Рабочие программы по литературе

"Описание материала: Материал представляет собой рабочие программы по литературе. Программы содержат пояснительную записку, цели изучения курса, содержание программы включает список произведений, которые будут изучаться в течение учебного года, требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, список литературы, учебный план, а также календарно -тематическое планирование с указанием типа урока и оборудования урока. Программы разработаны для учебника под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. Материал со...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24


Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом протокол № 1

от 30.08.2013 г.

Утверждена приказом МАОУ СОШ №24

от

Директор

В.А.Дегтярев




Рабочая программа

по литературе

для 5 класса

на 2013-2014 учебный год

Коломлина Т. В.





  1. Пояснительная записка


Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа по литературе для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004 год), Примерной программы основного образования по литературе и программы по литературе к учебникам для 5-9 классов (под редакцией Т.Ф.Курдюмовой).

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Количество учебных часов - 2 часа в неделю, 68 часов в год.


  1. Цели изучения курса


Цели

Компетенции

Общеучебные

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  2. формирование эстетического вкуса, приобщение к общечеловеческим ценностям;

  3. нравственное воспитание учащихся на примере образа героя литературного произведения;

  4. развитие устной и письменной речи учащихся.

Предметно-ориентированные

  1. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  2. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  3. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


  1. Содержание программы

Введение.

Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника как школа читательского мастерства.

Теория. Искусство. Виды искусств. Литература как искусство слова.

Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения и др.

Мифы народов мира.

Миф как форма познания и исторического освоения окружающего мира. Мифы разных времён и разных народов. Календарная поэзия и календарные праздники. Масленица. Народные обычаи, связанные с этим праздником. Мифы о сотворении мира. Египетский миф « Сотворение мира». Славянский миф «Рождение мира». Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Персонажи славянской мифологии. Древнегреческие мифы.

«Золотые яблоки Гесперид».

Теория. Миф. Виды мифов. Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире.

Устное народное творчество (фольклор).

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообразии фольклорных произведений. Детский фольклор. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора.

Теория. Жанры фольклора. Детский фольклор.

Былины.

Былины - русский народный эпос. Циклы былин. Герои и события былин. Патриотический пафос былин. Художественные особенности. Исполнители.

Теория. Былины как русский народный эпос.

Былина «На заставе богатырской». Герои былины: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Их облик и поступки. Сила и отвага богатырей при защите земли Русской. События на заставе богатырской. Сказители былин. Прозаический пересказ былины. Былины и их герои в живописи и в музыке.

Теория. Сюжет. Гипербола.

Русские народные сказки.

Сказка как популярный жар народного творчества. Рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок.

Теория. Сказка. Виды сказок.

Волшебная сказка «Царевна Лягушка». Волшебная сказка: волшебный сюжет, волшебные герои, особый язык. Ошибка героя, преодоление препятствий и победа героев. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах народной сказки.

Теория. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, необычность героев, необычность языка.

Сказки народов мира.

Богатство отражения мира в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок всех народов мира.

Теория. Сюжет. Сюжет сказки и реальная жизнь.

«Тысяча и одна ночь». «Путешествия Синдбада-Морехода». «Тысяча и одна ночь» - сборник народных сказок. «Путешествия Синдбада-Морехода» как одна из сказок о путешествиях. Синдбад и его приключения в стремлении познать тайны окружающего мира.

Теория. Путешествия как жанр.

Малые жанры фольклора.

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых жанров фольклора в других его жанрах и авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Теория. Малые жанры фольклора. Лаконизм малых жанров фольклора.

Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие форм, тематики и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и текст художественного произведения. Отличие пословиц от поговорок. Связь с другими жанрами фольклора.

Теория. Пословицы и поговорки. Афоризм.

Загадки. Загадка как один из видов фольклора и как древнейшая форма «тестов» на сообразительность. Особенности создания загадок. Роль метафоры и сравнения в загадках. Загадка и отгадка. Типы и циклы загадок. Загадка в фольклоре и современной литературе.

Теория. Загадка. Особенности её строения.

Анекдот. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Герои и сюжеты анекдотов. Судьбы анекдотов в устной речи и в литературе.

Теория. Анекдот.

Связь различных жанров фольклора. Сказка-анекдот. Богатство связей различных жанров фольклора.

Теория. Соединение жанров в фольклоре.

Песни. Частушки. Виды народных песен и их популярность. Одна из самых поздних форм фольклора - частушка. Сказка «Рифмы».

Теория. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора.

Русский народный театр.

Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Герой кукольных пьес - озорник Петрушка.

