Урок закрепления по теме «Самостоятельные части речи» в форме обучающей игры «Брейн - ринг»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок закрепления по теме

« Самостоятельные части речи»

в форме обучающей игры

«Брейн - ринг»

Цели урока:

-обобщить знания студентов о самостоятельных частях речи;

-совершенствовать умение выполнять лингвистический и морфологический разбор;

-дать понятие о пейзажной зарисовке;

-закрепить и углубить представление об описании;

-закрепить навыки работы над сочинением-описанием;

- воспитывать любовь к природе, развивать чувство прекрасного

Тип урока: Урок закрепления знаний

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин русских художников; запись «Времена года» П.И.Чайковского; карточки с разноуровневыми заданиями, слайды.

Межпредметная связь : ИЗО, литература, музыка

Ход урока

I Организационный момент

II Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, у нас сегодня необычный урок. На уроке мы повторим все о пройденных темах. И будем работать по лексической теме «Зимой».

Эпиграфом к уроку я взяла слова К. Паустовского

Для полного овладения русским языком

необходимо общение с природой.

-Как называется раздел русского языка, в котором изучаются части речи?

- Сколько их в русском языке? Какие мы уже прошли?

Форма проведения урока - игра «Брейн - ринг».

Проведение боя.

-Обучающая игра состоит из 3-х раундов. В каждом раунде даются разноуровневые задания.

Цель игры состоит в том, чтобы дать правильные ответы на задания строго в отведённое время. Команды могут давать ответы по очереди, но не одновременно. В течение раунда команда может показать свои знания по пройденным темам. (Задания даются преподавателем. Он же оценивает правильность ответов команд. Бой считается завершённым, когда ведущий объявит его результат.

Я разделила вас на 3 команды и рассадила вас за красным, зеленым, желтым столами, на которых изображены барабанные карты с 5 секторами. В каждой команде назначен ведущий, который будет решать кому отвечать и оценивать ваши знания фишками. Синяя фишка - «5», зеленая - «4» и желтая - «3».

На барабанных картах лежат задания 3-х степеней сложности, которые вам предстоит выполнить. Каждый участник игры сидит за определенным сектором и будет выполнять задания соответственно своему номеру. Ведущий будет заполнять оценочный бланк, выдавая вам фишки.

III Закрепление пройденного материала .

Работа с разноуровневыми заданиями

I РАУНД

ЗУрок закрепления по теме « Самостоятельные части речи» в форме обучающей игры «Брейн - ринг»адания легкой степени сложности

(команды выполняют тесты)

Тест -1

1.Определите слово, которое обозначает порядок предметов при счете

А) восьмеро ;

В) сотый;

С) сто тридцать ;

Д) пятиэтажный;

Е) однократно.

2.Укажите определительные местоимения

А) некого, нечего;

В)таков, сей;

С)никакой, ничей;

Д)любой, иной;

Е)такой, столько.

3.Укажите составное числительное

А)тридцать ;

В)восемьсот ;

С)восьмеро ; Д) двадцать один ;

Е) восемнадцать.

4.Какие местоимения относятся к притяжательным?

А)ты, сам, он, свой, мой.

В) ты, сам, самый, каждый , иной.

С) себя, свой, мой, твой, наш.

Д) мой, твой, наш, ваш, свой.

Е) свой, сам, самый, мой, твой.

5.Укажите слово, которое не является наречием

А)утром;

В)днем;

С)вблизи;

Д)как ;

Е) хорошо.

6.Укажите раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

А) орфография;

В) словообразование;

С)лексикология;

Д)морфология;

Е) фонетика.

7.Укажите разносклоняемое существительное

А)язык ;

В)голос ;

С)стремя ;

Д)здание ;

Е) кофе .

8.Определите строку с краткими прилагательными

А) отрежь, беречь, спрячь;

В) училищ, пастбищ, сокровищ;

С) роскошь, тишь, дрожь;

Д) сыпуч, горюч, рыж;

Е) замуж, невтерпеж, уж.

