Другие метод. материалы по русскому языку на тему Контрольно-измерительные материалы 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Контрольно - измерительные материалы


Орфограммы в окончаниях слов

I. Тест.

1. Буква А пишется в слове:

а) погл..щать пищу;

б) спл..тить ряды;

в) пом..гать ближнему;

г) препод..ватель истории.

2. Буква О пишется в слове:

а) пл..нирование работы;

б) вскл..коченный чуб;

в) пенятся в..лы;

г) нак..лить железо.

3. Буква Е пишется в слове:

а) обл..денелая дорога;

б) разл..новать бумагу;

в) ед..ничный вектор;

г) зав..нтить гайку.

4. Буква И пишется в слове:

а) св..ла с ума;

б) впр..гать лошадь;

в) об..жать вокруг дома;

г) прив..дение в замке.

5. Буква Я пишется в слове:

а) прист..жной воротник;

б) неисс..каемый источник;

в) разр..дить всходы;

г) ув..дать в зеркале.

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) проц..дить, выд..ржать, обв..нять;

б) выпр..мить, удес..терять, вы..вить;

в) д..ревянный, выч..слять, разд..ваться;

г) объ..здной, взгл..нуть, л..дяной.

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква, проверяемая ударением?

а) ш..птаться, возл..гать, ч..стотность;

б) провозгл..шать, сист..матический, пром..кать;

в) ч..стоплотный, ж..мчужина, пр..мьера;

г) см..гчить, раск..лоть, с..мволика.


Словосочетание. Простое предложение

Цифровой диктант.

Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он может делать это верно и неверно). Задача учащихся - определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «-».

1. Опытный наставник. Главное слово - наставник.

2. Первая стипендия. Главное слово - стипендия.

3. Бабушкин совет. Главное слово - бабушкин.

4. Заполнить анкету. Главное слово - заполнить.

5. Думать о будущем. Главное слово - будущем.

6. Известный зрителям. Главное слово - зрителям.

7. Настойчиво убеждать. Главное слово - настойчиво.

8. Знать наизусть. Главное слово - знать.

9. По-летнему жаркий. Главное слово - жаркий.

В результате у учащихся в тетрадях должна появиться такая запись: 1+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6-, 7-, 8+, 9+.


Развитие речи. Текст

Определите типы следующих текстов. Укажите в них признаки текста.

Куропатка и машина

Мы ехали на вездеходе по лесной дороге. Вдруг взвизгнули тормоза. Машина резко остановилась. Что случилось? Шофер молча указал вперед.

Через дорогу переводила цыплят куропатка. Тут вынырнула наша машина. Куропатка повернулась грудью к машине, загораживая цыпляток. Перья на голове вздыбились, вся взъерошилась.

Кругленькие, пушистенькие цыплятки скатывались в кювет и прятались в болотце. Пока не перебежал дорогу последний, все стояла куропатка.

Глухо работал мотор. Шофер ждал. Куропатка обернулась, увидела, что ни одного цыпленка нет на дороге, сошла в кювет и скрылась в осоке.

Золотой луг

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, вместе с нами и вставали.

Черные озера

В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин, которые густо покрывают воду и похожи на пестрый ковер. Листья устилают воду так густо, что челн шуршит по ним и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Но этот цвет воды хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли - от их отражения в воде.

Тексты взяты из статьи Л. А Ходяковой, И. М. Михайловой «Детский рисунок как средство формирования коммуникативных умений».


Повторение изученного в 5 классе

Лексика

Тест.

- Я буду задавать вам вопросы, а вы должны записать ответ в форме словосочетания «прилагательное + существительное».

Например, хлеб свежий или новый? Ответ: свежий хлеб.

1. Глаза карие или коричневые?

2. А пиджак карий или коричневый?

3. Дружба сильная или крепкая?

4. А характер?

5. Чай горячий или горючий?

6. А слезы?

7. Ответ полный или кромешный?

8. А тьма?

В тетради должна получиться следующая запись:

1. Карие глаза.

2. Коричневый пиджак.

3. Крепкая дружба.

4. Сильный характер.

5. Горячий чай.

6. Горючие слезы.

7. Полный ответ.

8. Кромешная тьма.


Подберите к словам левой колонки антонимы из правой.

Грязный

Очистить

Бодрый

Согнуть

Трудолюбие

Выгода

Убыток

Конкретный

Сухой

Чистый

Спокойствие

Усталый

Противник

Лень

Посредственный

Тревога

Кручиниться

Влажный

Загрязнить

Талантливый

Выпрямить

Союзник

Абстрактный

Радоваться


Самостоятельная работа

- Прочитайте, для чего писатели иногда используют в своих произведениях диалектные слова.

- Найдите в рассказах диалектизмы и дайте им определения, опираясь на контекст.

- Попробуйте заменить диалектизм на общеупотребительное слово. Меняется ли художественная изобразительность текста? Как?

Текст для 1-го варианта

РОГАЧ И ЗАГНЕТКА

Вот что однажды случилось с Андрюшей. Жил он на севере, в тундре. Отец его был оленеводом.

Как-то летом приехал Андрюша в деревню к бабушке. А деревня эта находилась где-то под Воронежем.

Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше:

- Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне.

Долго ломал внук голову и наконец спросил:

- Бабушка! А что это такое загнетка и рогач? Я знаю, у нас на севере рогачами оленей называют. А вот слово загнетка я вообще никогда не слышал.

- Чудак человека, - сказала бабушка, - да вот же он рогач. И подала Андрюше ухват.

- А загнетка вот она, - прибавила бабушка, - и указала на шесток.

(Шестком в литературном языке называют площадку перед устьем русской печи.)

Текст для 2-го варианта

ЛИТОВКА

Тема жил на юге. Однажды летом он приехал к дедушке в сибирскую деревню.

Рано утром дедушка пригласил Тему на сенокос и сказал:

- Внучек, возьми там в сарае литовку. Я ее сейчас наточу.

Тема долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил:

- Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть... Мужчина - литовец, а женщина - литовка.

- Вон оно что! - рассмеялся дедушка. - Это у нас так косу называют, которой траву косят.

- Вот чудеса! - удивился Тема.

Работа с текстом

Иногда новые слова придумываются авторами для создания определенного характера, юмористических ситуаций и т. д. Но это не совсем неологизмы, потому что они не становятся общеупотребительными, а живут лишь в том тексте, где впервые были употреблены. В науке их называют окказионализмами. В переводе occasionalis означает «по случаю» или «случайный».

- Найдите и запишите слова, употребляемые по случаю, в стихотворении Э. Успенского «Про дивано-инострано-чемодано-огурец».

- Глубокоуважаемый

Глубокопродавец,

Продайте мне, пожалуйста,

Глубокоогурец!

- Глубокоуважаемый

Глубокопокупатель,

Мы продаем диваны,

Серванты и кровати.

Быть может, вы ошиблись,

Глубокогражданин,

И забрались глубоко

Не в этот магазин?

- Глубокоуважаемый

Глубокопродавец,

Ведь я же иностранец,

Поймите, наконец,

У нас, у иностранцев,

Так завелось отцами,

Диваны и серванты

Зовутся огурцами.

