Разработка урока на тему: «Текст -повествование с элементами описания»

"Описание материала: Умение строить связный текст – одно из требований программы по развитию речи. Работа в этом направлении продолжается и в 5 классе. Обучающиеся знают о типах текстов, поэтому следующий этап обучения - научить их соединять различные типы текстов в одном целом, исходя из целей текста. На уроке развития речи в 5 классе по теме «Текст – повествование с элементами описания» школьники не только повторят характеристики каждого типа текста, но и получат опыт наблюдения за текстом по...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЯ-5- Урок

Тема: РР. Текст - повествование с элементами описания.

Цель: организовать деятельность по повторению сведений о типах текстов, наблюдению за строением текста - повествования с элементами описания и подготовке к сочинению по теме, показать, что описание в повествовательном тексте иногда обязательно - этого требует раскрытие смысла; создать условия для развития навыка создания текста - повествования с элементами описания; воздействовать на формирование наблюдательности, фантазии.

  1. Оргмомент. Приветствие

1) Организация внимания: Ребята. Что вы видите на доске? (слова с название типов текстов)

-предположите тему урока.

2) Мозговой штурм: повторение типов текста. Найдите «портрет» каждого типа текста: работа в группе.

Описание

Отвечает на вопрос что произошло, представляет собой последовательность событий, можно нарисовать много картинок к тексту.

Повествование

Отвечает на вопрос Почему? Представляет собой объяснение связей и причин явлений, нельзя нарисовать ни одной картинки к тексту.

рассуждение

Отвечает на вопрос какой, содержит перечень признаков предмета, можно нарисовать только одну картинку к тексту.

- Скорректируйте записи на доске.

- Проверьте себя. Оцените работу знаком плюс, если выполнили верно, или знаком -

1) Определение типов текстов: - работа в группах группы

На рассвете неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула сухая ветка. Послышался шорох. Шагах в двух от меня пробежал круглый, встопорщенный ежик.

2) Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо.

3) Наверное, многие хотят иметь собаку. Но могут далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют условия. Собака- это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться.

2) Представьте ответ, построив предложение по схеме: Содержание текста отвечает на вопрос……, содержит (или представляет) ……., к нему можно (нельзя) нарисовать ………, значит это текст ……

= Оцените ответы знаком плюс или минус.

2. Формирование новых знаний.

1) Слово учителя. В чистом виде ни один из типов речи не встречается. Поэтому сегодня мы понаблюдаем, как соединяются повествование и описание в тексте, за ролью описания в тексте повествовательного типа, подготовимся к созданию текста такого типа самостоятельно.

2) Работа с текстом: Игра в «охотников».

- На столах у вас отрывок из рассказа Георгия Алексеевича Скребицкого «От первых проталин до первой грозы». Прочитайте в группах. Чтение в группах (по предложению).

На следующее утро мы с Серёжей встали пораньше, напились поскорее чаю и побежали гулять с Джеком. Пес весело бегал в высокой густой траве, между кустами, вилял хвостом, ласкался к нам.

Набегавшись, решили мы идти играть в «охотников». Джек тоже отправился с нами. Мы сделали из обруча от бочки два лука, выстрогали стрелы и пошли на «охоту».

Посреди сада виднелся небольшой пенёк. Первый стрельнул в него Серёжа. Стрела ударилась о пенёк, отскочила и упала в траву. В тот же миг Джек подбежал к стреле, схватил её зубами и, виляя хвостом, принёс и подал её нам.

С тех пор Джек каждый день принимал участие в нашей стрельбе и подавал нам стрелы.

-Все ли вам понятно в тексте?

- Предположите, какие события могли предшествовать события утра? -30 секунд. Слушание.

- Предварительное сообщение - введение в ситуацию: Ребятам подарили собаку, но был уже вечер и поиграть со щенком им не удалось. Они с нетерпением ожидали следующего дня.

-Определите тип текста (повествование, т.к. рисуется последовательная картина действий, сменяющих друг друга, последовательность передается при помощи глаголов в форме прошедшего времени совершенного вида)

- Почему обращается именно к повествованию? - оцените

5.Работа по тексту. Уточнение темы текста:

-о чем говорится в тексте (об игре в охотников)

-что необычного, забавного в игре? Как распределились роли?

-как дети готовились к игре?

- Тема нашего урока - описание в тексте-повествовании. Найдите в тексте описательное предложение (Пес весело бегал….-даны признаки действий - весело - бегал - и признаки предмета - в высокой густой траве)

-С какой целью введено описание? (показать настроение героев, игривый характер щенка)- первый описательный элемент.

- Понятно ли вам, почему дети стали стрелять в пенёк?

-Как вы думаете, почему, охотясь, дети стали стрелять в пенёк?

-Какой же части текста здесь не хватает? (описания пенька)

-В каком месте текста напрашивается описание? Почему оно должно здесь быть? (Оно намечено одной фразой: Посреди сада виднелся небольшой пенёк - но само описание отсутствует).

-Как вы думаете, будет ли достаточным одного указания: он похож на… Почему?

-Наша задача воссоздать его.

-Подумайте и опишите этот пенек - зверек. Попробуйте угадать мысль автора - группа

5. Создание элементов описательного плана - творческая работа. Представление.

6.А теперь сверим с авторским текстом. Прочитаем весь текст - чтение по предложениям. («Издали он был похож на зайца. По бокам у него торчали два сучка, будто уши»)

-Понятно ли теперь, почему дети стали стрелять в пенёк? Чье описание понравилось больше? Оцените свою работу.

Итог: Следовательно, с какой целью вводится описание в текст повествовательного типа? (помогает понять мысль автора, иногда описание в тексте повествовательного характера становится необходимым - этого требует его смысл, содержание).

Дома вам предстоит создать текст повествовательного типа с элементами описания, подготовиться к сочинению повествованию с элементами описания (можно по картине - цветная вклейка - Астана). Имеете представление о том, как это сделать? - запись дз.

7. Итог. Что узнали? Повторили? Научились?

8. Выставьте оценки членам своей группы и группе в целом (таблички с оценками)



© 2010-2022