Урок 5 «Не с существительными»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

МО Староминский район, Краснодарский край

УРОК №5

Урок русского языка «Не с существительными»

6 класс

Материал подготовила:

учитель русского языка и литературы

Рубан Татьяна Ивановна

Тема урока: «Не с существительными»

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Комбинированный

Цель урока: формирование знаний о правописании НЕ с существительными

Задачи урока:

  • изучить условия слитного и раздельного написания не с существительными и применять их;

  • развивать логическое мышление, внимательность, умение работать в группах и самостоятельно;

  • воспитывать усердие, аккуратность, бережное отношение к учебным пособиям (учебнику и раздаточным материалам), воображение, адекватное оценивание товарищей по классу

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, карточки с

правилами для вклеивания в справочник учащимся, шапка магистра наук,

презентация по теме урока

Ход урока:


Этапы урока

Содержание этапа


Задачи этапа урока


1. Организация детей на занятии

Приветствие учащихся.

Организация рабочего места

Создание благоприятной психологической обстановки

2. Формулировка темы урока, постановка цели урока

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с ДОУМЕНИЕМ:

Что за ЛЕПОЕ положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была РАЗБЕРИХА.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный РЯХА,

А за РЯХОЙ по травке свежей

Шли СУРАЗНЫЙ ДОТЕПА и ВЕЖА

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом шли ДОУЧКИ.

И навстречу им утром рано

Улыбалась царевна СМЕЯНА.

Но, конечно, только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

(по С. Бондаренко)

- Ребята, вам понравилось стихотворение?

- Чего в нем не хватало?

- Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?

- Это очень сложная тема, поэтому особенно важно быть сосредоточенными и внимательными. Сегодня на уроке вам снова предстоит выступить в роли ученых-языковедов. Вы сами выведете правило правописания не с существительными.

- Вы готовы?

- Тогда в путь.

Заинтересовать детей, создать ситуацию необходимости решения этой проблемы

3. Работа в парах

- Вы получаете карточки с материалами для наблюдения и алгоритмом работы (приложение 1). Ваша задача понаблюдать над языковым материалом и сделать выводы, после мы обсудим результаты работы.

Выступление представителей от групп с оглашением результатов работы.

Формировать умение анализировать языковой материал, делать выводы, воспитывать коммуникативную культуру учащихся

4. Работа с учебником

- Откройте учебники на стр. 95 и прочитайте правило, соответствуют ли выводы, которые вы сделали самостоятельно, правилу учебника.

- Итак, мы познакомились с новой орфограммой «Не с именами существительными».

Развивать умение работать с учебником, умение сравнивать результаты своей работы с правилом

5. Физминутка

- Давайте отдохнём и поиграем.

Восстановить умственную работоспособность.

6. Рефлексия

- А сейчас я предлагаю вам применить данное правило на практике и проверить, насколько вы его усвоили.

Осознание каждым учащимся того, насколько хорошо он усвоил изучаемый материал

Запишите имена существительные в два столбика: в левый - те, которые без НЕ- не употребляются, в правый - те, которые употребляются без НЕ и к которым можно подобрать синоним.

Нелепость, недруг, неуклюжесть, невежа, несчастье, невежда, неприятель, несговорчивость.

7. Составление алгоритма применения правила

(приложение 2)

Обобщение материала по новой теме.

8. Закрепление по теме

Предупредительный диктант.

- Я буду читать текст, а вы записываете только существительные с НЕ, аргументируя выбор слитного или раздельного написания.

Книга - друг человека. В ней открывается прекрасный мир, воспитывается не праздность, а доброта. Читая книги, мы плачем над несчастиями людей, которые страдали от несправедливости, невежества. Мы любим книги, где герои борются с неправдой.

Формировать умение работать с алгоритмом применения правила для определения слитного или раздельного написания НЕ и существительными, развивать внимательность, умение выбирать необходимый языковой материал

9. Самооценка

- Оцените свою работу на уроке, как хорошо вы поняли материал:

Да (понял), Частично, Нет (не понял).

  • Я усвоил(а) орфограмму «Не с именами суще ствительными».

  • Я умею находить слово с данной орфограммой.

  • Я отличаю случаи, слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными.

Баллы:

  • Да - 5 баллов

  • Частично - 3 балла

  • Нет - 0 баллов

Сумма баллов

Оценка

15 баллов

5

12-14 баллов

4

9-11 баллов

3

3 балла

2

Формировать требовательное отношение к своей работе

9. Итог урока

- Итак, вы сегодня выступали в роли ученых и самостоятельно вывели правило написания НЕ с существительными. Эта работа была трудной? Что помогло вам справиться с трудностями?

- Правильно знания и умения, а ещё дружба, взаимопомощь.

- Наша задача - довести до автоматизма умение делать правильный выбор написания НЕ с существительными.

Обобщить информацию, которую получили на уроке.

10. Домашнее задание

- Дома вам нужно будет выучить правило написания НЕ с существительными, выполнить упр. 238, пользуясь алгоритмом, который мы составили на уроке, повторить словарные слова

Объяснить задание для самостоятельной работы дома


Приложение 1

Материалы для наблюдения

Прочитайте предложения:

Ненастье задержало наш отъезд.

Внимание солдат устремилось на неприятеля.

Он говорил не правду, а ложь.

Алгоритм наблюдения

Найдите существительное, при котором есть НЕ.

Определите, чем является НЕ в каждом предложении: приставкой, частью корня, отрицательной частицей (если это приставка или часть корня, выделите их, если частица, подчеркните раздельное написание).

I. Проведите лингвистический эксперимент: закройте НЕ в существительном первого предложения и прочитайте получившееся слово. Употребляется ли в русском языке такое слово без НЕ-?

ВЫВОД № 1:

НЕ- с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если оно не употребляется без НЕ.

II. Замените слово с НЕ во втором предложении синонимом без НЕ или близким по значению выражением:

НЕПРИЯТЕЛЬ - ___________________________________________

ВЫВОД № 2:

НЕ- с существительным пишется _______________ (слитно или раздельно?), если оно может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению выражением.

III. Подчеркните однородные члены в 3-м предложении, каким союзом они связаны? Чем является слово НЕ в данном предложении?

ВЫВОД № 3:

НЕ с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если НЕ является (чем?)____________________________________. В таком предложении есть противопоставление с союзом а.

Приложение 2

Алгоритм применения правила правописания

НЕ с именами существительными

1. Определяю, употребляется ли слово без НЕ?

НЕТ

(не употребляется без НЕ-)

ДА

(употребляется

без НЕ)

Пишу слитно

2. Определяю, можно ли подобрать синоним без НЕ или близкое по значению выражение?

НЕТ

(нельзя подобрать синоним без НЕ)

ДА

(можно подобрать синоним без НЕ)

ДА

(есть противопоставление с союзом а)

3. Смотрю, есть ли противопоставление с союзом а?

Пишу слитно

Пишу слитно

НЕТ

(нет противопоставления с союзом а)

Пишу раздельно













© 2010-2022