Теория. Театр. Пьеса. Сцена. Особенности построения и оформления драматического произведения: афиша, акт, действие, явление, ремарка, реплика.

«Озорник Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты. Петрушка как любимый герой массовых народных гуляний. Насыщенность пьесы малыми жанрами фольклора.

Теория. Особенности кукольного театра. Диалог в пьесе.

Русская литература XIX века. Русская классическая литература XIX века. Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии.

Теория. Классика. Классическое произведение.

Иван Андреевич Крылов. «Свинья под Дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и Мужик».

Расцвет русской басни в начале века. Великий баснописец Крылов. Басни: «Свинья под Дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и Мужик». «Свинья под Дубом» - обличение воинствующего невежества. Невежа и невежда. Злободневность морали басни «Свинья под Дубом». Герои басен. Мораль басни. Афоризмы из текстов басен.

Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Мораль басни.

А. С. Пушкин. «Няне», « Зимний вечер», « Зимняя дорога», «Зимнее утро». « Руслан и Людмила».
Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Стихи Пушкина «Няне», « Зимний вечер», « Зимняя дорога», «Зимнее утро». Родная природа и мир народной фантазии в лирике поэта. Поэма « Руслан и Людмила». Связь пролога поэмы с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. Поражение злых сил в поэме. Красота фантастических картин в поэме. Яркость красок сказочных описаний.

Теория. Поэма. Двусложные стихотворные размеры русского стиха. Ямб. Стопа.
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Парус». «Из Гёте».

Детство поэта. Родное гнездо - Тарханы. Начало творчества. Стихотворения, в которых отражено отношение поэта к окружающему миру.

Теория . Рифма.

Николай Васильевич Гоголь. «Пропавшая грамота».

Детство и юность Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Истории, близкие к народным поверьям как основа сюжетов популярных повестей. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Нечистая сила в рассказе. Язык повести.

Теория. Поверье. Типы пересказов.

Иван Сергеевич Тургенев. «Муму».

Детство в Спасском_Лутовинове. История создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Контрастное изображение героев. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Причины его самовольного возвращения в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева.

Теория. Портрет в литературном произведении.

Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов XIX века.

И. С. Никитин «Русь». М. Ю. Лермонтов «Сашка». Отрывок из поэмы. «Кто видел Кремль в час утра золотой». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край!..». Н. А. Некрасов. «Соловьи». Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», « Листья». А. А. Фет «Весенний дождь», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Я пришел к тебе с приветом...». «Летний вечер тих и ясен…».
Теория. Стихотворные размеры. Ямб. Хорей.
Героическое прошлое России в русской литературе XIX века
Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино». Патриотическая тема в стихотворении о войне 1812 года. Композиция и герои произведения. Образ старого солдата. Рассказ-монолог о знаменитой битве.
Теория. Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении.

Л. Н. Толстой. «Петя Ростов». Отрывки из романа «Война и мир».
Детство Толстого. Партизанская война на страницах романа-эпопеи и её герои. Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель Пети.

Теория. Роман-эпопея. Эпизод. Фрагмент.

М. А. Булгаков. «Петя Ростов». Отрывок из инсценировки романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Диалог в инсценировке. Прозаический текст и его инсценировка.
Литература XX века.

Богатство русской литературы XX века. Неразрывная связь русской литературы XIX и XX века. А.С. Пушкин в литературе XX века: И. А. Бунин «26 мая», А. А. Ахматова «В Царском Селе», В. А. Рождественский «Памятник юноше Пушкину».

Теория. Темы лирики.

Литературные сказки XX века .

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Расцвет сказки в XX веке. Сказки писателей-учёных.

К. Г. Паустовский. « Рождение сказки». О творчестве писателя. Сказочный сюжет и сказочные герои. Столкновение эгоизма и добрых чувств. Победа добра в этом поединке. Активная роль природы в сказке Паустовского.

Теория. Пейзаж в сказке писателя.

Андрей Петрович Платонов «Волшебное кольцо». Писатель о своём детстве и о привязанности к тяжкому труду. Герои сказки Платонова. Победа дружбы и справедливости над происками жадности и корысти. Сохранение примет народной сказки. Яркость собственной писательской стилистики автора.

Теория. Фольклорная и литературная сказки.

Джанни Родари «Сказки по телефону».

Джанни Родари - любимец многих поколений юных читателей. «Сказки по телефону» - отклик на стремление века к лаконизму и оперативности. Решение нравственных проблем. Современный подход к знакомым сюжетам. Активные герои. Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону».

Теория. Лаконизм как одно из свойств художественного текста. Его особенности и достоинства.

