Организация аудиторной самостоятельной деятельности обучающихся при изучении русского языка

Статья, опубликованная  в сборнике НПК «Образование и наука: современное состояние и перспективы развития» (Россия, Тамбов, 31 июля 2014 г.). Главная цель любого учителя предметника на уроке – научить обучающихся работать самостоятельно. Для этого нужно систематически воспитывать привычку к самостоятельной работе, активизировать работу обучающихся, повышать интерес к изучаемому предмету. Обучающиеся продолжают работать над умениями и навыками, которыми они овладели в школе. Это и наблюдение, и с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рыбакина Татьяна Михайловна

ГБОУ СПО «БТЖТ», г. Белово

Организация аудиторной самостоятельной деятельности обучающихся при изучении русского языка

Главная цель любого учителя предметника на уроке - научить обучающихся работать самостоятельно. Для этого нужно систематически воспитывать привычку к самостоятельной работе, активизировать работу обучающихся, повышать интерес к изучаемому предмету. Обучающиеся продолжают работать над умениями и навыками, которыми они овладели в школе. Это и наблюдение, и сравнение, и сопоставление, и анализ, и обобщение, и повышение уровня речевой культуры.

Задача учителя заключается в том, чтобы научить обучающихся извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации).

На уроках русского языка я провожу не только различные виды диктантов, но и даю задания, позволяющие раскрыть внутренний потенциал каждого отдельно взятого обучающегося.

Например, после изучения темы «Части речи» я предлагаю такой диктант на исключение из правила, где нужно найти слова-исключения в тексте. Их 53. Повторы не считаются. Фрагмент текста представлен ниже:

«Пловчихе Тане, живущей в древнем городе Ростове на берегу медленно катящего свои волны озера Неро, неслыханно повезло. В одно зимнее утро - не помню уж, декабрьское или январское к ней нежданно - негаданно явился молодой человек по имени Ростислав, держащий под мышкой коробку шоколада.

«О, милостивая государыня, затмевающая своей красой всех девиц города Ростова! - выпалил он. - Не хочешь ли ты сочетаться со мною законным браком?»

Жених был не какой-нибудь там ветреник или перекати-поле. Он был передовиком важнейшей отрасли промышленности и за каждый трудодень выдавал на-гора невиданное количество тонн угля.

Однако, несмотря на свои заслуги, Ростислав был вовсе не интересен Тане, нет, совсем не интересен. Но зато ей, во что бы то ни стало, нужно было выйти замуж. Ей невтерпёж было дальше жить с дядюшкой, бывшим брильянтщиком, названым братом её матери, от которого она зависела и которого она ненавидела всей душой»… и т.д.

Работа поданному связному тексту предполагает дифференцированный подход к обучающимся. Во-первых, текст вызывает интерес; во-вторых, помогает выявить интеллектуальный потенциал каждого обучающегося; в-третьих, и это главное, позволяет проверить знания учащихся по всему разделу «Морфология».

Задания важно разнообразить, чтобы вызвать интерес у обучающихся. Например, задание «Подумай и ответь»:

«В книге «Русский литературный анекдот» приводится такой случай:

Секретарь (это было в старину) сказал писцу: «Помилуй, братец! Сколько запятых наставил ты: что слово, то запятая? К чему это? - «Да с запятыми-то, сударь, красивее!»

Вы, конечно, посмеялись над этим любителем красоты, но можете ли вы объяснить, какие принципы лежат в основе русской пунктуации? Зачем и когда мы ставим запятые? И ещё: придумайте хотя бы одно предложение, смысл которого изменился бы при изменении места запятой в нём.

Или такое задание: даны два предложения: 1. Он говорил запинаясь. 2. Он, запинаясь, пытался оправдаться.

Почему в одном деепричастие выделено запятой, а в другом - нет? С чем это связано? Какой частью речи может быть (на) встречу? Приведите примеры (в составе предложений) - их должно быть три.

Самостоятельная работа имеет место на всех этапах урочной деятельности. Тестирование можно проводить и в начале урока, и в конце.

Обучающимся очень нравится составлять тесты индивидуально. Это может быть и повторение пройденного материала, и закрепление вновь изученного.

Даю задание: сгруппировать фразеологические обороты в три синонимических ряда:

1-ый - «похожи друг на друга»;

2-ой - «ничем не выделяющиеся»;

3-ий - «очень опытный человек».

Ни рыба ни мясо, стреляный воробей, два сапога пара, ни богу свеча ни черту кочерга, одним миром мазаны, ни то ни сё, тёртый калач, одного поля ягода.

Задание «Восстанови стихотворные строки» вызывает особый интерес, так как здесь присутствует элемент состязательности.

  1. «Вещий Олег пирует с дружиною при весёлом звоне стакана»

  2. «И молва стала трезвонить: пропала царская дочка!»

  3. «В тот день враг изведал немало, что значит русский удалый бой, наш рукопашный бой!...»

Важное место на уроках русского языка имеет элемент занимательной грамматики. Это и составление четверостиший на различные правила, и чайнворды, и кроссворды.

Всё выше перечисленное способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, повышению их информационной и коммуникативной компетентности в процессе осуществления аудиторной самостоятельной деятельности обучающихся при изучении русского языка.

© 2010-2022