Рабочая программа элективного курса «Обучение сочинению» в 10 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по элективному курсу «Обучение сочинению»

в 10 классе.

Составитель: Ребрикова Лариса Петровна, учитель русского языка и литературы I категории МКОУ Верхнебезымяновской СШ

I. Пояснительная записка

Курс «Обучение сочинению» рассчитан на 34 часа и ориентирован на подготовку к итоговому сочинению за курс средней школы. Он может также найти применение при организации дополнительных занятий по подготовке к выпускному экзамену по литературе или к вступительному экзамену в вуз. Умения и навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными не только при написании сочинений и других письменных работ, но и для построения устного аргументированного ответа:

- умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, отбирать факты, отвечающие теме;

- подчинять своё сочинение основной мысли;

- собирать материал, который обеспечит содержательность сочинения;

- систематизировать материал, определять последовательность подачи материала в сочинении;

- строить сочинение определенного жанра;

- выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка точно, ясно, по возможности ярко;

- редактировать написанное.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт самостоятельного построения письменного монологического высказывания; при этом особое внимание уделяется анализу художественных произведений.

Рабочая программа составлена на основе стандартов примерной программы основного общего образования по литературе, относящей обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, решаемых в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор и нести за него ответственность. Для практических работ по написанию сочинения используются по возможности те литературные произведения, которые были изучены (в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования) до 10 класса и изучаются в 10 классе.

Сочинение - не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. В связи с этим цель курса:

подготовить учащихся к итоговому сочинению по литературе в 11 классе, обучив написанию различных жанров сочинений, опирающихся на знания по теории литературы, навыки самостоятельного анализа литературных произведений и обобщение жизненного опыта.

Задачи курса:

- обобщение и систематизация знания учащихся по литературе;

- составление алгоритма самостоятельной работы над сочинением;

- создание учащимися собственных творческих работ в различных жанрах; формулирование собственных письменных суждений о прочитанном с аргументированием их на основе текста;

- анализ творческих образцов художественных произведений(эпизодов), работ самих учащихся и их рецензирование;

- знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико- литературные понятия.

Специфика курса заключается в том, что он содержит методику подготовки к сочинению, систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения - рассуждения и подобранные к ним задания.

Предлагаемая программа является авторской, но построена на основе учебно-методических пособий Алексеевой «Сочинение: теория и практика», А.М. Грининой- Земсковой «Сочинениям надо учить», Т.А. Андреевой «Обучающие практические работы по литературе», Л.Н. Карнаух, И.В. Щербиной «Письменные работы по литературе», Т. Г. Кучиной, А.В. Леденева «Контрольные и проверочные работы по литературе». В ходе учебных занятий работа по формированию умений и навыков ведется с опорой на названные учебно-методические пособия.

Прогнозируемый результат

К концу курса учащиеся должны:

- уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;

- на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;

- анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих у чащихся и рецензировать их;

- уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;

- обогатить речевой запас и применять его в различных формах выражения мысли.

II. Программа элективного курса «Обучение сочинению».

Учебно-тематический план


п/п

Тема

Кол-во часов

Основные понятия

Содержание деятельности учащихся

Дата проведения

1

Вводное занятие. Как сделать свою речь связной.

1

Тема, рема. Связь предложений в тексте.

1.Запись основных тезисов в тетрадь.

2. Практическая работа по определению темы и ремы на примере текста Л.Толстого «Кавказский пленник».

3. Тренировка в постановке смыслового вопроса при цепной связи по рассказу Тэффи «Выбор креста»; при параллельной связи по миниатюре М. Пришвина «Вальдшнеп»

4.Анализ собственного сочинения (за 9 класс) с точки зрения связи между предложениями.





2

Как читать классическую литературу, где брать «свои» мысли.

1

Осмысление прочитанного, анализ эпизода, деталь, реплика, художественный приём.

1.Анализ эпизода из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». В сильном классе - из X главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (Спор Базарова и П.П. Кирсанова), рекомендованного для летнего прочтения.

2.Анализ сочинения «Пугачев уехал…» (Литературно-психологические этюды по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

3.Практикум. Дополнить один из этюдов данного сочинения или создать свой.


3

Как «организовать себя» в работе над сочинением

1

Психологическая подготовка к работе над сочинением.

Тема. Подмена темы. Графическая проработка темы.

Рефлексия или умение «слушать себя». Идея и пути её развития. Начнем с заключительной части.

План. Вступление.

1.Конспект мини- лекции.

2.Практикум. Проанализировать вступление и заключение предложенного учителем сочинения и собственного сочинения за 9 класс по плану: 1) как выполнены в них задачи, стоящие перед вступлением и заключением; 2) есть ли связь между этими частями сочинения.


4

Практикум «правильный черновик»

1

Наброски к сочинению.

Практическая работа

над «правильным» черновиком. Тема: «Стихотворение А.С. Пушкина «Моя Мадонна» (восприятие, истолкование, оценка)»


5

Развитие авторской мысли в сочинении. Абзац и его строение.

1

Абзац, микротема, рамочные предложения, логические связи.

