Конспекты уроков по теме «Союз» в 7 классе

Разработки двух уроков по УМК М.М.Разумовской (№ 111 и 112) с применением технологии системно-деятельностного подхода и формированием у учащихся универсальных учебных действий. Цели: О. Научить находить союзы, отличать их от предлогов. Р. Способствовать развитию умений видеть союзы и отличать их от других служебных частей речи. В. Способствовать формированию уважительного отношения к родному языку, чувства взаимопомощи и товарищества. Ожидаемый результат: уметь видеть союзы и отличать их от ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработки уроков русского языка в 7 классе по программе М.М. Разумовской по теме «Союз» (Урок №111, 112)

Урок № 111

Тема: Союз как часть речи. Разряды союзов. ( На доске тема не написана) п.32

Цели: О. Научить находить союзы, отличать их от предлогов.

Р. Способствовать развитию умений видеть союзы и отличать их от других служебных частей речи.

В. Способствовать формированию уважительного отношения к родному языку, чувства взаимопомощи и товарищества.

Ожидаемый результат: уметь видеть союзы и отличать их от других служебных частей речи, разделять их на смысловые группы.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, экран.

Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности

Сегодня мы с вами начинаем новый раздел языкознания. Поэтому я вас, ребята, прошу быть внимательными и активными, и тогда я могу вам гарантировать успех. Думаю, что у вас всё получится, потому что вы ВСЕ у меня большие МОЛОДЦЫ!

Самоопределения,

регулятивные

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Работа с текстом.

- Прочитайте стихотворение, определите его тему и главную мысль.

- Докажите справедливость утверждения Е.Евтушенко, что «Людей неинтересных в мире нет».

- Спишите стихотворение, вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки. Работа в парах.

( Текст на каждой парте)

Людей (не)интересных (в) мир.. нет.

Их судьбы как истори.. пл..нет.

У кажд..й всё особое, св..ё,

И нет пл..нет , похож..х на неё.

А если кто(то) незаметно ж..л

И (с) этой (не)заметностью друж..л,

Он инт..ресен был среди людей

Самой (не)интересност..ю своей.

У кажд..го - свой тайный лич(?)ный мир.

Есть (в)мире этом самый луч(?)ший миг.

Есть (в) мире этом самый луч(?)ший час,

Но это всё (не)ведомо для нас…

Е.Евтушенко

- Найдите в этом стихотворении предлоги, охарактеризуйте их.

- Какие ещё служебные части речи есть в стихотворении?

- Что открыли нового для себя?

- А теперь давайте сформулируем тему урока.

Ценностная и морально-этические,

коммуникативные

3.

Постановка учебной задачи

- А теперь давайте выясним, какую функцию выполняют союзы в стихотворении.

- Что они связывают?

- Построим схемы.

- Как называются союзы, связывающие однородные члены предложения?

- Какие части предложений могут связывать союзы?

- Как называются союзы, связывающие равноправные по отношению друг к другу простые предложения в составе сложного?

- Как называются союзы, связывающие неравноправные по отношению друг к другу простые предложения в составе сложного?

Смыслообразовательные,

коммуникативные

4.

Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения.

- Как различить союзы?

- Давайте составим е алгоритм.

Оформление записи в тетради.

Различаем союзы:

  1. Связывает ли союз однородные члены предложения?

|

ДА

|

Сочинительный

  1. Связывает ли союз равноправные по отношению друг к другу простые предложения?

| |

ДА НЕТ

| | Сочинительный Подчинительный

- Назовите сочинительные и подчинительные союзы.

Познавательные,

коммуникативные

5.

Первичное закрепление учебного материала

Применение правила.

- Выяснить, что соединяет союз в предложениях.

(Упражнение из диска).

- Какие союзы употреблены в упражнении?

- Как докажете? Примените алгоритм.

Предметные,

коммуникативные

6.

Самостоятельная работа

Диагностика усвоения.

1.Диктант-путаница.

- Распутайте запутавшиеся слова, распределите их в два столбика: в один поместите предлоги, в другой - союзы.

( Вдоль дороги, вблизи берега, потому что, из-под, так как, чтобы, если, согласно указанию, вокруг оси, как будто, кругом дома, или, насчёт денег, зато, вследствие заморозков, в течение суток, также, навстречу ветру, однако, прежде чем, благодаря, словно, в продолжение, оттого что.)

2. Распределительный диктант.

- Укажите среди найденных слов союзы подчинительные и сочинительные

Предметные,

познавательные




Предметные,

познавательные

7.

Включение новых знаний в систему и повторение

Выписать предложения: 1 вариант: с сочинительными союзами; 2 вариант - с подчинительными союзами.

- Определите, какую роль выполняют в них союзы. Постройте схемы.

1. Надо работать, чтобы жить.

2. Утренние голоса смолкают, зато оживает мир животных.

3. Когда сошёл снег, с гор побежали ручьи.

