Урок литературы в 11 классе Невероятная явь войны (по повести К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой»)

   Урок литературы в 11 классе "Невероятная явь войны" (по повести К.Д.Воробьёва "Убиты под Москвой". Цель: подготовить учащихся к восприятию произведений К.Д.Воробьёва, вызвать интерес к его творчеству; развивать мыслительные способности учащихся, навыки самостоятельной работы с литературой; воспитывать чувство непримиримости к проявлению насилия, воспитывать в обучающихся патриотизм, чувство гордости за свой народ. Учить чувствовать себя Гражданином своей Родины. Оборудование: портрет, выставк...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 11 классе

Невероятная явь войны

(по повести К.Д.Воробьева «Убиты под Москвой»)

Цель: подготовить учащихся к восприятию произведений К. Воробьева,

вызвать интерес к его творчеству; развивать мыслительные способности

учащихся, навыки самостоятельной работы с литературой; воспитать чувство непримиримости к проявлению насилия, воспитать в человеке Гражданина.

Оборудование: портрет, выставка книг о войне, тексты, мультимедийный

проектор, песни военных лет, видеокадры, эпиграф к уроку:

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Д. Самойлов.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке мы с вами говорили о поэзии военных лет. Но тема войны отражается не только в поэзии, но и в прозе. Война и гуманизм, святая ненависть к врагу и сострадание, элементарная человеческая жалость.… В современной русской литературе достаточно произведений, в которых решается проблема нравственного выбора: например, проза Константина Воробьева, Василя Быкова, Виктора Астафьева, В. Кондратьева и др. Сегодня для обсуждения мы взяли прозу К. Воробьева.

(объявляется тема и эпиграф) (на экране)

Художественные и человеческие вершины, которых достиг Л.Н.Толстой в изображении войны, близки и современному писателю К. Воробьеву. Он также показывает страшную сторону войны.

(слайд 2.) Война - жесточе нету слова,

Война - печальней нету слова,

Война - святее нету слова.

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет…

А. Твардовский

Подлинный героизм и патриотизм проявляются в будничном, обыденном, в скромности простого солдата, отмахивающего от госпиталя, говоря, что оторванное снарядом ухо «само просохнет». Как бы вслед за Л.Н.Толстым, К. Воробьев показывает, что чудес не бывает, на войне в человеке проявляется то, что он накопил себе в мирной жизни. Герой многих произведений К. Воробьева - его ровесник, наделенный автобиографическими чертами.

Обнаженная правда писателя, попавшего в декабре 1941 года под Клином в плен контуженным, открывает народную трагедию 1941 года. По словам жены Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Чтоб сказать об том, чему был свидетелем, нужен, казалось, какой-то сверхчеловеческий язык, и К. Воробьев находит такие слова, которые показывают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны.

(слайд 3) «Если писатель лжет перед своей совестью и желает видеть горе и беды народа, трагедию его называют исторической неизбежностью - он ничто, какими бы наградами не ублажало бы его правительство. Придет время, и для всех это станет очевидным и понятным. Тогда, кроме позора, такого писателя ничего не ждет. Я не знаю, будут ли меня читать потом, но я знаю, что на мою могилу никто не плюнет» К. Воробьев.)

Вспомним биографию К. Воробьева. (Сообщение уч-ся о биографии К. Воробьева) (Слайд 4 - портрет)

Константин Дмитриевич Воробьев (1919 - 1975) родился в деревне Нижний Реутец Курской области в крестьянской семье. В 1935 году, когда будущему писателю было 16 лет, он написал стихи на смерть Куйбышева и послал их в редакцию районной газеты. В стихотворении были такие строки: «Ты не один, в аду с тобою и Сталин будет в краткий срок». После такой публикации юному корреспонденту грозила серьезная опасность, и ему посоветовали уехать из Курска.

Воробьев попал в Москву. Сначала устроился на работу, потом был зачислен в роту кремлевских курсантов (помог ему в этом его рост - 1 м 83 см)

Началась война, и в октябре 1941 года лейтенант Воробьев ушел на фронт, который к тому времени приблизился к Москве. Продвигаясь к передовой, рота Воробьева, вооруженная винтовками образца 1893 года и бутылками с зажигательной смесью, встретилась с подразделением войск НКВД. Почти вся рота Воробьева была уничтожена в первом же бою, а оставшиеся в живых разбрелись по окрестным лесам. Большинство попало в плен. Среди них был и К. Воробьев.

