Внеклассное мероприятие по русскому языку К истокам русского языка

   Цель мероприятия: познакомить учащихся с историей русского языка. Мероприятие рассчитано на учащихся 7-9 классов. Время проведения – 45 минут.Оборудование: оформленная доска (смотри фото в приложении)компьютер с мультимедийным проектором, портрет И.С.Тургенева, распечатанный материал для этимологического словаря, тексты на древнерусском языке, распечатанный стишок про букву «ять».Всех учащиеся перед мероприятием разделить на 2 команды (например,   7,9 класс – 8 класс).Мероприятие состоит из т...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка

внеклассного мероприятия по русскому языку

«К истокам русского языка»






Автор: Худякова Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Карпогорская средняя

общеобразовательная школа №118»

структурного подразделения

«Шардонемская основная школа»
























Шардонемь

2014

Содержание работы

Стр.

1.Пояснительная записка 2-3

2. Ход мероприятия 4-9

3. Список литературы 10

4. Приложения 11-24

5. Презентация к мероприятию









Пояснительная записка

Внеклассные занятия по русскому языку - это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Организуется она для развития творческих способностей учащихся в области русского языка. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи. И уроки, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме. Актуальность проведения внеклассных мероприятий по русскому языку определяется также необходимостью формирования у школьников в сложных условиях переходного времени, переживаемого нашей страной, высоких этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой народа, частью которого является язык. А также закрепить знания и умения с помощью выполнения игровых заданий, что будет способствовать развитию интереса к предмету, бережному отношению к языку и формированию культуры речи.

Для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К старшим классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства школьников. Именно поэтому одной из главных задач уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку является развитие у школьников интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его.

Цель мероприятия: познакомить учащихся с историей русского языка.

Задачи:

  • углубить и расширить знания учащихся по истории языка;

  • поддерживать познавательный интерес к изучению языка;

  • повысить общую языковую культуру учащихся;

  • научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;

  • сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготавливать наглядные пособия);

  • выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку;

  • развивать речь, мышление, память;

  • расширить кругозор учащихся.

Мероприятие рассчитано на учащихся 7-9 классов.

Время проведения - 45 минут.



Оборудование: оформленная доска (смотри фото в приложении)

К истокам русского языка

Перед вами громада - русский язык!

Наслаждение глубокое зовет вас

погрузиться в чудные законы его…

Н.В. Гоголь

компьютер с мультимедийным проектором, портрет И.С.Тургенева, распечатанный материал для этимологического словаря, тексты на древнерусском языке, распечатанный стишок про букву «ять».

Подготовка к мероприятию: заранее ученикам даются задания:

- подготовить к инсценированию сценку «Разговор Ксандра с Эзопом» (2 человека)

- подготовиться к индивидуальным сообщениям по истории изменения алфавита (найти материал самостоятельно или учителю предоставить его учащимся) (6 человек)

- подготовить справочный материал по лексическому значению слов из этимологического словаря (роль Этимологического словаря выполняет 1 ученик)
- выучить и выразительно прочитать стихотворения о русском языке

( 2 чтеца).

Всех учащиеся перед мероприятием разделить на 2 команды (например, 7,9 класс - 8 класс).

Мероприятие состоит из трёх этапов:

  1. Теоретические сведения о истории языка (рассказывает учитель с использованием презентации).

  2. Индивидуальные сообщения учащихся о изменении алфавита.

  3. Выполнение учащимися заданий.

Ожидаемые результаты:

В ходе мероприятия учащиеся смогут:

- углубить и обобщить знания по теме «Исторические изменения русского языка»;

- расширить знания по теме «Этимология»;

- развить логическое мышление и речь, расширить кругозор;

- участвовать в командной игре, высказывать свою точку зрения;

- показать свои знания и умения;

- вспомнить пословицы и поговорки о языке, стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык»;

- развить творческие способности.



Ход мероприятия

Ведущий: В 2011 году президент России подписал указ об установлении 6 июня (день рождения А.С. Пушкина) Дня русского языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. Интересно, а как относились к языку в давние времена? Перенесемся в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей - Ксандра и его слуги - первого баснописца Эзопа.

