Междометие-особая часть речи

в разработке урока исползован дополнительный материал для успешного усвоения нового материала, карта ученика,дифференТема: «Междометие особая часть речи".Задачи:1. Обеспечить уяснение понятия междометия, как особой части речи.2. Отработать навык написания дефиса в междометиях и знаков препинания при междометиях.3. Развивать диалогическую и монологическую речь.Цели:· сформировать у учащихся понятие о междометии как части речи;· развивать умения целесообразно использовать...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Междометие- особая часть речи









Междометие- особая часть речи



Междометие- особая часть речи





Междометие- особая часть речи





Междометие- особая часть речи







Междометие- особая часть речи





Междометие- особая часть речи







Учитель:

Куренбаева Г.И.





2009 год



Тема: «Междометие особая часть речи".

Задачи:

  1. Обеспечить уяснение понятия междометия, как особой части речи.

  2. Отработать навык написания дефиса в междометиях и знаков препинания при междометиях.

  3. Развивать диалогическую и монологическую речь.

Цели:

  • сформировать у учащихся понятие о междометии как части речи;

  • развивать умения целесообразно использовать междометия для выражения различных чувств,

  • формировать умения использовать междометия в речи, имеющих значение благодарности, приветствия.

Тип урока: комбинированный, с элементами модуля, развивающее обучение.

Оборудование: раздаточный материал, учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска, тетради, инструкционная карта, индивидуальная карта ученика.

Виды деятельности учителя: установка на работу, показ слайдов, постановка проблемных вопросов.

Виды деятельности ученика:

  • слушает,

  • готовит рабочее место,

  • читает про себя,

  • проговаривает,

  • пересказывает,

  • составляет схему,

  • рМеждометие- особая часть речиаботает самостоятельно,

  • смотрит слайды,

  • работает творчески



Предполагаемый результат:

  • смогут понять из сказки изучаемую часть речи,

  • смогут выписать из нее междометия,

  • сумеют отличать от других частей речи,

  • смогут составить схему,

  • ответить на вопросы.

Схема урока:

1. Орг. момент - 1мин.

2. Постановка темы, цели урока - 3мин.

3. Изучение нового материала по инструкционной карте - 10 мин

4. Работа в парах - 10 мин.

5. Фронтальный опрос - 3 мин.

6. Составление схемы- опоры - 3 мин.

7. Тренировочные упражнения - 5 мин.

8. Игра «Найдите лишнее» - 3 мин.

9. Просмотр мульфильма «ОХ и АХ !» - 4 мин

10. Творческая работа - 5мин.

11. Составление синквейна, заполнение таблицы - 2 мин

12. Тестирование - 3 мин

13. Дифференцированное д\з

1группа - тестовое задание на стр.223.

2 группа - упражнение 512; §63-64.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Постановка цели урока и объявление темы.

Слово учителя.

РМеждометие- особая часть речиебята, мы на прошлом уроке закончили изучать служебные части речи. А сегодня мы познакомимся с такой частью речи, особенной, интересной, необходимой, неизменяемой; научимся отличать эту часть речи от других частей речи; узнавать её, расставлять правильно знаки препинания при ней.

Запись в тетрадях число и тему урока - «Междометие».

Ребята, у вас на столе инструкционная карта работы - ваш путеводитель на сегодняшний день, карта - помощник, которая подскажет вам в нужный момент, индивидуальная карта, в ней вы будете выставлять оценки, за выполненную вами работу.

Приступаем к работе, выполняем 1 задание

  • Прочитать совершенно правдивую историю, сделать записи основных положений в тетради, далее работа в паре: ответить друг другу на вопросы.

«Совершенно правдивая история»

Междометие- особая часть речи

Междометие- особая часть речи

  1. Междометие- особая часть речи Фронтальный опрос.

1. Почему междометие не входит ни в самостоятельные части речи, ни в служебные?

2. Какие чувства могут выражать междометия?

3. Какими словами изображается звук выстрела, звук падающих капель? Чем они отличаются от междометий?

4. В чем отличие непроизводных междометий от производных?

5. Как на письме выделяются междометия?

Ребята, составьте схему- опору по теме «Междометие»

(показ слайда 1)

Междометие- особая часть речи

Ребята, выполним 3 задание.

Выписать междометия в 1 колонку - производные, во2 - производные.

ЭМеждометие- особая часть речий, садись ко мне, дружок! Бай-бай! Закрой свои ты глазки. Ах, как я люблю весенние зори! Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! Прокричала бабка Василиса: «Караул!», увидев, как закачались макушки яблонь в её саду. « Браво!»- слышалось повсюду. (слайд 2 с ответами на задание)




4. Ребята, поработаем над правильной интонацией! упр.501.

5. Игра « Найдите лишнее» (слайд 3)


ИМеждометие- особая часть речигра «Найдите лишнее»

ОХ! ОЙ! Увы! Ура! Спасибо!

Хи-хи-хи- ха-ха-ха- увы и ах

Буль-буль, ох!

