Урок Время выбрало нас

Урок мужества"Время выбрало нас..." (Ко Дню памяти воинов-интернационалистов). Урок-практикум по решению заданий ЕГЭ (11-й класс) Форма урока: урок-практикум Цели урока: отрабатывать навыки разноаспектного анализа микротекста с заданиями с выбором ответа и с кратким ответом, умение устанавливать логические связи между предложениями; повторить теоретические знания по синтаксису и пунктуации, по морфологии; развитие монологической речи; умение рассуждать на предложенную тему, приводить различные с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Время выбрало нас..." (Ко Дню памяти воинов-интернационалистов). Урок-практикум по решению заданий ЕГЭ (11-й класс)

Форма урока: урок-практикум

Цели урока:

  • отрабатывать навыки разноаспектного анализа микротекста с заданиями с выбором ответа и с кратким ответом, умение устанавливать логические связи между предложениями;

  • повторить теоретические знания по синтаксису и пунктуации, по морфологии;

  • развитие монологической речи; умение рассуждать на предложенную тему, приводить различные способы аргументации, делать выводы;

  • стимулировать формирование чувства патриотизма.

Ход урока

  1. Оргмомент. Объявление темы и целей урока. Вступительное слово учителя.

22 декабря 1979 года советские войска вошли в Афганистан, а 15 февраля объявлено днем памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках», а

Звучит «Реквием» Моцарта , одновременный просмотр презентации.

Хранит земля войны минувшей шрамы,
Погибших имена, бесчувственный гранит,
Гвоздики красные, холодный мрамор,
Рыданье женщин у могильных плит.
Афган, Чечня, Таджикская граница-
И снова сыновей мы отправляем в бой,
Безусых, не успевших опериться
И костыли уже вновь стучат по мостовой.
О, Русь моя, о, боль моя- Россия!
Где мне слова такие отыскать
И где мне взять такие силы
Чтоб о судьбе твоей без слез сказать.

- Прошло более 20 лет с того момента, как завершилось почти 10-летнее пребывание советских войск в Афганистане (декабрь 1979 - февраль 1989 гг.). Тема участия нашей страны в афганской войне была и остаётся актуальной до настоящего времени. Причём в ходе её обсуждения высказываются различные, порой полярные мнения и оценки: настолько многогранная и многоплановая ситуация возникла в Афганистане и вокруг него. Долгое время мы плохо представляли себе то, что на самом деле происходило в Афганистане, пользуясь скупыми, часто противоречивыми, порой искажёнными сведениями из прессы. Далеко не всё могли понять правильно и те, кто непосредственно участвовал в "секретной войне". Большинство советских солдат и офицеров честно выполняли свой воинский и интернациональный долг, нередко проявляя подлинный героизм и самоотверженность.

Во имя чего же гибли либо становились калеками тысячи наших соотечественников? Оправдана ли боль и скорбь их матерей, вдов, детей-сирот? Что такое Афган?
Афган- это спрятанная война. Зачем и кто ее спрятал? И от кого? Наверное, от нас с вами. Чтобы мы не знали о коллекциях засушенный ушей, об обгоревшей коже, которая сворачивается в трубочку, точно лопнувший капроновый чулок, о солдате в целлофановом мешке…отдельно голова, отдельно руки…сдернутая кожа. Может, поэтому мы называем ее спрятанной?
О чем говорили все тогда?
О воинском долге, об интернационализме державных интересах и южных рубежах нашей Родины?
Но глухо ходили слухи о похоронах в панельных домах и цинковых гробах.

Афганская война- это часть биографии нашей. И какая бы она ни была -героическая, кровавая, позорная- такой теперь она останется навсегда. Наша задача, изучая историю своей страны, не повторять ошибок прошлого.
Посмотрим на эпиграф нашего урока. Он как нельзя точно выражает суть того, о чем мы будем сегодня говорить.

Звучит песня А. Розенбаума «Черный тюльпан».

  1. Работа с микротекстом.

Микротекст

Разноаспектный анализ:

эти задания отрабатывают умения устанавливать логические связи между предложениями, удерживать в памяти только что прочитанную фразу и прогнозировать содержание последующей, замечать сигналы зависимости одного предложения от другого (местоимения, союзы, частицы и др.). Нужно выбрать единственно возможный вариант ответа, так как в остальных нарушаются законы построения текста. Кроме этого, предлагается провести разноаспектный анализ текста - синтаксический, смысловой, морфологический.

А. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком пьедестале, венчая собой лучшие качества человека - гражданина, патриота, интернационалиста.

Б. Подтверждение тому - тысячи солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, которые награждены высокими государственными наградами за самоотверженность и героизм, проявленные при оказании ________________ помощи Республике Афганистан.

В. Необходимо, чтобы и в наше сложное, насыщенное острыми событиями время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений, непреклонная воля к победе, отвага и мужество.

Г. Каждое время рождает своих героев.

1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, Г, В, Б 2) В, А, Г, Б 3) Г, А, Б, В 4) Г, А, В, Б

2. Какое из приведённых ниже слов (словосочетаний) должно быть на месте пропуска в предложении Б?

1) братской 2) бескорыстной 3) интернациональной 4) реальной

3. Какое из данных сочетаний слов является подлежащим в одном из предложений текста?

1) подтверждение (предложение Б) 2) тысячи солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров (предложение Б)

3) качества (предложение А) 4) верность долгу и традициям (предложение В)

4. Какая характеристика соответствует предложению Б?

1) ССП 2) СПП с придаточным изъяснительным 3) БСП 4) СПП с придаточным определительным

5. В каком предложении есть деепричастие?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

6. Укажите правильную характеристику слова НАГРАЖДЕНЫ из предложения Б.

1) глагол 2) краткое прилагательное 3) краткое причастие 4) причастие

Во время работы с текстом учащиеся заполняют оценочные листы

  • Задание 2: почему "интернациональной"? (по словарю Ожегова, интернациональный - "международный")

  • Задание 3: грамматическая основа типа "сущ. в Им.п. - сущ. в Им. П."

  • Задание 4: СПП с придаточным определительным (построить схему предложения в двух вариантах - линейную и структурную)

  • Задание 5: деепричастие ВЕНЧАЯ (что делая? как?) - обозначает добавочное действие, т.к. зависит от глагола СТОЯЛ; н.ф. венчать (отглагольная форма)

  • Задание 6: краткое причастие НАГРАЖДЕНЫ (каковы?) - н.ф. награждённый, т.е. "те, кого наградили".

  1. Психологическая антистрессовая минутка

  1. Чтобы снять напряжение, появившееся при выполнении предыдущего задания и в условиях открытого занятия (присутствие посторонних людей на уроке), проводим музыкальную паузу: включаем лёгкую классическую музыку, расслабляемся, отвлекаемся от темы урока и т.д. - в течение 1 мин.).

  2. Чтобы продолжить работу, необходимо после расслабления стимулировать деятельность нервной системы, развить нервную силу, энергию и жизненность. Для этого проводим упражнение на создание возбуждающего давления на нервные центры:

  • сделать полный вдох

  • удержать его на несколько секунд

  • сжать губы, как для свистка, не раздувая щёк, затем с силой выдохнуть отдельными порциями весь воздух

  • повторить 7-10 раз.

Чтение большого текста.

(1)Любой народ живёт в обществе, ограниченном определёнными рамками, где армия является гарантом его безопасности. (2)Испокон веков вооружённые силы были, есть и в ближайшем будущем будут краеугольным камнем в основании государства. (3) Русский народ, исторически ведя непрерывную войну за своё физическое существование, привык видеть и осознавать душой особенность этой организации, её высокий смысл и предназначение именно как историческую необходимость своего существования. (4)С древних времён лучшие люди страны в армии окончательно и бесповоротно закрепляли свой авторитет, становились народными героями. (5)Это князья Святослав, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Пётр Первый, воевода Ермак, монахи Пересвет и Ослябя, полководцы Суворов и Потёмкин, рядовой Александр Матросов… (6)Для этих людей слова поэта-фронтовика: «Была бы наша Родина богатой и счастливою, а выше счастья Родины нет в мире ничего…» - смысл жизни. (7)Как и для нашего современника, поэта-афганца, сказавшего: «Ты прости нас, великая Русь, мы чисты перед нашим народом».

(8)Тысячу раз согласен с высказыванием талантливого педагога и публициста Карема Раша: «Любовь к своей армии, верность её традициям есть самый верный признак здоровья нации. Нападки на армию начинаются всегда, когда хотят скрыть и не трогать более глубокие пороки общества. Чаще всего неприязнь к армии проистекает от нечистой совести и страха перед службой и долгом».

