- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Овчинникова И.В. |
Дата | 10.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
И. Овчинникова,
учитель русского языка и литературы школы №323,
первая квалификационная категория
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе
Современное общество огромными шагами идёт к полной информатизации любого процесса.
Развитие информатизации характеризуется внедрением компьютерных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Это влияет как на развитие отдельной личности, так и на развитие всего человечества.
Потребность людей в использовании компьютерных технологий привела к тому, что началась информатизация образования. В настоящее время любому человеку, несмотря на его профессию и вид деятельности, необходимо обладать умениями работы с электронными средствами обработки и передачи информации.
Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. Компьютерные технологии объединяют в своём развитии и ученика, и учителя, так как только через совместную работу проходит реализация задуманного. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности: общение, образование, самосовершенствование. Внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет эффективно проводить уроки, помогает учителю добавить разнообразие в свою и ученическую деятельность.
Целью моей деятельности является повышение качества обучения русскому языку и литературе через использование ИКТ.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить некоторые задачи:
-
способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;
-
обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях;
-
развивать познавательную активность;
-
содействовать творческому развитию каждого ученика;
-
формировать информационную культуру.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Прежде чем использовать ИКТ на уроках, мне пришлось самой овладеть многими навыками в этой области: научиться работе на компьютере, пройти курсовую подготовку, освоить использование сети Интернет в учебном процессе (самообразование), изучить специальную литературу.
Вообще целью уроков русского языка и литературы является способствование духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. А высшей целью любого урока словесности будет не столько вооружение ученика знаниями «на потом», сколько то, чтобы сейчас заставить его испытать состояние, которого у него не было до начала урока.
Многообразие чувств, эмоций, интересов рождаются, развиваются в непосредственном общении учащихся с природой, человеком, миром изобразительного и прикладного искусства, архитектуры, музыки.
Только в курсе русского языка и литературы (а предметы глубоко взаимосвязаны) происходит становление личности ребёнка. Это осуществляется через приобщение к духовным ценностям, которые оформились по законам красоты и от того освоение мира искусства обретает глубоко личностный, сердечный характер. Казалось бы, причём здесь ИКТ? А ведь использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне сделать урок более ярким и увлекательным. Кроме того, происходит экономия рабочего времени. За счёт этого даю детям разнообразные дополнительные задания.
С помощью ИКТ можно погрузиться в удивительный мир орфографии и пунктуации. Дети самостоятельно находят и исправляют ошибки, специально допущенные мною на экране. Урок приобретает дух соперничества, ведь каждому хочется обнаружить недочёт первым. Пусть не всегда получается с первого раза, но на то он и урок, чтобы самим дойти до истины, а учитель и компьютер активно в этом помогают.
Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию. Целями тестирования являются самодиагностика, проверка усвоения нового материала и базового уровня. Компьютерное тестирование более привлекательно для детей, чем бланковое, результат они видят сразу, могут тут же увидеть и исправить свою ошибку, выбрать тест по своему уровню и получить оценку компьютера, с которой им сложно не согласиться.
Дети лучше начинают работать, если в начале новой темы я показываю связь с предыдущими занятиями. Напоминаю основные положения уроков (урока) с помощью блиц-опроса, тезисов, схем, таблиц и т.д., оформленных на экране.
Главной особенностью компьютерного обучения я считаю пошаговость в организации уроков, наличие обратной связи, с помощью которой происходит индивидуальная работа и дифференцированный подход к обучающимся, осуществляется беспрерывный контроль на каждом этапе. Компьютер позволяет систематически контролировать знания учащихся, что даёт экономию времени при проверке контрольных и тестовых заданий, обеспечивает комплексную подготовку к ЕГЭ. Для компьютерного тестирования использую как тесты, разработанные в программе для создания презентации - PowerPoint, так и тесты, созданные в приложении TestInfo, готовую мультимедийную продукцию: диски серии «1С: Репетитор» («1С: Репетитор. Русский язык», «1С: Репетитор. Русский язык. Варианты ЕГЭ. 2005»), мультимедийную энциклопедию «Русская литература».
Ещё более интересными становятся уроки литературы - это уроки искусства, где важны и музыка, и живопись и кинематограф. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Детям становится интересным услышать голоса поэтов и писателей, посмотреть, где и как жили известные люди.
Множество произведений известных мастеров слова снято на киноленту. Просмотр фильмов служит хорошим помощником в проведении уроков литературы. Я могу использовать как отдельные кадры фильма, так и предложить детям просмотреть его полностью с последующим обсуждением. Дети очень активно включаются в такую работу.
И ещё мне хотелось бы коснуться одного момента - это использование компьютерных презентаций, сделанных в программе PowerPoint. На мой взгляд, основной функцией презентации является наглядность. С помощью проектора на экране можно увидеть цветные иллюстрации к произведениям, портреты поэтов и писателей, побывать в домах и музеях известных людей. Вторым плюсом презентаций является то, что на слайдах я могу записать тему, цели урока и так далее, то есть присутствует ещё и информативная функция.
При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). А ещё учащимся нравится самим делать презентацию к уроку и рассказывать что-то интересное. На мой взгляд, дети узнают много нового, когда ищут дополнительный материал к урокам. Да, я соглашусь с коллегами, что раньше всё это узнавалось из книг, но раз мы живём в мире, где быстрыми темпами происходит информатизация всех процессов, почему бы не воспользоваться дополнительными возможностями. В настоящее время литература связана со многими предметами в школе, а использование ИКТ активно в этом помогает и становится всё актуальнее.
Индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.
Один из моментов урока - защита презентации.
Чтобы детям было легче работать дома, я даю примерный план для выполнения заданий:
-
поиск информации в Интернете и других источниках;
-
фиксация записи об окружающем мире;
-
подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций.
После выполнения таких заданий, практически каждый ребёнок желает ответить во время урока. И я их прекрасно понимаю: работа с ресурсами Интернет - титанический труд, это практически то же самое, что и работа с большим количеством книг, только в облегчённом варианте. Но не надо позволять детям приносить просто списанную чужую работу. Ребёнок должен осмыслить то, что он прочитал и переработать полученную информацию. Вот тогда, действительно, будет положительный результат от проделанной работы.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Систематическое и целенаправленное использование компьютерных технологий, которые являются логическим продолжением традиционной работы, даёт более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к русскому языку и литературе. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Литература
1. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования // Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества /Отв. ред. И.А. Мизин. Вып. 8. - М.: Наука, Физматлит, 1996., с. 27-38.
2. Колин К.К. Курс информатики в системе образования: современное состояние и перспективы развития // Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества /Отв. ред. И.А.Мизин. Вып. 8. - М.: Наука,Физматлит, 1996, с. 74-84.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пос. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.К. Петров /Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 224 с.
4. Пасхин Е.Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования // Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества / Отв. ред. И.А. Мизин. Вып. 8. - М.: Наука, Физматлит, 1996, с. 84-90.
5. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. - М.: Педагогика, 1989. - 220 с.
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 204 с.
7. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1998, № 2, с. 5-13.
Интернет-ресурсы:
-
referat.ru/referats/view/29007
-
sch1948.ru/metodobedinenie/304-enina.html
-
pedsovet.su/load/32-1-0-7454
-
festival.1september.ru/articles/519732/
-
nsportal.ru/shkola/literatura/library/ikt-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury
-
images.yandex.ru/yandsearch