1.Прослеживание движения авторской мысли в сочинении «Он говорил?... Это еще не значит быть человеком» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»).

2.Выстраивание схемы сочинения.

3.Построение подобных схем к небольшим собственным работам, отслеживание развития авторской мысли


6

Выбор темы

1

Отличие сочинения от письменного ответа на вопрос, «узкая» тема, «широкая» тема.

Практическая работа- сопоставление сходно звучащих, но разных по значению тем, определение ключевых слов в теме.


7

Практикум. Работа над заголовком

1

Разграничение темы и заголовка.

Формы эссе: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово и др.

Особенности жанра.

1.Нахождение связи между темой и заголовком в рассказах М. Горького «Коновалов», «Лето», «На краю земли».

2. Формулирование названия своего сочинения на тему «Моя любимая книга»

3. Написание собственного сочинения в жанре эссе.


8

Эпиграф- это тоже важно. Основная мысль сочинения.

1

Эпиграф, эпизод, деталь, образ в раскрытии идеи.

1.Оценка домашних сочинений (своего и одноклассников) по критериям:

  1. какова тема?

  2. Какова основная мысль?

2. Написание рецензии на сочинение одноклассника по вопросам:

1) полно ли раскрыта тема?

2) Хорошо ли автор сочинения знает произведение? Полюбил ли он его?

3) Выразительность речи.

4) В чем недостатки работы?


9

Собираем материал к сочинению по литературе. План сочинения - половина дела.

1

Факты, цитата, приемы накопления материала.

Определяют в изучаемом материале то, что относится к теме и может быть использовано в будущем сочинении.

Выделяют в определенной последовательности признаки предметов, факты, замечают характерное, «яркое» в тексте, содержании материала.

1.Анализ частей текста, эпизодов.

2. Заочная экскурсия в музей писателя с составлением плана.

3.Обмен набросками, их анализ.

4. Доработка первоначальных записей, исправление речевых недочетов.

5. Упр.: определить, уместно ли введена цитата в текст сочинения.


10

Как работать с текстом. Цитата.

1

Элемент сжатого пересказа, необходимый для понимания текста и представления героев. Недопустимость подмены собственного сочинения пересказом произведения.

Цитата.

1.Мини-лекция по теме: «Как пользоваться пересказом произведения». 2.Тренинг: кратко сформулировать содержание объемного произведения, прочитанного учащимися.

3. Упр.: подчеркнуть в сочинених-образцах элемент текста, необходимый для понимания текста и представления героев.


11

Практикум: цитата, микроцитата.

1

Знание текста и опора на текст как источник собственных мыслей. Способы оформления цитаты.

1.Тренинг:

1) определить соответствие цитаты содержанию сочинения;

2) подобрать (выбрать) цитату к данной теме;

3) вычленить микроцитату;

4) включить цитату в текст сочинения.





12

Систематизация материала

1

Анализ, отбор и группировка материала.

Логика изложения, связь частей. Отличие плана от схемы построения сочинения- рассуждения (тезис, доказательство, вывод)

1.Упр. на соответствие плана теме сочинения.

2. Работа над связностью сочинения: связь частей переход от одной части к другой («мостики»). Добавить в сочинение предложения - «мостики».

3.Работа над сочинением на тему:


13

Совершенствование написанного.

1

Соответствие содержания сочинения его теме и основной мысли

I.Работа над собственным сочинение по плану:

1.Соответствует ли сочинение теме?

2.Раскрыта ли основная мысль?

3. Соответствует ли сочинение составленному плану?

4.Связаны ли между собой части сочинения?

II. Составление памятки для автора сочинения.


14

О стиле речи

1

Единство стиля. Стилистические приёмы.

1.Определить по незнакомому отрывку, какому автору этот отрывок принадлежит.

2.Выполнение упр. по стилистике из учебника 10-11 кл. А.И. Власенковой, Л.М. Рыбченковой «Русский язык.Грамматика.Текст.Стили речи.»

3.Стилистическая правка собственных сочинений.


15

Работаем над практической грамотностью.

1

Еще раз о работе над ошибками.

Диктанты с самоподготовкой.

1.Лексический диктант.

2. Словарный диктант.

3. Работа над ошибками собственного сочинения.

4. Проверка сочинений одноклассников.


16

Изобразительно- выразительные средства языка

1

Сравнение, метафора, эпитет, антитеза, анафора.

Речевые штампы.

План анализа стихотворения.

1.Тренинг. Подобрать точный эпитет в данное учителем предложение.

2. Подбор развернутых сравнений и составление метафор на основе этих сравнений.

3.Сочинение - анализ поэтического текста на тему: «Моё любимое стихотворение» (Восприятие, истолкование, оценка). (Поэтическое мастерство А.С. Пушкина в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…».)


Жанры школьных сочинений

17

Сочинение-рассуждение

1

Задача вступления - постановка проблемы внутри предлагаемой темы, её актуальность.

Основная часть -аргументация. Заключение - вывод, итог рассуждений.

1.Анализ предложенных учителем сочинений.

Перечитайте вступления, сделайте их анализ, опираясь на конспект мини-лекции, затем такую же работу проделайте с заключением и основной частью.