События эти происходили под Клином. Бои под Москвой, ранение, плен, голод, тиф, множество попыток бежать, побег, партизанская война в тылу у немцев, в Литве, соединение со своими, сталинский лагерь - всё это пережито Воробьевым, а затем воплотилось в его литературном творчестве.

Скончался Константин Воробьев в Вильнюсе в 1975 году. Сейчас прах его возвращен на родину, в Курск.

(слайд 5 - о премии Солженицына)

- Какие произведения Воробьева вам известны?

(«Это мы, господи!», «Убиты под Москвой», «Крик», «Генка, брат мой»)

- Каково ваше читательское впечатление от повести «Убиты под Москвой»?

В 1961 году Константин Воробьев написал повесть «Убиты под Москвой». Напечатана она в журнале «Новый мир». Официальные круги были недовольны этой публикацией, что сразу сказалось на критических отзывах на книгу. Имя Воробьева перестало упоминаться в печати. Но писатели-фронтовики Кондратьев, Астафьев, Е.Носов высоко оценили эту повесть».

- Вспомним сюжет повести. Началась война. (слайд 6 - «Вставай, страна огромная»). Где и как происходят события в повести?

(Слайд 7 - война). В основе сюжета повести - один военный эпизод; события происходят в самом начале войны , поздней осенью 1941 года, под Москвой. Это время, когда немцы стремительно наступают, а советская армия отступает, и в направлении от западных границ СССР к центру России иногда целые дивизии или полки, иногда роты или взводы попадают в окружение.

(слайд 8, 9 - просмотр докум. кадров военных лет)

- Что вы можете сказать об участниках этих событий? Кто они, эти герои?

В повести Воробьева на «подмосковных полях» оказывается учебная рота кремлевских курсантов. Двести сорок красивых и здоровых молодых людей, специально отобранных для службы в Кремле. Все они одного роста - 183 см. На вооружении у них были самозарядные винтовки и бутылки с бензином. Они богатыри, и внешне и внутренне похожи на былинных героев. Наверное, именно это почувствовал в них «маленький измученный подполковник» Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать.

Кому подражают курсанты, кто является для них кумиром и идеалом?

Это капитан Рюмин: он воплотил в себе достоинство и честь настоящего офицера. подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок. Радуясь своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели, главный герой повести Алексей Ястребов думает о себе» «Как наш капитан». Все оттенки голоса капитана сохраняет лейтенант Ястребов, отдавая приказы. Рюмину он во всем верит и без слов его понимает. В ночном бою в селе, когда должно было произойти что-то страшное, Алексей хотел одного - видеть Рюмина, быть рядом с ним.

-Что происходит с курсантами на фронте? (Они попадают в окружение)- Что предпринимает капитан Рюмин?

Он принял решение, что курсанты не должны знать об окружении, потому что они должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении. Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибли, даже не увидев боя. Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта, как и своя, вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины - смертью или победой». Решение, действие, поступки капитана Рюмина воспитывают в курсантах мужество, достоинство, стойкость. Ему было важно, чтобы кремлевцы сохранили в себе всё человеческое.

- Что произошло с Рюминым?

Поняв трагичность положения, Рюмин кончил жизнь самоубийством. Перед смертью он произнес: «За это нас нельзя простить ни когда!»

-Как он умирает? Кто был в момент смерти с ним? (с. 18)

-Какие перемены произошли в Алексее после смерти Рюмина? Как

раскрывается в этом отрывке внутреннее состояние Алексея? Прочитайте этот отрывок в тексте.

- Как показывает автор психологию Алексея?

Все поступки героя тонко обоснованы психологически. И первый неудачный приказ молодого командира обстрелять разведчиков противника; и то. Как он отдает приказы - волнуясь; и то, что во время обстрела ему страшно отпустить от себя человека более опытного - политрука Анисимова. В течение пяти суток разворачивается действие повести. За это время Алексей учится принимать решения и брать на себя ответственность. За такое короткое время её действия сознание героя меняется.

- И всё же, многое, очевидное для капитана Рюмина, для него так и останется неясным. Курсанты не обеспечены в полной мере боеприпасами, их не прикрывает артиллерия. Их жизни мог спасти своевременно выполненный приказ отступать, но такой приказ передан из штаба не по форме: устно, через связного, его передал неизвестный Рюмину майор. Эта халатность предрешает исход: приказ следует перепроверить. В результате он не выполняется своевременно - курсанты окружены и гибнут. Это первая причина гибели роты.

