Конспект урока по русскому языку на тему Способы образования имен прилагательных. НЕ с именами прилагательными, существительными и наречиями на -O и (-Е)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема. Способы образования имен прилагательных. НЕ с име-

нами прилагательными, существительными и наречиями

на - о (- е).
Цель: повторить способы образования слов, ознакомить учащих-

ся со способами образования имен прилагательных; повто-

рить правописание не с именами существительными, при-

лагательными и наречиями на - о(- е); совершенствовать
умения учащихся применять изученное правило на практи-

ке.

Оборудование: учебник, таблица, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока



  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

    1. Проверка домашнего задания.

    2. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Заменить полные качественные имена прилагательные краткими.

Воздух прозрачный и свежий; жгучий змеиный яд; пахучий цветок; смирный конь;

прекрасный голос; удачный ответ; горячий ветер пустыни; могучий зверь.

Карточка № 2

Выписать прилагательные в сравнительной и превосходной степени, выделить
суффиксы.

На Севере вырабатывали тончайшие полотна и кружева. Мой друг был талантли-

вее и удачливее меня. Байкал - глубочайшее озеро в мире. Лошадь дедушки выручи-

ла его из величайшей беды. Старейшие русские породы коней - гордость донских

казаков.

  1. Словарный диктант.

Определить разряд прилагательных.

В студеную зимнюю пору, в дремучем лесу, при хорошей погоде, при легком

свежем ветерке, жгучим солнцем, при вечерней заре, на волчьей тропе, искусный

мастер, серьезная профессия, серебряный иней.


  1. Работа над темой урока

    1. Беседа с классом.

- Какие способы словообразования в русском языке вам известны?

- Какими способами чаще всего образуются имена существитель-

ные?

- Попробуйте предположить, какими способами могут образовы-

ваться имена прилагательные?

  1. Разноуровневые задания.

Для группы сильных учащихся

  1. Прочитайте параграф. Сопоставьте способы образования имен существительных и прилагательных в русском языке. Составь-

те таблицу «Способы образования имен существительных и прилагательных». Назовите способы образования, которые можно считать самыми распространенными для каждой части речи.

  1. Определите способы образования данных слов: безоблачный,

сельскохозяйственный, осенний, безводный.

Для группы средних учащихся

  1. Прочитайте параграф. Составьте план ответа. Иллюстрируйте свой ответ примерами.

  2. Образуйте имена прилагательные, обозначьте их состав:

- при помощи приставок (мятежный, водный, грамотный);

-при помощи суффиксов ( машина, осень, журавль);

- при помощи приставок и суффиксов ( море - за-, - ск- ;

размер - без-, -н- ; шефы - под-, -н-);

- сложением основ (русский и украинский, черные брови, лес

и пилить). Учащимся можно предложить подбирать примеры самостоятельно.

Для группы слабых учащихся

  1. Прочитайте параграф, перескажите его. Иллюстрируйте свой ответ примерами.

  2. Назовите, каким способом образованы слова:

- с помощью приставок.Обозначьте их(предобрый, презабав-

ный, безводный);

- с помощью суффиксов. Обозначьте их ( осенний, матрос-

ский, талантливый)

- с помощью приставок и суффиксов. Обозначьте приставки и суффиксы ( сотрудник, приморский, прибрежный);

- из двух основ. Обозначьте их ( железнодорожный, плодово-

ягодный, угледобывающий).


  1. Работа по учебнику.

Упражнение 180.

- Какие общие с правописанием имен существительных моменты вы можете отметить?

- Что кажется вам новым?

IV. Закрепление изученного материала

1. Разноуровневые задания.

Для группы сильных учащихся

  1. Сгруппируйте слова соответственно правилам: (не) приятель,

(не) нависть, (не) воля, (не) брежный, (не)правда, (не)взрач-

ный, (не)ряшливо.

  1. Подберите к словам синонимы и запишите их.

  2. Составьте два предложения с предлагаемыми словами.

Для группы средних учащихся

  1. Выпишите из упражнения имена существительные с не , к

которым можно подобрать синонимы.

  1. Составьте предложение с любым словом.

Для группы слабых учащихся

  1. Выпишите из упражнения имена существительные, которые не употребляются без не.

  2. Составьте предложение с любым словом.

2. Работа с учебником.

Упражнение 181( выписать только прилагательные с не, объяс-

нить правописание).

3. Работа у доски.

Задание: записать предложения, определить, в чем сложность

орфографии.

Речка была не глубокая, а мелкая. Речка была неглубокая, а

быстрая.

Все в тающей дымке: холмы, перелески. Здесь краски неярки

и звуки нерезки. ( Н. Рыленков)

4. Диктант-миниатюра.

Из густой травы вылетела небольшая рыжеватая птица. Она по-

ходила на цыпленка, такая была нескладная. Полетела над самым

лугом, ноги повисли вниз и болтались, словно она забыла их подо-

брать. Весь вид этой невзрачной забавной птицы был на редкость

смешной и нелепый. Дедушка сказал: «Зовут эту птицу корос-

тель».

V. Итоги урока

VI. Домашнее задание

Учебник, параграф 24, упражнение 181( выписать оставшиеся

словосочетания), упражнение 182.


© 2010-2022