Урок литературы «Смысл названия и художественные особенности рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»»

Оформление и оборудование: 1. На доске эпиграф «В человеке всё должно быть прекрасно : и лицо, и одежда, и душа, и мысли». 2. Справа на доске расположены в хаотичном порядке иллюстрации к рассказу. 3. Прямо на доске в хаотичном порядке на листах А4 описания героев рассказа и фамилии героев «Очумелов, Елдырин, Хрюкин» и слово «щенок». 4. мультимедиапроектор. 5. Компьютер. 6. видеофрагмент «Как слово наше отзовется». 7. презентация к уроку. 8. иллюстративный материал. Организационный момент 1.Здороваемся, записываем число, оставляем две строчки для темы урока. 2.Подумайте и ответьте, что объединяет рассказы «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Хамелеон» (А.П.Чехов- автор) "Проверка д/задания - Что узнали нового об авторе, как это оформили? - Прочитали воспоминания о писателе и заполнить таблицу «Чехов: человек и писатель». Вывод: " Формулировка темы и целей урока - Сформулируйте тему урока: ««Смысл названия и художественные особенности рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»» Учащиеся формулируют цели урока: выяснить, какие приемы использует автор в рассказе. "Эпиграф урока: слова А.П.Чехова. (зачитать) Они все время на доске, вернемся к ним чуть позже.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе

«Смысл названия и художественные особенности рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»»


Оформление и оборудование :

  1. На доске эпиграф «В человеке всё должно быть прекрасно : и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

  2. Справа на доске расположены в хаотичном порядке иллюстрации к рассказу

  3. Прямо на доске в хаотичном порядке на листах А4 описания героев рассказа и фамилии героев «Очумелов, Елдырин, Хрюкин» и слово «щенок»

  4. мультимедиапроектор

  5. Компьютер

  6. видеофрагмент «Как слово наше отзовется»

  7. презентация к уроку

  8. иллюстративный материал

Теория литературы:

Говорящие фамилии

Юмор

Сатира

Художественная деталь

Композиция

Словарная работа

хамелеон

добродетель

Цели урока:

Обучающая: обучение анализу рассказа.

Развивающая: знакомство учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»: название произведения, говорящие фамилии, речевая характеристика, композиция, художественные детали.

Воспитывающая: воспитывать чувство уважения к человеку, повышать посредством урока литературы мотивацию к учебе

Организационный момент

1.Здороваемся, записываем число, оставляем две строчки для темы урока

2.Подумайте и ответьте, что объединяет рассказы «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Хамелеон» (А.П.Чехов- автор)

Проверка д/задания

Что узнали нового об авторе, как это оформили?

Прочитали воспоминания о писателе и

заполнить таблицу «Чехов: человек и писатель»

Вывод:

Формулировка темы и целей урока

-Я предлагаю вам новую встречу с А.П.Чеховым.

-посмотрите на слайд и определите, какой вопрос зашифрован ( почему рассказ называется «Хамелеон»? )

Ученики записывают ««Смысл названия и …

-Это первая часть нашей темы. -Рассказы А.П.Чехова какие? (смешные, юмористический (слов-я работа)

А по объему? (маленькие, небольшие).

А легко ли писать короткие и смешные рассказы? (Трудно). Значит, что вы хотели бы узнать? (Какие приемы использовал автор, чтоб получились короткие и смешные рассказы)

Сформулируйте тему урока: ««Смысл названия и художественные особенности рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»»

Учащиеся формулируют цели урока: выяснить, какие приемы использует автор в рассказе.

Эпиграф урока: слова А.П.Чехова. (зачитать) Они все время на доске, вернемся к ним чуть позже.

-С чего начнем?

Словарная работа «хамелеон» -презентация , слайд №

Какое из этих определений имел в виду автор? Переносное. Это человек, быстро меняющий свои взгляды в зависимости от обстоятельств.

Анализ рассказа

-назовите действующих лиц рассказа

-Кто хорошо запомнил героев рассказа? 1 чел.идет к доске (перепутанные логические цепочки)- соотнести левую и правую стороны, расположив возле фамилии героя соответствующее ему описание или принадлежащие ему реплики.

- еще один человек проанализирует рисунки на доске, расположив их по порядку и объяснив, кто на них и в какой момент изображен. Удалось ли художникам передать характер героев?

Класс в это время отвечает на вопросы

-где происходят события?

-кто идет по площади?

-почему никого нет?

- о чем это говорит? как ведут себя блюстители порядка?

-что нарушает тишину?

-сколько раз Очумелов требует то снять, то одеть шинель(2 раза)

-сколько раз меняет свое мнение? (6 раз)

Кто является хамелеоном в рассказе? (Очумелов, Елдырин, сам потерпевший- Хрюкин (стр.303 учебн со слов -Врешь, кривой,…), т.к. все они заискивают перед кем-то

(проверка отвечающих у доски), выставление оценок.

