- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Документ по русскому языку на тему Словарная работа на уроках русского языка как средство коррекции мышления детей с ограниченными возможностями здоровья
Документ по русскому языку на тему Словарная работа на уроках русского языка как средство коррекции мышления детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Онипко М.Б. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Словарная работа на уроках русского языка как средство коррекции мышления детей с ограниченными возможностями здоровья
Секция 3 «Образование детей с проблемами в обучении и развитии»
Онипко Марина Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2
2012 .год
Словарная работа на уроках русского языка как средство коррекции мышления детей
с ограниченными возможностями здоровья
Одним из приоритетных направлений современного образовательного процесса в России является развитие мышления учащихся. Предпосылками к этому явились такие тенденции современного общества, как постоянно расширяющееся информационное пространство, резкое повышение роли информационных процессов и объёма информации, поступающей извне. Всё это находит отражение и в социальной сфере и, в первую очередь, в сфере образования. Но чтобы образование было полноценным для всех, существует его обязательный компонент - государственный стандарт, которым должен овладеть каждый обучающийся, в том числе и ребёнок, имеющий ограниченные возможности. Как правило, это слабо подготовленные дети, испытывающие трудности речевого характера, которые учатся под медицинским и психологическим наблюдением. Они плохо читают, не могут схватить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации. Они не могут, сколько необходимо, удерживать внимание при изложении учителем учебного материала; у них бедный словарь, они с трудом воспринимают переносное значение слов, метафору, не чувствуют подтекста, не могут своими словами переложить теорию или содержание высказывания. В связи с этим у меня возникла необходимость искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей данных обучающихся.
Изучая познавательный (школьный тест умственного развития), творческий (тесты, определяющие уровень развития творческих способностей) потенциал своих учащихся, обучающихся по специальным (коррекционным) программам 7 вида, (6 класс), я выяснила, что 10% школьников показывают средний уровень при анализе, синтезе явлений, 7% - при сравнении и обобщении. Результаты диагностики говорят о том, что у детей на низком уровне сформированы мыслительные операции.
Исходя из полученных результатов, поставила перед собой цель - развитие мышления детей с ограниченными возможностями здоровья через словарную работу. Поставленная цель, на мой взгляд, является актуальной, поскольку необходимо воспитывать мыслящего человека, думающего, анализирующего, умеющего увидеть проблему и найти рациональные пути её решения.
Для достижения поставленной цели реализую следующие задачи: научить детей четкой, логичной, содержательной и правильной речи; развивать умения самостоятельно строить связные сообщения; обогащать словарь школьников.
Изучив и проанализировав результаты диагностики, я начала разрабатывать специальные задания и упражнения, способствующие развитию мышления. Выполняя их, учащиеся учатся отыскивать признаки сходства и различия, обобщать материал на основе наблюдений, учатся запоминать.
Для развития мышления использую групповые и индивидуальные формы работы, приемы и методы, дающие большую эффективность при организации учебной деятельности: ответ- рассуждение, грамматический и другие виды разбора, творческие диктанты, составление предложений из слов, формулирование выводов.
Одной из главных работ на уроках русского языка является словарная работа, которая способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению. Она является одним из видов закрепления знаний на уроке. Учитель определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью, - это слова, необходимые для изучения математики, географии, истории и т.д., современная лексика из газетных и журнальных статей. Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане. Систематическая словарная работа способствует формированию не только общеучебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, мышления, внимания, памяти и т.д. При изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную. Выбор словесных, наглядных или практических методов и приемов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении словарной работы зависят от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В зависимости от того, какие трудности возникают у учащихся при работе со словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию и преследовать различные цели.
Словарная работа может:
- быть направлена на изучение лексического значения нового слова и тем самым на расширение и углубление словаря;
- преследовать грамматические цели;
- проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.
Для качественного усвоения новых слов имеет значение определенная последовательность работы:
-
восприятие слова на слух;
-
выяснение его лексического значения;
-
зрительное восприятие слова (первичное на карточке);
-
вторичное прочтение слова, постановка ударения, выделение ударной и безударной гласной или других орфограмм, которые нужно запомнить;
-
деление слова на слоги и для переноса;
-
запись слова в тетрадь с подчеркиванием буквы или букв, написание которых надо запомнить; подбор родственных слов, запись их с подчеркиванием нужной орфограммы;
-
составление словосочетаний, предложений с изучаемым словом;
-
запись лучшего предложения из составленных учащимися или данных учителем.
При организации обучения детей с ОВЗ использую различные подходы при словарной работе.
1. Комментированное письмо изученных слов. Для этого у меня имеются 12 комплектов печатных карточек. Каждый комплект содержит в себе различный набор слов, часто встречающихся в устной и письменной речи, объединенных одной темой. Ученикам предлагается записать эти слова к себе в тетрадь, а потом по заданию учителя они находят среди них слова на определенное правило (например, слова с безударной гласной; слова с непроизносимой согласной; слова с удвоенной согласной; и т.д.), подчеркивают орфограмму и проговаривают данное правило. Если позволяет время, по предложенному набору слов ученики составляют предложения. Работу с этими карточками дети выполняют с удовольствием.
2. Закончить предложения. Например:
У ученика красивый … (почерк).
Спортсмен пошёл на … (стадион).
Поезд подошёл к … (платформа).
У больного высокая … (температура).
Этот вид работы имеет два варианта:
1) слова для вставки пишутся учителем на доске;
2) нужные слова дети пишут по памяти, затем сверяют со словарём.
