Программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Краснодарский край, Каневской район, станица Привольная муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

имени дважды Героя Советского Союза Хрюкина Т.Т.

муниципального образования Каневской район ст. Привольная


УТВЕРЖДЕНО


решением педагогического совета

от ________ 2015 года протокол № __

Председатель _______ Буря Е.Е.

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности по русскому языку

«Загадки русского языка»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) основное общее образование, 5 класс ______________________________________________________________

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов _34________

Учитель _Чернокоз Елена Николаевна______________________

Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку (standart.edu.ru)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(указать программу/программы, издательство, год издания)







  1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Примерной программы по русскому языку в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями) - (для V- VII классов ФГОС ООО)

федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089

нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

письмом МОН КК «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов , курсов и календарно-тематического планирования» от 17.07.2015 № 47-10474/15-14;

методическими рекомендациями для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «русский язык» в 2015-2016 уч. году;

Положением МАОУ СОШ № 13 «О составлении рабочих программ учебных предметов, курсов».

Внеклассная работа должна способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усвоить программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковое чутье, развивать творческие возможности, повышать общую языковую культуру учащихся.

Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели - развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку.

Русский язык в школе относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.

В отличие от других учебных предметов, русский язык в школе выполняет две функции: во - первых, он является предметом изучения и обучения ему и, во - вторых, средством изучения всех остальных предметов.

Чтобы достичь высокого уровня преподавания, необходимо учитывать цели и задачи обучения русскому языку в современной школе.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».

Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель программы:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи программы:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

Основные принципы содержания программы:

  • Принцип единства сознания и деятельности;

  • Принцип наглядности;

  • Принцип личностной ориентации;

  • Принцип системности и целостности;

  • Принцип практической направленности.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

3.Место учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на один год обучения из расчета 1 час в неделю.

1 год обучения - 34 часа.

4. Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Результат внеурочной деятельности

Защита творческих работ.

5. Содержание программы

Организационное занятие.(1ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Тема 2.6 Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темыс использованием шарад, метаграмм, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут - умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.

Тема5.4. Какими бывают предложения.

Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет.(2 ч)

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающие занятия. (1ч)

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятий, проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Тема

Виды учебной деятельности


1.

Организационное занятие.

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

2

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова

Овладевают основными понятиями фонетики

Распознают гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки

Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую

Определяют место ударного слога, наблюдают за перемещением ударения при изменении формы слова, употребляют в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами

3

Звучание и написание слова

4

Для чего используют звуковые повторы в речи

5

Звуковые повторы

6

Какова роль интонации в устной речи

7

Роль интонации в устной речи

8

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

Загадки русского словообразования. Морфемика. Словообразование. Этимология )7ч)

9

О чем рассказывает словообразовательная модель слова.

Овладевают основными понятиями морфемики и словообразования

Опознают морфемы и членят слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа

10

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

11

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

12

Этимология слов. Работа со словарями

13

Этимология слов. Работа со словарями.

14

Сказочные превращения

15

Презентация творческой работы.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

16

Зачем нужно знать алфавит

Имеют представление об орфографии как о системе правил

Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования

Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

17

В чем секрет правописаний морфем.

18

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

19

Не пером пишут- умом. Тайны письма.

20

Бенефис знаний

Тайны русского языка. (Лексика. Фразеология) (5ч)

21

На какие группы делится словарный состав русского языка

Отличают слова от других единиц языка

Объясняют различие лексического и грамматического значений слова; толкуют лексическое значение слов различными способами

Оценивают собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

22

В чем особенность употребления слова в художественном тексте.

23

А чем рассказывают фразеологизмы.

24

Фразеология в художественных произведениях.

25

Лабораторная работа.

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) (6ч)

26

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Знать морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении; род, число, падеж, типы склонения имен сущ., существительные - синонимы, обозначающие цвета.

Уметь дифференцировать понятия «живое - мертвое» и гр. категорию «одуш./неодуш.»; ставить большую букву и кавычки в написании имен собственных, писать почтовый адрес.

Знать порядок оформления морфологического разбора

Знать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

Знать суффиксы прилагательных, согласование прилагательного с существительным

Знать грамматические особенности кратких прилагательных, их синтаксическую роль

27

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи

28

В чем секрет глагола и его формы.

29

Как отличать грамматические омонимы.

30

Какими бывают предложения.

31

Грамматике учиться- всегда пригодиться. Мониторинг проверки знаний.

Речевой этикет (2ч)

32

Правила речевого этикета.

Работа над техникой речи, которая понимается, как результат правильного дыхания, четкой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами рече-двигательного аппарата;

практическое усвоение школьниками орфоэпических норм русского литературного языка;

совершенствование интонационных умений учащихся

33

Формулы речевого этикета.

Обобщающее занятие. (1ч)

34

Аукцион знаний.

Повторение и закрепление изученного материала


7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

edu.ru - Образовательный портал «Российской образование»

school.edu.ru - Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

ict.edu.ru - специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

alledu.ru - "Все образование в интернет". Образовательный информационный портал.

college.ru - первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.

Ресурсы для дистанционных форм обучени

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия - vschool.km.ru

Образовательный сайт Teachpro.ru - teachpro.ru

Обучающие сетевые олимпиады - ozo.rcsz.ru

Открытый колледж - college.ru

Список литературы для педагога

  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г

  • Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991

  • Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г

  • Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г

  • Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов -на - Дону, 2007г

  • Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

  • Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007

Список литературы для учащихся

  • Львова С.И. Русский язык 5-7 классы. Москва. Дрофа.2007

  • Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007

  • Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981

  • Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.

Средства ИКТ:

монитор (мышь, клавиатура, колонки, микрофон);

блок бесперебойного питания;

мультимедийный проектор;

системный блок ПК;

интерактивная доска.

ЦОР / Информационные источники:

электронные словари, энциклопедии;

мультимедийные тренажёры по русскому языку;

мультимедийные презентации к урокам.

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

  • определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

  • особенности ударения в русском языке;

  • основные правила орфоэпии;

  • основные способы образования слов;

  • основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

  • правила русской орфографии;

  • морфологические признаки частей речи;

  • нормы употребления в речи языковых единиц;

  • виды словосочетаний;

  • виды предложений;

  • основные группы пунктуационных правил;

  • признаки текста.

Уметь:

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

  • анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

  • правильно произносить широко употребляемые слова;

  • по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

  • определять способы образования разных частей речи;

  • соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

  • толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

  • различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

  • составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

  • определять синтаксическую роль всех частей речи;

  • объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

  • строить пунктуационные схемы предложений.



СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы СОШ № 13

от ___________ 2015__ года № 1

___________ .

подпись руководителя МО Ф.И.О.






СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УМР

_______________ ______

подпись Ф.И.О.

______________ 2015__ года



© 2010-2022