- Глубокоуважаемый,

Диванец-чемоданец,

Наверное, вы очень

Глубокий иностранец,

Поскольку среди наших

Обычных молодцов

Я не встречал ни разу

Подобных огурцов.

- Глубокоуважаемый

Глубокопродавант,

Я препираться с вами

Здесь не намеревант,

Я подобрал вот этот

Пружинный огурец,

И вы его на крышу

Поставьте, наконец.

- Глубокоуважаемый,

Да что же я, балбес?

Да чтобы я на крышу

С диванчиком полез?!

И хоть себя я чувствую

Отменным молодцом,

Да я свалюсь оттуда,

И вместе с огурцом.

- Глубокоуважаемый,

Я вам хочу сказать...

Не надо вам с диваном

На крышу залезать.

А шутки с продавцами

Шутить я не привык,

У нас обычно крышей

Зовется грузовик.

- Глубокоуважаемый

Глубокоиностран,

Прошу вас, забирайте

Скорее ваш диван.

И чтобы я вас видел

У нас в последний раз...

Не то возьму я гирю

И гирей тресну вас.

Он был весьма расстроен,

А иностранец рад!

У них обычно гирею

Зовется шоколад.


Самостоятельная работа с карточками

Учитель раздает индивидуальные карточки. Задача учеников - найти окказионализмы и дать их значение, опираясь на контекст.

Мама, я такая распутица!

И показала веревочку, которую удалось ей распутать.

***

- Вы и шишку польете?

- Да.

- Чтобы выросли шишенята?

***

Сережа двух с половиной лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:

- Огонь и огонята! Огонь и огонята!

***

- Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато.

***

Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:

- Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!

***

- Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.

***

Трехлетняя Ната:

- Спой мне, мама, баюльную песню.


Игра «Кто вперед?» Найти слова, изображенные на рисунке, в толковом словаре в конце учебника и ответить на вопрос - как в словаре обозначается происхождение слова? (Указывается в скобках, после примера.)

Пока ребята ищут ответ в словаре, учитель некоторым ученикам дает карточки.

К а р т о ч к а 1.

- Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не склоняются:

шоссе, облако, пальто, стол.

К а р т о ч к а 2.

- Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э:

арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.

К а р т о ч к а 3.

- Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило, встречаются в заимствованных словах:

самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ.

К а р т о ч к а 4.

- Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:

аквариум, воевода, география, телефон, спутник.

Фразеологические загадки

- Отгадайте, о чем идет речь.

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.

3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.

4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.

5. Ее набирают в рот, когда молчат.

6. Его держат за зубами.

Индивидуальная работа по карточкам

Задание для всех карточек - вставить пропущенные буквы, найти «четвертое лишнее».

К а р т о ч к а 1.

Хоть пруд пруди

Кот наплакал

Тьма-тьмущ..я

Ябл..ку негде упасть

К а р т о ч к а 2.

Во все лопатки

Сл..мя голову

Черепашьим шаг..м

В мгновение ока

К а р т о ч к а 3.

Слово в слово

Тютелька в тютельку

Вилами на в..де писано

Комар носа не п..дточит

К а р т о ч к а 4.

Попасть впросак

Попасть на с..дьмое небо

Попасть в п..ределку

Попасть в переплет

Исследовательская работа

- Прослушайте историю одного слова и докажите, что приставки и суффиксы - значимые части слова.

Корень

В глаголе ВЫНУТЬ исчез корень.

Все другие части слова остались на месте: и Приставка ВЫ, и Суффикс НУ и даже Окончание ТЬ, известное своей неустойчивостью, а Корень - исчез.

Это был древний Корень ИМ, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: ИМЕТЬ, СНИМАТЬ, ПОДНИМАТЬ и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола ВЫНИМАТЬ. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.

- Странное усовершенствование! - язвило по этому поводу Окончание. - Чувствую, что скоро мне придется работать за всех.

- Вы не правы! - перебила его Приставка. - Может быть, с Корнем что-то случилось.

- Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас, на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.

- Ну, ну, - примирительно сказал Суффикс. - Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.

- Мы должны его заменить, - предложила Приставка. - Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.

- Я тоже, - сказал Суффикс. - Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?

- А мне что, - пожало плечами Окончание. - Я здесь временно.

Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и Суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.

С первого взгляда даже не скажешь, что в глаголе ВЫНУТЬ нет корня.

- Определите, как меняется значение слов в зависимости от их суффиксов.

- Составьте словосочетания, выделите суффиксы.

Соседний - соседский

Объемистый - объемный

Понятный - понятливый

Игорный - игровой

Певун - певец

Ягода - ягодина

- Определите, как меняется значение слов в зависимости от их приставок.

- Составьте словосочетания, выделите приставки.

Нарвать - надорвать

Уяснить - разъяснить

Смазать - замазать

Заслужить - выслужить

Настойчивость - устойчивость

Индивидуальная работа по карточкам (устный ответ)

К а р т о ч к а 1.

- Определив корень, уясните себе смысловую разницу между словами:

Перчатка, рукавица.

Вторник, четверг.

Услуга, одолжение.

К а р т о ч к а 2.

- Найдя общий корень данных слов, установите между ними смысловую связь:

Наизусть, уста.

Племянник, иноплеменник.

Сплетни, переплетчик.

К а р т о ч к а 3.

- Докажите, что данные слова не однокоренные:

Улика, улица.

Чиркать, циркуль.

Запотелый, телодвижение.

Анализ детского словотворчества

- Почему так говорят дети? Как сказать в соответствии с нормами «взрослого» языка?

***

- Смотрите, как деревья листеют!

***

- Мама, у меня в кармане есть тайные конфетки. Хочешь?

- Какие это тайные?

- А те, которые во рту тают.

***

- Смотри не лезь в лужу!

- А если это будет необходимая лужа?

- Какая это необходимая?

- Ну такая большая, что не обойти.

***

- Я пригласил гостей на день рождения.

- А с нами посоветовался?

- Что же мне их теперь отглашать?

Лингвистическая задача

- Прослушайте отрывок из книги В. Ю. Откупщикова «К истокам слова».

Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.

- Попробуйте догадаться, что означают детские слова:

тушенники, журчей, рукти, рыжка, красняк.

Доклады

- Люди с древнейших времен пытались этимологизировать непонятные им слова. Эти доказательства нам сохранила мифология.

ПЕНОРОЖДЕННАЯ АФРОДИТА

У древних греков широкой известностью пользовался миф о рождении из морской пены прекрасной богини любви и красоты - Афродиты. Как же возник этот миф? Ученые считают, что само имя Афродита когда-то было заимствовано древними греками у финикийцев. Самим грекам имя Афродита было непонятно. И вот, пытаясь как-то объяснить это имя, они сопоставили его с греческими словами aphros (пена) и dyno (ныряю). Получилось что-то вроде «вынырнувшая, явившаяся из пены». Так возник миф о рождении богини любви Афродиты из белоснежной морской воды.

НАВЕРХИЯ И УДАЛИЯ

Количество совершенно несостоятельных этимологий, целиком основанных на безудержной фантазии их авторов, не уменьшалось и в последующие века.