Владимир Владимирович Набоков «Аня в Стране чудес».

Сказка учёного Кэрролла и её переработка Набоковым. Любознательность героини сказки Набокова и её способность к необычным решениям и поступкам. Чудо и парадокс на страницах сказки учёного Сказка учёного для детей и взрослых.

Теория. Парадокс.

Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно».
Толкиен - один из самых читаемых в мире авторов второй половины XX века. Новый жанр в литературах мира - фэнтези. Сказочная страна Хоббитания и её обитатели в произведениях писателя-учёного. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Связь произведения с фольклором.

Теория. Фэнтези как жанр.

Русская литература XX века.

Русская литература XX века. Писатели и их судьбы. Герои литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин «Сказка», « Детство», «Первый соловей», «Канарейка».

Бунин-поэт. Впечатления детства в его стихах: роль фантазии и роль памяти.

Лирический образ живой природы. Голос автора в строках его стихов. Мир воспоминаний в мире творчества.

Теория. Стихотворные размеры. Ямб. Хорей.

Константин Дмитриевич Бальмонт. «Снежинка, «Фейные сказки», «Осень», «Золотая рыбка».
Лирика Бальмонта. Совершенство его стиха. Стихи для детей. Близость фольклорным образам.

Теория. Стихотворение и его воплощение в музыке.

Игорь Северянин «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк».

Сочувствие ко всему живому в стихах поэта.

Теория. Трёхсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.

Иван Сергеевич Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями».
Встреча юных рыболовов с Чеховым в Замоскворечье. Облик и поведение писателя. Двойное название рассказа и его причины.

Теория. Название произведения.

Евгений Иванович Замятин «Огненное «А».

Корабел, инженер, писатель Замятин. Мечты подростков начала века. Сюжет, рождённый прочитанной книгой. Комическая развязка.

Теория. Юмор.

Александр Иванович Куприн «Мой полет».

Куприн - один из самых популярных писателей начала века. Автобиографический очерк и его герои. Сюжет и поступки героев.

Теория. Очерк.

Поэтический образ Родины

Стихи Блока, Есенина, Заболоцкого, Кедрина, Рубцова. Другие стихотворные произведения о красоте родной земли. Природа в лирике поэтов XX века.

Теория. Лирическая проза.

Героическое прошлое России.

Стихи Фатьянова, Твардовского Ахматовой, Гамзатова. Песни, созданные на стихи поэтов.

Теория. Песня: слово и музыка в их единстве.

Современная литература.

Виктор Петрович Астафьев. «Игра», « Васюткино озеро».

Автобиографические произведения писателя о детских годах. Формирование характера подростка в сибирской деревне. Васютка и его путешествия по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя..

Теория. Автобиографический рассказ.

Туве Янсон «Последний в мире дракон».

Писательница и художник Туве Янсон. Утверждение права современной литературы на сказку. Мир нарисованных и описанных в книгах новых сказочных героев Туве Янсон.

Теория. Литературная сказка и иллюстрации.

Путешествия и приключения.

Даниэль Дефо «Робинзон Крузо».

Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги - Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя.

Теория. «Робинзонада».

Рудольф Эрих Распе. «Приключения барона Мюнхаузена».

Барон Мюнхаузен и придуманные им истории. Ирония и гротеск, гипербола и литота в «подлинных историях».

Теория. Ирония и гротеск, гипербола и литота.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

Марк Твен - мастер занимательного и весёлого повествования. Автобиографическая повесть и её герои. Том и Гек. Приключения подростков, их смелость и авантюризм.

Теория. Прототип.

Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».

Астрид Линдгрен - детский писатель. События и приключения повести. Детективный сюжет повести.

Теория. Трилогия. Детективный сюжет. Сюжет и композиция художественного произведения.

Новая жизнь старых героев.

Н. С. Гумилев «Орел Синдбада». Обзора знакомых сказок в стихах поэта.

Б. Лесьмян «Новые приключения Синдбада-морехода».Знакомый герой в новом произведении.

Теория. Новая жизнь героев художественных произведений.

Итоги. Чтение летом.

М. И. Цветаева «Книги в красном переплете». Советы поэта и собственные вкусы и пристрастия учеников.


  1. Учебный план


Модуль (глава)

Количество часов

1

Введение

1

2

Мифы

4

3

Устное народное творчество

12

4

Русская литература XIX века

22

5

Литература XX века

22

6

Путешествия и приключения

7


Всего

68



  1. Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс V класса


К концу 5 класса учащиеся должны

знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста,

  • состав­лять тезисы и план прочитанного;

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Основная форма организации учебной деятельности - классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа под руководством учителя и самостоятельно.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля - устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.


