- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Литература по профессии Продавец, контролер-кассир
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Литература по профессии Продавец, контролер-кассир
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузьмина Г.А. |
Дата | 20.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Приложение__
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
2013 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательных дисциплин Министерства образования и науки Российской Федерации ФИРО по профессии начального профессионального образования 100701.01 Продавец, контролер- кассир.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 20» города Ленска Республика Саха (Якутия) далее ГБОУ «Профессиональное училище № 20»
Разработчик:
Кузьмина Галина Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы, ГБОУ «Профессиональное училище № 20»
Рекомендована методической комиссией преподавателей теоретического обучения
Протокол №_____ от «____» __________2013 г.
Председатель:
_____________ Кудринова В.Д.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации программы учебной дисциплины
18-20
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
21
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 100701.01 Продавец, контролер-кассир.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
анализировать текст художественного произведения с использованием знаний по теории литературы, а также истории, культурологии;
-
делать обобщения на литературно-художественном материале, сопоставлять произведения разных писателей и разных эпох;
-
самостоятельно общаться с искусством слова;
-
воспринимать новый материал;
-
анализировать произведения разных жанров;
-
обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
как анализировать текст лирического и прозаического жанра;
-
как писать сочинение;
-
как подготовить реферат;
-
сделать доклад;
-
подготовить устные сообщения;
-
как выполнить практическое задание, применяя знания по теории литературы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 294 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 193 часов;
самостоятельной работы обучающегося 101 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
294
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
193
в том числе:
практические занятия
84
контрольные работы
10
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
101
в том числе:
рефераты
55
анализ текста
42
наизусть
4
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Литература
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
1
1
Раздел 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века
Тема 1.1. Александр Сергеевич Пушкин
Содержание учебного материала:
3
1
1
Детство и юность. Вольнолюбивая лирика. Романтический период творчества. Темы, мотивы и художественные особенности творчества.
2
Становление реализма в творчестве Пушкина.
3
Болдинская осень в творчестве Пушкина.
Тема 1.2. Михаил Юрьевич Лермонтов
Содержание учебного материала:
4
1
1
Детство и юность поэта. Ранняя лирика.
2
Петербургский период творчества.
3
Ссылка на Кавказ. Новые мотивы творчества.
4
Идейно-художественное своеобразие произведений последних лет.
Тема 1.3. Николай Васильевич Гоголь
Содержание учебного материала:
3
1
1
Биография Н.В.Гоголя.
2
«Петербургские повести».
3
Особенности сатиры Гоголя.
Практические занятия:
6
2
1
Таблица «Хроника жизни и творчества писателя ( на выбор)».
2
Анализ эпизодов из произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
3
Составление понятийных словарей по творчеству изученных писателей.
Контрольные работы:
1
Сочинение на тему «Мой любимый писатель или поэт».
Самостоятельная работа обучающихся:
12
Рефераты: «Предки Пушкина и его семья», «Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова», «Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя».
Сообщения: «Царскосельский лицей и А.С.Пушкин», «Любовная лирика М.Ю.Лермонтова»,» Вечера на хуторе близ Диканьки».
Раздел 2. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века
Тема 2.1. Проза и драматургия второй половины XIX века
Содержание учебного материала:
1
1
1
«Новые люди» в русской литературе. Проблематика художественных произведений. Развитие европейской литературы.
Тема 2.2. Александр Николаевич Островский
Содержание учебного материала:
3
1
1
Детство и юность писателя. А.Н.Островский- создатель русского театра.
2
Драма «Гроза». Драма «Бесприданница».
3
Последние годы А.Н.Островского
Тема 2.3. Иван Александрович Гончаров
Содержание учебного материала:
3
1
1
Биография. Литературная деятельность.
2
Роман «Обломов».
Тема 2.4. Иван Сергеевич Тургенев
Содержание учебного материала:
5
1
1
Детство, отрочество, юность. Начало литературной деятельности.