(9)Разве армия виновата, что опустели деревни, крестьянин исчез с лица русской земли и мы не можем прокормить самих себя? (10)Разве армия виновата, что мы разучились работать и принцип «тяп-ляп» стал нормой жизни? (11)Разве армия опустошила наши прилавки? (12)Разве армия насаждает среди молодёжи культ стяжательства, ширпотреба, сексуальной вседозволенности и моральной распущенности? (13)Разве армия призывает поклониться его величеству золотому тельцу? (14)Конечно, это и армейские заботы, но не оттуда они идут.

(15)«Это Афганистан развратил души наших детей!» - трубят некоторые деятели, заставляя сотни тысяч лучших сынов страны стыдиться своего подвига. (16)Так называемые «инженеры человеческих душ» зовут их к покаянию. (17)А ведь армия не сама вступила в эту войну. (18)13 тысяч - таковы потери за десять лет войны. (19)Слов нет, война не праздничный карнавал. (20)Есть в ней и кровь, и подлость, и многие другие мерзости. (21)Армия тоже нуждается в реформах, и она должна их проводить чётко и разумно.

(22)Пока же под градом оскорблений, камней и пуль оказываются наши с вами дети в военной форме, защищающие правовые основы нашего государства.

Сергей Куличкин

4. Выполнение заданий с выбором ответа и с кратким ответом.

1. Определите стиль и тип речи текста.

разговорный; описание и рассуждение

художественный; рассуждение и повествование

научно-популярный; рассуждение

публицистический; рассуждение

№1 - назвать языковые средства, характерные для публицистического стиля

(статья, композиция лишена строгой обязательности, наличие синтаксических конструкций эмоционально-выразительного характера - риторические вопросы, неполные предложения, инверсия; наличие эмоционально-оценочной лексики, фразеологизмов, использование тропов и фигур; лексика из области морали культуры; разговорные синтаксические конструкции); тип речи - рассуждение (предметом речи является связная последовательность наших мыслей о чём-либо, в центре находится не внешняя действительность, а процесс человеческого мышления; последовательная связь предложений в тексте; от примеров - к выводу; глаголы настоящего времени).

2. Какое утверждение соответствует позиции автора, выраженной в тексте?

Великие традиции русской армии - это подлинный интернационализм.

Здоровая армия - здоровая нация.

«Афганцы» - не кумиры для молодёжи.

Десятилетняя война - позорная война.

(№2 - позиция автора (доказательство из текста))

3. В каком предложении используется фразеологизм?

1)2 2) 10 3) 19 4) 22

  • №3 - краеугольный камень (главное, основное)

  • 4. Из предложений 12-13 выпишите слово, образованное путём сложения основ. №4 - ширпотреб - широкое + потребление

Ошибочно: вседозволенность - всё + дозволить + суффикс - ость.

5. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью примыкание.

Согласование - зависимое слово согласуется с главным, т.е. ставится в ту же форму, что и главное
Управление - главное слово управляет зависимым, требует от него определённой формы
Примыкание - зависимое слово примыкает к главному, связывается с ним только по смыслу (обязательно наличие неизменяемых частей речи).

№5 - окончательно и бесповоротно закрепляли

6. Среди предложений 1-5 найдите односоставное назывное предложение.

№6 - назывное (есть только подлежащие).

  1. Сформулировать и прокомментировать проблему или одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулировать авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора текста. Почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Заключение.

Война - явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к сове Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество.

В русском народе живее убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность, стремление защищать её от врагов, своими делами служить ей интересам - чувство великое и необходимое, чувство долга.

Давайте обратимся к кинохронике тех событий, которые вызывают эти чувства.

Советские воины, как истинные патриоты Родины и интернационалисты, выполнили свой долг до конца и не могут быть объектами некомпетентной критики. Ещё более 800 лет назад Шота Руставели подчёркивал, что каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. К этому можно добавить - и не видя вообще. Каким бы ни было личное мнение каждого из нас относительно решения о вводе войск - наше отношение к тем, кто служил и воевал в Афганистане, должно быть пронизано глубочайшим уважением. Ведь многие не только воевали. Даже уходя оттуда, всё ещё помогали мирному населению.

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по тексту (задание С).


© 2010-2022