- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока. Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы
Конспект урока. Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шмелева Е.А. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока. русский язык. 6 класс.
Тема: Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.
Тип урока: урок закрепления знаний
Вид урока: Урок - практикум.
Образовательная технология: личностно - ориентированная с использованием компьютерных технологий.
Цели урока: 1) углубить представление учащихся об особенностях словоизменения имён существительных и тренировать умение правильно образовывать формы числа и падежные формы слов этой части речи; 2) тренировать умение использовать несклоняемые имена существительные в составе словосочетаний прил. + сущ.; 3) совершенствовать умение проводить лексический анализ существительных с помощью толкового словаря с целью их правильного использования в собственной речи; 4) воспитывать бережное отношение к слову, пробудить интерес к самостоятельным лингвистическим исследованиям; 5) совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи;
Задачи: 1) систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка; 2) продолжить развивать навыки правильного произношения и написания имен существительных, развитие орфографической зоркости; 3) воспитывать познавательную активность
Ход урока
1. Организация класса к уроку. Сообщение темы и цели.
Работа над эпиграфом и высказыванием.
« Существительное - дирижёр грамматического оркестра» В. Ветвицкий (слайд 1)
- Ребята, как вы понимаете это высказывание?
Слово учителя. Учёные установили, что имя существительное - самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке - имена существительные.
Послушайте несколько строк из стихотворения А.Фета, которое состоит почти из одних имён существительных. Л. Толстой писал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».( слайд 2)
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
-Ребята,какую картину вы представили? (Тишина. Лунная ночь. Слышится пение соловья).
-Посчитайте, сколько существительных в этом стихотворении?(14)
-А сколько всего слов? (22)
-Чем примечательно это стихотворение? (Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имён существительных).
- Почему в этом стихотворении так много существительных? Что рисует автор ? (картины)
- Сделаем вывод ( помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д.)
- Какие цели мы поставим на этом уроке?
2. Наблюдение над языковым материалом. Фронтальный опрос.
-Что такое имя существительное?
-На какие группы делятся существительные?
-Какие грамматические признаки существительного есть?
-Какие существительные относятся к общему роду?
3. Орфоэпическая разминка ( слайд 3)
Какой раздел науки о русском языке называют орфоэпией? Давайте вспомним слова, при произношении которых могут возникнуть подобные трудности:
тостер, дельфин, депо, миксер, сканер, принтер, пантера, прачечная, яичница, горчичник, прочность;
4. Работа с учебником по актуализации знаний.
упр228 (слайд 4)
-расставьте правильно ударение, проверка по цепочке, начиная с 1 ряда
-Что получится, если изменить место ударения в словах второго столбика? Как называются такие слова? (Омографы).
-Тема нашего сегодняшнего урока - Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы. (слайд 5)
-Давайте уточним, что означает в лингвистическом плане слово «нормы». Если кто-то из вас забыл, вы можете подсмотреть это в толковом словарике. Как вы понимаете словосочетание грамматические нормы? (Образец словоизменения существительных, общие правила для изменения сущ. по падежам и числам).
-Да, однако есть существительные, которые не изменяются. У них даже окончания нет. Прослушайте стихотворение-шутку и определите, какие это слова:
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит - бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать.
- Какие это слова? (кенгуру, такси,кино и др).
-Как называются такие слова? (Несклоняемые имена существительные).
- Как с помощью текста мы с можем определить их род? Давайте попросим подсказки у нашего учебника. Посмотрим, какое задание нам предлагает упражнение 230. Не забудьте при выполнении упражнения обратиться к материалам третьей части учебника. (слайд 6)
Слова бюро, депо, жюри, такси, интервью, кафе, метро, пальто, пианино, радио, такси, кофе, тире, шоссе проецируются на интерактивную доску и проговариваются сначала учителем, затем - всем классом, затем отдельными учениками.
- Какое из слов является лингвистическим термином? (тире). Вспомните правило об употреблении тире в предложениях
- А теперь проверьте правильность своих ответов (слайд 7)
Мы познакомились с правилом согласования неизменяемых существительных с прилагательными, вспомнили пунктуационное правило.
5. Синтаксическая пятиминутка. самостоятельная работа по парам
-Составить в паре предложения с тире
1 ряд - Между подлежащим и сказуемым
2 ряд- В предложениях с обобщающими словами при однородных членах
3 ряд- В предложениях с прямой речью.
Проверка составленных предложений
6. Работа с учебником по актуализации знаний.
упр. 233 Читаем задание. Записываем слова в две колонки, как предложено в упражнении. Проверяем себя по словарю «Говорите правильно».
После самостоятельной работы детей - самопроверка учащихся (слайд 8)
-Давайте прочитаем эти слова с числительными, выполнив задание 3.
7. Повторение. Словарный диктант.
Вставьте пропущенные буквы (слайд 9)
1 группа (1 вариант)
Хвост..к, песоч..к, на бумаг.., груз..ик, р..стение, (не)друг, (не)правда, а лож..,
пул..мёт, ш..пот, на площад..,ц..пленок.
2 группа (2 вариант)
Без..нтересный, из-за туч.., нога в стрем..н.., отр..сль, огонеч..к, (не)серьёзность, (не)былица, перевоз...ик, на лезви.., ш..рох, ц..ганёнок.
8 Итоги урока. Рефлексия
Письмо шестиклассника актеру Е. Евстигнееву (слайд 10)
Известному актеру МХАТа Евстигнееву показали письмо шестиклассника: « Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаньяна как Мехаил Баярский»
Евстигнеева спросили:
- Как вы думаете, он сможет стать артистом?
- На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.
Он берет ручку и пишет всего одно слово:
- НИКАДА!
-Почему так ответил Евстигнеев?
Подведение итогов урока
- Что о существительном нам удалось вспомнить?
-Что повторили на уроке? Какие правила?
- Что нового узнали?
Оценивание
Домашнее задание (слайд 11) упр 240, п.24