Рюмин слепо верит в то, что всё произойдет так, как он предполагает. Он ведет свою роту в бой впервые, прямо с учебных занятий. Как подсказывает ему теоретическое знание, враг может прийти только с запада, а тот приходит с востока. Слепая вера, расчет, основанный на сугубо теоретических представлениях, становятся порой причиной гибели роты. Поэтому он чувствует свою вину и кончает собой.

(слайд 10 - песня «На войне как на войне» и рисунок)

-Немного отдохнули, а теперь работаем дальше. Что же было главным, что

Алексей Ястребов увидел на фронте? (смерть) Чью смерть? Как автор изображает бой с танками? Перескажите этот эпизод.

Вывод. Алексей на пределе сил вступает в единоборство с фашистскими танками и побеждает, и идет, постепенно забирая на восток. Что он чувствует при этом? (1 вариант повести)

- Каким был путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти?

Герои повести так молоды! Так неистребима в них жажда жизни, так жгуче желание жить! И так понятно это чувство заброшенности, охватившее Алексея в окостеневшем безмолвии ночного леса и благодарность кому-то за то, что он не один тут, и его желание «может это тоже пройдет. Как-нибудь пройдет и кончится» в минуты слабости. Это путь к победе над собой, к освобождению от страха перед собственной смертью. Она после гибели капитана Рюмина предстала перед лейтенантом Ястребовым как «дальняя и безличная ему родня»

-Алексей начинает внимательнее всматриваться в людей, задумываться о поступках бойцов и своих в том числе. О чем он думает, когда оказывается с одним курсантом в воронке?

-Как вы думаете, почему Алексей одерживает победу?

Он одерживает победу потому, что в трагическом и жестоком мире, где «хозяин всему теперь война», сохранил достоинство и человечность, кровную, неразрывную связь с детством, с Родиной.

-Как вы думаете, почему в поле зрения автора попадают именно кремлевские курсанты?

В основе повести - оборона и сражение за Москву. Воробьев и сам участвовал в описываемых событиях.

Более 64 лет прошло с того дня, когда последний залп орудий возвестил о победе. А мы все говорим о войне, читаем о ней книги, думаем, размышляем, с волнением сознавая, что есть еще среди нас «живые страницы» этих событий, хотя их становится все меньше и меньше.

Слайд 11. Глянь на живых,

Пока они живые…

Их мужество в те годы грозовые

Спасло от рабства вольную страну.

Глянь на живых.

Они ведь смерть встречали.

И смерть поныне снится им порой.

Они грустят,

Они скорбят ночами

О тех друзьях, что спят в земле сырой…

П. Крученюк.

-Прав Астафьев. Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как о самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного, чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами. Невозможно быть счастливым, когда кругом льется кровь. Но, к сожалению, и в наше мирное время погибают такие же молодые солдаты. Сколько новых «горячих точек» появилось на карте мира! Вспомните Афганистан, Чечню. Сколько парней из нашего села лицом к лицу сталкивались с этой современной проблемой войны и мира, теряли своих друзей. А наш односельчанин Тимофеев Юрий, который служил в Чечне, 20 февраля 2004 года за боевые заслуги награжден медалью Суворова. (слайды 12,13)

Сегодняшний урок я хочу закончить стихотворением «Ветераны войны»

(читает заранее подготовленный ученик)

Ветераны - наша боль и гордость…

Отдает сыновний им поклон,

Одолев смущение и робость

Мальчик юный, но уже седой.

На груди не светятся награды,

Нет морщин глубоких на лице.

Мать безусого солдата рада,-

Сын живой, - он воевал в Чечне.

И уносит из горячих точек

Память сердца плач и стон детей.

Никогда такого не захочет

Пожелать родной семье своей.

Отдавая свой поклон сыновний,

Он мечтает только об одном:

Чтоб не повторился ужас снова,

Чтобы мир вернулся в каждый дом.

Писатель-гуманист Воробьев призывает нас задуматься над ценностью человеческой жизни, над невосполнимостью людских потерь.

Домашнее задание (на выбор учащегося)

1. Написать сочинение на тему: «Человек на войне» (по произведениям современных писателей о войне)

2. Отзыв на книгу.

© 2010-2022