Конспект урока по литературе на тему

В ходе работы на уроке учитель решает следующие  задачи: обучать умению анализировать текст художественного произведения, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; включить ребят в творческий процесс постижения платоновской прозы, развивать ассоциативное мышление; приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; воспитывать личность социально значимую, духовно – нравственную, умеющую сострадать; помочь каждому ученику раскрепоститься, раскрыть сво...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе


Тема урока: КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА… В ЧЕМ ОНА?


(по рассказу А.Платонова «Юшка»).

Цели:

Обучающие:

- продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией и творчеством;

- донести до учащихся нравственный аспект рассказа;

- обучать умению анализировать текст художественного произведения, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

Развивающие:

- включить ребят в творческий процесс постижения платоновской прозы

- развивать ассоциативное мышление.

Воспитывающие:

- приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;

-воспитывать личность социально значимую, духовно - нравственную, умеющую сострадать;

- помочь каждому ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью.

Оборудование: видеопроектор, экран, презентация к уроку.

План урока

  • Организационный момент.

  • Проверка домашнего задания.

  • Беседа по произведению, выявление основной проблемы рассказа.

  • Рефлексия.

  • Итог урока.

  • Домашнее задание.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Учитель начинает урок прочтение строк, записанных на доске:

Что такое красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота?

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Учитель обращается к классу:

- Итак, красота человека … Как вы думаете, в чем она? ( заранее на доске написано: КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА… В ЧЕМ ОНА?)

Примерные ответы учащихся:

-одежда, лицо, прическа, поступки, душа, доброта, понимание, взаимовыручка и т.д.

ВЫВОД (делает учитель на основе ответов учащихся):

- красота бывает внешняя и внутренняя, т.е. душевная.

Учитель ставит перед классом проблемный вопрос:

- А ЧТО ТАКОЕ ДУШЕВНАЯ КРАСОТА В ПОНИМАНИИ А. ПЛАТОНОВА (заранее на доске). Мы постараемся ответить на этот вопрос, работая над рассказом «Юшка».


  • Проверка домашнего задания.

Слово учителя:

  • О чем бы ни писал Андрей Платонов: о волшебном кольце, о корове или о неизвестном цветке - он мечтал «… стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир…» (цитата на доске).

Учитель проводит фронтальный опрос:

- Взволновал ли вас писатель своим произведением?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ, его герои? (рассказ грустный, трогательный, жалко Юшку).

- Каков главный герой, который вызвал у вас чувство жалости?

-Как выглядит этот человек? Портрет зачитаем.

Учащиеся находят в тексте и зачитывают вслух описание героя рассказа.

Вместе с учителем учащиеся делают обобщение: перед нами старый на вид человек (40 лет), слабый, больной. Автор намеренно подчёркивает его внешнюю неприметность.

3. Беседа по произведению, выявление основной проблемы рассказа.

Слово учителя:

  • Итак, герой Платонова живёт в этом городке давно. Его знают все жители. Каким же видят Юшку эти люди? Что они знают о нём? Что думают?

Пример ответов учащихся:

  • Он долгие годы носил одну и ту же рубаху, напоминающую рубище. И стол его более чем скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Подручный у кузнеца, он и работу выполняет незаметную для посторонних, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в кузнецу и последним покидает её, так что старики сверяют по нему начало и конец дня. Для всех жителей Юшка - человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его они и вспоминают, браня детей: вероятность стать таким, как Юшка, звучит в их словах как укор, возмездие за шалости и прегрешения. Наконец, который год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается.

Учитель обращается к классу с вопросом:

- А что не знает о нём никто? Каким никогда не видят Юшку?

Вместе с учителем учащиеся делают обобщение:

уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью жуков, стрекоз, кузнечиков - живёт одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку весёлым и счастливым (кажется, и болезнь отступила). Но Юшка не просто отдыхает на природе, главная его цель - навестить девочку-сиротку, это к ней он спешит каждое лето, кормит её с детства, никогда не ест сахара, чтобы она его ела. Вот это сокровенное для Юшки неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего-навсего Юшка!

Учитель обращается к классу:

  • Помните, зачитывая строки, описывающие внешность Юшки, мы услышали такие слова: «глаза же у него были белые, как у слепца». Слепец, который видел всё, видел сердцем. Как можно назвать такое всевидящее сердце?

  • Зрячее сердце.

Учитель задает вопрос классу:

  • А жители городка? Ведь они зрячие, но какое у них сердце?

  • Слепое

Учитель обращается к классу с вопросом:

  • Как жители называют его?

  • «Урод негодный», «божье чучело», «блажной непогожий».

  • Словом, как сказал столяр, «забраковали» его люди.

4.Самостоятельная работа.

Перед учащимися ставится проблемный вопрос:

- Герой рассказа произносит такую фразу: «Меня, Даша, народ любит!»