2
Тема любви в творчестве писателя. Социальная тема.
3
Роман «Отцы и дети».
Тема 2.5. Николай Гаврилович Чернышевский
Содержание учебного материала:
2
1
1
Биография писателя. Формирование политических взглядов. Эстетические взгляды.
2
Роман «Что делать».
Тема 2.6. Николай Семенович Лесков
1
Детство, отрочество, юность. Начало литературной деятельности.
4
1
2
Творчество писателя в 1870-е годы. «Очарованный странник».
3
Особенности повествования в прозе писателя. Последние годы жизни писателя.
Тема 2.7. Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин
1
Биография писателя. Начало литературной деятельности.
4
1
2
Сатирические произведения писателя.
Тема 2.8. Федор Михайлович Достоевский
1
Жизнь и творчество ( детство и юность, Начало творческого пути).
7
1
2
Каторга, Возвращение в литературу.
3
Роман «Преступление и наказание».
4
Последние годы жизни.
Тема 2.9. Лев Николаевич Толстой
1
Биография писателя.
8
1
2
Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». «Казаки».
3
Роман «Война и мир».
4
Перелом в мировоззрении писателя. Последние годы жизни.
Тема 2.10. Антон Павлович Чехов
Содержание учебного материала:
6
1
1
Детство, отрочество, юность.
2
Раннее творчество. Основные мотивы творчества писателя в 1890-х годов.
3
Пьеса «Вишневый сад».
4
Последние годы жизни писателя.
Практические занятия:
8
2
1
Таблицы «Хроника жизни и творчества писателя».( всех изученных).
2
Конспекты на темы: «Экранизация произведений А.Н.Островского». «Штольц и Обломов, в чем противоречивость их характеров?», «Почему любовь в произведениях И.С.Тургенева приобретает трагическое звучание?», «Праведники Лескова», «Сказки Салтыкова- Щедрина», «Какие события в жизни Раскольникова становятся решающими на пути его духовного возрождения?», «Система образов в романе «Война и мир», и «А.П.Чехов и МХАТ»
Контрольные работы:
2
Сочинение на выбор по прочитанным произведениям.
Тестирование.
Самостоятельная работа обучающихся:
15
Рефераты: «В чём состоит смысл и символика названия пьесы « Гроза». « Полина Виардо в жизни И.С.Тургенева», « Кто такие терпеливцы( по прочитанным произведениям Лескова)», « Роман « Братья Карамазовы», « В чем суть трагедии Анны Карениной?», « А.П.Чехов - драматург».
Раздел 2. Поэзия второй половины XIX века
Тема 2.1. Федор Иванович Тютчев
Содержание учебного материала:
3
1
1
Биография Ф.И.Тютчева. Философская лирика.
2
Общественно-политическая лирика. Любовная лирика.
3
Художественные особенности лирики Тютчева.
Тема 2.2. Афанасий Афанасьевич Фет
Содержание учебного материала:
2
1
1
Биография А.А.Фета.
2
Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики.
Тема 2.3. Алексей Константинович Толстой
Содержание учебного материала:
2
1
1
Биография А.К.Толстого.
2
Идейно- тематические и художественные особенности лирики Толстого.
Тема 2.4. Николай Алексеевич Некрасов
Содержание учебного материала:
3
1
1
Детство, юность, первые шаги в литературе.
2
Творчество Некрасова в 1845-1850-е годы.
3
Творчество Н.А.Некрасова в 1850-1860-е годы.
Практические занятия:
23
2
1
Анализ эпизодов пьесы «Гроза».
2
Сравнительная характеристика персонажей романа «Обломов».
3
Анализ статей о главном герое романа «Отцы и дети».
4
Составление характеристики главного героя повести «Очарованный странник».
5
Диалог о главном герое Раскольникове.
6
Анализ эпизодов из романа «Война и мир».
7
Прослушивание сообщений о повестях и рассказах А.П.Чехова. Их анализ.