Итак, почему рассказ называется «Хамелеон», ведь в нем даже нет этого слова? Для чего написал этот рассказ? Воспитать, показать недостатки.

Что автор высмеивает ? Человеческое хамелеонство, трусость и угодничество.

Рефлексия

Проверим, насколько вы были внимательны, читая рассказ

(Тест с взаимопроверкой см. Приложение 1.) - ответы на слайде, выставление оценок.

Вместо физкультминутки

Вернемся к нашему автору. Есть ли у него что-то общее с героями рассказа?

-Нет, он человек умный, талантливый, отзывчивый. Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте слова Чехова. Как вы их понимаете? Что значит «прекрасны мысли?»

Несколько лет назад я увидела один видеофильм. Ученый ставил опыты. Он считал, что здоровье, жизнь человека зависят от его слов и мыслей. Брал воду, повторял над ней много раз одни и те же слова. Затем воду замораживал и рассматривал кристаллы под микроскопом .Что из этого вышло- смотрите.(просмотр видеоролика)

Почему даже мысли должны быть прекрасны?

А мы продолжаем…

Выясним, с помощью чего автор может добиться выразительности рассказа.

Композиция (что это такое?)-построение произведения.

Чем необычна композиция рассказа «Хамелеон»? (есть экспозиция), то, что происходит до начала развития событий. Прочитайте экспозицию (1-й абзац)

Завязка (со слов -Кто кричал?)

Кульминация (6 раз)- то наказать собаку, то отвести к хозяину.

Развязка (появление повара и его речь) стр.304, зачитать

Говорящие фамилии

(Очумелов- очуметь, потерять соображение)

(Хрюкин- хрюшка, свинья)

Художественная деталь (слайд)

Очумелов ( с узелком, шинель (несовместимые вещи), которую он снимает и одевает)- от этого смешно

Елдырин ( с решетом)

Хрюкин ( окровавленный палец, полупьяное лицо)

Почему нет в рассказе описания природы? (Герои не замечают красоты окружающего мира)

Речевая характеристика (чтение по ролям)-3 чел.

Задание по вариантам : наблюдаем за речью Очумелова и Хрюкина

Стр.302 со слов - По какому случаю тут?., до стр.303., читаем 1 абзац, делаем пометки карандашом.

Какое первое решение принимает Очумелов? Что в нем звучит? (категоричность, ) Что использует (Я вам покажу, как собак распускать!)-угроза, брань. Для чего? (чтоб боялись)

Должны ли употреблять такие выражения высокопоставленные чиновники?

-Я ему покажу Кузькину мать! (Просторечные слова и выражения)

Хорошо ли развита речь? (По какому это случаю тут? )

Интонация как меняется (от начальственной до трусливой)

Вывод: с помощью чего создается юмор в рассказе?

Составляем кластер « Средства выразительности в литературном произведении»

А в наше время есть хамелеоны?

Домашнее задание:

Ребята, подумайте, какие еще качества вам не нравятся?.

Посмотрите еще раз на эпиграф урока. Я предлагаю вам попробовать себя в роли писателей. И написать « Книгу добродетелей 7 а класса». (На слайде -значение слова «добродетель») Мы говорили об осмеянии отрицательных качеств, а вы будете писать небольшое сочинение о положительном качестве. (в русском языке это- антонимы).

Я приготовила для вас обложку книги , на ней фото класса. Вторая страница- авторский коллектив, здесь перечислены все ваши фамилии. А теперь возьмите в руки чистые листы со своей фамилией в уголке. Выберете качество, которое вы больше всего цените в людях (добродетель). И напишите про него. Затем мы сложим ваши листочки, получится коллективная книга. Вы сможете повесить её в классном уголке.

Посмотрите еще раз на эпиграф урока и не забывайте, что все должно быть в вас прекрасно.

Мы все успели. Настроение каково? Нужно дружно отвечать: « Во!»

Спасибо за урок!


Приложение 1.

Тест


  • 1. Из перечисленных ниже фамилий выберите ту , которая не
    относится к рассказу «Хамелеон» .

  • а) Елдырин;

  • б) Хрюкин;

  • в) Акинфов.

  • 2. Слова «пущай» , «кузькину мать» , «харю» - это элементы :

  • а) разговорного стиля;

  • б) научного стиля;

  • в) делового стиля.

  • 3.Назовие фамилию городового

  • а)Жигалов

  • б)Елдырин

  • в)Очумелов

  • 4.Какая профессия была у человека, пострадавшего от укуса щенка?

  • а)золотых дел мастер

  • б)сапожник

  • в)слесарь

  • 5.Какой породы щенок - «виновник скандала»?

  • а)овчарка

  • б)борзая

  • в)дворняга

Ответы

  • 1.в (Акинфов)

  • 2.а (разговорный стиль)

  • 3.б (Елдырин)

  • 4.а (золотых дел мастер)

  • 5.б (борзая)





© 2010-2022