- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по теме Глагол
Разработка урока по теме Глагол
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дамбаа А.С. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Республиканский конкурс
«Стандарты в действии. Мой лучший урок»
Номинация Уроки: «Мой лучший урок»
Тема Глагол. (повторение изученного в 6 классе).
Составила
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 пгт.Каа-Хем Дамбаа А.С.
Кызыл, 2015 год
Предмет
Русский язык
Класс
7класс
Тема
Глагол (повторение изученного в 6 классе)
Цель
Актуализация имеющихся знаний о морфологических признаках глагола
Задачи
-расширить представления о глаголе
- развивать речь учащихся
- развивать умение работать коллективно и самостоятельно
Формируемые умения:
Предметные:
· умение алгоритмично определять спряжения, правописания глаголов на -ТСЯ и -ТЬСЯ
- умение использовать в речи разные формы глаголов
Коммуникативные:
· Умение работать в малой группе
· Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопросов
Познавательные:
· Умение извлекать информацию из текста
· Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Логические:
· Умение устанавливать причинно-следственные связи.
· Умение выстраивать логические цепи рассуждений, доказательств.
Личностные:
· Умение этического оценивания результатов действий других людей и своих
Планируемый педагогический результат
· совершенствование метода решения ситуационных задач и его отличий от методов решения традиционных задач
· сформированность умений: извлечение информации из текста, осознанное и произвольное строение высказываний в устной и письменной форме
· умение понимать ценностные ориентиры для определения результатов своей деятельности
Способ и формат оценивания результатов работы
Информационная карточка
Методы и формы обучения
решение ситуационных задач, лингвистических задач.
работа в группе, самостоятельная и фронтальная работа
этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Личностно-значимый познавательный вопрос
А.Н.Толстой говорил, что «найти верный …. для фразы - это значит дать движение фразе».
- Что так необходимо фразе для движения, какое слово пропущено в данном предложении?
- Как вы понимаете эти слова?
- Что мы называем глаголом?
Ответы учащихся
Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде
- Что мы знаем о глаголе?
Карточка №1.
Карточка №2.
Карточка №3.
Карточка №4. (Приложение №1)
Работают в группах, выполняя задания
Свои ответы и ответы других групп записываются в информационных карточках
Физминутка
Задания на работу с данной информацией.
Ознакомление
«… Мы поселились на берегу океана в маленьком старом доме. Он отчаянно нуждался в ремонте. Среди прочего - не открывалось окно в моем кабинете. Пришел плотник, починил раму, сменил подоконник. Когда он закончил работу, окно стало открываться, но погас свет. Приглашенный электромонтер обнаружил, что в проводку был забит гвоздь, вызвавший короткое замыкание. Он поправил дело, лампы зажглись, но тут оказалось, что в итоге его возни оконное стекло треснуло. Явился стекольщик, сменил стекло, но умудрился изрядно исцарапать раму. Я позвал маляра, чтобы навести окончательный лоск. «Теперь все в порядке», - объявил я. После чего выяснилось, что окно, покрашенное в закрытом положении, опять не открывается …» (Из книги Лоуренса Дж. Питера «Принцип Питера, или почему дела идут вкривь и вкось»)
- В результате каких действий создалась проблемная ситуация?
- Приведите другие примеры того, что результаты некачественной работы одного человека создают проблемную ситуацию, которую должен будет решать другой человек
- Составьте перечень действий, которые выполняли работники.
Учащиеся самостоятельно читают текст
Ответы учащихся
выписывают глаголы
Понимание
- Глаголами в форме какого времени описаны действия работников?
- найдите в тексте глагол в форме настоящего времени
- выпишите глаголы совершенного и несовершенного вида
- выпишите глаголы, относящиеся к окну. Объясните правописание. Как эти глаголы изменяются по мере развития сюжета?
Ответы учащихся
Применение
- Опишите действия работников глаголами в форме настоящего времени.
Учащиеся записывают полученный отрывок в тетрадях.
Анализ
- Все ли глаголы получилось использовать в форме настоящего времени? Почему?
- В форме какого времени вы использовали эти глаголы?
- Какие изменения происходят с глаголами, когда мы изменили время?
Выводы учащихся:
- глаголы совершенного вида не имеют формы наст.времени
- они могут использоваться в форме будущего времени
- происходят изменения в образовании
Синтез
Напишите возможный сценарий продолжения сюжета.
Работа в группах.
Оценка
- Предложите критерии деловой оценки результативности действий специалистов, приходивших в дом.
Мы начали урок со слов А.Н.Толстого: «Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе». Согласны ли вы с мнением писателя? (в письменной форме написать дома)
(квалифицированность, опыт, добросовестность, ответственность, трудолюбие…)
Ответы учащихся
Домашнее задание
Написать рассуждение на основе высказывания А.Н.Толстого
Приложение №1.
Карточка №1.
Заполните схему
- - - - - - - - - - - -- - - - -- - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Пост.признаки
- - -- - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - - --
непост.признаки
Карточка №2.
Даны списки глаголов. По какому признаку они распределены? Составьте порядок определения данного признака.
Список 1. Строишь, красим, стелить.
Список 2. Думаешь, забиваем,
Чтобы …………………………………………………, нужно:
1.
2.
3.
4.
Карточка №3.
Составить алгоритмическую схему правила «-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах».
- ТЬСЯ
- ТСЯ
правило
примеры
Карточка №4.
Грамматическая сказка «Сила любви»
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к глаголу близко. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)
- Какое правило «спрятано» за этой сказкой? Подтвердите примерами из сказки.
Приложение №2.
Информационная карточка
ФИО_______________________________________
-
Постоянные признаки глагола________________________________________________________________________
Непостоянные признаки глагола________________________________________________________________________
-
«Спряжение глагола»
Чтобы определить спряжение глагола:
1._____________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
3. «Правописание -ТЬСЯ, -ТСЯ в глаголах»
Если глагол____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Если глагол____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
«НЕ с глаголами»
Пишется_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с текстом.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________