(Сценка про язык с Эзопом) Приложение 1


Ведущий. Издавна славится русский язык как один из самых выразительных и богатых языков мира. Только высказывания русских писателей-классиков о русском языке составили 426 страниц. Обратите внимание на эпиграф к нашему мероприятию - слова Гоголя. (Прочитать)
О своеобразии нашего языка Николай Васильевич Гоголь сказал: «Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

В самые сложные моменты жизни человек обращается именно к языку.

- Это было в дни Великой Отечественной войны. Гитлеровцы хозяйничали в оккупированном ими городе Орле. Они разместили свой штаб и ресторан в городском музее И.С. Тургенева. Наступили тяжелые дни оккупации. Люди с ненавистью смотрели на фашистов, старались поменьше попадаться им на глаза. Из дома-музея неслись пьяные голоса, звуки аккордеона, губных гармошек и грубые слова немецких солдатских песен. Жители города обходили этот дом стороной. Но вот однажды к штабу-ресторану подошла девушка и попросила провести ее к старшему офицеру.
- Я учительница, - сказала она, - и хочу работать на благо великой армии. Вы находитесь в Доме-музее известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Русские любят своего писателя, и если бы вы разрешили мне открыть музей, то получили бы большой барыш.
Немцы разрешили занять под музей одну из комнат с выходом в переулок. Враги посмеивались над сумасбродством учительницы. Но люди пошли в музей. На небольшой светлой стене они видели портрет писателя и читали аккуратно выведенные под портретом на белом листе бумаги всем известные слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! - Не будь тебя - как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Голодные, измученные, полные тяжелых раздумий о судьбе Родины, понуря голову, люди шли в тесную комнатушку музея, но выходили с гордо поднятой головой, с надеждой в душе...

Эти слова Тургенева вселяли надежду на освобождение, такова сила русского слова!

На протяжении многих веков русское слово испытало различные изменения и имеет свою историю. Обратимся к истории языка.

(Просмотр презентации). Текст к слайдам:

Слайд 2 В мире насчитывается от 2500 до 5000 языков (точную цифру установить невозможно, так как различие между языками и диалектами условно). Все мировые языки ученые делят на языковые семьи. Индоевропейская семья, к которой принадлежит русский язык, - одна из самых крупных и, несомненно, самая изученная.

Слайд 3 Она, в свою очередь, делится на следующие языковые группы: индийскую, иранскую, балтийскую, германскую, романскую, славянскую, кельтскую, греческую, албанскую и армянскую. Есть еще тохарская и анатолийская группы, но они включают в себя только мертвые_языки. Это такие, на которых уже не говорит ни одна народность.

Слайд 4 Многие слова тех языков, которые принадлежат к одной группе, имеют одинаковые корни. Например, русское слово КОРОВА по-польски звучит KROWA, по-чешски - KRAWA, по-сербски - КРАВА. Все эти языки относятся к славянской группе.

Слайд 5 Но и внутри групп существует деление. Так славянская группа имеет три основные ветви: южнославянскую, восточнославянскую и западнославянскую. Русский язык - один из восточнославянских языков. Часть генеалогического дерева русского языка представлена на схеме.

Слайд 6, 7 Примером родства индоевропейских языков служат распространенные во всех странах варианты имен. Древнееврейское имя Иоканаан приобрело огромную популярность во всех странах, где было широко распространено христианство, потому что так звали автора канонического, то есть признанного церковью Евангелия. Однако у каждого языка свои фонетические и орфоэпические особенности. Вот почему в греческом переводе Иоканаан стал Иоанном, во Франции постепенно превратился в Жана, в Англии теперь это Джон, в Ирландии - Иан, в Голландии -Йохан, в Швеции, Финляндии и Эстонии - Юхан, в Германии - Иоганн, в Польше - Ян, в Грузии - Вано, а в Белоруссии, России и Украине - Иван. К этому можно добавить, что женское имя Жанна, встречающееся у восточных славян, заимствовано из французского языка, образовано от мужского имени Жан, а значит, тоже исторически родственно Иоканаану.