9.Укажите ряд глаголов совершенного вида.

А) упрашивать, сажать, достигать;

В)упросить, укрепить, вспахать;

С) посадить, сооружать, объединять;

Д) опоздать, стереть, понимать;

Е) начать, вздохнуть, начинать.

10.Укажите деепричастие совершенного вида.

А) держа ;

В)перечитывая ;

С)погоняя ;

Д)увидев ;

Е)летая.

Тест-2

1.Укажите строчку с неопределенными местоимениями

А) каков, сколько, чей;

В)ничто, никакой, ничей;

С) некоторый, несколько, сколько- нибудь;

Д)свой, твой, наше;

Е) сам, самый , иной.

2.Укажите наречие цели

А) невзначай;

В) рано;

С) нигде;

Д) теперь;

Е) высоко.

3. Укажите числительное обозначающее целое число.

А) две сотых;

В) одна вторая;

С)тридцать четыре ;

Д)одна сотая;

Е)одна пятая.

4.Укажите собирательное числительное.

А) девять ;

В) два;

С)четыре ;

Д) оба ;

Е) восемь.

5.К какому разряду относятся следующие местоимения : тот, этот, такой, столько, таков?

А) личные;

В)указательные;

С)притяжательные;

Д) относительные ;

Е)определительные.

6.Укажите неодушевленные существительные.

А) отряд, толпа, табун;

В)насекомое, животное;

С)чудовище, страшилище;

Д) муха, муравей;

Е ) ребята, школьники.

7. Укажите сколько частей речи в русском языке

А)8 ; В)7; С)11; Д)12 ; Е)10.

8.Определите ряд, где все прилагательные относительные.

А) зеленая трава, деревянный стол;

В) прошлогодний снег, песчаный берег;

С)вечерняя заря, глухой лес;

Д)высокие вершины, молодой месяц;

Е) интересная книга, белый снег.

9.Укажите ряд глаголов 2 спряжения.

А)лететь, мокнуть, сохнуть; В) смотреть, умывать, извинить; С)видеть, решать, спать;

Д) учить, извинить ,дышать; Е) слышать, гнать, начать.

10.Укажите переходный глагол

А)сожалеть о ссоре ;

В)не писал письма ;

С)говорить о содержании;

Д)гулять в парке ;

Е)идти к дому.

Тест-3

1.Определите род следующих существительных: тюль, рояль, пароль

А) мужской; В) средний ;

С)женский; Д)общий ;

Е)женского и общего

2.Укажите словосочетание с наречием времени

А) разбить вдребезги;

В) наткнуться сослепу;

С)стоять позади;

Д) пришел вчера;

Е) пел громко.

3.Укажите предложение, в котором есть числительное.

А) Это была тридцатилетняя женщина приятной внешности.

В)Двумя ложками кашу не едят.

С)Для достижения цели надо удвоить усилия.

Д)Двухместное купе очень комфортабельное.

Е)Одиннадцатиклассники успешно сдали экзамен.

4.Какие местоимения относятся к разряду определительных?

А)сам, самый, весь, всякий, каждый;

В)какой, который, чей;

С)тот, этот, таков;

Д)мой, твой, ваш;

Е)мой, твой , сам, всякий.

5.Какое прилагательное не имеет краткой формы:

А)узкий; В)большой ;

С)белоснежный; Д)вечный ;

Е) темный.

6. Определите числительное .

А) двойной ; В) двойка ;

С)два ; Д)двойня;

Е) вдвоем.

7.Выберите строку с существительными 3 склонения

А)окно, письмо; В) ответ, привет;

С) степь, храбрость; Д)лицо, взгляд;

Е)жизнь, дар.

8.Какой разряд местоимений состоит из одного слова?

А)притяжательные; В)указательные;

С)вопросительные; Д)возвратные;

Е)отрицательные

9.Укажите, какой из перечисленных признаков не имеет отношения к глаголу.

А)число ; В)лицо; С) время ; Д)наклонение ; Е) склонение.