Так ли это? Запишите в тетради, какими глаголами характеризуются

«Отношения Юшки к окружающим его людям и их отношение к Юшке»

Примерная запись в тетрадях учащихся:

Окружающие Юшка

-дразнили -ничего не отвечал

-обижали -не гонялся

-издевались -не обижался

-смеялись -никого не ругал

-обвиняли в своих несчастьях -жалел всех

-удивлялись -радовался

-не понимали -верил, что его любят, но не понимают

-считали лишним -«…без меня тоже нельзя…»

-«…хоть бы ты помер…» -«...мы все равны…»

По окончании работы учитель просит зачитать записи и задает классу вопрос:

-Так любят ли люди Юшку?

Учащиеся делают вывод:

  • Нет, когда любят, не обижают, а жалеют, помогают.

Учитель обращается к классу:

  • Ребята, видя такое отношение себе, человек вроде бы должен чувствовать себя никем и ничем. А Юшка?

Учащиеся читают по тексту ключевые фразы.

Вместе с учителем учащиеся делают обобщение: Юшка противопоставлен реальному миру людей, он среди людей лишний.

Учитель обращается к классу:

  • Чем противопоставлен он людям?

После высказываний учащихся на экране проецируются слова: ТЕРПЕНИЕМ, СМИРЕНИЕМ, НА ЗЛО ОТВЕЧАЕТ ДОБРОМ, противопоставлен жестокости, равнодушию (пошел пить чай).

Учитель задает вопрос учащимся:

- Осуждает ли Платонов Юшку за молчание?

- Нет, в тексте нет никакого упрека.

Учитель обращается к классу:

  • А вы как считаете, правильно ли поступал Юшка? А как бы поступили вы?

Примерные ответы учащихся:

- Дети слабее, их нельзя обижать.

- Он должен был сопротивляться.

Учитель обращается к классу:

- По каким законам заставляет писатель жить своего героя?


  • По христианским, как в Библии написано: «Побеждай зло добром».

Учитель спрашивает класс:

- Победил ли он зло добром?


  • При жизни - нет, после смерти - да.

Слово учителя:

  • В последних строках рассказа появляется эпитет, характеризующий героя рассказа. Какой? Почему?

  • Добрый Юшка,

Вместе с учителем учащиеся делают обобщение: Юшка творит добро молча. Он ласково относится к детям (родные, маленькие вы мои), тем самым показывая, как нужно относиться друг к другу.

Слово учителя:

  • Взрослые люди своими зрячими глазами не хотели заглянуть в душу Юшки и понять его, не хотели признать его нужность, потому что «сердце слепое» у них. Как вы понимаете эти слова Юшки?

Учитель задает вопрос классу:

- А какое сердце у Юшки?


  • Их слепому сердцу противопоставлено зрячее сердце Юшки.

Вопрос учителя классу:

- Как вы понимаете выражения «зрячая душа», «зрячее сердце»?


  • Умеющее видеть и чувствовать чужую боль, сострадать

  • На доску проецируются слова «сострадание, сопереживание»

Вопрос учителя классу:

- Кто из героев рассказа, кроме Юшки, имеет зрячую душу? Почему так решили?

Вместе с учителем учащиеся делают обобщение:

у девушки тоже зрячая душа. Она оценила Юшку по достоинству, и после его смерти продолжает творить добро. Она осталась жить там, где жил Юшка, а могла бы уехать, не брала платы за помощь больным, а могла бы брать. Ведь именно от нее мы узнаем настоящее имя и отчество героя - Ефим Дмитриевич. - Значение имени героя не случайно.

На доске - значение имени и отчества:

(Ефим - благочестивый, благожелательный; Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зёрна , взращённые на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды)


  • Рефлексия

Слово учителя:

  • Добро и любовь, по Платонову, не уходят, не иссякают из мира со смертью человека. Добро прорастает и даёт свои плоды. Что подтверждает сказанное?


  • Врача называют дочерью доброго Юшки, она помогает людям, утоляет чужое страдание и горе.

Учитель задает вопрос классу:

- Какого человека мы называем нравственным? Легко ли быть нравственным человеком? Можем ли мы Юшку назвать нравственным человеком?

Примерный ответ учащихся:

- Нравственный человек - это добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным человеком очень трудно, потому что надо уметь понимать других. Юшка - нравственный человек.

  • Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый

Учитель обращается к классу с вопросом:

  • Какие нравственные заповеди оставил А. Платонов нам, своим потомкам?

Примеры ответов:

- Дари окружающим любовь, радость, доброту.

- Относись к ближнему с уважением.

- У каждого своё предназначение на Земле, никто на Земле не лишний


  • Итог урока.

Учитель обращается к классу с проблемным вопросом:

- Так в чем же душевная красота человека, по Платонову? Чем наполняет сосуд души своего героя Платонов?

- Огнем любви, радости, добра, уважения к ближнему.

7. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: «Какого человека я считаю красивым»?



© 2010-2022