8
Анализ стихотворений Тютчева.
9
Анализ стихотворений Фета.
Контрольные работы:
2
Сочинение на темы по выбору.( по прочитанным произведениям).
Тестирование.
Самостоятельная работа обучающихся:
24
Наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.К.Толстого.
Рефераты по темам: «Тема горячего сердца в пьесе А.Н.Островского « Бесприданница», «Личность И.А.Гончарова», «Одинцова и Базаров по роману «Отцы и дети», «Литературное творчество Н.Г.Чернышевского», «Личность Н.С.Лескова», «Защитник народа( о Салтыкове-Щедрине)», «Ф.М.Достоевский. Творчество в 1840 года», «Севастопольские рассказы Л.Н.Толстого», «Особенности раннего творчества А.П.Чехова».
Раздел 3. Особенности развития литературы в начале 20-ого века.
Тема 3.1. Иван Алексеевич Бунин.
Содержание учебного материала:
4
1
1
Детство и юность. Творчество И.А.Бунина в начале 20-ого века.
2
«Господин из Сан - Франциско».
3
Послереволюционное творчество. Последние годы жизни.
Тема 3.2. Александр Иванович Куприн
Содержание учебного материала:
4
1
1
Детство и юность. Начало литературной деятельности.
2
«Олеся». «Гранатовый браслет».
3
Последние годы жизни писателя.
Тема 3.3. Серебряный век русской поэзии
Содержание учебного материала:
1
1
1
Символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.
Тема 3.4. Творчество поэтов Серебряного века
Содержание учебного материала:
2
1
1
БрюсовВ.Я, Бальмонт К.Д. Андрей Белый.
2
Гумилев Н.С, Игорь Северянин, Клюев Н.А, Клычков С.А.
Тема 3.5. Алексей Максимович Горький
Содержание учебного материала:
5
1
1
Детство и юность. Ранние романтические произведения.
2
Горький-драматург. Пьеса «На дне».
Система образов.
3
Последние годы жизни.
Тема 3.6. Александр Александрович Блок
Содержание учебного материала:
5
1
1
Детство и юность поэта. Особенности поэтического стиля поэта.
2
Творчество поэта в1898-1908г.
3
Тема родины в творчестве А.А.Блока.
4
Послереволюционный этап творчества поэта и последние годы жизни.
Практические занятия:
15
2
1
Составление таблицы «Хроника жизни и творчества писателя».
2
Анализ эпизодов из повестей «Олеся», «Гранатовый браслет».
3
Анализ стихотворений поэтов серебряного века. ( по выбору).
4
Конспект «Общественно-политическая деятельность А.М.Горького в начале 20-ого века».
5
Конспект «Образ призрака, земного чуда».
Контрольные работы:
2
Сочинение на выбор по прочитанным произведениям.
Тестирование.
Самостоятельная работа обучающихся:
20
Рефераты по темам: «В чем смысл названия рассказа И.А.Бунина « Господин из Сан-Франциско». «Тема маленького человека в творчестве А.И.Куприна». «История создания романа «Мать». «Традиции русского любовного романа в цикле А.А.Блока « Стихи о Прекрасной Даме .»
Наизусть стихотворение поэтов серебряного века, одного из стихотворений А.А.Блока.
Раздел 4. Особенности развития литературы 20-х гг.
Тема 4.1. Владимир Владимирович Маяковский
Содержание учебного материала:
3
1
1
Детство и юность поэта. Маяковский и футуристы.
2
Художественные особенности поэзии.
3
Поэмы Маяковского о любви, о месте поэта,
Тема 4.2. Сергей Александрович Есенин
Содержание учебного материала:
4
1
1
Детство и юность. Начало творчества.
2
Поэзия 1915-1918 г.
3
Русь советская в творчестве Есенина.
Есенин за границей.
4
Любовная лирика. Уход из жизни.
Тема 4.3. Александр Александрович Фадеев
Содержание учебного материала:
4
1
1
Детство и юность писателя. Литературная деятельность.