Не всегда при заимствовании происходит преобразование внешней формы слова. Например, восточнославянские языки приняли латинское имя Юлия без изменений. А в итальянском и английском оно закрепилось в форме Джулия. Заметим попутно, что Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта» увековечил уменьшительно-ласкательную форму этого имени. В русском языке ему приблизительно соответствуют Юлечка и Юленька.

Русский язык - один из славянских языков индоевропейской языковой семьи.

Ведущий: В 9 веке в связи с объединением земель восточных славян в единое государство Киевская Русь начинает формироваться древнерусский язык, из которого впоследствии сформировался современный русский язык. Русский алфавит сложился на основе кириллицы - древней славянской азбуки, создание которой связывают с именами Кирилла и Мефодия. (На доске показать алфавит). Посмотрите, какие изменения произошли с алфавитом на протяжении 11 веков: 43 буквы, называются словами, имеется цифровое значение каждой буквы.

(Сообщения учащихся об изменении алфавита) Приложение 2

Ведущий: С восемнадцатого века проводилось несколько реформ русского языка с целью приблизить нормы литературного языка к живой разговорной речи. Первые серьезные изменения были сделаны Петром I в 1708-1720 годах. Это была реформа алфавита. Появилась «не узаконенная» ранее буква «Э», а часть букв, обозначавших одни и те же звуки, исчезла. Были также введены арабские цифры, до этого цифры обозначались буквами алфавита. Петровская реформа не затрагивала орфографических правил, потому что в то время они были еще не развиты. В 1918 году было уничтожено написание буквы «Ъ» («ер») на конце слов, оканчивающихся на согласную. Когда-то этой буквой обозначали особый звук, но он давным-давно исчез из языка, а «Ъ» продолжали писать по традиции. Значение этого изменения первыми почувствовали работники типографий, поскольку объем книг заметно уменьшился. Например, текст романа Л.Н. Толстого «Война и мир» до реформы занимал 2080 страниц, а после реформы потребовал на 70 страниц меньше.

С 1918 года из русского языка исчезла буква «ЯТЬ» ( «ять»). Она обозначала тот же самый звук, что и буква «Е». Гимназистам начала ХХ века приходилось заучивать слова с «ЯТЬ» наизусть.

(На листе стишок с «ять» -прочитайте!) Приложение 3

Но самые значительные изменения на протяжении последнего века произошли в лексике. Одни слова постепенно исчезали, другие, новые, появлялись.

(Задания на объяснение лексического значения слов)

1.Но между тем какой позор

Являет Киев осаждённый…

Это строки из последней части поэтической сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». У современного читателя невольно возникает вопрос: «А что же позорного в виде осаждённого врагом города, простого народа, печалящегося о своей судьбе, и воинов, готовящихся к битве?»

( Выслушиваются варианты ответов учащихся)

Правильный ответ подскажет этимология. Дело в том, что существительное позор в те времена имело значение «зрелище» (однокоренные слова зрение, зритель, обзор, зоркий). Отрицательное значение у него постепенно развилось под влиянием обычая выставлять «на позор» (на всеобщее обозрение) у специального позорного столба пойманных особо опасных преступников.

2.В историческом фильме «Ярослав Мудрый» приезжий купец спрашивает прохожего: «Кто нынче в Киеве на столе сидит?» Переведите эту фразу с древнерусского на современный русский язык. Какой смысл вложил персонаж в эти свои слова? (Выслушиваются объяснения учащихся)

(Стол- престол)

3. Переведите на современный язык древнерусские слова:

Длань - рука, ладонь.
Потылица - затылок
Шуйца - левая рука
десница- правая рука

Ланиты-щеки

Выя- шея

Очеса, очи-глаза

Рамена- плечи

Живот-жизнь

Орать-пахать

Пращур- предок (отец прапрадеда)
Веси -деревни
басурман- иноверец, не христианин

Буки- буква Б

Глагол- слово

Толмач- переводчик

Попробуйте себя в роли толмачей - переведите с древнерусского языка на современный русский тексты. (Тексты на листах) Приложение 4

Историю развития слов и их значений изучает наука этимология. Узнать о происхождении любого слова поможет этимологический словарь русского языка. На нашем занятии роль этимологического словаря будет выполнять Кривополенова Таня.

