Урок внеклассного чтения по русской литературе Детство, опалённое войной, 6 класс

Детство, опалённое войнойУрок внеклассного чтения по русской литературе. 6 класс.Мы - дети, опалённые войной,Мы - дети, озарённые победой.А. Макаров.Цели:- расширить представление детей о Великой Отечественной войне;- формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину;- побуждать детей к изучению истории страны и своего края.Ход урока:
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детство, опалённое войной

Урок внеклассного чтения по русской

литературе. 6 класс.


Мы - дети, опалённые войной,

Мы - дети, озарённые победой.

А. Макаров.

Цели:

- расширить представление детей о Великой Отечественной войне;

- формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину;

- побуждать детей к изучению истории страны и своего края.

Ход урока:

1. Вступительное слово

С каждым весенним праздником Победы всё дальше уходят от нас грозные военные годы. Уходят ветераны Великой Отечественной. Уходит и память о той войне. Эта война уже представляется какой-то далёкой войной из предыдущего столетия. А между тем живо ещё то поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней. «Дети войны» - так называют это поколение. В том далёком 1941 г. они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день - 22 июня 1941 г. Дальше - вой сирен, бомбёжки, убежища, сожжённые, разорённые дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за неё. Тысячи школьников выпускали вооружение и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом. Часто к станку пристраивали подставки, чтобы юный рабочий мог дотянуться до рычагов управления. Они работали по 12-14 часов в сутки: стояли у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, сеяли, собирали урожай, рыли окопы, помогали тушить пожары и разбирать завалы после бомбёжек. (Звучит отрывок из стихотворения А.Жигулина «Важнее медали» - приложение №1).

Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать своё право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах, об их тяжёлой доле.

Начать урок мне бы хотелось со стихотворения Юлии Друниной «Зинка». Кто такая Юлия Друнина? Почему именно её стихотворение мы выбрали? (Сообщение ученика о Ю. Друниной - приложение №2).

Послушаем стихотворение «Зинка» (Читает заранее подготовленный ученик - приложение №3).

Вопросы к классу:

- Какая картина представилась перед вашими глазами, когда вы слушали это стихотворение?

- Какое чувство вас охватило?

- Что бы вы сказали матери погибшей Юльки?

В этом стихотворении описывается только один из подвигов во время войны. А сколько их было? Трудно пересчитать. Вы, наверное, слышали о пионерах-героях и комсомольцах-героях. Сможете рассказать что-нибудь о них и об их подвигах? (Выступления учащихся - приложение №4).

И всё же множество детей войны - это ребята или дети, отправленные туда, эвакуированные, как тогда говорили. На прошлом уроке, ребята, мы с вами беседовали о таких, эвакуированных, детях по произведению Альберта Лиханова «Последние холода»). «Последние холода» - это одна из повестей романа в повестях Альберта Лиханова.

Фоном всех повестей является война. Однако по повести «Последние холода» мы видим, что в ней нет военных сцен. Но мы выделили иные сцены, эпизоды, картины, которые напоминают о войне. (Отрывки из повести - приложение №5).

Автор в самом конце повести задаёт вопрос и себе, и нам, читателям. Озвучьте, пожалуйста, этот вопрос вслух. (Читают вопрос).

Дети войны - у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжёлая, одинокая старость. Они нуждаются в нашем внимании, в добром слове. Как мы можем помочь этим людям? (Ответы детей).

Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения - военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация? (Ответы учащихся).







Приложение №1

Анатолий Жигулин

Важнее медали

…Если я не участник войны,

Это, граждане, вовсе не значит,

Что страдания мне не больны,

От которых и взрослый заплачет.

Я участник большого огня,

Когда стены родные пылали.

«Мессершмиты» стреляли в меня,

Злые «юнкерсы» бомбы бросали.

Я родился в тридцатом году.

И годами для фронта не вышел.

Но хлебнул фронтовую беду

Среди белых воронежских вишен.

Я частенько в больницах лежу -

Крепко голову пуля задела.

Я о мёрзлых распадках пишу.

Впрочем, это особое дело…

Не смущайте вопросом меня,

Почему мне медали не дали.

Я участник большого огня.

Это, может, важнее медали.

(1984)

Приложение №2


Юлия Друнина

Полна трагизма лирика военных лет Юлии Друниной. Война - это прежде всего тонкая грань между жизнью и смертью, которую каждый воин может легко переступить в любую минуту.

Друнина со школьной скамьи, в семнадцатилетнем возрасте, добровольцем ушла на фронт:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод…

***

Я родом не из детства - из войны…

Через всю свою жизнь, через всё своё творчество она пронесла чистоту сердечных переживаний, которые обострила война.

Стихотворение «Зинка» посвящено однополчанке Юлии Друниной. Оно так трогает сердца читателей.

Основной неразрешимый вопрос произведения, которым мучается лирическая героиня, - как сообщить матери о гибели её единственной дочери, как сказать ей, что теперь она обречена на одинокую старость, так как кроме Зинки у неё никого не было.

Основная идея стихотворения - война приносит горе не только обществу в целом, она наполняет им жизнь каждого человека, несёт с собой боль, страдание и смерть.