Так, русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский, живший в 18 веке, считал, что название страны Норвегия представляет собой искаженную форму слова Наверхия и что страна эта получила свое наименование якобы потому, что расположена она на севере, т. е. наверху. Столь же наивно Тредиаковский этимологизировал и другое географическое название - Италия. Здесь он также «восстанавливал» более древнюю форму - Удалия, считая, что эта страна была названа так потому, что на много верст удалена от России, от севера.

Работа со схемой

Учитель обращает внимание учащихся на схему (которая может служить наглядным пособием на всех последующих уроках).

От чего зависит написание гласной?

От ударения

От согласной

От суффикса

От значения

Падает ударение?

Есть ст, щ?

Есть суффикс -а-?

Имеет значение

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Ровный

гладкий

Одинаковый, равный

Пиши:

-гар-

-клан-

Пиши:

-гор-

-клон-

Пиши:

-раст-

-ращ-

Пиши:

-рос-

Пиши:

-лаг-

-кас-

Пиши:

-лож-

-кос-

-бер-

-дер-

-блест-

-тер-

-пер-

-мер-

-стел-

-ровн-

-равн-

-твар-

-зор-

-твор-

-зар-



-бир-

-дир-

-блист-

-тир-

-пир-

-мир-

-стил-



Исключение:

утварь, выгарки,
зоревать

Исключение:

Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, вырост, отрасль


Исключение:

ровесник, уровень,
равнина, равняйсь,
равнение


становится

влажным

опускать в жидкость

Пиши:

-мок-

Пиши:

-мак-

Индивидуальная работа по карточкам

К а р т о ч к а 1.

Вставьте пропущенные буквы.

К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно.

К а р т о ч к а 2.

Вставьте пропущенные буквы.

Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..саться, соприк..сновение.

Вставьте пропущенные буквы

Зам..реть от восторга, отп..рать замок, зам..рать от восхищения, приб..ру в квартире, уд..рать с места происшествия, к..саться темы, уд..ру без оглядки, прик..снуться к прошлому, написать изл..жение.


Творческий диктант

Учитель диктует слова:

а) сложить, горелый, смотреть, слышать;

б) прикоснуться, загорать, видеть, бежать;

в) заберу, огарок, угар.

Задача учащихся - после того, как запишут, дописать каждый ряд, взяв по одной морфеме от каждого слова и сложив из них новое.

Ответ: сгореть, пригореть, загар.


Проверочная работа

Тест

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) предл..жение, слаг..емое, изл..жение, дол..жить

2) возл..гать, предл..гать, предпол..гаемый, пол..гать

3) изл..гать, сл..жить, распол..жение, предпол..гать

4) прил..жение, ул..жить, пол..жение, разл..жить

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) выр..сли, подр..сли, выр..щенный, отр..стать;

2) р..стение, разр..стаются, обр..стать, р..стущий

3) зар..сло, прор..сли, пор..сль, отр..сль

4) зр..сли, р..сток, р..стовщик, недор..сль

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) к..саться, к..саемся, соприк..саться, при..косновение

2) прик..сается, к..сание, к..снитесь, неприк..сновенный

3) прик..сайтесь, к..сательная, к..саюсь, соприк..саешься

4) к..снуться, прик..снешься, к..снись, соприк..снуться

4. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) заг..релый, подг..реть, пог..релец, выг..рание

2) возг..рание, к..снуться, прил..жение, отр..слевой

3) з..рница, оз..рение, з..ря, оз..ренный

4) з..рька, предл..гать, нар..щение, прик..сновение.

5. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1) уб..рать, нат..рание, прид..раться, расст..лить

2) зам..рание, оп..раться, прот..рать, соб..раться

3) расст..латься, выт..рать, выт..реть, уд..ру.

6. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) расст...ливший, прот...рать, приб…русь, выд…рнуть

2) соб...ру, прид...русь, зам..реть, неразб…риха

3) отп…рать, нат…рание, отт...реть, подст…лить.

Словарный диктант

Замереть от неожиданности, примирить противников, блестеть на солнце, объединить силы, предполагать, изложить факты, сплотить силы, посевы разрастаются, расположение войск, заросли, касательная, оросительная система, возраст, изложение, облокотиться, выгореть, заря, испарение, поросль, отрасль, росток, озарение, наращение, стирание, нарастание, недоросль.



Контрольный диктант

Горицвет

Ранней весной земля одевается в пышный зеленый наряд. Одним из первых пробивается к свету невысокое растеньице. Увидишь его и не обратишь внимания. Потом коснется солнечный луч зеленой травки, и на конце стебля начнет распускаться цветок.

Растение преображается. Теперь от него трудно отвести взгляд. Крупный желтый цветок словно горит в траве золотым огоньком. Вот и прозвали его горицветом.

Древние греки называли его адонисом. Адонис - полезное растение. С давних времен сельские знахари из листьев и стеблей горицвета готовили лекарство от сердечных болезней.

(По Н. Осипову.)

Примечание. Сказать о правописании слов горицвет, ранний


Работа с таблицей

Гласные после приставок


и


ы

Слова

Раз..скивать

Сверх..дейный

Без..скусный

Сверх..нтересный

С..грать

Меж..нститутский

Под..грать

Игра «Не спутай кармашки»

присоединение


приближение


близость


неполное
действие

Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный.

Творческий диктант

Догадайтесь, какое слово с приставкой при- или пре- соответствует каждому словосочетанию. Запишите его.

Пуговицу к пальто, участок рядом со школой, чуть-чуть открыть, край у моря, гвоздь к стене, очень красивый, на самолете в Сочи, нарушитель закона.

Игра «Пустое место»

- Запишите слова с приставкой пре-, место слов с приставкой при- оставьте пустым. Примеры пронумеруйте.

1) пр..бить, 2) пр..высокий, 3) Пр..аралье, 4) пр..сыщение, 5) пр..украшивать, 6) пр..брежный, 7) пр..кармливать, 8) пр..успеть, 9) пр..града, 10) пр..встать, 11) пр..обладать, 12) пр..урочить, 13) пр..одоление, 14) пр..косновение, 15) пр..мешать, 16) пр..мирение, 17) пр..забавный.

Игра на внимательность

Учитель называет слова, начинающиеся на пре- и при-. Задача учащихся - хлопнуть в ладоши, если слово начинается с пре-.

Прекратить, приготовить, пригласить, преобразовать, приобрести, привыкать, превратить, приказать, примерять, преодолеть, привет, причина, препятствие.

Работа с карточками

Задание для всех карточек: с данными словами и словосочетаниями составить предложения.

Карточка 1: приклонить голову - преклонить колени.

Карточка 2: придавать значение - предавать (совершать предательство).

Карточка 3: призреть (позаботиться о ком-нибудь) - презреть (выразить презрение).

Карточка 4: прибывать (куда-нибудь приезжать) - пребывать (находиться где-нибудь).

Карточка 5: притерпеться (свыкнуться) - претерпеть гонения (перенести гонения).