Объясните историческое (первоначальное) значение слов: неделя, врач, копейка, лосины, апельсин, небеса, невеста, хулиган, ресторан, газета, бойкотировать, гопник, гривна.

(Правильность ответов оценивает Этимологический словарь - его роль выполняет подготовленный ученик - в случае затруднения или неверного ответа словарь даёт справку) Приложение 5

В заключении в исполнении чтецов звучат стихи Константина Алтайского:

1 чтец: Веками тебя шлифовали без устали
В изустном реченье и
В строе строки
Поэты с неведомыми златоустами,
Купцы,
Академики
И мужики.
Прошел ты сквозь мрак исторической полночи
К сиянью кремлевских негаснущих звезд.
Правдив по-толстовски,
По-пушкински солнечен,
По-горьковски ясен, прозрачен и прост.

Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник.
Многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, русский язык.

2 чтец: Язык наш прекрасный -

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно - певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им
И рассказы, и сказки-

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни наш великий язык!

Ведущий: О роли языка в жизни русского народа донесло до наших времён устное творчество - это множество пословиц и поговорок. (Обращение к пословицам, написанным на доске). На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем за внимание и участие!



Список литературы


  1. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы:нестандартные задания, рекомендации, уроки/авт.-сост.Н.М.Сулицкая. - Волгоград:Учитель, 2011

  2. И.С.Тургенев. Русский язык

  3. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей.- М.:Просвещение, 1980

  4. Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины». №4-6 1991 год.

  5. Этимологический словарь русского языка.









Приложение 1

СЦЕНКА
Ксандр: Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?
Эзоп: Вот, мой господин, это-язык!
Ксандр: Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?
Эзоп: Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык - это первые слова ребенка: мама, солнце, цветок. Язык даёт нам возможность понимать друг друга. Язык - это целый мир.
Ксандр: Ну, хорошо! Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире. Где она?
Эзоп: Вот она, мой господин!
Ксандр: Снова язык?!?
Эзоп: Да. Язык - самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.







Приложение 2

Внеклассное мероприятие по русскому языку К истокам русского языка



Внеклассное мероприятие по русскому языку К истокам русского языка

Внеклассное мероприятие по русскому языку К истокам русского языка

Внеклассное мероприятие по русскому языку К истокам русского языка

Внеклассное мероприятие по русскому языку К истокам русского языка

Внеклассное мероприятие по русскому языку К истокам русского языка

Внеклассное мероприятие по русскому языку К истокам русского языка




Приложение 3

Внеклассное мероприятие по русскому языку К истокам русского языка

Внеклассное мероприятие по русскому языку К истокам русского языка

Внеклассное мероприятие по русскому языку К истокам русского языка

Приложение 4

Внеклассное мероприятие по русскому языку К истокам русского языка


Справка для этимологического словаря Приложение 5

Неделя
Словом «неделя» раньше обозначалось воскресенье - нерабочий день, когда «не делают», а потом стала называться семидневка.