2
Роман «Разгром». Последние годы жизни.
Раздел 5. Особенности развития литературы 30-40-х гг.
Содержание учебного материала:
1
1
1
Главный метод. Исторические романы и повести. Драматургия.
Тема 5.1. Марина Ивановна Цветаева
Содержание учебного материала:
2
1
1
Биография М.И.Цветаевой. Идейно- тематические особенности поэзии.
2
Художественные особенности поэзии.
Тема 5.2. Осип Эмильевич Мандельштам
Содержание учебного материала:
2
1
1
Биография О.Э.Мандельштама.
2
Идейно-тематические и художественные особенности поэзии.
Практические занятия:
9
2
1
Анализ стихотворения Маяковского «Облако в штанах»
2
Составление конспекта «С.Есенин и имажинисты»
3
Анализ эпизодов из романа «Разгром.»
4
Анализ стихотворений М.И.Цветаевой.
5
Анализ стихотворений О.Э. Мандельштама.
Контрольные работы:
1
Сочинение на выбор.
Самостоятельная работа обучающихся:
10
Наизусть стихотворение Маяковского «О дряни». Стихи Есенина (2-3). Стихотворение М.И. Цветаевой.
Рефераты на тему:» Маяковский и любовь». «Персидские мотивы Есенина». «А.А.Фадеев в жизни и творчестве».
Тема 5.3. Андрей Платонович Платонов
1
Детство и юность писателя. Начало литературного пути.
2
2
Творчество в годы Великой Отечественной войны.
Тема 5.4. Исаак Эммануилович Бабель
Содержание учебного материала:
2
1
1
Детство и юность писателя. Революция и гражданская война в творчестве. «Конармия».
2
Творчество писателя в 1930-х годах.
Тема 5.5. Михаил Афанасьевич Булгаков
Содержание учебного материала:
4
1
1
Детство и юность писателя. Литературная деятельность. Роман «Белая гвардия».
2
Роман «Мастер и Маргарита».
Тема 5.6. Алексей Николаевич Толстой
Содержание учебного материала:
2
1
1
Детство и юность писателя. Начало литературного пути.
2
Роман «Пётр Первый».
Тема 5.7. Михаил Александрович Шолохов
Содержание учебного материала:
4
1
1
Детство и юность писателя .Создание романа «Тихий Дон».
2
Система образов в романе.
Раздел 6. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
Содержание учебного материала:
1
1
Три волны эмиграции.
Тема 6.1. Анна Андреевна Ахматова
Содержание учебного материала:
2
1
1
Детство и юность. Основные вехи творческого пути.
2
Особенности поэзии.
Тема 6.2. Борис Леонидович Пастернак
Содержание учебного материала:
3
1
1
Ранние годы жизни. Творчество в советскую эпоху.
2
Роман «Доктор Живаго».
Раздел 7. Особенности развития литературы 50-80-е гг.
Содержание учебного материала:
1
1
1
Художественные поиски.
Тема 7.1. Творчество писателей-прозаиков
Содержание учебного материала:
1
1
1
Деревенская проза.
Тема 7.2. Творчество поэтов
Содержание учебного материала:
1
1
1
Темы поэзии.
Тема 7.3. Драматургия 50-80-х гг.
Содержание учебного материала:
1
1
1
Социально- психологические драмы. Тема войны в пьесах.
Тема 7.4. Александр Трифонович Твардовский
Содержание учебного материала:
2
1
1
Начало жизненного и творческого пути.
2
Лирика 50-60-х годов.
Тема 7.5. Александр Исаевич Солженицын
Содержание учебного материала:
3
1
1
Начало жизненного и творческого пути.
2
Арест и ссылка. «Один день Ивана Денисовича».
3
Противостояние. «Матренин двор».
Тема 7.6.Александр Валентинович Вампилов
Содержание учебного материала:
3
1
1
Начало жизненного и творческого пути.
