Урок по русскому языкуГлагол, обобщение пройденных тем ( 5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме "Глагол, обобщение пройденных тем" 6 «А» класс

МБОУ СОШ№5

Акылбекова Гулмира Абылгазыевна, учитель

Пояснительная записка

Урок русского языка «Повторение темы «Глагол» в 6 классе является заключительным уроком обобщения и закрепления материала, поэтому необходимо направить работу учащихся таким образом, чтобы «не перегрузить» 6-ов информацией, использовать разные технологии, виды деятельности. Урок должен быть интересным, занимательным, информативным.

Основная цель данного урока заключается в том, чтобы повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол». Отсюда вытекают задачи урока: научить учащихся применять полученные теоретические знания о глаголе на практике при выполнении различных заданий, развивать навыки грамотного письма, совершенствовать творческие способности.

На уроке используются средства обучения: компьютерная презентация, таблица «Морфологический разбор глагола», слайд- кроссворд, домашнее задание через инструкции к бытовой технике.

Необходимо повышать эффективность обучения своего предмета, использовать разнообразные способы передачи знаний, стараться использовать нестандартные формы работы, способные заинтересовать обучающегося, применять современные образовательные технологии. На уроке «Повторение темы «Глагол» используются различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии, технология сотрудничества, а также игровая.

На уроке присутствует и попутное повторение понятий: «лексическое значение слова», «синонимы», «антонимы», отработка навыков по читательской грамотности с различными текстами; повторение определений изобразительно-выразительных средств языка: эпитета, метафоры, олицетворения. Эта работа способствует развитию выразительности речи, сохранению чистоты языка (ясно, логично и точно излагать свою точку зрения), воспитывает бережное и сознательное отношение к русскому языку.

На уроке используются и разные формы работы: индивидуальная, при которой учитываются склонности, индивидуальные особенности и интересы учащихся; парная; фронтальная (вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка); групповая (помогает устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать).

Учащиеся на уроке выполняют различные виды деятельности: разгадывание кроссворда (этот вид работы способствует созданию ситуации мотивации к обучению - «стартового желания учиться»); лингвистический анализ текста, нахождение в тексте средств выразительности; орфографическую работу на основные правила, изученные ранее (правописание безударной гласной в корне слова, правописание приставок, окончаний глаголов, правописание -тся -ться в глаголах, не с глаголами); отработка умений определять грамматическую структуру предложения, морфологические признаки глагола.

Урок построен таким образом, что учащиеся сами приходят к выводу: какова роль глагола в нашей речи. Далее дается дифференцированное домашнее задание по теме «Глагол» через применение их в инструкциях к бытовой технике.

Данный урок поможет учащимся 6-ого класса не только повторить и закрепить сведения о глаголе, но и испытать радость от приложенных усилий, пережить успех достижения цели.

Тема: Глагол, обобщение пройденных тем.

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол».

Задачи:

Образовательные:

повторить изученные сведения о глаголе как части речи;

закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;

отработать морфологический разбор глагола;

выявить назначение глагола в речи.

Воспитательные:

воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;

способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;

способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания,

способствовать воспитанию толерантности к культуре народов Севера.

Развивающие:

развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;

развивать орфографическую зоркость;

развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;

совершенствовать творческие способности;

развивать выразительность речи.

Оборудование: компьютер, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация (Приложение 1), таблица «Морфологический разбор глагола», карточки с текстом для лингвистического анализа, карточки с кроссвордом, дифференцированное домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент. Начало урока

Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой занимались на протяжении многих уроков. И начнем работу с лингвистической разминки. Работать вы будете в парах.

II. Лингвистическая разминка (слайд 2) Приложение 2

Итак, возьмите карточки с текстом. На них изображен кроссворд. Ваша задача состоит в том, чтобы найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде.

Самопроверка.

Назовите ключевое слово (глагол). Проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд (Слайд 3). А теперь, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока (Повторение темы «Глагол»).

III. Фронтальный опрос

Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе (Вопросы на слайде 4).