Творчество Юлии Друниной - это действительно уникальный внутренний мир. Её стихотворения - о войне, потерях, боли, утратах. Вместе с этим - о любви, счастье, родине, победе.

Юлия Владимировна Друнина до ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы.





Приложение №3

Зинка

Памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой

I

Мы легли у разбитой ели, Её тело своей шинелью

Ждём, когда же начнёт светлеть. Укрывала я, зубы сжав,

Под шинелью вдвоём теплее Белорусские ветры пели

На продрогшей, гнилой земле. О рязанских глухих садах.

-Знаешь, Юлька, я - против грусти, …Знаешь, Зинка, я - против грусти,

Но сегодня она - не в счёт. Но сегодня она - не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье, Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живёт. Мама, мамка твоя живёт.

У тебя есть друзья, любимый. У меня есть друзья, любимый,

У меня - лишь она одна. У неё ты была одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом, Пахнет в доме квашнёй и дымом,

За порогом бурлит весна. За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик И старушка в цветастом платье

Беспокойную дочку ждёт… У иконы свечу зажгла.

Знаешь, Юлька, я против грусти, …Я не знаю, как написать ей,

Но сегодня она - не в счёт. Чтоб тебя она не ждала.

1944

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг - приказ:»Выступать вперёд!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идёт.

II

С каждым днём становилось горше.

Шли без митингов и знамён.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрёпанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по чёрной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

…Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Приложение №4


Лёня Голиков

Юный партизан Лёня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Лёня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал мосты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы. За мужество юный партизан был награждён орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу». В августе 1942 г., находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. Погиб Лёня Голиков в декабре 1942 г., когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.

Валя Котик

Валя Котик жил в маленьком украинском городе Шепетовка. Когда фашисты заняли город, Вале было всего 11 лет. Валя ушёл в лес к партизанам и стал подрывником. На его счёту 6 взорванных эшелонов. В одном из боёв Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй. Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Зина Портнова

В июне 1941 г. ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, немцы заняли деревню, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом её перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал её предатель… Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли её. Никакие пытки не сломили девушку - она ничего не сказала фашистам о подполье. Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Марат Казей

Ещё один юный партизан - белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боёв он, раненый, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу».

А в мае 1944 г. Марат погиб Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу, Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко. Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.



Приложение №5


Альберт Лиханов «Последние холода»

(Отрывки)

Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе

не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым,

кто не разучился поверять свою жизнь истинами

военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей

памяти те высокие правила и неумирающие примеры,-

ведь взрослые всего лишь бывшие дети.

Автор

…Хоть и жили мы в городе тыловом, хоть мама с бабушкой и надсаживались изо всех сил, не давая мне голодать, чувство несытости навещало по многу раз в день. Нечасто, но всё-таки регулярно, перед сном, мама заставляла меня снимать майку и сводить на спине лопатки. Ухмыляясь, я покорно исполнял, что она просила, и мама глубоко вздыхала, а то и принималась всхлипывать, и когда я требовал объяснить такое поведение, она повторяла мне, что лопатки сходятся, когда человек худ до предела, вот и рёбра у меня все пересчитать можно, и вообще у меня малокровие…

***

…Ещё он бросал странные взгляды. У меня даже сердце сжалось, слышно застучала кровь в висках. Мальчишка смотрел мне в глаза, потом быстро опускал взгляд на тарелку, быстро-быстро двигал зрачками: на меня, на тарелку. Будто что-то такое спрашивал. Но я не мог его понять. Не понимал его вопросов.

Тогда он прошептал:

- Можно я доем?

Этот шёпот прозвучал громче громкого крика. Я не сразу понял. О чём он? Что спрашивает? Можно ли ему доесть?

Я сжался, оледенел, поражённый. Меня дома учили всегда всё съедать, мама придумывала мне всякие малокровия, и я старался, как мог, но даже при крепком старании не всё у меня выходило, хотя я и знал, что скоро снова засосёт под ложечкой. И вот мальчишка, увидевший недоеденный противный суп, просит его- просит!

***

…Он допил чай, сквозь желтизну на щеках проступили рваные красные пятна.

- Спасибо!- вздохнул он и сел прямо в снег.

- А теперь признавайся,- проговорила тётя Груша,- сколько дней не ел?

Он усмехнулся:

- Вот он меня вчера угостил.

- А сегодня,- спросила Груша,- тот хлеб?

- Его сеструхе.

- Ну, как следует? Сколько дней не ел как следует?

- Пять,- проговорил желтолицый…

***

…-Знаете,- проговорила учительница, немного помедлив, точно решилась сказать нам что-то очень важное и взрослое.- Пройдёт время, много-много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны.- Она помолчала.- Ни дочки ваши, ни сыновья, ни внуки, конечно же, не будут знать войну. На всей земле останетесь только вы, кто помнит её. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы! Так вот, не давайте им забыть! Понимаете? Вы-то не забудете, вот и другим не давайте!..

***


…Да войны кончаются рано или поздно.

Но голодуха отступает медленнее, чем враг.

И слёзы долго не высыхают.

И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чём не повинные ребятишки.

Мы-то это помним.

Не забыли бы вы, новые люди.

Не забудьте! Так мне велела наша учительница Анна Николаевна.





© 2010-2022