Диктант

Солнце стало пригревать. В полях тает, а в лесу еще снег лежит на земле, на ветках деревьев. Деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примерзли и ждут часа освобождения. Вот пришел этот час. Снег подтаивает, а в полной тишине вдруг сама собой закачается еловая ветка. А под елкой спит заяц. В страхе привстает он и прислушивается. Потом побежит, приостановится, прислушается и опять побежит. Весна.

До прилета кукушки проходит вся красота нашей весны. За это время растает снег, умчатся воды, зазеленеет и покроется первыми, самыми дорогими нам цветами земля, потрескаются смолистые почки на деревьях, раскроются ароматные клейкие зеленые листики.

Имя существительное

Самостоятельная работа в парах

На карточке написаны слова. По вертикальной полосе, после которой написаны гласные О и Е, листок отгибается. Работа проходит следующим образом. Один ученик произносит слово по слогам, другой его проверяет, глядя на буквы, записанные на обороте.

Карточки

вод..провод

земл..трясение

гром..отвод

вод..мерка

земл..делие

дожд..мер

жизн..описание

груз..подъемник

о

е

о

о

е

е

е

о

картофел..копалка

каш..вар

книг..печатание

корабл..строение

лед..ход

машин..строение

нефт..провод

овц..водство

е

е

о

е

о

о

е

е


пар..ходство

растени..водство

ча..питие

басн..писец

власт..любие

кон..водство

песн..пение

чест..любие

о

е

е

о

о

е

о

о

вод..пой

язык..знание

стал..вар

гряз..лечение

хлеб..резка

газон..косилка

птиц..лов

пеш..ход

о

о

е

е

о

о

е

е


овощ..хранилище

черн..морец

сад..водство

птиц..фабрика

газ..провод

прав..писание

олен..водство

лед..кол

е

о

о

е

о

о

е

о

После этой работы учащиеся откладывают карточки и записывают слова по памяти.

Творческая работа

- Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». О чем нам говорит название города и его жителей? Докажите.

Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами.

- Выделите морфемный состав в названии города и его жителей.

- «Говорящие» названия встречаются не только в произведениях писателей. Посмотрите на карту России. Произведите словообразовательный разбор слов: Волгоград, Иваново, Краснодар, Новгород, Новосибирск, Приморский (край).

- А по названиям улиц, районов города можно определить его историю. Сейчас мы совершим небольшое путешествие по столице России - Москве. Я прочитаю вам сведения о происхождении названий улиц, переулков и т. п. Ваша задача - указать, от каких слов они произошли, сделав их словообразовательный разбор (в скобках указать способ образования).

Начнем с того, что в Москве до сих пор сохранилась память о болотах и грязи, о чем-то догородском: Болотная площадь, Полянский рынок, Девичье поле, Воронцово поле, Моховая. От Москвы шли дороги на другие города: на Тверь - Тверская, на Серпухов - Серпуховская, на Дмитров - Б. Дмитровка, на Калугу - Калужская, в Орду - Ордынка.

Москву населяли всевозможные инородцы и иноземцы, переселенцы. Посадские люди из Смоленска назывались мещанами, отсюда Мещанская, псковичи дали Псковский переулок, затем Немецкая, Татарская, Армянский переулок и т. д.

Но особенно прочный след оставила жизнь экономическая. Вся Москва, заселенная ремесленными цехами, занятая государственными службами, именовалась по слободам и дворам - Кожевниками, Садовниками. Гончарная - слобода гончаров. Басманная - от слова басма - тиснение по серебру и золоту. Переулки Скатертный, Чашников, Калашный, Ножовый, Столовый, Хлебный и наконец Поварская улица - все одно к одному свидетельствует о своем историческом прошлом: это слободы дворцового люда, работавшего на государевых кормовых, сытенных и других дворах.

Итак, идя по современной Москве, прочитывая названия ее улиц и переулков, мы переносимся в Москву средневековую. Мы находим следы группировок в этом древнем городе: в Замоскворечье - орда и татарщина с их толмачами (Толмачевские переулки сразу за Москвой-рекой); толмачи - устные переводчики; рядом с Ордынкой - военная часть города: Казачий переулок, Лучники. В окрестностях Поварской - поварских и кухонных дел мастера.

(Из книги М. А. Рыбниковой «Введение в стилистику».)



Повторение

Форма: игра «Круглый стол».

Класс делится на 4-5 групп. В каждой группе выбирается капитан. Игра состоит из 4 этапов. Каждый этап - из 3 уровней.

1-й уровень - обсуждение.

Каждая группа с помощью учебника и наглядных пособий готовит ответ на вопрос, поставленный учителем. Затем группа, подготовившаяся первой, представляет свой ответ классу. Остальные могут делать поправки или добавлять информацию. Ответ оценивается по 5-балльной шкале.

2-й уровень - индивидуальная работа.

Каждый ученик самостоятельно выполняет задание, предложенное учителем. Задания написаны на отдельных пронумерованных листочках, которые получают и раздают командам капитаны. У каждого капитана есть таблица, в которой он фиксирует номер листочка ученика на каждом этапе.

№ этапа

1

2

3

4

Ф. И.



Нумерация листков нужна для того, чтобы учащиеся при взаимопроверке объективно оценивали работу своих коллег.

3-й уровень - взаимопроверка.

Группы обменивают выполненными заданиями для взаимопроверки. Затем в классе проходит обсуждение, при котором выявляются правильные ответы. Подсчитывается количество правильных ответов в каждой группе и присуждается соответствующее количество баллов.

1 этап. Способы образования слов.

1-й уровень

- Какие способы образования слов вы знаете? Приведите примеры.

2-й уровень

- Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого соответствующий номер:

1 - приставочный способ

2 - суффиксальный способ

3 - приставочно-суффиксальный способ

4 - сложение (основ или целых слов)

5 - сложение сокращенных основ

6 - переход одной части речи в другую

летчик

парашютистка

электровоз

малодоступный

престранный

Преподнести

ЦБ

турпоход

птицефабрика

учительская

МГУ

привстать

сотрудник

кресло-кровать

сбербанк

3-й уровень - взаимопроверка.

2 этап. Корни с чередующимися гласными

1-й уровень

- Расскажите о правилах выбора гласной в корнях с чередованием. Приведите примеры.

2-й уровень

- Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически.

1. Ночь уже л..жилась на горы, и туман бродил по ущельям.

2. Все двери зап..рались на замок.

3. Ярко зарделась з..ря.

4. Взгляды тихо разг..рались и быстро погасали.

5. Река протекала в густых зар..слях.

6. Необозримое поле бл..стит мокрой зеленью.

7. Софья накл..нялась, срывала цветок и легким прик..с-новением пальцев гладила дрожащие лепестки.

8. Он знал эту отр..сль производства.

9. Девочка соб..рала сучья и обжигала их.

10. Заг..рались и бл..стали стекла, оз..ренные пожаром.

3-й уровень - взаимопроверка.

3 этап. Гласные в приставках пре- и при-.

1-й уровень

- Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-. Приведите примеры.

2-й уровень

- Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Слова

е

и

пр..образователь

пр..школьный

пр..успевать

пр..лунение

пр..красный

пр..рвать

пр..остановить

пр..одолеть

пр..прятать

пр..выкать

пр..вратить

пр..поднять

пр..образованный

пр..полярный

пр..мудрый

3-й уровень - взаимопроверка.