10.Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

А)нерушимый; В)сниженный ;

С)допустимый ; Д)неиссякаемый;

Е)невозмутимый.


Тест-4

1.Укажите ряд существительных ,не имеющих формы единственного числа.

А)пути, письма, листья;

В) жители, котлеты, портфели;

С) родня, горох, откровенность;

Д) консервы, чернила, тефтели;

Е)ельник, сырье, листва.

2.Укажите разряд местоимения в предложении:

Герасим устроил каморку по своему вкусу.

А) личное ; В) определительное;

С)относительное; Д)указательное;

Е)притяжательное.

3.Как образуется прилагательное в простой и составной форме?

А) при помощи суффиксов - ейш,- айш и слов менее, более;

В)при помощи суффиксов - ейш,-айш или путем прибавления слов самый, наиболее, наименее;

С)при помощи суффиксов -ейш, айш;

Д) при помощи суффиксов -ейш,-айш и слов сверх самый, очень.;

Е)при помощи суффиксов - е,-ее, и слов более, менее.

4.Укажите словосочетание с наречием места

А) находиться вблизи;

В)отвечать твердо;

С) поступать по совести;

Д)на миг остановиться ;

Е)возвратиться вечером.

5.Определите синтаксическую роль имени числительного в предложении.

Занятия в колледже начинаются в восемь часов.

А) подлежащее ;

В)дополнение ;

С) сказуемое ;

Д)определение;

Е)обстоятельство.

6.Найдите числительное, которое склоняется как существительное 3 склонения.

А) четыре ;

В)шесть;

С)сорок;

Д)девяносто ;

Е) три.

7.Как склоняется местоимение она?

А)она, ее, ею,ей, о ней ;

В)она, ее, ей, ею, о ней;

С)она, ее, ей, она ,ею, о ней?

Д) она, ее, ней, она, ею, о ней;

Е) она, ее, ей, ее, ей, о ней.

8.Укажите синтаксическую роль существительного

Чтение - лучшее учение.

А)подлежащее;

В)дополнение;

С)определение;

Д)обстоятельство;

Е)сказуемое.

9.Укажите разноспрягаемый глагол.

А)терпеть ;

В)зависеть ;

С)ненавидеть;

Д)хотеть ;

Е)обидеть.

10.Какой признак отсутствует у деепричастия?

А)наклонение;

В) вид;

С)возвратность;

Д)неизменяемость;

Е)время.

Тест-5

1.Найдите существительное среднего рода

А) кипячение;

В)синтез;

С)процесс;

Д)предмет;

Е)кофе.

2.Укажите безличный глагол.

А) читает;

В) смотрит;

С)темнеет;

Д)понимает;

Е)играет.

3.Укажите разряд местоимений: кое-кто, что-то, что-нибудь.

А) неопределенные;

В)отрицательные;

С) притяжательные;

Д)указательные;

Е)личные.

4.Укажите прилагательное, у которого нет простой формы сравнения.

А) быстрый ;

В)босой;

С)холодный ;

Д)близкий ;

Е)белый.

5.Укажите прилагательное, которое не имеет краткой формы.

А)белый;

В)сиреневый;

С) красный ;

Д)круглый ;

Е) малый

6.Укажите существительное 1склонения

А)газ ;

В)завод;

С)книга;

Д)пальто ;

Е) степь.

7.Укажите наречие с буквой А на конце

А) сначал…;

В) занов….;

С) наглух…;

Д) насух…;

Е) накрепк…

8.Укажите, какой из перечисленных признаков не имеет отношения к имени числительному.

А) род;

В) число;

С) падеж;

Д) склонение;

Е) время.

9.Найдите собирательное числительное.

А) пятьдесят;

В) восьмой;

С) девять;

Д) семеро;

Е) четыре.

10.К какому разряду относятся следующие местоимения: какой ,который, сколько?

