Программа элективного курса «Культура речи»

Программа содержит региональный компонент, который необходимо изучит в дополнении к федеральному, содержащемуся в Примерной программе «Русский язык» для среднего профессионального образования.В группах на I курсе в базовом  учебном плане предусмотрен факультативный (элективный) курс «Культура речи», который позволит обобщить и логически завершить систему филологических знаний для обучающихся, получающих профессиональную подготовку по профессиям «столяр», «штукатур», «оператор швейного оборудован... 1.  Углубить теоретические  знания обучающихся об основных филологических категориях. 2. Скорректировать  навыки практического использования знакомого теоретического материала; 3. Скорректировать речевое поведение обучающихся. 4. Формировать личностные качества, подготовить подростка с ограниченными возможностями здоровья к социальной адаптации в общество.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГБОУ СО СПО «Энгельсский политехникум»








Образовательная рабочая программа

факультатива (элективного курса) «Культура речи»


I курс


Составила: преподаватель Пинтелина М.В.















г. Энгельс

2014 год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус Рабочей программы.

Программа создана на основе:

  1. Базисного учебного плана Энгельсского политехникума

  2. Программы профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования (СПО) Министерства образования и науки РФ.

Структура рабочей программы.

1. Пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.

2. Основное содержание рабочей программы с распределением учебных часов по отдельным темам.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся I курса и требования к знаниям выпускников.



Общая характеристика изучаемого курса.

«Культура речи» изучается как факультатив (элективный курс), в который заложено изучение основного филологического материала по данной тематике, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность обучающегося, фор­мирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ограниченными возможностями здоровья к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация и социализация выпускника.

Содержательные части программы.

Факультатив (элективный курс) по русскому языку «Культура речи» в объеме 34 часов включает несколько тем: учение о нормах русского литературного языка (ортологию), стилистику, риторику, понятия о дискуссионно - полемической речи и о культуре общения. Первый раздел «Нормы русского литературного языка» призван прежде всего скорректировать речь обучающихся, научить их находить речевые ошибки разного типа и сознательно исправлять их. Последовательное устранение из устной речи обучающихся просторечных форм - одна из главных задач курса «Культура речи». Второй раздел «Риторика» дает представление об основных этапах работы над публичным выступлением. Научить обучающихся думать, облекать свои мысли в связанный текст и произносить его - вот цель данного раздела. Третий раздел «Культура речи и культура общения» посвящен рассмотрению некоторых психологических проблем общения. Грамотная, убедительная выразительная речь, умение выступать перед аудиторией, умение общаться с другими людьми - вот качества которые необходимы, чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности выпускников техникума по программам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель курса.

Корректировка и дальнейшее развитие коммуникативных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Задачи курса

1. Углубить теоретические знания обучающихся об основных филологических категориях.

2. Скорректировать навыки практического использования знакомого теоретического материала;

3. Скорректировать речевое поведение обучающихся.

4. Формировать личностные качества, подготовить подростка с ограниченными возможностями здоровья к социальной адаптации в общество.

Место учебного курса в учебном плане.

В группах обучающихся по коррекционным программам профессиональной подготовки не предусмотрено изучение предмета «Русский язык», поэтому на I курсе в базовом учебном плане предусмотрен факультативный (элективный) курс «Культура речи», позволит обобщить и логически завершить систему филологических знаний для обучающихся, получающих профессиональную подготовку по профессиям «столяр», «штукатур», «оператор швейного оборудования»

В Базисном учебном плане техникума на факультативный (элективный) курс «Культура речи» предусмотрено по 1 часу в неделю и составляет 34 часа. Резервное время (2 часа) используется для закрепления материала, вызывающего у обучающихся затруднения.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

КУЛЬТУРА РЕЧИ

1 курс

(34 часа в год, 1 час в неделю)

Раздел 1. Нормы русского литературного языка - 18 часов

  1. Национальный язык и его основные разновидности -2 часа.

Язык как основное средство общения между людьми. Литературный язык - высшая форма национального языка. Ортологическое направление культуры речи.

  1. Качества хорошей речи - 2 часа.

Критерии хорошей речи: правильность речи, ее точность, логичность, уместность, богатство и выразительность.

  1. Понятие нормы. Вариант и речевая ошибка - 2 часа

Разновидности литературного языка: кодифицированный литературный язык и разговорная речь. Устная и письменная речь. Вариативность. Речевые ошибки.

  1. Орфоэпические нормы русского языка- 2 часа.

Полный и разговорный стили произношения. Редукция, аканье, иканье, оглушение ассимиляция, диссимиляция, старомосковское произношение.

  1. Акцентологические нормы русского языка - 2 часа.

Разноместный и подвижный характер ударения в русском языке.

  1. Морфологические нормы русского языка - 2 часа.

Варьирование грамматических форм в русском языке. Ошибки в морфологических формах.

  1. Синтаксические нормы русского языка - 2 часа.

Синтаксические нормы, регулирующие порядок и связь слов в простом предложении, а также связь частей сложного предложения. Синтаксические связи в словосочетании.

  1. Лексические нормы в русском языке - 2 часа.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы. Архаизмы и неологизмы. Слова с ограниченной сферой употребления.

  1. Нормы употребления фразеологизмов - 2 часа.

Фразеологические нормы. Речевые ошибки.

Раздел 2. Риторика. - 12 часов

  1. История развития риторики - 2 часа.

Возникновение ораторского искусства и его развитие. Виды красноречия. Известные риторики. Роды красноречия.

  1. Слово и текст - 2часа.

Композиция текста. Ассоциативные связи слов в тексте. Текст как развернутое суждение.

  1. Композиция текста - 2 часа.

Обращение. Обозначение темы. Повествование. Изложение. Доказательства. Опровержение. Воззвание. Заключение.

  1. Классификация выступлений - 2 часа.

Развлекательные, информационные и агитационные выступления.

  1. Язык публичного выступления 2 часа.

Правильность, точность, уместность, богатство, выразительность речи. Средства словесной образности. Фигуры.

  1. Понятие о споре. Ведение спора - 2 часа.

Диспут. Дискуссия. Полемика. Дебаты, или прения.

Раздел 3. Культура речи и культура общения. - 2 часа



  1. Культура речи и культура общения - 2 часа.

«Безличное общение». «Межличностное общение». Совокупность знаков, «маска»

( речевых, жестовых, мимических). Стратегия речевого поведения.

Резерв времени. - 2 часа.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обучающиеся должны иметь представление

о нормах русского литературного языка и культуре речи в процессе общения со сверстниками и в производственном коллективе.

Обучающиеся должны знать:

-основные понятия норм русского литературного языка;

- последовательность риторики, то есть языка публичного выступления;

- нормы культурного словесного общения.

Обучающиеся должны уметь:

- находить речевые ошибки;

- сознательно исправлять речевые ошибки;

- выразительно читать литературный текст и, по возможности, стихи наизусть;

- строить свою речь в самых небольших по объёму выступлениях перед аудиторией;

- вести дискуссию в своём учебном коллективе и пытаться филологически грамотно отстаивать свою точку зрения.



© 2010-2022