2
Путь в драматургию.
3
Судьба вампиловских пьес.
Раздел 8. Русское литературное зарубежье 20-90-х годов.
Содержание учебного материала:
3
1
1
Три волны эмиграции русских писателей.
Тема 8.1. Первая волна эмиграции русских писателей
Содержание учебного материала:
1
1
1
Творчество И.С. Шмелева, Б.К.Зайцева, В.В. Набокова.
Тема 8.2. Вторая волна и третья волна эмиграции
Содержание учебного материала:
1
1
1
Творчество Б.Ширяева, Д.И.Кленовского, И.Бродского, Г.Владимова.
Раздел 9. Особенности развития литературы конца 1980-2000 годов
Содержание учебного материала:
4
1
Творчество писателей конца литературы 1980-2000 г.
Тема 9.1. Творчество писателей нового периода
Содержание учебного материала:
1
1
1
Творчество В.Распутина, В.Шаламова.
Практические занятия:
10
2
1
Составление таблиц «Хроника жизни и творчества писателя».
2
Конспект на тему «Стилистика рассказов И.Э.Бабеля».
3
Анализ эпизодов из романа «Мастер и Маргарита».
4
Анализ любой главы романа «Пётр Первый».
5
Конспект «Художественный мир «Тихого Дона».
6
Конференция на тему «Развитие исторической прозы в литературе 1950-1989-е годы».
7
Конспект по теме «Творчество поэтов 1950-1980-е годы».
8
Анализ стихотворений А.Т.Твардовского.
9
Анализ эпизодов из рассказа «Один день Ивана Денисовича».
10
Конспект по теме «Три волны эмиграции».
Контрольные работы:
2
Сочинение на одну из пройденных тем.
Тестирование.
Самостоятельная работа обучающегося:
20
Наизусть стихотворения: А.А.Ахматовой, А.Т.Твардовского.
Рефераты на темы: «Изображение революции в « Конармии», «Жизнь и творчество М.А.Булгакова», «Основная тема эпопеи А.Н.Толстого «Хождение по мукам». «Жанровое своеобразие романа «Тихий Дон». «Своеобразие композиции поэмы «Реквием», «Творчество писателей войны и послевоенных лет ( на выбор)». «Трудная судьба А.И.Солженицына», «Жизнь и творчество В.Распутина»
Всего:
294
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- аудиторная доска для письма;
- стендовые таблицы;
- учебно-наглядные пособия «Русский язык».
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с выходом в Интернет, лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;
- мультимедийное оборудование;
- телевизор;
- DVD - проигрыватель.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Антонова Е. С., Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 384с.
-
Герасименко Н.А. Русский язык Учебник 2011 г. Академия
-
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. - М., 2008.
Дополнительные источники:
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2009.
-
Леканта П.А. Русский язык, Справочник школьника 2008 г. Дрофа
-
Трошин В.В. Занимательные материалы по русскому языку 2008 Учитель
Интернет-ресурсы:
-
Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка"
rus.1september.ru
-
Грамота.Ру: справочно_информационный портал "Русский язык"
gramota.ru
-
Коллекция "Диктанты - русский язык" Российского общеобразователь_
ного портала
language.edu.ru
-
Культура письменной речи
gramma.ru
-
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
philolog.ru/dahl/
-
Имена.org - популярно об именах и фамилиях
imena.org
-
Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка
gimn13.tl.ru/rus/
-
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов
обучения РАО
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего и итогового тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоение знаний:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса.
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса, заслушивания рефератов.
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса.
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса, заслушивания рефератов.
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса.
Умения:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Оценка результатов выполнения: практической работы; тестирования; диктанта.
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Оценка результатов выполнения: практической работы; тестирования;
контрольного диктанта.
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Оценка результатов выполнения: практической работы; экзамена.
Разработчик:
ГБОУ «ПУ № 20» преподаватель Г.А. Кузьмина
5