- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса «Обучение сочинению» в 10 классе
Рабочая программа элективного курса «Обучение сочинению» в 10 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ребрикова Л.П. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по элективному курсу «Обучение сочинению»
в 10 классе.
Составитель: Ребрикова Лариса Петровна, учитель русского языка и литературы I категории МКОУ Верхнебезымяновской СШ
I. Пояснительная записка
Курс «Обучение сочинению» рассчитан на 34 часа и ориентирован на подготовку к итоговому сочинению за курс средней школы. Он может также найти применение при организации дополнительных занятий по подготовке к выпускному экзамену по литературе или к вступительному экзамену в вуз. Умения и навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными не только при написании сочинений и других письменных работ, но и для построения устного аргументированного ответа:
- умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, отбирать факты, отвечающие теме;
- подчинять своё сочинение основной мысли;
- собирать материал, который обеспечит содержательность сочинения;
- систематизировать материал, определять последовательность подачи материала в сочинении;
- строить сочинение определенного жанра;
- выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка точно, ясно, по возможности ярко;
- редактировать написанное.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт самостоятельного построения письменного монологического высказывания; при этом особое внимание уделяется анализу художественных произведений.
Рабочая программа составлена на основе стандартов примерной программы основного общего образования по литературе, относящей обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, решаемых в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор и нести за него ответственность. Для практических работ по написанию сочинения используются по возможности те литературные произведения, которые были изучены (в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования) до 10 класса и изучаются в 10 классе.
Сочинение - не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. В связи с этим цель курса:
подготовить учащихся к итоговому сочинению по литературе в 11 классе, обучив написанию различных жанров сочинений, опирающихся на знания по теории литературы, навыки самостоятельного анализа литературных произведений и обобщение жизненного опыта.
Задачи курса:
- обобщение и систематизация знания учащихся по литературе;
- составление алгоритма самостоятельной работы над сочинением;
- создание учащимися собственных творческих работ в различных жанрах; формулирование собственных письменных суждений о прочитанном с аргументированием их на основе текста;
- анализ творческих образцов художественных произведений(эпизодов), работ самих учащихся и их рецензирование;
- знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико- литературные понятия.
Специфика курса заключается в том, что он содержит методику подготовки к сочинению, систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения - рассуждения и подобранные к ним задания.
Предлагаемая программа является авторской, но построена на основе учебно-методических пособий Алексеевой «Сочинение: теория и практика», А.М. Грининой- Земсковой «Сочинениям надо учить», Т.А. Андреевой «Обучающие практические работы по литературе», Л.Н. Карнаух, И.В. Щербиной «Письменные работы по литературе», Т. Г. Кучиной, А.В. Леденева «Контрольные и проверочные работы по литературе». В ходе учебных занятий работа по формированию умений и навыков ведется с опорой на названные учебно-методические пособия.
Прогнозируемый результат
К концу курса учащиеся должны:
- уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
- на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
- анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих у чащихся и рецензировать их;
- уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
- обогатить речевой запас и применять его в различных формах выражения мысли.
II. Программа элективного курса «Обучение сочинению».
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Основные понятия
Содержание деятельности учащихся
Дата проведения
1
Вводное занятие. Как сделать свою речь связной.
1
Тема, рема. Связь предложений в тексте.
1.Запись основных тезисов в тетрадь.
2. Практическая работа по определению темы и ремы на примере текста Л.Толстого «Кавказский пленник».
3. Тренировка в постановке смыслового вопроса при цепной связи по рассказу Тэффи «Выбор креста»; при параллельной связи по миниатюре М. Пришвина «Вальдшнеп»
4.Анализ собственного сочинения (за 9 класс) с точки зрения связи между предложениями.
2
Как читать классическую литературу, где брать «свои» мысли.
1
Осмысление прочитанного, анализ эпизода, деталь, реплика, художественный приём.
1.Анализ эпизода из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». В сильном классе - из X главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (Спор Базарова и П.П. Кирсанова), рекомендованного для летнего прочтения.
2.Анализ сочинения «Пугачев уехал…» (Литературно-психологические этюды по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
3.Практикум. Дополнить один из этюдов данного сочинения или создать свой.
3
Как «организовать себя» в работе над сочинением
1
Психологическая подготовка к работе над сочинением.
Тема. Подмена темы. Графическая проработка темы.
Рефлексия или умение «слушать себя». Идея и пути её развития. Начнем с заключительной части.
План. Вступление.
1.Конспект мини- лекции.
2.Практикум. Проанализировать вступление и заключение предложенного учителем сочинения и собственного сочинения за 9 класс по плану: 1) как выполнены в них задачи, стоящие перед вступлением и заключением; 2) есть ли связь между этими частями сочинения.
4
Практикум «правильный черновик»
1
Наброски к сочинению.
Практическая работа
над «правильным» черновиком. Тема: «Стихотворение А.С. Пушкина «Моя Мадонна» (восприятие, истолкование, оценка)»
5
Развитие авторской мысли в сочинении. Абзац и его строение.
1
Абзац, микротема, рамочные предложения, логические связи.
