свой темпоритм.


  1. Истоки русского театра - 6 часов

Цель - формирование у ребят основ художественной культуры

Задача - знать историю начала русского театра

Теория. Народные истоки театрального искусства (обряды, игры празднества). Скоморохи - первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Кукольный скомороший театр о Петрушке. Общее представление о видах и жанрах театра: драматический, музыкальный, театр кукол, опера, балет, мюзикл и т.д. Петр Волков - первый профессиональный актер

Практика. «Игры в скоморохов» - игры - импровизации на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Чтение отрывков из книги В.Привалова «Петрушка - душа скоморошья»


  1. Итоговый показ - 1 час

Практика: показ сценок из спектаклей на темы сказочных сюжетов

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ


  1. Организационное занятие - 1 час

Цель - формирование навыков коллективной работы

Задача - создание психологически комфортной атмосферы занятий

Теория. Повторение изученных театральных терминов; «Театральный словарь»

Практика. Упражнения на раскрепощение, слушание шумов, мобилизация внимания


  1. Речевое общение - 5 часов

Цель - формирование основ сюжетно-фабульного восприятия произведения

Задача - умение определять словесные воздействия в живой речи и

пользоваться ими в своей чтецкой работе

Теория. Многообразие индивидуальных форм выступления. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера». Толкование литературного произведения чтецом, его замысел. Сверхзадача и сверх-сверхзадача (по К.С.Станиславскому)

Практика. Речевой тренинг. Работа над «посылом» звука. Чтение стихов Тютчева, Фета, Некрасова, Кольцова. Рассказывание по картине. Рассказ на основе личных впечатлений. Создание литературных композиций и чтение их


  1. Совмещение речи и движения - 5 часов

Цель - формировать умение передавать при помощи речи и движения

основных эмоций и чувств человека

Задача - развивать навыки непроизвольного запоминания текста при

технической работе с ними

Теория. Разбивка на куски и задачи. Понятие «куски» и «задачи» (по К.С.Станиславскому) при произношении текста. Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. Произвольная и непроизвольная память. Условия и приемы для лучшего запоминания текста

Практика. Чтение потешек, стихов и скороговорок под музыку. Чтение по ролям сказки Г.Х Андерсена «Огниво»


  1. Интонация - 3 часа

Цель - совершенствовать интонационную выразительность

Задача - учить детей выделять в речи яркие и точные слова и выражения

Теория. Художественное чтение, как часть исполнительского искусства. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Основы сценической «лепки» фразы (логики речи). Понятие о фразе.

Практика. Репетиция сказки (тема открыта). Упражнения на правильный набор вдоха и выдоха, правильное распределение дыхания, управление речеголосовым аппаратом.


  1. Культура речевого общения - 2 часа

Цель - формировать звуковую культуру речи, пополнить и активизировать

словарный запас детей

Задача - развивать диалогическую речь, обучая пересказу художественных

произведений

Теория. Речевой этикет, его роль в человеческом общении. Диалог по телефону. Вы в гостях, гости у Вас.

Практика. Работа над художественной литературой. Игра - «Я в гостях», «Я дома». Разыгрывание микроэтюдов (практических действий в предлагаемых обстоятельствах с выявлением логики действий персонажей).


  1. Мимика и жесты - 8 часов

Цель - формировать умение у детей передавать мимикой, позой, жестом

основные эмоции и чувства

Задача - создать благоприятные условия для творческой импровизации

Теория. Дать понятие мимики и жеста. Пантомимика. Для чего нужна? Работа в теории пантомимы. Кто такие лицедеи?

Практика. Комплекс упражнений на «снятие» зажима. Комплекс пантомимических упражнений. Просмотр видеофильма с участием Ч.Чаплина «Огни большого города».


  1. Мир общения - 5 часов

Цель - развивать культурно-образовый уровень ребенка

Задача - познакомить с мировой культурой

Теория. Знакомство с творчеством великих актеров и режиссеров: М.Чехова, М.Охлопкова, Н.Попова, М.Марецкой, А.Тарасовой, М.О.Кнебель, Н.Щепкина и др.

Практика. Составить психологический портрет великих людей по заданным картинам, подготовить доклады, сообщения.


  1. Итоговый показ - 1 час

Практика: показ спектакля (тема открыта)

5 ГОД ОБУЧЕНИЯ


  1. Организационное занятие - 1 час

Цель - формирование навыков коллективного творчества

Задача - создание комфортной атмосферы занятий

Теория. Повторение изученного

Практика. Упражнения на раскрепощение, снятие «зажима», мобилизация внимания


  1. Основы актерского мастерства - 6 часов

Цель - развитие умения детей отождествлять себя с театральными

персонажами, умения перевоплощаться

Задача - создать зону совместных эмоционально-положительных

переживаний

Теория. Система общения К.С.Станиславского. Суть ее. Чем отличается сценическое искусство и сценическое мастерство

Практика. Упражнения на память физических действий; упражнения на 3 слова; коллективные задачи; скульптура. Придумать этюд на заданную ситуацию «Если бы…», «Предлагаемое обстоятельство…», «Превращение в…» Связь предлагаемых обстоятельств с поведением как в жизни. «Верно - не верно»


  1. Сценическое влияние - 5 часов

Цель - формировать умение фиксировать и осмыслить особенности

поведения в наблюдениях за другими людьми, персонажами.

