- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока глагол как часть речи
Конспект урока глагол как часть речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Туткина Р.Д. |
Дата | 23.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
7 класс
Глагол как часть речи
Цель: сформировать представление о значении глагола как части речи,
представление о морфологических признаках глагола и
его синтаксической роли;
формировать умение находить глаголы в тексте, определять их
морфологические признаки;
развивать речь учащихся;
воспитывать уважение к культуре других народов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ожидаемые результаты: учащиеся находят глаголы в тексте, определяют их
синтаксическую функцию; знают морфологические признаки
глагола и определяют их; формулируют собственные
высказывания по теме; мотивируют свою деятельность.
Оборудование: раздаточный материал на карточках, составляющие элементы ромашки.
Ход урока
1.Организационный момент..
Слово учителя:
- Ребята, скажите, а вы любите ходить в гости? Сегодня предлагаю кое-кого навестить. А кого, вам предстоит угадать. Послушайте внимательно.
Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки песком я в саду посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
(Такое неожиданное начало дает возможность нейтрализовать воспоминания о прошлых неудачах)
- Скажите, вы догадались к какой «деловой « части речи мы отправляемся в гости?
Сообщение темы урока
2. Основная часть урока
Изучение нового материала
Слово учителя:
- Пересмешники говорят о дядюшке, что это часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол и назвалась …(глагол).
- Какая полезная информация есть в этой шутке? (глагол обозначает действие)
Давайте попробуем дать определение глагола. (учащиеся дают оределение глагола)
Задание учащимся.
Мэри Поппинс искала дом номер 17 на Вишневой улице. Джейн и Майкл тем временем сидели в Детской, глазели в окно, представляли, кто к ним придет. На улице гудел Восточный ветер, голые ветки вишен трепетали. Дети увидели, что в ворота вошла женщина. Одной рукой она придерживала шляпку, а в другой несла саквояж. Вдруг ветер подхватил ее, поднял в воздух и понес от ворот прямо к парадной двери дома.
- Прочитайте текст. Найдите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Выпишите в одну колонку глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, в другую - глаголы которые отвечают на вопрос что сделать
Группа, которая первой справилась с заданием читает выписанные глаголы, объясняет, на какие вопросы они отвечают. Остальные дополняют, исправляют ошибки.
- А теперь найдите в учебнике, как называются глаголы в первой и второй колонках и какой морфологический признак их объединяет (учащиеся определяют, что это глаголы совершенного и несовершенного вида, а значит один из морфологических признаков глагола есть вид и цепляют к ромашке лепесток со словом «ВИД»)
Объяснение учителя
- Глаголы употребляются в форме трёх наклонений: изъявительного (читаю), повелительного (читай), условного (читал бы)
Задание на скорость.
От записанных учителем на доске глаголов образовать наклонения (бежать, звонить, мечтать, терпеть). Группа, которая первой справится с заданием, озвучивает его, остальные контролируют и исправляют.
После этого к ромашке прикрепляется лепесток со словом «НАКЛОНЕНИЕ»
Объяснение учителя
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времениглаголы изменяются по лицам и числам. Например: я пишу, напишу (1-е лицо ед. числа); ты пишешь, напишешь (2-е лицо ед. числа) и т.д.
В прошедшем времени глаголы изменяются по числам, например: он читал - они читали. В единственном числе прошедшего времени глаголы изменяются по родам, например: он читал, она читала, оно читало.
Распределительный диктант
Распределите глаголы в три столбика. В первый - глаголы прошедшего времени, во второй - настоящего, в третий - будущего. Перед каждым столбиком запишите вопросы, на которые отвечают глаголы соответствующего времени.
Написал, читаю, приготовлю, могу, думаю, отдохну, выполнила, спала, открою, танцую, спою, воскликнул, придумаю, леплю.
После выполнения задания к ромашке прикрепляется лепестки со словами «ВРЕМЯ», «ЛИЦО», «ЧИСЛО».
Объяснение учителя
Ёщё одна черта Глагола - это возвратность. Глаголы, оканчивающиеся на -СЬ, -СЯ называются возвратными. Например: умылась, рассмеялся.
Приведите свои примеры (ученики приводят примеры возвратных глаголов).
К ромашке прикрепляется лепесток со словом «ВОЗВРАТНОСТЬ».
Определение синтаксической роли глагола
Разбор на доске предложений
Над спящим озером лес шумит листвой.
В ночь погода зашумела, взволновалася река…
Найти глаголы, подчеркнуть как член предложения.
- Каким членом предложения глагол бывает чаще всего?
(Ученики самостоятельно формулируют вывод о синтаксической роли глагола)
Работа с учебником
Прочитать теорию на странице 21.
-Найдите новую информацию.
Физкультминутка. Игра на внимание
Сыграем в игру, которая называется ремонт. Условия такие. Водящий читает список слов. Большая часть из них - глаголы. Это действия, которые выполняются при ремонте. Но встречаются и существительные. Так вот, когда водящий называет глагол, вы должны хлопнуть в ладоши, а если он называет существительные, хлопать нельзя. Ошибся - выходи из игры. Победил тот, кто остался. Итак, приготовились!
Дядюшка Глагол при ремонте ВЫТИРАЛ, ПОДМЕТАЛ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, САМОСВАЛ, НОСИЛ, ЛЕПИЛ, ЗАПЛАТИЛ, УГОДИЛ, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, ВЫЛИЛ, ВЫМПЕЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, ДРУЖОК.
- Молодцы! Вы очень внимательные.
3. Выполнение тренировочных упражнений
Теперь мы должны получить пропуск к глаголу.
Выписать глаголы, определить все морфологические признаки
Цветут ландыши, потом зацветает шиповник. Липа в этом году запаздывает, но она скоро порадует нас своим тягучим ароматом. Мотыльки кружили над ромашками. Их прогнал ворчливый шмель, который немного покружил над цветком и улетел. Летает где-то, а потом найдёт ромашку и снова прогонит того, кто на ней отдыхает.
Дописать окончания глаголов- сказуемых, согласуя их с подлежащим. Указать время, число, лицо или род.
Тихо ве… ветерок. Мы сид… с удочками на берегу озера. Облако закры… солнце. Скро пойд… дождь. Издали донос…ся гул грома. Высоко над нами пролете… утка. Ветер под… сильнее. Озеро взволнова…
4. Подведение итогов урока
Слово учителя.
- Дядюшка Глагол рад вас видетьв своём доме. Он очень трудолюбивый и любознательный. Сейчас Глагол будет отрывать по одному лепестку от ромашки и ученику . Ученик должен рассказать о том признаке, который написан на лепестке и привести пример. Если ученик не может ответить, он обращается за помощью к вам
5. Домашнее задание.
Упражнение 24, 32