4 этап. Гласные Ы и И после приставок. Соединительные гласные О и Е.

1-й уровень

- Расскажите о правописании соединительных гласных О и Е, гласных Ы и И после приставок. Приведите примеры.

2-й уровень

- Вставьте пропущенные буквы:

лед..кол

раз..скивать

везд..ход

сверх..дейный

без..скусный

птиц..лов

под..тожить

земл..коп

раз..грать

сам..кат

сверх..нтересный

верт..лет

меж..нститутский

стал..вар

с..грать

После прохождения всех этапов подсчитываются баллы и определяется группа-победитель.

Индивидуальная работа по карточкам

Задание для карточек:

- Вставьте пропущенные буквы. Найдите разносклоняемые существительные и произведите их морфемный разбор.

Карточка 1.

Большого пламен.. не задуешь, а больше раздуешь.

Карточка 2.

Даже большое дерево выросло из семен.. .


Творческий диктант

Учитель читает письмо А. Хайта к ребятам. Задача учащихся - найти и выписать разносклоняемые существительные, указать их форму.

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.


Орфоэпическая минутка

На доске написаны слова:

депо, плато, кафе, шимпанзе, тире, реле, КБ, ОТК.

- Опираясь на словарь учебника «Говори правильно!», произнесите эти слова.


Тест

1) Что значит - сделать морфологический разбор?

а) разобрать слово по составу

б) разобрать слово как часть речи

в) проанализировать орфограммы

2) Укажите собственные имена существительные:

а) тетрадь

б) Александра

в) цветок

г) Волгоград

д) город

3. Существительное обозначает:

а) предмет

б) признак предмета

в) признак действия

4) Укажите одушевленные и неодушевленные имена существительные:

а) снег

б) дерево

в) мужчина

г) гражданин

д) лист

5) Укажите существительные мужского рода:

а) доктор

б) небо

в) берег

г) поляна

д) облако

6) Укажите разносклоняемые существительные:

а) земля

б) время

в) ночь

г) путь

д) жгут

7) Укажите существительные, имеющие форму только множественного числа:

а) листья

б) ветры

в) ножницы

г) носки

д) каникулы

Лингвистическая задача

- Что обозначают слова: слон, кактус, телефон?

- А существуют ли предметы, которые можно было бы назвать неслон, некактус, нетелефон? Сделайте вывод

Диктант

Неприятель оказал мне недоверие. Его безволие меня удивило, но я уже принял решение о ненападении на недруга. Дешифровка последнего донесения показала полное бессилие врага. Что ждало его? Бездорожье, безводье, безденежье, в конечном итоге - гибель, то есть уход в антимир.

Творческий диктант

- Подберите к этим выражениям по смыслу слово с суффиксом -чик- или -щик-.

1. Самолет вел опытный пилот.

2. Играющий на ударном инструменте.

3. Все подписавшиеся будут получать газету.

4. Инициатором драки был Вася.

5. Смазывающий колеса закончил свою работу.

6. Папа Карло по профессии был ...


Работа с таблицей

- Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

-чик-

-щик-

рассказ..ик

заказ..ик

лет..ик

барабан..ик

совет..ик

экскаватор..ик

развед..ик

камен..ик

стеколь..ик

буфет..ик

перебеж..ик

перепис..ик

Письмо по памяти

Будет вечер - заговорщик и обманщик,

Темнота на мостовые упадет,

Но вглядись - и ты увидишь,

Как веселый барабанщик

С барабаном вдоль по улице идет.

Б. Окуджава


Выборочный диктант

Учитель читает текст. Задача учащихся - записать слова с суффиксами -чик-, -щик-, обозначающие профессии людей.

В старину изготовление книг требовало большого труда многих людей. Один человек готовил тетради и разлиновывал их, другой - переписчик - писал черный текст. Художник-рисовальщик разрисовывал буквицы, заставки и миниатюры.

Позднее, после появления книгопечатания, над книгой стали работать наборщики, которые вручную составляли из свинцовых литер строчки и страницы. Батырщик - помощник печатника - наносил на набор краску. Листы, покрытые ровными строчками текста, развешивались на веревках для просушки, совсем как выстиранное белье. А потом за работу принимались переплетчики: они складывали листы в тетради, сшивали в блоки, готовили переплетные крышки и одевали книгу. Часто переплеты были очень дорогими, имели отделку из золота, серебра и драгоценных камней. Книга в старину представляла большую ценность, и в библиотеках ее нередко приковывали к столу цепью, чтобы никто не мог украсть.

Книжное дело было настоящим искусством. (По Павлову.)


Самостоятельная работа

- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Вдруг она увидела стеклянный стол..к на трех ножках. На нем не было ничего, кроме крошечного золотого ключ..ка. Алиса вставила ключ..к в замоч..к, и, к величайшей ее радости, он вдруг подошел!

Потом она увидела на столе крохотный пузыреч..к, к горлышку которого была привязана бумажка, а на бумажке крупными буквами было написано: «Выпей меня!»

Индивидуальная работа по карточкам.

- Переписать, вставляя пропущенные буквы.

К а р т о ч к а 1.

Пирож..к лишь разломила

Да кусоч..к прикусила.

К а р т о ч к а 2.

Плачет глупая девч..нка,

Слезы виснут на носу.

Парикмахер под гребёнку

Режет рыжую косу.

К а р т о ч к а 3.

Мыш..нок глядел на меня независимо

Глазами из самого черного бисера.

Нагоняет ямщич..к

Вожака с медведем.

К а р т о ч к а 4.

Когда двенадцать песенок

Пропел в траве сверч..к,

Забросил месяц в озеро

Серебряный крюч..к.



Диктант

Вы пригласили гостей.

Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям в его доме было хорошо?

Прежде всего хозяин должен быть приветливым, радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его.

Надо заранее подумать не только о том, чем угостить друзей, но и как занять их. Не следует жалеть для гостей книг, марок, игрушек, а также времени, которое вы затратили, чтобы принять их хорошо.

Надо быть тактичным. Хозяин должен не замечать случайных промахов гостя, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость - неумехой.

Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать плохого настроения или недовольства чем-нибудь.

(По Б. Бушелевой.)

Имя прилагательное

Работа с текстом

- Прослушайте отрывок из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». (Можно подготовить инсценировку.)

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Госпожа Простакова. Что, каково, мой батюшка?

Простаков. Каково, мой отец?

Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен.

- На самом ли деле Правдин считает, что Митрофанушка хорошо изучил грамматику? Докажите.

- Почему Митрофанушка кажется нам смешным?

- Докажите, что вы не Митрофанушки и поднимите руки те, кто знает, что такое имя прилагательное.

- Назовите общие признаки имен существительных и имен прилагательных. В чем различие этих частей речи?

Лингвистическая задача

- Продолжите слова Гете, употребив прилагательное в форме простой сравнительной степени.

- Расставьте необходимые знаки препинания, объясните подчеркнутые орфограммы.