  1. Литература


  1. «Универсальные поурочные разработки по литературе». Золотарева И.В, Егорова Н.В., М., 2009 г

  2. «Я иду на урок литературы. 5 класс» Красухин Г.Г., М., 2009 г.

  3. «Уроки литературы в 5 классе». Сост. Косых Г.А. Волгоград, «Учитель». 2009 г.

  4. «Поурочные разработки по литературе». Егорова Н. В. М., «Вако», 2011 г.
















Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24


Рассмотрена на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

протокол № 1

от

Согласовано с заместителем директора по УВР

З.А.Пихтелева




Календарно-тематическое планирование

по литературе

для 5 класса А

на 2013-2014 учебный год

Коломлина Т. В.
















Тип урока.

Тема урока.

Количество часов по теме.

Оборудование урока.

Дата

по плану

фактически

1

Урок-лекция.

Литература - искусство слова.

1

Выставка книг.

2

Урок-практикум

Мифы и мифология.

1

Иллюстрации мифологических сюжетов.

3

Урок-практикум

Календарные мифы. Масленица.

1

Иллюстрации мифологических сюжетов.

4

Урок-практикум

Мифы о сотворении мира.

1

Иллюстрации мифологических сюжетов.

5

Урок-практикум

Древнегреческие мифы. Миф «Золотые яблоки Гесперид».

1

Выставка книг.

6

Урок-практикум

Фольклор. Жанры фольклора.

1

Игровое поле и карточки к игре Лото.

7

Урок-практикум

Русский народный эпос - былины. Герои былин.

1

Репродукции картин русских художников.

8

Урок-практикум

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

1

Репродукции картин русских художников.

9

Урок-практикум.

Былины и их герои в живописи и музыке.

1

Презентация.

10

Урок-практикум

Русские народные сказки.

1

Иллюстрации учеников к сказкам.

11

Урок-практикум

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народные идеалы в сюжете и образах сказки.

1

Иллюстрации учеников к сказкам.

12

Урок-практикум

«Путешествия Синдбада-морехода» - сказка об освоении незнакомого мира.

1

Иллюстрации учеников к сказке.

13

Урок-практикум

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие тематики. Загадка как один из видов фольклора.

1

Карточки с загадками, пословицами и поговорками.

14

Комбинированный урок

Анекдот как один из малых жанров фольклора. Сказка-анекдот.

1

15

Комбинированный урок

Песни, частушки.

1

Аудиозаписи народных песен.

17

Урок-практикум

Итоговый урок по теме «Фольклор».

1

18

Урок-практикум

Русская классическая литература 19 века. Расцвет русской басни в начале XIX века.

1

Портрет Крылова. Иллюстрации к басням.

19

Урок-практикум

И.А.Крылов "Свинья под дубом".

1

Портрет Крылова. Иллюстрации к басням.

20

Урок-практикум

И.А.Крылов «Осёл и мужик». Анализ и исполнение басен.

1

Портрет Крылова. Иллюстрации к басням.

21

Урок-практикум

А.С.Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути.

Поэма "Руслан и Людмила". Связь пролога к поэме с русскими народными сказками.

1

Портрет Пушкина. Репродукции картин художников-пейзажистов.

22

Урок-практикум

Поэма "Руслан и Людмила".1 песнь.

1

Портрет Пушкина. Иллюстрации к поэме.

23

Урок-практикум

Поэма "Руслан и Людмила". 2 песнь.

1

Портрет Пушкина. Иллюстрации к поэме.

24

Урок-практикум

Поэма "Руслан и Людмила". 3 песнь. Обобщение.

1

Портрет Пушкина. Иллюстрации к поэме.

25

Урок-практикум

Родная природа и мир народной фантазии в лирике Пушкина.

1

Портрет Пушкина.

26

Урок-практикум

Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа

1

27

Комбинированный урок

М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. "Парус".

1

Портрет Лермонтова. Репродукции его картин.

28

Урок-практикум

М.Ю. Лермонтов.»Листок», «Из Гёте»

1

Портрет Лермонтова. Репродукции его картин.

29

Урок-лекция

Детство и юность Н.В.Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Портрет Гоголя.

30

Урок-практикум

Сюжет и герои повести "Пропавшая грамота".

1

Иллюстрации к повести.

32

Комбинированный урок

Герасим в доме барыни.

1

Иллюстрации к рассказу.

33

Комбинированный урок

Герасим и Татьяна.

1

Иллюстрации к рассказу.

34

Комбинированный урок

Герасим и Муму. Богатырский поступок.

