- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы «Дары волхвов»
Урок литературы «Дары волхвов»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Владычных С.В. |
Дата | 11.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 7 классе
МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»
Карагайского района Пермского края
учителя Владычных С. В.
Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы.
Аудитория: 7 класс.
Тема урока: Рассказ О.Генри «Дары волхвов».
Стратегическая цель: развитие эмпатии, эмоциональности.
Задачи:
1. Учить анализу текста.
2. Закрепить умение характеризовать литературного героя.
3. Обучать интерпретации текста.
Проблема: материальные или духовные ценности - какие важнее.
Проблемный вопрос:
Что является настоящей ценностью в жизни?
Варианты решения:
-
материальные ценности;
-
духовные ценности.
Оптимальный вариант: Духовные ценности в жизни человека важнее, так они всегда с ним. Материальные ценности должны быть на втором месте.
Тезис: «Счастье душа познаёт лишь любя». Гёте.
1
Комментарий хода урока
Развитие личностных качеств (значимых для предпринимательской деятельности) и психических процессов
Способы развития
-
Учитель приветствует детей. Ученик читает отрывок из поэмы Жуковского «Светлана».
- О каких событиях идёт речь? (гадания от Рождества до Крещения)
Откуда пошла традиция отмечать эти праздники? (христианская религиозная традиция)
Что знаете о Рождестве Христове?
Аудиальный канал
Мобилизующее начало. Актуализация материала.
-
- Прочитали рассказ О.Генри? Понравился? Тогда давайте продолжать
учиться анализировать.
- Действие рассказа «Дары волхвов» происходит под Рождество. Значит, жанр его мы можем определить как святочный рассказ: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера (канун Рождества), чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль... и наконец - чтобы он оканчивался непременно весело».
(Н. Лесков)
Точность речи
Умение аргументировать
Учитель предлагает задание на соответствие.
Учащиеся сопоставляют определение с прочитанным рассказом и выявляют соответствие.
2
- Соответствует ли такому определению жанр рассказа «Дары
волхвов »?
-
- Как вы понимаете смысл названия рассказа?
Глубина мышления
Самостоятельность мышления
Учитель предлагает растолковать название.
Учащиеся расшифровывают его смысл.
-
-Дайте характеристику героям рассказа. С помощью каких деталей мы узнаем об их жизни, материальном достатке?
Умение выделять главное
Учитель предлагает охарактеризовать гл.героев.
Учащиеся дают характеристику, находят в тексте отрывки, подтверждающие свои высказывания.
-
- На какой ситуации построен сюжет рассказа? Можно ли назвать ее комической, т. е. смешной, забавной?
Обращение к личному опыту учащихся
С помощью вопросов учитель предлагает учащимся, опираясь на собственный опыт, описать ситуацию.
Учащиеся высказывают свои мысли и чувства по поводу сюжета рассказа.
-
- Как вы думаете, почему сокровища, которыми обладали герои, по мысли автора, превосходят сокровища царя Соломона и царицы Савской?
Эмпатия
Учитель предлагает задуматься над тем, каких ценностей больше в семье Юнг: материальных или духовных.
Учащиеся рассуждают, почему духовные ценности превосходят материальные.
3
-
- Найдите описание подарка Деллы. Подумайте, почему именно на этой цепочке для часов остановилась она?
Умение выделять главное
Аргументированность
Учитель предлагается найти в тексте отрывок с описанием подарка и объяснением, почему именно он выбран.
Учащиеся работают с текстом, выбирая нужный эпизод.
-
«Что больше - восемь долларов в неделю или миллион в год?» Почему автор уверен, что математик и мудрец дадут неправильный ответ?
Какова позиция рассказчика?
Реалистичность мышления
Умение встать на позицию другого
Учитель предлагает доказать позицию автора о превосходстве духовных ценностей над материальными.
Учащиеся наряду с собственной точкой зрения приводят доказательства из текста.
-
- Можно ли развязку рассказа назвать счастливой?
Объясните тезис: «Счастье душа познаёт лишь любя». (Гёте)
Системность мышления
Эмпатия
Эмоциональность
Учитель предлагает высказать свои суждения по данному вопросу и объяснить тезис.
Ученики высказывают свои эмоции и чувства по поводу развязки рассказа и тезиса.
-
- «Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности.
Самостоятельность мышления
Учитель предлагает расшифровать иносказательный смысл концовки.
Учащиеся рассказывают, как они понимают конец произведения.
4
А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но, да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что и из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы».
- Как понимаете концовку рассказа?
-
Работа в группах (в одной группе юноши, в другой девушки).
Задание: придумайте оригинальный подарок для представителя противоположного пола с минимальными материальными затратами.
Креативность
Гибкость мышления
Умение работать в команде
Воображение, фантазия
Коммуникативные умения
Учитель предлагает задание, требующие проявления фантазии и воображения.
Учащиеся придумывают оригинальный подарок для противоположного пола.
-
- Если вам понравились рассказы
О. Генри, чуть сентиментальные, но всегда ироничные, если слезы на ваших глазах сменились улыбкой, если вам нравится проницательный наблюдатель, от лица которого идет повествование о героях, то советуем прочитать вам и другие рассказы писателя:
Мотивация
Учитель мотивирует уч-ся на продолжение знакомства с произведениями писателя.
Уч-ся находятся в состоянии нерефлексивного слушания.
5
«Из любви к искусству», «Кому что нужно», «Последний лист», «Персики», «Русские соболя», «Весна порционно», «Горящий светильник», «Родственные души», «Роза и крест».
-
Подведение итога урока:
- Какие ценности важнее в жизни: материальные или духовные?
Самостоятельность мышления
Учитель предлагает уч-ся порассуждать над данным вопросом.
Учащиеся в ходе коллективного обсуждения и дискуссии приходят к единому мнению.
-
Рефлексия.
- Насколько урок был полезен для вашей будущей жизни?
- Оцените своё эмоциональное состояние на уроке.
Рефлексивность мышления
Учащиеся оценивают степень полезности урока и своё состояние на нём.
-
Оценивание.
Умение оценивать
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
Учитель даёт словесный комментарий отметкам.
6