А) определительные ; В)относительные ; С) вопросительные ;

Д) неопределенные ; Е)указательные

ВУрок закрепления по теме « Самостоятельные части речи» в форме обучающей игры «Брейн - ринг»ыполнение заданий средней степени сложности

(студенты работают по текстам, делают частичный

лигвистический и морфологический разбор)

Желтый стол

1.Прочитайте текст. Определите тему текста и основную мысль.

Озаглавьте. Определите тип и стиль текста.

Определите грамматическую связь предложений (цепная, параллельная) .

2.Работа по содержанию текста:

-Когда выпадает первый снег?

-Как преображается все вокруг?

-Как выглядят березовая роща и ельник?

-Почему люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты?

3.Произведите комплексный анализ выделенных предложений.(заполнение таблиц)

1Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все вокруг. 2Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.
Как прекрасна белоствольная березовая роща! 3Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения белые снежинки осыпаются. 4В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. 5Всюду виднеются следы лесных зверюшек. По шелухе шишек можно отыскать белку.
В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» - радостно говорят люди. (107 слов)

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

Урок закрепления по теме « Самостоятельные части речи» в форме обучающей игры «Брейн - ринг»Красный стол

Выполнение заданий средней степени сложности


1.Прочитайте текст. Определите тему текста и основную мысль.

Озаглавьте. Определите тип и стиль текста.

Определите грамматическую связь предложений (цепная, параллельная) .

2.Работа по содержанию текста:

- Как выгдлядит лес после метели?

-В какой наряд одела метель молодую поросль?

-Как выглядят сосны?

Что можно увидеть во мраке безлунных ночей в лесу?

3.Произведите комплексный анализ выделенных предложений.(заполнение таблиц)

С вечера разыгралась метель. 1.Прошумела она, и волшебно преобразился лес.
2Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. 3Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.

Под березками приютились крохотные елочки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль.4 От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь.

Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы.
Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. 5Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу.(111 слов)

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

Зеленый стол

Урок закрепления по теме « Самостоятельные части речи» в форме обучающей игры «Брейн - ринг» Выполнение заданий средней степени сложности


1.Прочитайте текст. Определите тему текста и основную мысль.

Озаглавьте. Определите тип и стиль текста.

Определите грамматическую связь предложений (цепная, параллельная) .

2.Работа по содержанию текста:

-Как выглядят снежные зимы в России?

-Как протекает жизнь в зимнем лесу?

3.Произведите комплексный анализ выделенных предложений.(заполнение таблиц)

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. 1Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. 2Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. 3Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои острые клювики в шишки, выбирают из них семена. 4С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

5Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Урок закрепления по теме « Самостоятельные части речи» в форме обучающей игры «Брейн - ринг»

Задания высокой степени

сложности


1.Беседа о зиме.

А сейчас прослушайте фрагмент из цикла концертов композитора П. И. Чайковского «Времена года». Пока будете слушать, закройте глаза и попытайтесь представить себе зимнюю картину.

- Какие звуки смог передать композитор с помощью музыки?

Прослушайте произведение П.И.Чайковского о зиме.

- Слышите звук метели? Вслушайтесь, метель то затихает, то вновь начинается. Композитор передал это путем изменения темпа музыки. Слышите ли вы звон сосулек, похожий на звук разбитого стекла? Представьте себе ту картину, которую хочет показать нам композитор.Так композитор с помощью звуков передал свое восприятие зимнего пейзажа.

- Какие чувства вызывает у вас музыка?

- Какую картину рисует ваше воображение?

- Какие признаки зимы вы знаете? (Стало холодно, деревья потеряли свой наряд, идёт снег, небо чаще покрыто облаками, дни становятся короче, а ночи длиннее).

Вслушаемся в слово ЗИМА…/произнесём его/. Попробуем расшифровать слово, используя слова, начинающиеся буквами З И М А /подберём прилагательные и существительные, которые отражают ваше отношение к зиме.

- Какая она?

-А какие ассоциации, мысли, чувства вызывает у вас слово снег?

2.Работа по пейзажным картинам.

Зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полот­нах живописцев изображены карти­ны родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящено много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму. В песнях, былинах, сказках зима на­звана волшебницей, чародейкой, а мо­роз - всемогущим воеводой.

- С какими художниками пейзажистами вы знакомы?

Пейзаж (фр.paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа.

Посмотрим, какой видели зиму некоторые русские пейзажисты. В своих произведениях они старались передать красоту природы, в частности, зимней природы. А с каким цветом в первую очередь ассоциируется зима, зимний пейзаж?

Художник Игорь Грабарь очень любил зиму. Особенно трепетно писал художник картину «Февральская лазурь».

- Зима бывает разной, не только солнечной, радостной и праздничной. Какой еще она может быть?

-Перед вами картины русских художников, изображающих зимний пейзаж.

Посмотрите, как непохожи эти картины одна на другую, хотя каждый художник изображал одно время года - зиму.

- Какие краски используют художники при написании зимнего пейзажа?

- Какие картины ближе именно вам по восприятию зимы? Почему?

- Посмотрите на зимние пейзажи Алексея Саврасова. Яркость исчезла, и перед нами картины суровой зимней природы.

- Какой предстает зима на картинах Апполинария Васнецова?

- Ребята, о зиме написано много стихотворений. И сейчас давайте вспомним стихи великих русских поэтов, воспевающих прелесть зимы.

-Какое настроение вызвали у вас эти стихотворения?

- Найдите в стихотворении краски, используемые поэтом в зимнем пейзаже .

Певец русской природы Ф.Н.Тютчев изобразил зимнюю природу в стихотворении «Чародейкою Зимою ... ».

- Что подчеркивает поэт этими повторами?

- Что объединяет картины зимы в стихотворениях поэтов ,композиторов и в пейзажных картинах художников ?

Вывод: Любовь к природе и восхищение ее красотой и поэт, и художник, и композитор изображают такой, какой ее видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало.

- Какие эпитеты подбирает автор к слову воздух? Почему именно такие? (Синий - от света звезд на синем небе; звездный - от снега, который искрится; дымный - так как предметы едва можно различить в снежной дымке.)

- Какое необычное сравнение встретилось вам в последней части? Как вы его понимаете? (Березы - белые видения. Белые стволы сливаются с сугробами снега, поэтому в морозном воздухе кажутся отдаленными)

Ну что же, вот какой зиму представляли поэты, композиторы и художники. Нам осталось только ответить на вопрос: а все-таки, какая же она - ЗИМА?

-Вы должны написать сочинение миниатюру, но не совсем обычную.

Посмотрите на экран.

1.Письмо мини-сочинений на тему «Зимний пейзаж»

2.Конкурс молодых поэтов

Конкурс молодых поэтов

Предлагаю вам испробовать свои таланты и принять участие в игре «Молодые поэты». На листочках вы видите предложенные вам строки. Ваша задача - сочинить четверостишие с этими рифмами.

1. Я ____________. Люблю __________.

Довожу людей __________________.

____________________ зря не трачу.

Уходя, однако ___________________.

2._____________ на улице и стужа.

Крепким льдом ___________ лужа.

По дороге мы ________________,

Чтоб _______________ мы спешим.

3.Пришла ________________ зима.

Кругом _______________кутерьма.

_______________пораньше встань,

________________ скорей достань.

IV Итог урока

- Чем занимались на уроке?

- Какие задания вызвали интерес?

Выставление и комментирование оценок.

Вернёмся к нашему эпиграфу.

-Помогли ли описания зимней природы в овладении русским языком?

Таким образом, сегодня на уроке мы с вами рассмотрели, как изображаются времена года в поэзии, музыке, живописи. Мы увидели, что в поэзии удивительно сочетаются изобразительные и музыкальные начала.

Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской.
Но сколькими её оттенками!

Только очень любящий природу человек может увидеть всю её красоту.
Мне хочется дать совет тому, кто соскучился по этой красоте, кто жаждет пережить радость, восторг, изумление. Вставайте на лыжи и отправляйтесь в зимний лес.



© 2010-2022