1.Прослеживание движения авторской мысли в сочинении «Он говорил?... Это еще не значит быть человеком» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»).
2.Выстраивание схемы сочинения.
3.Построение подобных схем к небольшим собственным работам, отслеживание развития авторской мысли
6
Выбор темы
1
Отличие сочинения от письменного ответа на вопрос, «узкая» тема, «широкая» тема.
Практическая работа- сопоставление сходно звучащих, но разных по значению тем, определение ключевых слов в теме.
7
Практикум. Работа над заголовком
1
Разграничение темы и заголовка.
Формы эссе: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово и др.
Особенности жанра.
1.Нахождение связи между темой и заголовком в рассказах М. Горького «Коновалов», «Лето», «На краю земли».
2. Формулирование названия своего сочинения на тему «Моя любимая книга»
3. Написание собственного сочинения в жанре эссе.
8
Эпиграф- это тоже важно. Основная мысль сочинения.
1
Эпиграф, эпизод, деталь, образ в раскрытии идеи.
1.Оценка домашних сочинений (своего и одноклассников) по критериям:
-
какова тема?
-
Какова основная мысль?
2. Написание рецензии на сочинение одноклассника по вопросам:
1) полно ли раскрыта тема?
2) Хорошо ли автор сочинения знает произведение? Полюбил ли он его?
3) Выразительность речи.
4) В чем недостатки работы?
9
Собираем материал к сочинению по литературе. План сочинения - половина дела.
1
Факты, цитата, приемы накопления материала.
Определяют в изучаемом материале то, что относится к теме и может быть использовано в будущем сочинении.
Выделяют в определенной последовательности признаки предметов, факты, замечают характерное, «яркое» в тексте, содержании материала.
1.Анализ частей текста, эпизодов.
2. Заочная экскурсия в музей писателя с составлением плана.
3.Обмен набросками, их анализ.
4. Доработка первоначальных записей, исправление речевых недочетов.
5. Упр.: определить, уместно ли введена цитата в текст сочинения.
10
Как работать с текстом. Цитата.
1
Элемент сжатого пересказа, необходимый для понимания текста и представления героев. Недопустимость подмены собственного сочинения пересказом произведения.
Цитата.
1.Мини-лекция по теме: «Как пользоваться пересказом произведения». 2.Тренинг: кратко сформулировать содержание объемного произведения, прочитанного учащимися.
3. Упр.: подчеркнуть в сочинених-образцах элемент текста, необходимый для понимания текста и представления героев.
11
Практикум: цитата, микроцитата.
1
Знание текста и опора на текст как источник собственных мыслей. Способы оформления цитаты.
1.Тренинг:
1) определить соответствие цитаты содержанию сочинения;
2) подобрать (выбрать) цитату к данной теме;
3) вычленить микроцитату;
4) включить цитату в текст сочинения.
12
Систематизация материала
1
Анализ, отбор и группировка материала.
Логика изложения, связь частей. Отличие плана от схемы построения сочинения- рассуждения (тезис, доказательство, вывод)
1.Упр. на соответствие плана теме сочинения.
2. Работа над связностью сочинения: связь частей переход от одной части к другой («мостики»). Добавить в сочинение предложения - «мостики».
3.Работа над сочинением на тему:
13
Совершенствование написанного.
1
Соответствие содержания сочинения его теме и основной мысли
I.Работа над собственным сочинение по плану:
1.Соответствует ли сочинение теме?
2.Раскрыта ли основная мысль?
3. Соответствует ли сочинение составленному плану?
4.Связаны ли между собой части сочинения?
II. Составление памятки для автора сочинения.
14
О стиле речи
1
Единство стиля. Стилистические приёмы.
1.Определить по незнакомому отрывку, какому автору этот отрывок принадлежит.
2.Выполнение упр. по стилистике из учебника 10-11 кл. А.И. Власенковой, Л.М. Рыбченковой «Русский язык.Грамматика.Текст.Стили речи.»
3.Стилистическая правка собственных сочинений.
15
Работаем над практической грамотностью.
1
Еще раз о работе над ошибками.
Диктанты с самоподготовкой.
1.Лексический диктант.
2. Словарный диктант.
3. Работа над ошибками собственного сочинения.
4. Проверка сочинений одноклассников.
16
Изобразительно- выразительные средства языка
1
Сравнение, метафора, эпитет, антитеза, анафора.
Речевые штампы.
План анализа стихотворения.
1.Тренинг. Подобрать точный эпитет в данное учителем предложение.
2. Подбор развернутых сравнений и составление метафор на основе этих сравнений.
3.Сочинение - анализ поэтического текста на тему: «Моё любимое стихотворение» (Восприятие, истолкование, оценка). (Поэтическое мастерство А.С. Пушкина в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…».)
Жанры школьных сочинений
17
Сочинение-рассуждение
1
Задача вступления - постановка проблемы внутри предлагаемой темы, её актуальность.
Основная часть -аргументация. Заключение - вывод, итог рассуждений.
1.Анализ предложенных учителем сочинений.
Перечитайте вступления, сделайте их анализ, опираясь на конспект мини-лекции, затем такую же работу проделайте с заключением и основной частью.