1

Иллюстрации к рассказу.

35

Развитие речи.

Сочинение по рассказу Тургенева «Муму».

1

Иллюстрации к рассказу.

36

Комбинированный урок

Родная природа в стихах русских поэтов 19 века.

1

Репродукции русских художников.

37

Комбинированный урок

Стихотворные размеры.

1

38

Урок-практикум

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Композиция и идейное содержание.

1

Портреты героев войны1812 года.

39

Урок-практикум

Л. Н. Толстой. Отрывки из романа «Война и мир». « Петя Ростов». Анализ эпизодов.

1

Иллюстрации к роману.

40

Урок-практикум

Литература ХХ века. Связь веков в поэзии ХХ века.

1

41

Урок-практикум

К. Г. Паустовский. «Рождение сказки»

1

Портрет Паустовского.

42

Урок-практикум

Х.К. Андерсен «Снежная королева». Силы добра и зла.

1

Рисунки учащихся.

43

Урок-практикум

Испытания Герды. Победа добра и любви.

1

Выставка книг писателя.

44

Урок-практикум

А.П. Платонов «Волшебное кольцо». Традиционное и новое в сказке.

1

Выставка книг писателя.

45

Урок-практикум

Джанни Родари. «Сказки по телефону». Особенности жанра.

1

Выставка книг писателя.

46

Урок-практикум

В. В. Набоков «Аня в стране чудес».

1

Рисунки учащихся.

47

Урок-практикум

Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит, или туда и обратно».

1

Видеоверсия фильма «Властелин колец».

48

Урок-практикум

И. С. Шмелёв. «Как я встречался с Чеховым. За карасями».

1

Портрет писателя

49

Урок-практикум

Е.И. Замятин "Огненное А". Рассказ о мечте подростков начала XX века.

1

Портрет писателя

50

Урок-практикум

А.И. Куприн "Мой полёт". Автобиографический очерк и его герои.

1

Портрет писателя

51

Урок-практикум

Поэтический образ Родины в стихах русских поэтов ХХ века. А.А. Блок «На лугу», «Ворона». С. Есенин «Пороша», «Ночь», «Черёмуха».

1

Репродукции картин русских художников.


52

Урок-практикум

Поэтический образ Родины в стихах русских поэтов ХХ века. Н.А.Заболоцкий «Оттепель», Д.Б. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето», Прокофьев А.А. «Мне о России надо говорить…».


1

Репродукции картин русских художников.

53

Урок-практикум

М.М.Пришвин «Времена года».

1

Репродукции картин русских художников.

54

Интегрированный урок.

Мир братьев наших меньших. С. Есенин «Песнь о собаке», В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

1

Рисунки животных.

55

Урок-практикум

Героическое прошлое России. Стихи А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова, А,И.Фатьянова о Великой Отечественной войне.

1

Аудиозаписи песен военной поры.

56

Урок-практикум

В.П. Астафьев «Игра». "Васюткино озеро". Автобиографическое произведение писателя.

1

Иллюстрации учащихся к рассказу.

57

Урок-практикум

«Васюткино озеро» как произведение о формировании характера подростка в сибирской деревне.

1

Иллюстрации учащихся к рассказу

58

Урок развития речи.

Васютка и его путешествие по осенней тайге.

1

Иллюстрации учащихся к рассказу.

59

Урок-практикум

Сочинение по рассказу Астафьева «Васюткино озеро».

1

60

Урок-практикум

Т.Янссон "Последний в мире дракон".

1

Выставка книг писателя

61

Урок-практикум

Итоговый урок по теме «Литература ХХ века».

1

62

Урок-практикум

Д. Дефо "Робинзон Крузо". Теория. «Робинзонада».

1

Портрет писателя. Выставка книг.

63

Урок-практикум

Р.Э. Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена". Теория. Гротеск. Гипербола. Литота.

1

Портрет писателя. Выставка книг

64

Урок-практикум

М. Твен "Приключения Тома Сойера".

1

Портрет писателя. Выставка книг

65

Урок-игра.

Викторина по повести М. Твена "Приключения Тома Сойера".

1

Портрет писателя. Выставка книг

66

Урок-практикум

А. Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста".

1

Портрет писателя. Выставка книг

67

Урок-практикум

Н.С. Гумилёв "Орёл Синдбада", Б.Лесьнян "Новые приключения Синдбада морехода".

1

Иллюстрации учащихся.

68

Урок-практикум

Сюжеты изученных произведений. М.И. Цветаева "Книги в красном переплёте".

1

Выставка книг




© 2010-2022