4. У всякого голова, да не у всех она умна.

Предметные

8.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Д / З. п.32, у.383 (объяснить)

Самооценка и взаимооценка учениками деятельности на уроке.

Определение степени достижения поставленной цели учащимися.

Самоопределения

Русский язык

Урок № 112

Тема: Правописание союзов. (п.33) (Тема не написана)

Цели: О. Познакомиться с правописанием союзов.

Р. Способствовать развитию умений правильно писать составные союзы, различать союзы и омонимичные слова.

В. Способствовать формированию уважительного отношения к родному языку, чувства взаимопомощи и товарищества.

Ожидаемый результат: уметь правильно писать составные союзы, различать союзы и омонимичные слова.

Оборудование: учебник, печатная тетрадь, тесты, компьютер, экран.

Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать.

Как вы это понимаете?

Регулятивные

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Работа с текстом.

- Прочитайте текст.

- Определите его тему и главную мысль.

- Согласны ли вы с тем, что говорится о потерянном времени в сказке?

Сказка о потерянном времени.

На одном далёком лесном озере издавна жила стая лебедей. Всё было хорошо, одно плохо: ни на что не хватало времени. Надо было и корм найти, и отдохнуть, и о малышах-лебедятах позаботиться. Тяжело! Берегли лебеди время, как самую большую драгоценность, старались, чтобы на всё его хватало.

Но вот с одним лебедем случилось чудо: он потерял…время. У всех время есть, а у него - нет. Лебеди зовут его с собой в далёкие южные края:

- У меня нет времени,- отвечает Лебедь.

Другие зовут его на красивое горное озеро:

- Нет времени,- скрипит Лебедь.

В конце концов все разлетелись кто куда. Один остался лебедь на лесном озере: там вечно тепло, нет зимы - время-то потеряно!

Незаметно прошло время. Слетелись лебеди на родное лесное озеро. Собрались все вместе. Рассказывают. Одни повидали удивительные южные края. Другие обзавелись красавицами-подругами. Третьи постигли мудрость за морем. Один лебедь ничего не может рассказать. В его жизни ничего не произошло, он ничего нового не узнал, ничему не научился - у него времени нет.

Страшно ему стало. Обидно. «Где ты, моё потерянное время? Что бы придумать? Я бы всё отдал, чтобы вернуть тебя!» Но молча течёт время стороной. Понимает: ничем нельзя помочь лебедю. Кто время потерял - назад его уже никогда не воротит. Ничего нет страшнее, чем потерянное время.

Л.И.Новикова

- Найдите в тексте предлоги, охарактеризуйте их.

- Найдите в тексте союзы, определите их разряд по значению, по происхождению и составу.

- Что можете сказать об их правописании?

- Сверьте свои версии с учебником.

Познавательные, Ценностные и морально-этические,

коммуникативные

3.

Постановка учебной задачи

- Какие затруднения у вас возникли при определении союзов? (Разное написание в тексте: чтобы - что бы).

- Какие есть версии?

- Что является союзом и как пишется?

- Какой частью речи является что бы?

- Как называются слова, произносимые одинаково?

- А чем отличаются слова-омонимы?

- Какова тема урока?

- Чему будем учиться?

Смыслообразовательные,

коммуникативные

4.

Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения.

- Ребята, что вы можете предложить, чтобы выйти из этой проблемной ситуации?

- Составьте алгоритм.

1. Можно заменить слово другим словом?

| |

ДА НЕТ

| |

СОЮЗ НАРЕЧИЕ

или

МЕСТОИМЕНИЕ

2.Можно переставить или отбросить (опустить) же, бы?

| |

ДА НЕТ

| |

НАРЕЧИЕ или СОЮЗ

МЕСТОИМЕНИЕ

Познавательные, коммуникативные

5.

Первичное закрепление учебного материала

Анализ предложений.

- Запишите предложения, проанализируйте, в каких предложениях употреблены союзы, а в каких омонимичные части речи.

1. В соседнем купе так же, как и в нашем, ехала на отдых семья.

2. В соседнем купе также ехала на отдых семья.

3. Мои спутники тоже осмотрели местность.

4. То же выражение удивления отразилось на его лице.

5. Природе надо, чтобы её любили.

Предметные,

коммуникативные

6.

Самостоятельная работа

Выполнить упражнение №206, в печатной тетради

Предметные,

познавательные

7.

Включение новых знаний в систему и повторение

Выполнить тест 2, стр.55 - 60 и проверить правильность его выполнения. (Работа в парах)

Предметные

8.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Д / З. п. 33, упр.207 (ПТ)

- Над какой темой работали? Какую цель ставили? Удалось ли её достичь? Какие были трудности и как вы их преодолели? Уходя с урока, приклейте к «древу познаний» свой листок в зависимости от степени усвоения материала:

зелёный - материал понят; красный - надо ещё поработать.

Самоопределения



© 2010-2022