2.Анализ одного собственного сочинения, одного сочинения своего одноклассника, нахождение ошибок в работе и путей их исправления.
18
Практикум. Тема войны в литературе
1
Б. Васильев «А зори здесь тихие»,
В. Быков «Обелиск».
1. Обзор тем данного направления.
Рекомендуемый список произведений о войне.
2. Сочинение на тему: «Ситуация нравственного выбора и её отражение в произведениях русской и мировой литературы о войне».
19
Практикум
1
Анализ работ
Взаимопроверка, устное рецензирование, проверка учителем.
20
Практикум. Темы по творчеству писателя.
1
М.Ю. Лермонтов «Бородино».
1. Обзор тем по творчеству М. Ю. Лермонтова, Рекомендуемый список произведений М.Ю.Лермонтова
2.Сочинение на тему: «Вам не видать таких сражений…». Каким предстаёт облик войны в стихотворениях М.Ю. Лермонтова?
21
Практикум
1
Анализ работ
Взаимопроверка, устное рецензирование, проверка учителем.
22
Практикум. Темы, отражающие взаимодействие человека и природы.
1
Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной…», «О вещая душа моя!», «О чем ты воешь, ветр ночной?», «Святая ночь на небосклон взошла…», «День и ночь», «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный…», «Не то, что мните вы, природа», «Декабрьское утро»
Лабораторная работа «Мироздание по Тютчеву»
23
Практикум.
1
1.Обзор тем данного направления. Рекомендуемый список произведений
2. Сочинение на тему: «Образы дня и ночи в лирике Ф.И. Тютчева».
24
Практикум
1
Анализ работ
Взаимопроверка, устное рецензирование, проверка учителем
25
Практикум. Темы, затрагивающие, ценностные ориентиры человека и человечества.
1
Добро, справедливость, любовь, сострадание, патриотизм, милосердие, гуманность, самопожертвование.
1.Обзор тем данного направления. Рекомендуемый список произведений
2. Сочинение на тему: «Разумное и нравственное всегда совпадают». Л.Н. Толстой (По одному из произведений русской литературы).
26
Практикум
1
Анализ работ
Взаимопроверка, устное рецензирование, проверка учителем
27
Практикум. Темы о взаимоотношениях между поколениями.
1
И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Схема анализа эпизода.
1.Обзор тем данного направления. Рекомендуемый список произведений
2. Сочинение на тему: «Роль эпизода «Смерть Базарова»в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»»
28
Практикум
1
Анализ работ
Взаимопроверка, устное рецензирование, проверка учителем
29
Сравнительная характеристика героев
1
Сравнение персонажей как способ постижения авторского замысла и более глубокого понимания произведения.
1.Составление плана-схемы сравнительной характеристики героев.
2. Работа над планом сочинения «Базаров и Николай Кирсанов». Значение образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
30
Практикум
1
Работа над сочинением «Базаров и Николай Кирсанов. Значение образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
31
Сочинения литературоведческого характера
1
Схема сочинения на литературоведческую тему.
Работа над сочинениями: 1) «Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»»; 2) «Мастерство Л.Н. Толстого в создании характеристики героя» (на примере одного из персонажей романа «Война и мир») - по выбору учащихся.
32
Рецензия.
1
Построение и содержание школьной рецензии. Критерии оценки.
Написание рецензии на рассказ И.А. Бунина «Тёмные аллеи»
33
Универсальные темы сочинений или как стать «непотопляемым»
1
Самые «главные» и самые «полезные» темы сочинений.
Лекция. Запись основных тематических блоков:
-
По творчеству писателей и поэтов.
-
О Великой Отечественной войне.
-
По современной литературе.
-
Сквозные темы.
-
Тема - цитата на материале произведений по выбору.
34
Итоговое занятие. В поисках своего жанра.
1
Итоговая работа
1.Чтение и анализ образцов, предложенных учителем.
2. Рецензия на прочитанное сочинение (по выбору учащихся)
III. Содержание программы
Вводное занятие
Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения.
Пишем сочинение
Определение темы, идеи сочинения. Отбор материала. Порядок работы над черновиком. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата - подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи.
Сочинения разных жанров
Создание сочинения - рассуждения различных жанров. Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.
Результаты освоения курса оцениваются отметкой «зачет» и «незачет» за каждое сочинение, а в конце учебного года - в среднем за год.
Зачетные работы
№
п/п
Вид работ
Кол-во часов
1.
Зачетные работы за I полугодие.
5
2.
Зачетные работы за II полугодие.
6
Список методической литературы
-
Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика. Материалы для самоподготовки. Спецкурс в старших классах. СПб: Паритет, 2003.
-
Гринина-Земскова А.М. Сочинению надо учить // Вопросы теории и практики. Волгоград, 1970.
-
Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям разных жанров //В помощь руководителям факультативов. Волгоград, 1969.
-
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». - «Дрофа», М., 2002.
-
Андреева Т.Н. Обучающие практические работы по литературе 9-11.- М.: Дрофа- 2008
-
Ладыженская Т.А Система обучения сочинению на уроках русского языка в 5 - 8 классах. М.: Просвещение, 1978