3. Угадай слово. Как вы называете…
… дорогу, покрытую асфальтом? (шоссе);
… тех, кто живёт рядом с вами? (соседи);
… засушенные растения? (гербарий) и т.д.
4. Загадки. В словах-отгадках дети выделяют буквы, которые надо запомнить, ставят ударение.
Для развития мышления, памяти, речи, закрепления орфографических навыков можно использовать лото "Загадки". Игровая карточка такого лото разделена на 4 части, в каждой из которых написана загадка. Учитель показывает небольшие предметные картинки, которые являются отгадкой к загадкам. Увидев картинку-отгадку, поднимает руку тот ученик, для кого годится эта отгадка и закрывает ею нужную часть карточки. Выигрывает тот ученик, который правильно закрыл картинками- отгадками свою карточку и без ошибок записал слова.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья использую словарные слова для составления небольшого рассказа. Например:
1. Зима, мороз, коньки, каток.
2. Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, почерк.
Прошу найти "потерявшийся "слог. В 6 классе это упражнение может выглядеть так:
… - чина (мужчина),
…- жалуйста (пожалуйста),
…- женер (инженер),
…- тересный (интересный) и др.
В 7 классе предлагаю собрать слоги в слова:
ти, сан, метр (сантиметр);
та, пла, не (планета);
ле, ство, кар (лекарство);
ном, га, стро (гастроном);
си, ве, пед, ло (велосипед).
Постоянно использую демонстрационные карточки со словарными словами, В каждом классе свой набор карточек. Применяю их как при первом знакомстве со словом, так и в дальнейшем, при закреплении его правописания. В последнем случае закрываю в слове орфограмму, а ученики называют её.
В каждом классе ведётся работа по закреплению и углублению знаний по теме "Состав слова". При этом появляется вновь возможность использовать слова из словарика. Предлагаются следующие задания:
-
выписать из словарика слова, состоящие из одного корня (агроном, багаж, инженер, календарь, комбайн);
-
к данным словам подобрать однокоренные, выделить корень (свобода - освободить, свободный; соседи - соседка, соседство);
-
подобрать к существительным однокоренные слова (существительные) с суффиксами -ик, -чик, -ник, например: вагон - вагончик, билет - билетик, багаж - багажник, газета - газетчик;
-
подобрать однокоренные слова с приставками, например: берёза - подберёзовик, город - пригород, дорога - подорожник, мороз - заморозки и др.
Работа со словарными словами проводится при изучении различных программных тем. Так, в 5 классе при изучении темы "Имя существительное" предлагаются индивидуальные задания для детей, обучающихся по специальным (коррекционным) программам 7 вида, следующие задания со словарными словами:
1. Выписать из словарика пять - шесть слов - имен существительных.
2. Из группы существительных выписать в три столбика слова мужского, женского и среднего рода.
3. Записать рядом с существительными мужского рода парные существительные женского рода:
пассажир - пассажирка
партизан - партизанка
сосед - соседка
хозяин - хозяйка
мужчина - женщина
4. Поставить существительные во множественном числе.
5. Выписать из словарика заданное количество существительных, определить их склонение.
6. Указать падеж существительных в сочетании слов, например таких:
уверенность в победе, вера в победу, езда в автомобиле, езда по шоссе.
В 6 классе при изучении темы "Имя прилагательное" словарные слова используются в следующих заданиях:
1. От слов: партизан, фанера, смородина, ремонт, календарь, шоколад образовать прилагательные.
2. Поставить словосочетания в нужном падеже:
пассажирский вагон - в р.п.
интересный собеседник - в п.п.
прекрасный день - в т.п.
3. Просклонять словарные слова - имена прилагательные.
В любых классах предлагаются следующие упражнения:
1) выписать слова из словаря:
а) которые соответствуют схеме;
б) в которых два мягких звука;
в) в которых букв больше, чем звуков;
г) с удвоенными согласными;
д) в которых звуков больше, чем букв;
2) выписать из словаря:
а) самое длинное слово;
б) самое короткое слово и т.д.;
3) записать по памяти словарные слова;
Организуя коррекционную работу для детей с ограниченными возможностями здоровья, применяю игры, которые помогают лучше запоминать словарные слова:
Игра "Найди пару"
К словам из левого столбика дети подбирают синонимы из правого столбика:
алфавит аккуратный
чистый кавалерия
конница озорник
шалун азбука
Игра "Найди слова в картине"
Вывесить картинку, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например: по картине "Деревня" - деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова, забор, электричество, фонарь, калитка.
Качество словарной работы достигается при соблюдении таких методических рекомендаций, как:
-
систематическая работа со словарными словами на каждом уроке;
-
контроль над усвоением словарных слов (проведение словарных диктантов, включение словарных слов в разные виды словарной работы);
-
включение словарных слов в разные виды классных и домашних упражнений;
-
работа с орфографическим словарем, словарем учебника на уроке и дома.
Повторная диагностика, проведённая в 8 классе, показала, что 13% школьников, обучающихся по специальным (коррекционным) программам 7 вида, показывают средний уровень при анализе, синтезе явлений, 18% - при сравнении и обобщении.
Проведение на уроках словарной работы создаёт условия для творческой активности школьников, они становятся участниками и призёрами различных конкурсов: Малютин В. - 3 место в муниципальной олимпиаде по русскому языку (2009г.), Синявин А. - 3 место в муниципальной олимпиаде по русскому языку.
Таким образом, правильно организованная словарная работа на уроках русского языка способствует воспитанию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья интереса и любви к родному языку, к сознательному усвоению правил правописания.