Конспект урока глагол как часть речи

Урок по теме  "Глагол как часть речи" Цель: сформировать представление о значении глагола как части речи, дать представление о морфологических признаках глагола и    его синтаксической роли; формировать умение находить глаголы в тексте, определять их  морфологические признаки;  развивать речь учащихся, воспитывать уважение к культуре других народов.  Урок : объяснение новой темы. Оборудование:на уроке применено следующее оборудование:раздаточный материал на карточках,составляющиеэлементыромашки,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс

Глагол как часть речи

Цель: сформировать представление о значении глагола как части речи,

представление о морфологических признаках глагола и

его синтаксической роли;

формировать умение находить глаголы в тексте, определять их

морфологические признаки;

развивать речь учащихся;

воспитывать уважение к культуре других народов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ожидаемые результаты: учащиеся находят глаголы в тексте, определяют их

синтаксическую функцию; знают морфологические признаки

глагола и определяют их; формулируют собственные

высказывания по теме; мотивируют свою деятельность.

Оборудование: раздаточный материал на карточках, составляющие элементы ромашки.

Ход урока

1.Организационный момент..

Слово учителя:

- Ребята, скажите, а вы любите ходить в гости? Сегодня предлагаю кое-кого навестить. А кого, вам предстоит угадать. Послушайте внимательно.

Я страшное дело какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки песком я в саду посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

(Такое неожиданное начало дает возможность нейтрализовать воспоминания о прошлых неудачах)

- Скажите, вы догадались к какой «деловой « части речи мы отправляемся в гости?

Сообщение темы урока

2. Основная часть урока

Изучение нового материала

Слово учителя:

- Пересмешники говорят о дядюшке, что это часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол и назвалась …(глагол).

- Какая полезная информация есть в этой шутке? (глагол обозначает действие)

Давайте попробуем дать определение глагола. (учащиеся дают оределение глагола)

Задание учащимся.

Мэри Поппинс искала дом номер 17 на Вишневой улице. Джейн и Майкл тем временем сидели в Детской, глазели в окно, представляли, кто к ним придет. На улице гудел Восточный ветер, голые ветки вишен трепетали. Дети увидели, что в ворота вошла женщина. Одной рукой она придерживала шляпку, а в другой несла саквояж. Вдруг ветер подхватил ее, поднял в воздух и понес от ворот прямо к парадной двери дома.

- Прочитайте текст. Найдите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Выпишите в одну колонку глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, в другую - глаголы которые отвечают на вопрос что сделать

Группа, которая первой справилась с заданием читает выписанные глаголы, объясняет, на какие вопросы они отвечают. Остальные дополняют, исправляют ошибки.

- А теперь найдите в учебнике, как называются глаголы в первой и второй колонках и какой морфологический признак их объединяет (учащиеся определяют, что это глаголы совершенного и несовершенного вида, а значит один из морфологических признаков глагола есть вид и цепляют к ромашке лепесток со словом «ВИД»)

Объяснение учителя

- Глаголы употребляются в форме трёх наклонений: изъявительного (читаю), повелительного (читай), условного (читал бы)

Задание на скорость.

От записанных учителем на доске глаголов образовать наклонения (бежать, звонить, мечтать, терпеть). Группа, которая первой справится с заданием, озвучивает его, остальные контролируют и исправляют.

После этого к ромашке прикрепляется лепесток со словом «НАКЛОНЕНИЕ»

Объяснение учителя

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времениглаголы изменяются по лицам и числам. Например: я пишу, напишу (1-е лицо ед. числа); ты пишешь, напишешь (2-е лицо ед. числа) и т.д.

В прошедшем времени глаголы изменяются по числам, например: он читал - они читали. В единственном числе прошедшего времени глаголы изменяются по родам, например: он читал, она читала, оно читало.

Распределительный диктант

Распределите глаголы в три столбика. В первый - глаголы прошедшего времени, во второй - настоящего, в третий - будущего. Перед каждым столбиком запишите вопросы, на которые отвечают глаголы соответствующего времени.

Написал, читаю, приготовлю, могу, думаю, отдохну, выполнила, спала, открою, танцую, спою, воскликнул, придумаю, леплю.

После выполнения задания к ромашке прикрепляется лепестки со словами «ВРЕМЯ», «ЛИЦО», «ЧИСЛО».

Объяснение учителя

Ёщё одна черта Глагола - это возвратность. Глаголы, оканчивающиеся на -СЬ, -СЯ называются возвратными. Например: умылась, рассмеялся.

Приведите свои примеры (ученики приводят примеры возвратных глаголов).

К ромашке прикрепляется лепесток со словом «ВОЗВРАТНОСТЬ».

Определение синтаксической роли глагола

Разбор на доске предложений

Над спящим озером лес шумит листвой.

В ночь погода зашумела, взволновалася река…

Найти глаголы, подчеркнуть как член предложения.

- Каким членом предложения глагол бывает чаще всего?

(Ученики самостоятельно формулируют вывод о синтаксической роли глагола)

Работа с учебником

Прочитать теорию на странице 21.

-Найдите новую информацию.

Физкультминутка. Игра на внимание

Сыграем в игру, которая называется ремонт. Условия такие. Водящий читает список слов. Большая часть из них - глаголы. Это действия, которые выполняются при ремонте. Но встречаются и существительные. Так вот, когда водящий называет глагол, вы должны хлопнуть в ладоши, а если он называет существительные, хлопать нельзя. Ошибся - выходи из игры. Победил тот, кто остался. Итак, приготовились!

Дядюшка Глагол при ремонте ВЫТИРАЛ, ПОДМЕТАЛ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, САМОСВАЛ, НОСИЛ, ЛЕПИЛ, ЗАПЛАТИЛ, УГОДИЛ, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, ВЫЛИЛ, ВЫМПЕЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, ДРУЖОК.

- Молодцы! Вы очень внимательные.

3. Выполнение тренировочных упражнений

Теперь мы должны получить пропуск к глаголу.

Выписать глаголы, определить все морфологические признаки

Цветут ландыши, потом зацветает шиповник. Липа в этом году запаздывает, но она скоро порадует нас своим тягучим ароматом. Мотыльки кружили над ромашками. Их прогнал ворчливый шмель, который немного покружил над цветком и улетел. Летает где-то, а потом найдёт ромашку и снова прогонит того, кто на ней отдыхает.

Дописать окончания глаголов- сказуемых, согласуя их с подлежащим. Указать время, число, лицо или род.

Тихо ве… ветерок. Мы сид… с удочками на берегу озера. Облако закры… солнце. Скро пойд… дождь. Издали донос…ся гул грома. Высоко над нами пролете… утка. Ветер под… сильнее. Озеро взволнова…

4. Подведение итогов урока

Слово учителя.

- Дядюшка Глагол рад вас видетьв своём доме. Он очень трудолюбивый и любознательный. Сейчас Глагол будет отрывать по одному лепестку от ромашки и ученику . Ученик должен рассказать о том признаке, который написан на лепестке и привести пример. Если ученик не может ответить, он обращается за помощью к вам

5. Домашнее задание.

Упражнение 24, 32



© 2010-2022