Увидев двух ссорящихся, Гете сказал

Из двух ссорящихся виновен тот кто ... .

(... умнее.)


Игра «Кто вперед»

На доске записаны слова:

пр..ятный -

с..астливый -

сп..койный -

удобный -

ужас(?)ный -

б..гатый -

пр..стой -

громкий -

пл..хой -

пр..красный -

пр..лежный -

пр..чудливый -

пр..влекательный -

старый -

крутой -

толстый -

мелкий -

х..роший -

пр..зрительный -

искус(?)ный -

св..бодный -

сухой -

твердый -

густой -

чистый -

сла..кий -

мал..нький -




Проверочная работа

I в а р и а н т

1. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения имен прилагательных.

1) Волга ширее Дона.

2) С наступлением весны дни становятся длиньше.

3) Из двух зол выбирай более меньшее.

2. Заполните таблицу.

Формы

Прилагательные

Сравнительная

степень

Превосходная

степень

простая

составная

простая

составная

красивый

умный

легкий


3. От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения:

1) лучше;

2) тише;

3) громче;

4) мягче;

5) глубочайший?

4. Сделайте разбор по членам предложения и разберите по составу прилагательное в сравнительной степени.

Доброе братство сильнее богатства.

5. Расставьте ударения: красивее, свободнее.

6. Сделайте фонетический разбор слова легче.

7. Есть книга обо всем и обо всех «самых-самых»: самых быстрых, самых высоких, самых ловких... Эта книга называется «Книга рекордов Гиннесса». Составьте запись для этой книги, используя прилагательное в форме превосходной степени.

II в а р и а н т

1. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения имен прилагательных.

1) Нет ничего красивше природы родного уголка.

2) Они хотели устроить более лучшую жизнь.

3) Человек твердее камня, нежнее цветка.

2. Заполните таблицу.

Формы

Прилагательные

Сравнительная

степень

Превосходная

степень

простая

составная

простая

составная

сильный

строгий

острый


3. От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения:

1) хуже

2) выше

3) ниже

4) быстрее

5) величайший?

4. Сделайте разбор по членам предложения и разберите по составу прилагательное в сравнительной степени.

Утро вечера мудренее.

5. Расставьте ударения: удобнее, спокойнее.

6. Сделайте фонетический разбор слова мягче.

7. Есть книга обо всем и обо всех «самых-самых»: самых быстрых, самых высоких, самых ловких... Эта книга называется «Книга рекордов Гиннеса». Составьте запись для этой книги, используя прилагательное в форме превосходной степени.

Игра «Составь пару»

- Я буду называть словосочетания «существительное + существительное», а вы должны преобразовать их в «прилагательное + существительное» и записать в тетрадь.

Например: паспорт папы - папин паспорт.

1) шинель деда

2) сарафан бабушки

3) дом дяди

4) платье сестры

5) рог оленя

- Определите разряды прилагательных, выделите суффиксы.

Индивидуальная работа по карточкам

К а р т о ч к а 1.

Сравните качественные и относительные прилагательные по следующим признакам:

- значение разряда;

- наличие краткой формы, примеры;

- возможность образования степеней сравнения, примеры;

- возможность употребления с наречием очень;

- наличие антонимов или синонимов.

К а р т о ч к а 2.

Сравните относительные и притяжательные прилагательные по следующим признакам:

- значение разряда;

- наличие краткой формы, примеры;

- возможность образования степеней сравнения, примеры;

- возможность употребления с наречием очень;

- наличие антонимов или синонимов.

Самостоятельная работа

- Сделайте разбор прилагательных.

I вариант:

Легкий3 ветерок чуть колышет зеленые2 поля пшеницы.

II вариант:

Лесной2 воздух чище, он увеличивает жизненную3 силу.

Работа с текстом

На доске написан текст. Учащимся предлагается списать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, поставить знаки препинания. Определить, в каких прилагательных не является приставкой, а в каких - частью корня.

ЛИСА И ЕЖ

Всем ты Еж х..рош(?) и пригож(?), да вот колюч(?)ки тебе не к лицу!

А что Лиса я с колюч(?)ками (не) кр..сивый, что ли?

Да не то чтобы (не) кр..сивый...

Может, я с колюч(?)ками (не) уклюжий?

Да не то чтобы (не) уклюжий...

Так какой же я такой с колюч(?)ками-то?

Да какой-то ты брат с ними (не) с(?)едобный.


Диктант

В поисках дороги

Быстрыми шагами взобрался я на холм и увидел неизвестные мне места. Я остановился в недоумении, оглянулся. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб. Я добрался до угла леса, но там не было дороги, невысокие кусты широко расстилались передо мной. Я пошел через кусты. Мне попалась неторная, заросшая тропинка. Ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю. Обогнул бугор и очутился в неглубокой лощине.

Примечание: выписать на доску слово тотчас.

Игра «Подбери пару»

- Замените одним словом следующие словосочетания, запишите эти слова.

1) щелкающий звук

2) старый человек небольшого роста

3) светящееся насекомое

4) нос поросенка

5) маленький пирог

6) уменьшительное название реки

7) маленькая бочка

8) детеныш медведя

Ответы: щелчок, старичок, сверчок, пятачок, пирожок, речонка, бочонок, медвежонок.

Лингвистическая задача

- Почему в слове старинный пишется НН?

- Сейчас я прочитаю шутливое стихотворение. Ваша задача - записать в тетрадь прилагательные на это правило.

Туман одно включает н,

Но если вечер был туманный,

В основе н и суффикс н,

И получается два н,

Запомним этот случай странный.

Осел ударил в барабан,

И звук раздался барабанный,

Из бани выскочил баран,

За ним вдогонку веник банный.

Проверка записанных прилагательных, морфемный разбор.


Диктант

Осенний туманный день

Лес стоит сонный, хмурый. В небе слышится журавлиный крик. Это журавли летят за синие моря в таинственные страны. За ними потянулись гусиные и утиные стаи. Улетели птицы.

В холодном лесу наступила таинственная тишина. Муравьиные дома накрыты ледяными куполами, которые блестят как стеклянные. Их выстроил утренний мороз, после того как ночной дождик омыл верхний слой муравейника.

Цифровой диктант

- Найдите в предложениях прилагательные с орфограммой, изученной на последних уроках. Напротив номера предложения поставьте Н или НН.

1) И котелки разные на кухне были, чугунные.

2) А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке.

3) «Лысы» - это лошадиные силы.

4) А стола обеденного нет как не было.

5) Теленок был шерстяной и мокренький.

6) Корова государственная. Значит, и теленок государственный.

7) - Да хоть клюквенную! - кричит папа.

8) Матроскин - кот по хозяйственной части.

9) - Я вам газету «Современный почтальон» принес.

10) У нас трактор особенный. Продуктовый.



Диктант

Каменный мост

В семнадцатом веке через Москву-реку построили Большой каменный мост. Мостовые опоры были из дикого камня и с западной стороны служили ледорезами. Там же работали водяные мукомольные мельницы. На мосту размещались каменные палаты и деревянные лавки.

Мост стал многолюдной торговой улицей, где любили гулять москвичи.