Задача - умение видеть возможность разного поведения в одних и тех же

предлагаемых обстоятельствах

Теория. Понятие «Сценическое влияние» по К.С.Станиславскому. Эмоциональная память

Практика. Коллективные этюды на развитие сценического влияния. Упражнение «гипнотизер», «сломанный телефон». Тренинг на влияние. Разыгрывание сценок и заданий, заданных учителем


  1. Сценическая речь - 6 часов

Цель - формировать смысловую направленность речи

Задача - научить ребенка действительной речи

Теория. Знакомство с вопросами русского сценического произношения (беседа). Нормы произношения в сценической речи. Судьба старомосковских произносимых норм

Практика. Чтение потешек и дразнилок. Составление и чтение литературных композиций по стихам Баратынского, Кольцова и Жуковского. Чтение и разбор сказки Э. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»


  1. Атмосфера, как выразительное средство театрального искусства - 2 часа

Цель - создание творческой атмосферы в коллективе

Задача - разнообразить театральную деятельность детей, посредством нового

выразительного средства

Теория. Понятие «атмосфера». Бытовая, историческая, социальная атмосфера. Атмосфера - жанр и стиль автора. О значении атмосферы в театральном искусстве

Практика. Создание атмосфер в сказке. Как автор создает атмосферу? С помощью чего? Этюды. Играем сказку по ролям. Я - мой образ, атмосфера моего образа. Упражнения на выразительность образа.


  1. Мизансцена - 5 часов

Цель - развитие коллективного мышления

Задача - внимание к размещению тела в сценическом пространстве

Теория. Мизансценирование «толпы» (по К.С.Станиславскому). Определение. Для чего нужна мизансцена? Построение точной мизансцены. Массовка. Цели и задачи в мизансценировании.

Практика. Построение мизансцены в сказке. Упражнение на мизансценирование. Этюд на пристройку. Репетиция сказки «Маленький принц»


  1. История театра - 4 часа

Цель - формирование общей культуры ребенка

Задача - воспитать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их

собственную театральную деятельность

Теория. Создание национального русского театра. Федор Волков - «отец русского театра». Развитие представлений о видах театра. Зарубежные братья Петрушки. Особенности древнегреческого театра: сочетание музыки, пластики, Слова. Костюм и маска. Трагедия и комедия.

Практика. Коллективное чтение отрывков из «Прометея прикованного» Эсхила и «Антигоны» Софокла. Знакомство по иллюстрациям и слайдам с устройством и оформлением сценической площадки древнегреческого театра. Экскурсия по современному театру. Разыгрывание сценок, импровизация в духе средневековых театральных жанров.


  1. Итоговый показ - 1 час. Практика: показ спектакля (тема открыта)

3 год обучения

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Сроки проведения

1

Организационное занятие

1


2-3

Развитие наблюдательности.

Упражнения по овладению устойчивым вниманием, на развитие наблюдательности

2


4-5

Развитие фантазии. Этюды на фантазию.

8


6-7

Этюды с воображаемыми предметами.


8-9

Этюды с заданными обстоятельствами.


10-11

Игры на развитие воображения.


12

Говорим четко, понятно, громко.

5


13-14

Тренировка речевого аппарата. Дикция.


15-16

Инсценировка басен И.А. Крылова


17-18

Игра-воплощение, как в жизни. Чтение и разбор сказки А. Толстого «Золотой ключик»

6


19-20

Чтение по ролям. Совмещение речи и движения.


21-22

Я и моя роль. Дикция, пластика героев.


23

Атмосфера в сказке, в пьесе, в жизни.

1


24-25

Истоки русского театра. Народные истоки театрального искусства.

6


26-27

Кукольный скомороший театр.


28-29

Виды и жанры театра.


30

Итоговый показ

1


Список литературы


  1. Абалкин Н.А. Диалог о театре. - М.,ВТО, 1985.


  1. Буяльский Б.А. Искусство виртуозного чтения. - М., 1986.


  1. Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. - М., Искусство, 1986.


  1. Голубовский Б.Г. Наблюдение, этюд, образ. - М., ГИТИС, 1990.


  1. Ершова А.П., Букатов В.М. - Возвращение к таланту. Педагогам о социально-игровом стиле работы. - М., АКМЭ, 1985.


  1. Калмановский Е.С. Книга о театральном актере. Введение в изучение актерского творчества. - Л.; Искусство, 1984.


  1. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М: ВТО, 1984.


  1. Колмановский Е.Б. Книга о театральном актере. - Л.Искусство, 1984.


  1. Молчанов Ю. Композиция сценического пространства. М., Просвещение, 1981.


  1. Муравьева Б.Л. От дыхания - к голосу. Работа над речью. - Л, Искусство, 1982.


  1. Петрова Л.А. О технике речи. - М., 1981.


  1. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. - М., Прогресс, 1978.


  1. Рудницкий К.Л. История русского драматического театра. - М., Просвещение, 1984.

Ожидаемые результаты реализации программы


  • Получить ребенка, умеющего творчески самореализовываться.

  • Ребенок должен владеть внутренней и внешней техникой актера.

  • Речь должна стать более выразительной, четкой.

  • Ребенок должен овладеть игровыми навыками, с использованием театральных норм.

  • Знать историю театра и иметь представление о других видах театрального искусства.

  • Участие в общешкольных мероприятиях.


© 2010-2022