Технологическая карта по литературе на тему А. П. Чехов - знаменитый писатель XIX века. Рассказ Толстый и тонкий

Тип урока: урок общеметодической направленности.Используемая технология: продуктивного чтения.Формы работы: фронтальная, групповая.Виды деятельности: поисковая, творческая, исследовательская. Цели урока:•                 продолжать формировать умение анализа эпического произведения;•                 на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;•                 учить видеть красоту, меткость чеховского слова;•                 развивать критическое мышление;•                ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Париновой Анны Сергеевны,

Учителя русского языка и литературы

МКОУ Верхнехавской СОШ №1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

6 класс

Тема: А. П. Чехов - знаменитый писатель XIX века. Рассказ «Толстый и тонкий».

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Используемая технология: продуктивного чтения.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Виды деятельности: поисковая, творческая, исследовательская.

Цели урока:

• продолжать формировать умение анализа эпического произведения;

• на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;

• учить видеть красоту, меткость чеховского слова;

• развивать критическое мышление;

• стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.

Оборудование урока: презентация к уроку, аудиозапись рассказа, видеозапись рассказа, раздаточный материал на каждой парте.

Этап урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

1.Общая готовность детей к уроку

2. Концентрация внимания детей

3. Общий план действий

1. Проверка готовности

2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания детей

3. Общий план действий

1. Самоконтроль готовности

2. Реакция на учителя, внимание

3. Самоопределение:

-знаю, что буду делать

-понимаю, что хочу делать или нет,

- думаю, что могу сделать

Этап I Работа с текстом до чтения

1. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

2. Антиципация чтения

3. Появление целей урока

1. Подобраны ключевые слова (XIX век, писатель, драматург, реалист, юморист). Организация постановки темы, проблемы урока.

2.Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности.

3. Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

1. Выявляют затруднение, вызванное отсутствием знаний об известном писателе XIX века.

2. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста (по ключевым словам: встретились, друзья детства, восторженно, окаменел, поморщился, поклонился ) с опорой на читательский опыт; высказывают предположения о содержании рассказа.

3. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Этап II Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста, работа в творческих группах.

2. Творческая работа

3. Анализ содержания в целом

1. Выбор вида первичного чтения: чтение вслух с остановками.

Организация медленного «вдумчивого» чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста.

Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности, соотнесение объема фактуальных и подтекстовых вопросов с художественными особенностями текста, возможностями учащихся.

Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к каждой части.

Проведение необходимой словарной работы по ходу чтения и комментирования текста (беседа, работа в группах)

2. Создание системы «толстых» и «тонких вопросов».

3. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

1. Чтение вслух с остановками (прослушивание выразительного чтение учителя, мастера художественного слова, чтение по ролям обучающихся), ведение диалога с автором.

2. Выполняют творческую работу в парах.

3. Чтение финала рассказа, выявление совпадений предположений и авторского замысла. Умение отвечать развернуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему текста.

Этап III Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная беседа по тексту

2.Знакомство с писателем

3. Работа с заглавием.

1. Постановка концептуального вопроса к тексту (проблемного).

Организация коллективной дискуссии (проблемной)

Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией.

2. Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Организация обсуждения смысла заглавия, иллюстраций, экранизации, выбор формы обсуждения.

1. Обсуждение впечатлений от рассказа и обобщение знаний об авторе.

Участие в коллективной дискуссии, Выделение основной идеи текста, его концептуального уровня (самостоятельное).

2. Умение дать характеристику личности писателя на основании прочитанного. Корректировка своих первоначальных представлений о писателе, чтение письма А.П.Чехова брату Михаилу

Работа с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь).

3. Определение характера заглавия: что оно отражает, тему или идею, обсуждение замысла художника, режиссера.

Подведение итогов урока

Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности. Повторение выведенных законов, определения. Организация подведения итогов учащимися.

Оценка и рефлексия общей и коллективной деятельности, перечисление своих действий, демонстрация главного итога.

Рисуют большую букву «Я» в центре листа и пишут или рисуют, каких качеств им не хватает, чтобы быть и чувствовать себя человеком с большой буквы.

Домашнее задание

(по выбору)

Творческое задание

Исследовательское задание

Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока:

  • проиллюстрировать или инсценировать рассказ

  • Написать сочинение-миниатюру «Письмо младшему брату, сестре о том, каким должен быть человек»

Исследовать характерные для творчества Чехова приемы создания комичного в рассказе.




© 2010-2022