- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Коммуникативная игра на тему «Обвинительная речь в адрес литературного персонажа»
Коммуникативная игра на тему «Обвинительная речь в адрес литературного персонажа»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кондратьева И.Г. |
Дата | 22.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Коммуникативная игра по русскому языку
Название: «Обвинительная речь в адрес литературного персонажа»
Цель: закрепить представление о публицистическом стиле как о функциональной разновидности языка; уяснить черты текста-обвинения.
Методические рекомендации: игра может быть успешно реализована как на уроке изучения нового материала, так и при обобщении и повторении знаний, способствует овладению стилистическими ресурсами русского языка, помогает познакомиться и освоить жанр обвинения, а также формирует у учащихся следующие УУД:
1. Личностные УУД. Формирование нравственно-патриотических оснований личности.
2. Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Построение письменного и устного речевого высказывания по схеме.
3. Коммуникативные УУД. Умение выступать перед аудиторией сверстников. Умение доказывать точку зрения, анализирую текст публицистического стиля.
Класс: 7
Тема: « Публицистический стиль и его функциональные особенности»
Время проведения: 25 минут
Участники: публичные обвинители - 5 команд по 6 человек;
слушатель - учитель.
Оборудование: песочные часы на 3 и 5 минут, таблица «Функциональный стиль» и опорная схема публичной обвинительной речи, критерии оценивания творческого задания.
Ход игры:
1. Учитель сообщает задание командам:
- Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес некоторых предложенных (или доставшихся в жеребьевке) известных литературных персонажей, которые нарушают общественные законы и инструкции:
- Старухе Шапокляк - за выгул крыс в неустановленных местах,
- Лисе Алисе и Коту Базилио - за втягивание несовершеннолетних в валютные махинации,
- Емеле - за ловлю рыбы запрещёнными методами,
- Почтальону Печкину - за получение подарков при исполнении служебных обязанностей,
- Карлсону - за проживание без прописки и без определённых занятий (приложение 1)
Вам помогу официальные «шпаргалки»: опорная схема жанра обвинения (приложение 2) и таблица «Функциональные и языковые особенности публицистического стиля речи» (приложение 3), а также, возможно, таблица критериев проверки коллективного творческого задания (приложение 4). Пишите разборчиво, грамотно, так как произносить вслух ваше составленное обвинение и оценивать ваше творение будет команда-соперник. Итак, начинаем!
2. Составление командами текстов публицистического стиля(5 минут).
3. Обмен творческими заданиями, произнесение вслух, анализ обвинительной речи на предмет соответствия стилю речи и оценивание по критериям (по 3 минуты на каждый текст).
4. Подведение итогов (берет на себя учитель или желающий высказаться ученик; 5 минут).
Возможные вопросы:
- Какие языковые средства мы использовали при написании текста-обвинения?
- Какие наиболее яркие особенности публицистического стиля вы можете назвать?
- Какое обвинение, на ваш взгляд, было наиболее запоминающимся и почему?
Приложениe 1
Задания для команд:
Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного литературного героя:
- Старухе Шапокляк - за выгул крыс в неустановленных местах.
Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного литературного героя:
- Лисе Алисе и Коту Базилио - за втягивание несовершеннолетних в валютные махинации.
Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного литературного героя:
- Емеле - за ловлю рыбы запрещёнными методами.
Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного литературного героя:
- Почтальону Печкину - за получение подарков при исполнении служебных обязанностей.
Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного литературного героя:
Карлсону - за проживание без прописки и без определённых занятий.
Приложение 2
Опорная схема жанра публичного обвинения:
Сообщение слушателям цели публичного обвинения
(мы пришли сюда, чтобы обвинить…; мы обвиняем… и т.д.)
Обозначение сути обвинения, его важности
( обвинение считаем наболевшим, потому что…; обвинение является своевременным… и т.д.)
Чёткое определение позиции обвинителей
( мы утверждаем, что…; мы убедительно требуем…)
Оценочная лексика, усиливающая эффект обвинения
(обвинение является справедливым…; обвинение обжалованию не подлежит…; действия героя считаем вредными ….)
Приложение 3
«Функциональные и языковые особенности публицистического стиля речи»
Тип
Вид
Форма/вид речи
Сфера общения
Функция
Жанры
Особенности стиля
Языковые средства
Книжный
Публицистический
Письменная и устная;
Монолог, диалог, полилог
Агитационно-массовая деятельность
Воздействие с целью агитации и пропаганды, т.е. формирование общественного мнения; сообщение (информирование граждан о событиях в стране и мире)
Очерки, статьи в СМИ (газетах, журналах, в интернете), дискуссии, политически е дебаты и др.
Логичность; образность; эмоциональность; оценочность и жанровое разнообразие
Общественно политическая лексика и фразеология;
частотны заимствованные слова (англицизмы, например); эмоционально-экспрессивная лексика; разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначность, эпитеты, сравнения, метафоры; риторические вопросы и восклицания; лексические повторы, инверсия, синтаксический параллелизм, парцелляция.
Приложение 4
Критерии оценивания творческого задания:
1. Соответствие схеме - 1 балл.
2. Опора на функциональные особенности:
- Форма/вид/функция - 1 балл.
- Языковые средства - 1 балл.
3.Речь и содержание - отсутствие ошибок - 1 балл.
4.Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика)- отсутствие ошибок - 1 балл.
Внимание! Напротив соответствия поставьте «+»!!! Посчитайте количество набранных баллов.