Конспект урока. Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы

Тема: Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы. Тип урока: урок закрепления знаний Вид урока: Урок - практикум. Образовательная технология: личностно – ориентированная с использованием компьютерных технологий. Цели урока: 1) углубить представление учащихся об особенностях словоизменения имён существительных и тренировать умение правильно образовывать формы числа и падежные формы слов этой части речи; 2) тренировать умение использовать несклоняемые имена с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока. русский язык. 6 класс.

Тема: Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.

Тип урока: урок закрепления знаний

Вид урока: Урок - практикум.

Образовательная технология: личностно - ориентированная с использованием компьютерных технологий.

Цели урока: 1) углубить представление учащихся об особенностях словоизменения имён существительных и тренировать умение правильно образовывать формы числа и падежные формы слов этой части речи; 2) тренировать умение использовать несклоняемые имена существительные в составе словосочетаний прил. + сущ.; 3) совершенствовать умение проводить лексический анализ существительных с помощью толкового словаря с целью их правильного использования в собственной речи; 4) воспитывать бережное отношение к слову, пробудить интерес к самостоятельным лингвистическим исследованиям; 5) совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи;

Задачи: 1) систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка; 2) продолжить развивать навыки правильного произношения и написания имен существительных, развитие орфографической зоркости; 3) воспитывать познавательную активность

Ход урока

1. Организация класса к уроку. Сообщение темы и цели.

Работа над эпиграфом и высказыванием.

« Существительное - дирижёр грамматического оркестра» В. Ветвицкий (слайд 1) Конспект урока. Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.

- Ребята, как вы понимаете это высказывание?

Слово учителя. Учёные установили, что имя существительное - самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке - имена существительные.

Послушайте несколько строк из стихотворения А.Фета, которое состоит почти из одних имён существительных. Л. Толстой писал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».( слайд 2) Конспект урока. Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

-Ребята,какую картину вы представили? (Тишина. Лунная ночь. Слышится пение соловья).

-Посчитайте, сколько существительных в этом стихотворении?(14)

-А сколько всего слов? (22)

-Чем примечательно это стихотворение? (Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имён существительных).

- Почему в этом стихотворении так много существительных? Что рисует автор ? (картины)

- Сделаем вывод ( помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д.)

- Какие цели мы поставим на этом уроке?

2. Наблюдение над языковым материалом. Фронтальный опрос.

-Что такое имя существительное?

-На какие группы делятся существительные?

-Какие грамматические признаки существительного есть?

-Какие существительные относятся к общему роду?

3. Орфоэпическая разминка ( слайд 3) Конспект урока. Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.

Какой раздел науки о русском языке называют орфоэпией? Давайте вспомним слова, при произношении которых могут возникнуть подобные трудности:

тостер, дельфин, депо, миксер, сканер, принтер, пантера, прачечная, яичница, горчичник, прочность;

4. Работа с учебником по актуализации знаний.

упр228 (слайд 4) Конспект урока. Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.

-расставьте правильно ударение, проверка по цепочке, начиная с 1 ряда

-Что получится, если изменить место ударения в словах второго столбика? Как называются такие слова? (Омографы).

-Тема нашего сегодняшнего урока - Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы. (слайд 5) Конспект урока. Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.

-Давайте уточним, что означает в лингвистическом плане слово «нормы». Если кто-то из вас забыл, вы можете подсмотреть это в толковом словарике. Как вы понимаете словосочетание грамматические нормы? (Образец словоизменения существительных, общие правила для изменения сущ. по падежам и числам).

-Да, однако есть существительные, которые не изменяются. У них даже окончания нет. Прослушайте стихотворение-шутку и определите, какие это слова:

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит - бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино.

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать -

Будут польта выдавать.

- Какие это слова? (кенгуру, такси,кино и др).

-Как называются такие слова? (Несклоняемые имена существительные).

- Как с помощью текста мы с можем определить их род? Давайте попросим подсказки у нашего учебника. Посмотрим, какое задание нам предлагает упражнение 230. Не забудьте при выполнении упражнения обратиться к материалам третьей части учебника. (слайд 6) Конспект урока. Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.

Слова бюро, депо, жюри, такси, интервью, кафе, метро, пальто, пианино, радио, такси, кофе, тире, шоссе проецируются на интерактивную доску и проговариваются сначала учителем, затем - всем классом, затем отдельными учениками.

- Какое из слов является лингвистическим термином? (тире). Вспомните правило об употреблении тире в предложениях

- А теперь проверьте правильность своих ответов (слайд 7) Конспект урока. Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.

Мы познакомились с правилом согласования неизменяемых существительных с прилагательными, вспомнили пунктуационное правило.

5. Синтаксическая пятиминутка. самостоятельная работа по парам

-Составить в паре предложения с тире

1 ряд - Между подлежащим и сказуемым

2 ряд- В предложениях с обобщающими словами при однородных членах

3 ряд- В предложениях с прямой речью.

Проверка составленных предложений

6. Работа с учебником по актуализации знаний.

упр. 233 Читаем задание. Записываем слова в две колонки, как предложено в упражнении. Проверяем себя по словарю «Говорите правильно».

После самостоятельной работы детей - самопроверка учащихся (слайд 8) Конспект урока. Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.

-Давайте прочитаем эти слова с числительными, выполнив задание 3.

7. Повторение. Словарный диктант.

Вставьте пропущенные буквы (слайд 9) Конспект урока. Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.

1 группа (1 вариант)

Хвост..к, песоч..к, на бумаг.., груз..ик, р..стение, (не)друг, (не)правда, а лож..,

пул..мёт, ш..пот, на площад..,ц..пленок.

2 группа (2 вариант)

Без..нтересный, из-за туч.., нога в стрем..н.., отр..сль, огонеч..к, (не)серьёзность, (не)былица, перевоз...ик, на лезви.., ш..рох, ц..ганёнок.

8 Итоги урока. Рефлексия

Письмо шестиклассника актеру Е. Евстигнееву (слайд 10) Конспект урока. Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.

Известному актеру МХАТа Евстигнееву показали письмо шестиклассника: « Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаньяна как Мехаил Баярский»

Евстигнеева спросили:

- Как вы думаете, он сможет стать артистом?

- На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.

Он берет ручку и пишет всего одно слово:

- НИКАДА!

-Почему так ответил Евстигнеев?

Подведение итогов урока

- Что о существительном нам удалось вспомнить?

-Что повторили на уроке? Какие правила?

- Что нового узнали?

Оценивание

Домашнее задание (слайд 11) упр 240, п.24 Конспект урока. Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.



© 2010-2022