Врач
Известно, что в старину лечили различными заговорами и заклинаниями. Древний знахарь говорил больному что-нибудь вроде этого: «Уйди, болезнь, в пески зыбучие, в леса дремучие…» И бормотал над занедужившим разные слова. Слово врач - исконно славянское и образовано от слова «вьрати», что значит «говорить», «заговаривать». Интересно, что от этого же слова происходит «врать», которое для наших предков означало также «говорить». Выходит, что в древности врачи врали? Да, только это слово изначально не содержало в себе негативного смысла.
Копейка
В ходе денежной реформы 1535 года на Руси изображение всадника с саблей на монетах было заменено на изображение великого князя с копьём. Позже такие монеты прозвали копейками.
Лосины
Лосины раньше носили исключительно мужчины, это была часть парадной одежды. Первоначально они делались из кожи лося, откуда и название.
Апельсин
До XVI века европейцы вообще никакого понятия об апельсинах не имели. Русские - тем более. У нас ведь апельсины не растут! А потом португальские мореплаватели завезли из Китая эти оранжевые вкусные шары. И стали торговать ими с соседями. По-голландски «яблоко» - appel, а «китайский» - sien. Заимствованное из голландского языка слово appelsien, является переводом французского словосочетания Pomme de Chine - «яблоко из Китая».
Небеса
Одна из версий состоит в том, что русское слово «небеса» происходит от «не, нет» и «беса, бесов» - буквально место, свободное от зла/демонов. Однако, другая трактовка, вероятно, ближе к истине. В большинстве славянских языков есть слова, похожие на «небо», и произошли они, по всей вероятности, от латинского слова «облако» (nebula)

Невеста( неведомая), жених. Всем понятно выражение «выйти замуж». Это значит «оказаться за спиной мужа». Жених - это тоже понятно: приводит человек в дом женщину, вот и жених. А вот с невестой несколько сложнее. У этого слова есть такие языковые родственники как «невежда». Это говорит о древнем обычае: невесту приводили в дом сваты, родственники жениха раньше о ней ничего не знали, не ведали. Часто и сам жених до сватовства никогда не виделся с избранницей. Невеста - незнакомка, неведомая. Невеста - невесть кто и невесть откуда... Такой отголосок в языке оставили древние традиции, в наши дни забытые уже почти повсеместно. А слово осталось.

Хулиган
Слово хулиган - английского происхождения. По одной из версий, что фамилию Houlihan носил когда-то известный лондонский буян, доставлявший немало хлопот жителям города и полиции. Фамилия стала именем нарицательным, а слово международным, характеризующим человека, грубо нарушающего общественный порядок.
Ресторан
Слово «ресторан» значит по-французски «укрепляющий». Такое название дали в XVIII веке одному из парижских трактиров его посетители после того, как хозяин заведения Буланже ввел в число предлагаемых блюд питательный мясной бульон.
Газета
В 16 веке в Италии за прочтение ежедневного публичного листка с информацией платили одну самую мелкую монету - газету. Впоследствии название монеты перешло к самому листку.
Бойкотировать
В 1880 году управляющий ирландского имения Чарльз Бойкотт боролся с забастовкой рабочих против несправедливой арендной платы. В ответ общество подвергло его изоляции: соседи перестали с ним разговаривать, магазины отказывались обслуживать его, а в церкви люди не садились рядом и не разговаривали с ним. Такой метод сопротивления в большинстве языков мира сегодня называется бойкотированием.
Гопник
В конце 19 века в Петербурге был открыт приют для бездомных - Городское общество призрения. Туда, как правило, доставлялись и беспризорники, промышлявшие мелкими кражами на вокзалах. В том же здании после революции расположилось Городское общежитие пролетариата, где селились крестьяне и рабочие. Довольно быстро общежитие стало бандитским клубом, внутри которого царили воровские законы. Благодаря ГОПу преступность на без того криминогенной Лиговке увеличилась в несколько раз, а самих обитателей ГОПа жители Петрограда стали называть гопниками.
Гривна
Название украинской валюты «гривна» происходит от украшения из золота или серебра в виде обруча, которое носили на шее (на «загривке»).

Приложение 6

Пословицы о языке

Без русского языка не сколотишь и сапога.

Русский язык поит и кормит, и спину порет.

Язык до Киева доведет.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Без языка и колокол нем.

Красную речь красно и слушать.

На великое дело - великое слово.

Что написано пером - не вырубишь топором.







Приложение 7

(Фото с мероприятия)

Внеклассное мероприятие по русскому языку К истокам русского языка

Оформление доски

Внеклассное мероприятие по русскому языку К истокам русского языка

Исполнение сценки «Разговор Ксандра с Эзопом»

Внеклассное мероприятие по русскому языку К истокам русского языка

© 2010-2022