- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка
Конспект урока русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алексеева Н.А. |
Дата | 25.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ РИДАТОЧНЫМИ
Класс - 9
Цель - углубить знания учащихся о СПП, повторить главные признаки, по которым выделяется придаточное предложение, дать понятие о классификации СПП с несколькими придаточными.
Задачи.
Обучающие:
- учить находить СПП с несколькими придаточными и определять вид подчинения;
- учить ставить знаки препинания при однородном и последовательном подчинении;
- повторить некоторые орфограммы;
- учить чертить разные виды схем.
Развивающие:
- развивать наблюдательность,
- развивать навык самостоятельной работы с проблемными задачами (развивать аналитическое мышление);
- развивать словарный запас учащихся.
Воспитывающие:
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать навык самостоятельной работы;
- воспитывать монологическую речь учащихся;
- воспитывать умение слушать.
ХОД УРОКА
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
-
ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. ТЕСТ - СЛАЙД 2 - 4
Проверка - СЛАЙД 5 - 7
- Найдите главную часть, найдите придаточную часть
Формирование умения разграничивать грамматические факты
-Назовите придаточные предложения.
2. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
СЛАЙД 8 - 11
Подготовка учащихся к восприятию темы, учащиеся на примере третьего предложения из тестового варианта уже увидели пример СПП с несколькими придаточными
-
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
СЛАЙД 12 - 13
Цель урока:
- познакомиться с видами подчинения СПП с несколькими придаточными;
учиться ставить знаки препинания при однородном и последовательном подчинении.
-
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
-
ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕОРИИ (ПАРАГРАФ 9, С. 53 - 55)
-
АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА РАЗДАТОЧНОМ МАТЕРИАЛЕ
СЛАЙД 14
- Найдите главное предложение.
- Найдите первое придаточное предложение. Задайте к нему вопрос. Найдите средство связи (союзное слово когда).
- Найдите второе придаточное предложение. Задайте к нему вопрос. Найдите средство связи (союз где).
- Как называется такой вид подчинения? (последовательным)
СЛАЙД 15
- Найдите главное предложение.
- Найдите первое придаточное предложение. Задайте к нему вопрос. Найдите средство связи (союзное слово когда).
- Найдите второе придаточное предложение. Задайте к нему вопрос. Найдите средство связи (союз чтобы).
- Как называется такой вид подчинения? (параллельным)
СЛАЙД 16.
- Найдите главное предложение.
- Найдите придаточные предложения?
- Какой один вопрос можно задать к этим предложениям? (что)
- Найдите средство связи придаточных предложений с главным. (союз как)
- Чем похожи эти придаточные предложения?
- Как называется такой вид подчинения? (однородным)
СЛАЙД 17.
- Найдите главное предложение.
- Найдите первое и второе придаточные предложения.
- Чем похожи эти придаточные предложения? Какой вопрос можно задать к ним? Назовите средство связи. (союз как)
- Найдите следующее придаточное предложение. От какого предложения зависит это придаточное, задайте вопрос. Назовите средство связи (союзное слово которого).
- Как называется такой вид подчинения? (комбинированное)
ОБОБЩЕНИЕ.
- Какие виды подчинения СПП с несколькими придаточными вы знаете?
ОСОБЕННОСТИ ПУНКТУАЦИИ ПРИ ОДНОРОДНОМ ПОДЧИНЕНИИ. ПУНКТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА.
СЛАЙД 18.
- Перед вами сейчас будет поставлена пунктуационная задача. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
СЛАЙД 19.
- Давайте проверим.
- Назовите вид подчинения придаточных в этих предложениях. (однородное)
- Прочитайте со знаками препинания первое предложение.
- Назовите главное и придаточное предложения.
- Прочитайте со знаками препинания второе предложение.
- Назовите главное и придаточное предложения. Как вы думаете, почему мы не поставили знаки препинания между придаточными предложениями? (есть союз и)
- Прочитайте со знаками препинания третье предложение.
- Назовите главное и придаточное предложения. Влияет ли отсутствие повторяющегося союза на постановку знаков препинания. (нет, союз подразумевается).
- Как вы думаете, почему мы не поставили знаки препинания между придаточными предложениями? (есть союз и)
Обобщение. СЛАЙД 20.
ОСОБЕННОСТИ ПУНКТУАЦИИ ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ПОДЧИНЕНИИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
СЛАЙД 21.
- Спишите предложения.
- Найдите в первом предложении главное предложение. Найдите первое придаточное. Задайте к нему вопрос, определите средство связи. Найдите второе придаточное предложение, от какого предложения к нему зададим вопрос? Какой вопрос. Назовите средство связи.
- Найдите во втором предложении главное предложение. Найдите первое придаточное. Задайте к нему вопрос, определите средство связи. Найдите второе придаточное предложение, от какого предложения к нему зададим вопрос? Какой вопрос. Назовите средство связи.
- Чем отличаются в пунктуационном плане эти два предложения?
- Как вы думаете почему?
ОБОБЩЕНИЕ
СЛАЙД 22.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПУНКТУАЦИОННОГО ПРАВИЛА.
СЛАЙД 23.
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
РАБОТА С ТЕКСТОМ
СЛАЙД 24.
Чтение текста.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Кто такой отшельник?
СЛАЙД 25.
- Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.
- Проверим. СЛАЙД 26.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА ПОДЧИНЕНИЯ В ТЕКСТЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ СХЕМ.
- Начертите линейную схему к предложению определите вид подчинения.
СЛАЙД 27 - 30.
Учащиеся по очереди чертят самостоятельно схему на доске.
СЛАЙД 31.
СЛАЙД 32. Проверка. Учащийся чертит схему на доске. Определяет вид подчинения.
ОБОБЩЕНИЕ.
- Какие виды подчинения имеет СПП с несколькими придаточными.
РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ.
- Часто наличие нескольких придаточных предложений в СПП может вызвать ряд затруднений в правильности оформления речевого высказывания. Прочитайте предложения и исправьте ошибки в построении СПП.
СЛАЙД 33
СЛАЙД 34.
СЛАЙД 35.
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
СЛАЙД 36.
-Закончите следующие предложения.
СЛАЙД 37-38.
СЛАЙД 39 - 40
СЛАЙД 41 - 42.
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
СЛАЙД 43.
-
Теория § 9
-
Упражнение № 133 (письменно, по образцу)
-
Вопросы для повторения с. 58 (устно с примерами)