На месте старого каменного моста теперь высится гигантский металлический мост, но название у него сохранилось историческое - Большой каменный мост.

Примечание: на доске написано слово Москва-река, учитель также предупреждает о постановке тире в последнем предложении.

Творческий диктант

- Исправьте ошибки в предложениях, запишите. Подчеркните личные местоимения.

1. Сегодня вечером к мене должны прийти одноклассники.

2. Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей.

3. Я с отцом ездили на рыбалку.

4. Ты мне скажи откровенно. Сколько я еще смогу тебя ждать.

5. Он был любимцем с детства матери.

Лингвистическая задача.

- Прочитайте предложения

Некто шел по улице.

Никто не шел по улице.

Я увидел впереди нечто, похожее на здание.

Ничто не могло остановить меня.

- Расставьте ударения в словах.

- Проведите связь между подчеркнутыми буквами и ударением. Сформулируйте правило.


Лингвистическая задача

- Выполните упражнение под звездочкой на с. 181 и ответьте на вопрос: почему нет Н в местоимениях из следующих предложений:

1. За ее домом начиналось уже поле.

2. У его стола стояла книжная полка

Лингвистическая задача

- Замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными. Какие формы местоимений вы употребили?

Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:

«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:

Детям надо наполнять ихние желудки».

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упреки.

Детям все прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день».

И у нас во дворе слышал я однажды

Как ребята говорят: ихний, ейный, кажный,

Чтобы вы никогда не попали в лужу,

Их, его и ее говорить вам нужно.

Пели мы про поросят,

Намекали на ребят.

То, что можно поросятам,

Непростительно ребятам.

(А. Хайт.)

Индивидуальная работа по карточкам

Задание: исправьте ошибки, вставьте пропущенные знаки препинания, найдите притяжательные местоимения, укажите их род, число, падеж.

1. Вдруг настречу мой хароший

Мой любимый крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

Па алее прохадил.

2. И гаворит крокодил

Пожалуйте ваше виличество!

Кокоша поставь самавар!

И Тотоша зажги эликтричество.

3. Не баимся мы ево,

Великана тваего:

Мы зубами

Мы клыками мы копытами его.

4. Бабочька-красавица

Кушайте варенье!

Или вам не нравиться

Наше угащенье?

Диктант.

1. Хорошо того учить, кто слушает.

2. Кто много обещает, тот мало делает.

3. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

4. Какова яблонька - таковы и яблоки.

5. Чего сам не любишь - того людям не желай.


Цифровой диктант

Задача учащихся - вычленить отрицательные местоимения и поставить е/и напротив соответствующего номера предложения.

1. Никакого письма я не получал.

2. Этот человек не ищет ничьей дружбы.

3. Вернуть книгу было некому.

4. Нечем было написать записку.

5. В саду ничего не росло.

6. В огороде нечего было поливать.

7. Ничто не ранит так, как ранит стыд.

8. Даже лучший сокол никого не поймает, если не дать взлететь ему.

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

и

и

е

е

и

е

и

и



Диктант

Судьба белки

Белка лежала в ветвях старой ели в своем гнездышке. Вдруг она услышала в лесу странный шум. Раздавались чьи-то голоса, слышался какой-то гул. С треском упало дерево, а за ним еще несколько деревьев.

Белка выглянула из гнезда и посмотрела вниз. К ее дереву подошли два человека. В руках у них что-то блестело. Люди приложили к стволу блестящий предмет. Дерево задрожало, закачалось и стало падать.

А белка была уже далеко. Изо всех сил помчалась она в самую глушь леса. Где спрятаться? Начало смеркаться. Белочка приуныла, но вдруг заметила у лесной сторожки птичий домик. Никаких жильцов в нем не было. Лучшей квартиры искать нечего. Белочка свернулась в клубочек, укрылась пушистым хвостиком и уснула.

Задания:

1. Сделать синтаксический разбор предложения под знаком * (1-й вариант) и под знаком ** (2-й вариант).

2. Сделать морфологический разбор слов ним, несколько (1-й вариант), чьи-то, ее (2-й вариант).

3. Сделать фонетический разбор слова её.

Глагол

Игра «Редактор»

- Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Цифровой диктант

- Укажите, е или и нужно писать в окончаниях следующих глаголов, поставив нужную букву напротив соответствующего номера.

1) пишет

2) желает

3) держится

4) колет

5) слышит

6) спорит

7) стелет

8) хвалит

9) смотрит

10) ищет

Игра на внимательность. Учитель читает словосочетания. Задача учащихся - хлопнуть в ладоши, когда услышат переходный глагол.

Изложить рассказ, списать предложение, излагать мысли, подчеркнуть суффикс, сделать сложение цифр, прикасаться к печке, запереть квартиру, расстилать скатерть, коснуться вопроса, приложить старания, загораем на пляже, загорелась зарница, соберем друзей, располагать временем.

Творческий диктант.

- Помогите этим глаголам хоть на минуту стать повелителями.

(Учащиеся записывают только формы повелительного наклонения.)

Улыбаться, улыбнуться, решать, решить, убежать, убегать, расстелить, расстилать, прикрыть, прикрывать, класть, положить, встать, лечь, ложиться.

Творческий диктант.

Учитель диктует глаголы. Задача учащихся - образовать формы повелительного наклонения сначала единственного, потом множественного числа, записать их.

Приготовить, уничтожить, обеспечить, познакомить, оставить, насыпать, бросить, залезть, заверить.

Диктант.

1. Вышлите нужные мне книги заказной бандеролью.

2. Если вышлете в ближайшие дни, я получу их своевременно.

3. Вытрите пыль с письменного стола.

4. Когда вытрете, возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо.

5. Если дверь будет заперта, стукните в нее или окликните кого-нибудь из нас.

6. Как только вы стукнете или окликнете, вам откроют.

7. Умолкните хоть на минуту!

8. Пока не умолкнете, рассказывать не стану.

Лингвистическая задача.

- Соедините части пословиц. Раскройте скобки.

Новых друзей (наживать),

а платье снову.

Не (учить) безделью,

а гони овсом.

(Беречь) честь смолоду,

а старых не (терять).

Не (спешить) языком,

(бояться) стоять на месте.

Не (гнать) коня кнутом,

а (учить) рукоделью.

Не (бояться) идти медленно,

(торопиться) делом.


Диктант

Когда вы умолкнете и выберете несколько минут, чтобы выслушать мой рассказ, окликните меня, и я вам все объясню. Вы мне сами скажете, когда можно будет начать.

Так вот. Кто не заслушивался трелями жаворонка? Каждый когда-то в своей юности радостно выходил с первым лучом из дома, шел заросшей межой за село, любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы и видел, как сквозь сетку легких утренних облаков брезжат солнечные лучи, как колеблется от дыхания ветра стебелек. Широко стелется поле, колышется рожь, и эти просторы не измерить, не охватить взором

Синтаксическая разминка

Учащиеся записывают под диктовку предложение, не проставляя знаки препинания.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

- Карандашом поставьте вертикальные черты, отделяя части сложного предложения.

- Сделайте разбор каждой части по членам предложения.