2.Анализ одного собственного сочинения, одного сочинения своего одноклассника, нахождение ошибок в работе и путей их исправления.


18

Практикум. Тема войны в литературе

1

Б. Васильев «А зори здесь тихие»,

В. Быков «Обелиск».

1. Обзор тем данного направления.

Рекомендуемый список произведений о войне.

2. Сочинение на тему: «Ситуация нравственного выбора и её отражение в произведениях русской и мировой литературы о войне».

19

Практикум

1

Анализ работ

Взаимопроверка, устное рецензирование, проверка учителем.


20

Практикум. Темы по творчеству писателя.

1

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1. Обзор тем по творчеству М. Ю. Лермонтова, Рекомендуемый список произведений М.Ю.Лермонтова

2.Сочинение на тему: «Вам не видать таких сражений…». Каким предстаёт облик войны в стихотворениях М.Ю. Лермонтова?


21

Практикум

1

Анализ работ

Взаимопроверка, устное рецензирование, проверка учителем.


22

Практикум. Темы, отражающие взаимодействие человека и природы.

1

Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной…», «О вещая душа моя!», «О чем ты воешь, ветр ночной?», «Святая ночь на небосклон взошла…», «День и ночь», «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный…», «Не то, что мните вы, природа», «Декабрьское утро»

Лабораторная работа «Мироздание по Тютчеву»


23

Практикум.

1

1.Обзор тем данного направления. Рекомендуемый список произведений

2. Сочинение на тему: «Образы дня и ночи в лирике Ф.И. Тютчева».


24

Практикум

1

Анализ работ

Взаимопроверка, устное рецензирование, проверка учителем


25


Практикум. Темы, затрагивающие, ценностные ориентиры человека и человечества.

1

Добро, справедливость, любовь, сострадание, патриотизм, милосердие, гуманность, самопожертвование.

1.Обзор тем данного направления. Рекомендуемый список произведений

2. Сочинение на тему: «Разумное и нравственное всегда совпадают». Л.Н. Толстой (По одному из произведений русской литературы).


26

Практикум

1

Анализ работ

Взаимопроверка, устное рецензирование, проверка учителем


27

Практикум. Темы о взаимоотношениях между поколениями.

1

И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Схема анализа эпизода.

1.Обзор тем данного направления. Рекомендуемый список произведений

2. Сочинение на тему: «Роль эпизода «Смерть Базарова»в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»»


28

Практикум

1

Анализ работ

Взаимопроверка, устное рецензирование, проверка учителем


29

Сравнительная характеристика героев

1

Сравнение персонажей как способ постижения авторского замысла и более глубокого понимания произведения.

1.Составление плана-схемы сравнительной характеристики героев.

2. Работа над планом сочинения «Базаров и Николай Кирсанов». Значение образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».


30

Практикум

1

Работа над сочинением «Базаров и Николай Кирсанов. Значение образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».


31

Сочинения литературоведческого характера

1

Схема сочинения на литературоведческую тему.

Работа над сочинениями: 1) «Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»»; 2) «Мастерство Л.Н. Толстого в создании характеристики героя» (на примере одного из персонажей романа «Война и мир») - по выбору учащихся.


32

Рецензия.

1

Построение и содержание школьной рецензии. Критерии оценки.

Написание рецензии на рассказ И.А. Бунина «Тёмные аллеи»


33

Универсальные темы сочинений или как стать «непотопляемым»

1

Самые «главные» и самые «полезные» темы сочинений.

Лекция. Запись основных тематических блоков:

  1. По творчеству писателей и поэтов.

  2. О Великой Отечественной войне.

  3. По современной литературе.

  4. Сквозные темы.

  5. Тема - цитата на материале произведений по выбору.


34

Итоговое занятие. В поисках своего жанра.

1

Итоговая работа

1.Чтение и анализ образцов, предложенных учителем.

2. Рецензия на прочитанное сочинение (по выбору учащихся)



III. Содержание программы

Вводное занятие

Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения.

Пишем сочинение

Определение темы, идеи сочинения. Отбор материала. Порядок работы над черновиком. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата - подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи.

Сочинения разных жанров

Создание сочинения - рассуждения различных жанров. Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.

Результаты освоения курса оцениваются отметкой «зачет» и «незачет» за каждое сочинение, а в конце учебного года - в среднем за год.

Зачетные работы

п/п

Вид работ

Кол-во часов

1.

Зачетные работы за I полугодие.

5

2.

Зачетные работы за II полугодие.

6

Список методической литературы

  1. Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика. Материалы для самоподготовки. Спецкурс в старших классах. СПб: Паритет, 2003.

  2. Гринина-Земскова А.М. Сочинению надо учить // Вопросы теории и практики. Волгоград, 1970.

  3. Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям разных жанров //В помощь руководителям факультативов. Волгоград, 1969.

  4. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». - «Дрофа», М., 2002.

  5. Андреева Т.Н. Обучающие практические работы по литературе 9-11.- М.: Дрофа- 2008

  6. Ладыженская Т.А Система обучения сочинению на уроках русского языка в 5 - 8 классах. М.: Просвещение, 1978


© 2010-2022