Интеллектуальная викторина по сказам Бажова. 5 класс (литература)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная викторина по сказам П.П. Бажова. ( 5 класс)


Цели: - формирование читательской компетенции;

- знать сказы Бажова; их содержание, героев; художественные особенности;

- уметь отвечать на вопросы по произведениям;

- уметь пересказывать фрагменты;

- развивать творческие, познавательные, интеллектуальные, коммуникативные

способности;

- воспитание любви к предмету, интереса к творчеству П.П. Бажова.

Тип урока: внеклассное чтение.

Вид урока: урок - турнир.

Оборудование: сборник сказов Бажова « Малахитовая шкатулка», чёрный ящик, малахитовые бусы, камень - змеевик, стеклянная пуговка, пазлы с иллюстрациями.

Описание игры: ребята делятся на 3 команды, придумывают им названия по сказам Бажова; на доске записываются очки, набранные командами.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово.

В малахитовую шкатулку Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности - украшения из самоцветных камней. Перед нами сейчас другая « Малахитовая шкатулка», но она также бесценна. В ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова. Каждый его сказ - это маленькая драгоценность. В них Бажов прославляет уральских мастеров: горняков, гранильщиков, кузнецов, резчиков по камню, любуется их творениями, дивуется народным ремёслам. Сегодня на уроке мы проведём игру, в которой выявим лучшего знатока сказов Бажова. Для этого необходимо ответить на вопросы нескольких раундов.

( Команды по очереди дают ответы, если они затрудняются в своём выборе, право ответа получает другая команда. За каждый правильный ответ даётся по 1 баллу).


  1. Внимание - первый раунд! Вопросы по сказу « Медной горы хозяйка».

  1. Из чего было платье Хозяйки Медной горы? (Из отборного шёлкового малахиту)

  2. Каких зверюшек Хозяйка называла своим войском? (ящерок и змеек)

  3. Что велела сделать Хозяйка Степану? ( Передать приказчику, чтобы он, душной козёл, убирался с Красногорского рудника)

  4. Что она подарила Степану для его невесты? (Малахитовую шкатулку с украшениями)

  5. Какое третье испытание должен был выдержать Степан, но не выдержал? ( не вспоминать Хозяйку)

  6. Что за камешки нашли в руке у мёртвого Степана? (медный изумруд - слёзы Хозяйки).


  1. Внимание - второй раунд! Вопросы по сказу «Малахитовая шкатулка».

  1. Как Степан прозвал свою дочку? (Памяткой, потому что напоминала ему Хозяйку Медной горы)

  2. Что было, когда Настасья надевала на себя украшения из шкатулки? (ей было холодно и неудобно)

  3. Какому рукоделию научила Танюшку странница? (шить шелками)

  4. Что показала странница Танюшке, когда та примеряла украшения? ( кусочек будущего: зеленоглазую красавицу в царских палатах, выложенных малахитом, который добыл её отец)

  5. Когда Настасья решилась продать шкатулку? (когда у них сгорел дом и всё имущество)

  6. Почему мастера отказались « подогнать» украшения для жены приказчика? ( Знали они, что это работа самой хозяйки, боялись они связываться с ней)

  7. Какое условие поставила Танюшка барину, когда он посватался к ней? (показать ей царицу в палатах, обделанных тятиным малахитом)

  8. Как пропала Танюшка?( прислонилась к малахитовой стене и растаяла)

  9. Что случилось с каменьями из шкатулки? (свернулись в капельки).


  1. Внимание - третий раунд! Вопросы по сказу « Каменный цветок»

  1. Какое прозвище Данила получил в детстве? ( Недокормыш)

  2. Чем поразил Данила Прокопьича? (верным глазом, своей наблюдательностью)

  3. Какому ремеслу учил Данилу Прокопьич? ( Резать по камню: украшения, подсвечники, вазы)

  4. Чем не понравилась Даниле чаша, заказанная барином? ( Трудностей много, а красоты никакой нет)

  5. Как поступил Данила со своей чашей и барской? (Свою разбил, а барскую оставил, потому что побрезговал, да и работа была заказная)

  6. Почему Хозяйка взяла к себе Данилу в мастера? ( Оценила его талант, воображение, стремление к совершенству)


  1. Внимание - четвёртый раунд! Вопросы по сказу « Горный мастер»

  1. Как Катю прозвали после исчезновения Данилы? ( мертвяковой невестой)

  2. Как Катя решила заняться ремеслом Данилы и Прокопьича? (Прокопьич совсем старый стал, а женским рукодельем было не прокормиться)

  3. Какие поделки сделала Катерина? (бляшки из малахиту)

  4. Где она брала камни для своих поделок? ( На Змеиной горке)

  5. За какие качества Катерины Хозяйка решила вернуть ей Данилу? (за верность, преданность, смелость, решительность, трудолюбие, за удалость и твёрдость)

  6. Как Катерина и Данила объяснили людям долгое отсутствие Данилы? (сказали, что он ездил учиться к дальнему мастеру).


  1. Внимание - пятый раунд. Вопросы по сказу « Хрупкая веточка».

  1. Сколько ребятишек родилось у Катерины и Данилы? (8)

  2. Какой изъян был у Митеньки? (он откуда - то свалился, и у него стал расти горбик)

  3. Какому ремеслу отдали учиться Митю? (в гранильщики)

  4. веточку с какими ягодами Митя сделал первой? (крыжовник)

  5. Что стало с этой веточкой? (по приказу барина её отобрали у Мити, а как узнал, что она из простого камня сделана, озлился на мастера и веточку в пыль растоптал)

  6. Почему Мите помогала Хозяйка? (она видела,что он талантлив, тянется к творчеству, что он достойный сын своих родителей).


  1. Внимание - чёрный ящик!

  1. В чёрном ящике - предмет из малахитовой шкатулки, который Настасья примерила только один раз, а на людях совсем не показывала, потому что он, словно льдом кругом шеи. Что в чёрном ящике? (малахитовые бусы)

  2. В чёрном ящике - предмет, оставленный Танюшке странницей на память, который подсказывал, как с трудной работой справиться, а в результате лишил последнего умишка барина. Что в чёрном ящике? (пуговка из стекла простой огранки)

  3. В чёрном ящике находится предмет, который подложила Мите не то девичья, не то женская рука, из которого вышла « живая ягодка». Что в чёрном ящике? (камень змеевик)

За каждый верно отгаданный предмет по 2 балла.


  1. Соберите картинку - пазл. Назовите сказ, к которому нарисована эта иллюстрация.

За каждую правильно собранную картинку - 1 балл. За название сказа - 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание - 2 балла.

Интеллектуальная викторина по сказам Бажова. 5 класс (литература)Интеллектуальная викторина по сказам Бажова. 5 класс (литература)Интеллектуальная викторина по сказам Бажова. 5 класс (литература)


  1. Подведение итогов. Подсчитываются набранные очки. Выбирается лучший знаток сказов Бажова. Награждение победителя книгой.

  2. Домашнее задание.

Ответьте письменно на эти вопросы так, чтобы у вас получился связный рассказ.

Любому ли мастеру помогала Хозяйка Медной горы? Какие качества мастеров заслуживали одобрение Хозяйки? Каким образом она помогала Даниле, Кате, Мите? Почему она открыла им свои богатства и тайны?



© 2010-2022