Коммуникативная игра на тему «Обвинительная речь в адрес литературного персонажа»

     Разработка представляет собой авторский сценарий коммуникативной игры по русскому языку в 7 классе в рамках реализации пилотного проекта ФГОС ООО в "МБОУ Инженерный лицей НГТУ".       Это по сути дела фрагмент(этап) урока по ФГОС ООО,  на котором реализуется педагогическая цель:закрепить представление о публицистическом стиле как о функциональной разновидности языка; уяснить черты текста-обвинения. Методические рекомендации: игра может быть успешно реализована как на уроке изучения нового м...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммуникативная игра на тему «Обвинительная речь в адрес литературного персонажа»Коммуникативная игра на тему «Обвинительная речь в адрес литературного персонажа»Коммуникативная игра на тему «Обвинительная речь в адрес литературного персонажа»Коммуникативная игра по русскому языку

Название: «Обвинительная речь в адрес литературного персонажа»

Цель: закрепить представление о публицистическом стиле как о функциональной разновидности языка; уяснить черты текста-обвинения.

Методические рекомендации: игра может быть успешно реализована как на уроке изучения нового материала, так и при обобщении и повторении знаний, способствует овладению стилистическими ресурсами русского языка, помогает познакомиться и освоить жанр обвинения, а также формирует у учащихся следующие УУД:

1. Личностные УУД. Формирование нравственно-патриотических оснований личности.

2. Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Построение письменного и устного речевого высказывания по схеме.

3. Коммуникативные УУД. Умение выступать перед аудиторией сверстников. Умение доказывать точку зрения, анализирую текст публицистического стиля.

Класс: 7

Тема: « Публицистический стиль и его функциональные особенности»

Время проведения: 25 минут

Участники: публичные обвинители - 5 команд по 6 человек;

слушатель - учитель.

Оборудование: песочные часы на 3 и 5 минут, таблица «Функциональный стиль» и опорная схема публичной обвинительной речи, критерии оценивания творческого задания.

Ход игры:

1. Учитель сообщает задание командам:

- Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес некоторых предложенных (или доставшихся в жеребьевке) известных литературных персонажей, которые нарушают общественные законы и инструкции:

- Старухе Шапокляк - за выгул крыс в неустановленных местах,

- Лисе Алисе и Коту Базилио - за втягивание несовершеннолетних в валютные махинации,

- Емеле - за ловлю рыбы запрещёнными методами,

- Почтальону Печкину - за получение подарков при исполнении служебных обязанностей,

- Карлсону - за проживание без прописки и без определённых занятий (приложение 1)

Вам помогу официальные «шпаргалки»: опорная схема жанра обвинения (приложение 2) и таблица «Функциональные и языковые особенности публицистического стиля речи» (приложение 3), а также, возможно, таблица критериев проверки коллективного творческого задания (приложение 4). Пишите разборчиво, грамотно, так как произносить вслух ваше составленное обвинение и оценивать ваше творение будет команда-соперник. Итак, начинаем!

2. Составление командами текстов публицистического стиля(5 минут).

3. Обмен творческими заданиями, произнесение вслух, анализ обвинительной речи на предмет соответствия стилю речи и оценивание по критериям (по 3 минуты на каждый текст).

4. Подведение итогов (берет на себя учитель или желающий высказаться ученик; 5 минут).

Возможные вопросы:

- Какие языковые средства мы использовали при написании текста-обвинения?

- Какие наиболее яркие особенности публицистического стиля вы можете назвать?

- Какое обвинение, на ваш взгляд, было наиболее запоминающимся и почему?

Приложениe 1

Задания для команд:

Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного литературного героя:

- Старухе Шапокляк - за выгул крыс в неустановленных местах.

Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного литературного героя:

- Лисе Алисе и Коту Базилио - за втягивание несовершеннолетних в валютные махинации.

Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного литературного героя:

- Емеле - за ловлю рыбы запрещёнными методами.

Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного литературного героя:

- Почтальону Печкину - за получение подарков при исполнении служебных обязанностей.

Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного литературного героя:

Карлсону - за проживание без прописки и без определённых занятий.



Приложение 2

Опорная схема жанра публичного обвинения:

Сообщение слушателям цели публичного обвинения

(мы пришли сюда, чтобы обвинить…; мы обвиняем… и т.д.)


Обозначение сути обвинения, его важности

( обвинение считаем наболевшим, потому что…; обвинение является своевременным… и т.д.)



Чёткое определение позиции обвинителей

( мы утверждаем, что…; мы убедительно требуем…)






Оценочная лексика, усиливающая эффект обвинения

(обвинение является справедливым…; обвинение обжалованию не подлежит…; действия героя считаем вредными ….)






















Приложение 3

«Функциональные и языковые особенности публицистического стиля речи»

Тип

Вид

Форма/вид речи

Сфера общения

Функция

Жанры

Особенности стиля

Языковые средства

Книжный

Публицистический

Письменная и устная;

Монолог, диалог, полилог

Агитационно-массовая деятельность

Воздействие с целью агитации и пропаганды, т.е. формирование общественного мнения; сообщение (информирование граждан о событиях в стране и мире)

Очерки, статьи в СМИ (газетах, журналах, в интернете), дискуссии, политически е дебаты и др.

Логичность; образность; эмоциональность; оценочность и жанровое разнообразие

Общественно политическая лексика и фразеология;

частотны заимствованные слова (англицизмы, например); эмоционально-экспрессивная лексика; разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначность, эпитеты, сравнения, метафоры; риторические вопросы и восклицания; лексические повторы, инверсия, синтаксический параллелизм, парцелляция.















Приложение 4



Критерии оценивания творческого задания:



1. Соответствие схеме - 1 балл.

2. Опора на функциональные особенности:

- Форма/вид/функция - 1 балл.

- Языковые средства - 1 балл.

3.Речь и содержание - отсутствие ошибок - 1 балл.

4.Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика)- отсутствие ошибок - 1 балл.



Внимание! Напротив соответствия поставьте «+»!!! Посчитайте количество набранных баллов.



© 2010-2022