- Найдите однородные члены предложения и поставьте между ними запятые, если для этого есть условия.


Фразеологическая разминка

- Что обозначают эти фразеологизмы: возьми себя в руки, не вешай носа, держи язык за зубами, потерял голову?

- Составьте с ними предложения.

- Укажите наклонения глаголов.

Работа с таблицей.

Заполните таблицу:

Неопределенная форма глагола

Изъявительное наклонение

Условное

наклонение

Повелительное наклонение

писать

пишите

писали бы

пишите

сеять

клеить

приготовить

веять

намазать

обнаружить

слушать


Игра «Фокусник».

- Превратите личные глаголы в безличные.

Личные глаголы

Безличные глаголы

Ветер дует в окно.

В окно сильно дует.

Гроза зажгла дерево.

Дождь льет как из ведра.

Липы сладко пахнут.

Ветер сломал осину.


Лингвистическая задача

- Среди приведенных ниже глаголов найдите такие, которые не употребляются в форме 1-го лица единственного числа.

вечереть

Расти

трясти

лечь

приходить

убедить

победить

смеркаться

целовать


Диктант

1. Пожар снежком не погасишь.

2. Куда бы ворона ни полетела, везде она будет хуже сокола.

3. На печи не храбрись, а на поле не трусь.

4. Тут дождя просят, а он идет, где косят.

5. Одна пчела много не натаскает.

6. Сколько бы собака ни лаяла, гора от этого не рухнет.

7. Не спеши языком, торопись делом.

8. Если бы петух не кукарекал, неужели не наступил бы рассвет?

9. Друг в беде узнается.

10. Опавшая хризантема не вернется на куст.

Задание: сделать морфологический разбор 5 глаголов.

Предупредительный диктант

1. Он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать.

2. Манилова проговорила, что он очень обрадовал их своим приездом.

3. Пришлось ему в поле ночевать.

4. Я приказывал лодке причалить к берегу и сам шел подкрадываться к осторожной птице.

5. Застучал дятел по елке, заклевал дрозд по рябине.

6. Тихон вылавливает их, складывает на берегу, а речушка несет все новые и новые поленья.


Лингвистические задачи

- Замените данные слова синонимичными глаголами с суффиксами -ова-, -ева-; -ыва-, -ива-:

болтать -

помогать -

веселиться -

- Замените сочетания близкими по значению глаголами прошедшего времени с суффиксами -ова-, -ева-; -ыва-, -ива-:

дал совет -

проводил беседу -

делал запись -

оказывал воздействие -

смотрел время от времени -

приводил цитаты -


Диктант

После долгого пути я обессилел, почувствовал недомогание, уже несколько ночей я недосыпал, а до места надо было добираться еще долго. Мне нездоровилось, и я решил отдохнуть.

Я расположился на берегу озера. Мне удалось кое-как постлать себе под бок сухого камыша и прилечь. И вдруг мне чудится, что я в родных местах лежу в душистом сене, мне дремлется, а надо мной щебечет, заливается жаворонок. Я опомнился. Что же это - бред? Этого еще недоставало! Я приоткрыл глаза и обозрел невеселую местность. Запаха сена как не бывало, но пенье жаворонка не прекращалось.

Мне все еще не верилось, что это был наш степной певун, но потом я мог в этом убедиться много раз, потому что еще долго пришлось пребывать у озера.

Примечание. Учитель говорит классу о постановке тире.


Итоговая контрольная работа

I. Разделы науки о языке.

- Соедините ячейки прямыми линиями так, чтобы название раздела науки о языке соответствовало его значению.


лексика

раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова


фразеология

раздел науки о языке, в котором изучаются слово как основная единица языка, а также его словарный состав


словообразование

раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению


синтаксис

раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово


морфология

раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов


фонетика

раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение


морфемика

раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи


офрография

раздел науки о языке, в котором изучается звук

II. Тест.

1. Укажите слова, в которых пропущена буква Е:

1) пр..ехать

2) пр..красный

3) пр..вокзальный

4) пр..открыть

5) пр..одолеть

6) пр..блудиться

А) 2, 4 Б) 2, 5 В) 3, 5

2. Укажите слова, в которых пропущены НН:

1) песча..ый

2) оловя..ый

3) безветре..ый

4) серебря..ый

5) суко..ый

6) гуси..ый

А) 2, 3, 5 Б) 2, 3, 4 В) 2, 4, 5

3. Укажите слова, в которых пропущена буква А:

1) заг..рать

2) отл..жить

3) к..сание

4) заг..р

5) з..ря

6) пол..гаться

7) прик..снуться

8) з..рька

А) 1, 3, 5, 6 Б) 3, 4, 5, 6 В) 1, 3, 4, 6

4. Укажите предложения, в которых НЕ пишется раздельно

1) Один в поле (не) воин.

2) (Не) рой другому яму.

3) Степа был (не) расторопен.

4) (Не) настье захватило путников на перевале.

5) Вести были далеко (не) радостные.

6) Впереди ждал (не) легкий путь.

А) 1, 2, 3 Б) 1, 2, 6 В) 1, 2, 5

5. Укажите слова, в которых пропущена буква О:

1) плюш..вый

2) медвеж..нок

3) пятач..к

4) топорищ..м

5) ситц..вый

6) танц..вщица

А) 2, 3, 8 Б) 3, 5, 8 В) 2, 3, 5

6. Укажите слова, в которых пропущена буква И:

1) н..чего не видно

2) н..кого спросить

3) н..кто не встретился

4) н..когда не забуду

5) н..когда читать

6) н..чего сказать

А) 1, 2, 3 Б) 1, 4, 5 В) 1, 3, 4

III. Грамматический разбор.

1. Спишите. Вставьте пропущенные орфограммы.

Ш..пот к ш..роху сп..шит.

Ш..пот (по) лесу шуршит.

У пч..лы-портних.. шмель

Ш..ет х..рошую ш..нель.

Он вернет?ся (к) этой ел..

В новой ш..лковой ш..нел.. (В. Суслов.)

2. Разберите морфологически слова: к ел.., сп..шит, х..рошую (ш..нель), он.

3. Разберите фонетически слова: шмель, ш..ет.

4. Составьте и запишите слова по схемам:

Другие метод. материалы по русскому языку на тему Контрольно-измерительные материалы 6 класс


Диктант

Заплатка

У Бобки были прекрасные брюки темно-защитного цвета. Бобка очень гордился необыкновенными брюками, в них он воображал себя настоящим солдатом.

Однажды полез он на деревянный забор, зацепился за гвоздь и порвал брюки. Прибежал домой и стал просить маму зашить их. А мама рассердилась и сказал, что зашивать Бобке ничего не будет.

Бобка попросил иголку, нитки и лоскуток зеленой ткани. Из материи вырезал заплатку величиной с небольшой огурец, расправил ее, обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и начал пришивать ее к брюкам.

Он долго возился, презабавно пыхтел, зато на заплатку любо было посмотреть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отдиралась и зубами.

На улице Бобка вертелся во все стороны, чтобы ребята видели, как он зашил брюки.

(По Н. Носову.)




© 2010-2022