Цыц, брысь, мяу-мяу.




  1. Просмотрите мультфильм «АХ и ОХ» и выпишите междометия.

(слайд 4-5)

  1. Творческая работа «Кто самый вежливый?»

Составьте несколько предложений с производными междометиями, выражающими: приветствие (здравствуйте, прощайте)

Извинение (простите, извините, виноват) благодарность (спасибо, благодарю, пожалуйста)

Проверить, оценки выставить
  1. Ребята, наступило время подвести итоги работы, нашего знакомства

1 группе - составить синквейн,

Синквейн

Междометие

Особая, интересная или неизменяемая, необычная

Выражает, побуждает, выделяется

Междометие-особая часть речи

2 группе - заполнить таблицу «Что я узнал?»

Что знаем?

Что хотим узнать?

Что узнали?


(слайд, таблицу читают вслух несколько человек)

В завершении, выполняем тест по теме. Проверив, выставляем оценки, и выводим итоговую оценку. (Слайд)

Тест.

1 Укажите, в каком предложении есть междометие.

А) Бррр! Эти умники все такие глупые.

Б) Простите , который час?

В) Простите мне эту шутку.

2 Укажите , в каких предложениях есть производные междометия.

А) Ах, вернисаж, ах, вернисаж!

Б) Тьфу ты, прах побери….

В) До свидания , друг мой.!

3 Укажите предложения, в которых есть звукоподражающие слова.

А) ай-ай-ай-ай

Б) Эге-ге-ге

В) га-ага-га!

Ключ к тесту:

1 - б;

2 - в;

3 - в;

4 - в;

5 - в.


4 Укажите вариант, в котором Междометие является членом предложения.

А) Извините, но это странно

Б) Ара! Мы ломим; гнутся шведы.

В) далече грянуло ура : полки увидели Петра.

5 Междометие -это…….

А) знаменательная часть речи, которая обозначает действие предмета.

Б) служебная часть речи.

В) особая часть речи, лишенная лексического значения.


Д\З

1группе - тестовые задания на стр.223.

2 группе - упр512, §63-64.







Инструкционная карта - помощник..

Знайте ! - Междометие - неизменяемые слова, составляющие особую часть речи, которые только выражают различные чувства.

  • Междометия не являются членами предложения, но могут употребляться в значении других частей речи, становясь при этом членом предложения.

Отличайте!

Междометия и звукоподражательные слова

- выражают различные чувства, просто передают звуки живой и неживой природы.

- производные от непроизводных междометий

Образованы из других цыц, ура, ох, ах,

частей речи: Спасибо! Дудки! Бис,! Увы! Ай!

Извините! Ужас! Караул! Шабаш!

ЭТО ИНТЕРЕСНО !

Междометия бывают : эмоцинальные:ай,ох, ух,фи,

Побудительные:тсс, цыц, ну!

ЗАПОМНИТЕ !

Междометия на письме выделяются -,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!, образованные повторением основ,

Пишутся через дефис!

Ах, я чем виноват?

Ура! Наш класс занял первое место.

Девица хи-хи-хи-хи да ха-ха-ха-ха.

Инструкционная карта работы на уроке по теме «Междометие».

1задание. Прочитайте текст сказки, сделайте записи в тетрадях основных понятий, подготовиться работать в паре,ответить на вопросы:1) Что наз-ся междометием? Какая это часть речи? 2) Междометие выражает…….

3) В чем отличие производных междометий от непроизводных? 4)Как выделяются междометия в предложениях ? 5) Какие междометия пишутся через дефис?

2задание.Составьте схему- опору по теме.

3 задание. Выписать междометия в 1 колонку-производные,

во 2 - непроизводные.

Эй, садись ко мне, дружок! Бай-бай! Закрой свои ты глазки. Ах! Как я люблю весенние зори ! Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! Прокричала бабка Василиса: «Караул!», увидев, как закачались макушки яблонь в её саду. «Браво!- слышалось повсюду.

4задание. Упр 501 Добейтесь правильной интонации!

5задание.Игра «Найдите лишнее»

6задание. Просмотрите мульфильм и выпишите междометия.

7задание Творческая работа. « Кто самый вежливый?» Составьте несколько предложений с производными междометиями,выражающими:приветствие ( здравствуйте, прощайте…) извинение( простите,извините, виноват) благодарность ( спасибо, благодарю, пожалуйста)



8 задание 1 группа составляет синквейн по теме,

2группа заполняет таблицу,что я узнал нового.

9 Выполняем тест по теме.


Индивидуальная карта учащегося по теме

«Междометие» ученика 7 а класса________________

Задания

1

2

3

4

5

6

7

  1. 8

9

Итоговая оценка.















«Междометие» ученика 7 а класса________________

Задания

1

2

3

4

5

6

7

  1. 8

9

Итоговая оценка.















«Междометие» ученика 7 а класса________________

Задания

1

2

3

4

5

6

7

  1. 8

9

Итоговая оценка.














© 2010-2022