IV. Работа с эпиграфом

Да, ребята, глагол - это непростая часть речи, но интересная. Давайте прочитаем слова А. Югова, написанные на доске: «Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголах струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать само действие!». Объясните, как вы понимаете эти слова. (Глагол - это важная часть речи. Без него трудно обойтись. Глагол является основой языка). А.Н. Толстой говорил, что «найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе». В чем же назначение глагола? (Движение, действие)

V. Морфологический разбор глагола

Что мы с вами сейчас повторили о глаголе? (Его морфологические признаки). Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. А только ли по морфологическим признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (Нет, мы должны еще определить общее грамматическое значение слова и его синтаксические признаки.) Давайте докажем это. Выпишем из эпиграфа глагол и выполним морфологический разбор данного слова (таблица).

Струится - глагол.

Кровь (что делает) струится. Н.Ф. - струиться.

Морф. приз.: несов. в., 2 спр., изъяв. накл., наст. вр., 3 л., ед.ч.

В предложении является сказуемым.

Вопросы: Как изменяются глаголы в настоящем времени? Как изменяются глаголы в прошедшем времени? На какие две группы делятся морфологические признаки глагола?

VI. Лингвистический анализ текста

Морфологические признаки глагола усвоили. А теперь, ребята, нам предстоит разобраться в том, какую роль играют глаголы в художественных произведениях. Вашему вниманию я предлагаю поэтический текст В. Солоухина «Слово о словах». Возьмите текст стихотворения. (Приложение 3).

Вопросы к тексту:

О чем, ребята, это стихотворение?

Каким может быть слово? (Суровым, грубым, холодным, грустным, ласковым, теплым, нежным, радостным.)

О чем заставляет задуматься это стихотворение? (Прежде чем что-то сказать, надо сначала хорошенько подумать, чтобы не причинить боль другому человеку, чтобы его не обидеть, не ранить.)

А ведь автор в этом стихотворении говорит нам не только о весомости, ценности и значимости слова. Он обращает наше внимание на то, что слово к тому же еще и действенно. С помощью какой части речи это достигается? (Глагола). Мы еще раз убедились с вами в том, что назначение глагола - выражать само действие.

VII. Физкультминутка (зарядка с ведущим).

VIII. Групповая работа по тексту стихотворения.

Продолжим с вами работу с текстом стихотворения. Задания вы будете выполнять по группам (Слайд 5). Проверка работы.

IX. Работа с изобразительно-выразительными средствами .Текст «Ненецкие меховые куклы…»

Ребята, а вы обратили внимание на то, что в этом тексте встречаются художественные средства выразительности. Назовите их. (Эпитет, метафора, олицетворение). Давайте вспомним с вами определения (Слайд 6). Найдите в тексте эти средства выразительности.

X.

27 всемирная Летняя Универсиада 2013 год

Вопросы и задания по вариантам для синтаксического разбора предложений

X. Аудио-текст (ительменская сказка об улитке) на закрепление.

Учащиеся прослушивают текст, анализируя использование глаголов, и дают ответ на вопрос: «Глаголы какого времени больше всего встречаются в этом тексте?»

ХI. Подведение итогов

Итак, ребята, давайте подведем итог. Какую же роль играют глаголы в нашей речи? (Умелое использование глаголов, их прямого и переносного значения обогащает нашу речь, делает ее более яркой и образной.)

Вывод: Движение - это основа жизни, а передающие движение глаголы - основа языка.

XII. Домашнее задание

Найти и сделать морфологический разбор глаголов из любой инструкции к бытовой технике.











Самоанализ урока.

"Повторение изученного о глаголе"

Тема урока: "Глагол, обобщение пройденных тем». 6 «А» класс.

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол».

Задачи:

Образовательные:

повторить изученные сведения о глаголе как части речи;

закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;

отработать морфологический разбор глагола;

выявить назначение глагола в речи.

Воспитательные:

воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;

способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;

способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания,

способствовать воспитанию толерантности к культуре народов Севера.

Развивающие:

развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;

развивать орфографическую зоркость;

развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;

совершенствовать творческие способности;

развивать выразительность речи.

Работу построила так, чтобы дети сами обобщили полученные знания по теме "Глагол".

Для мотивации темы урока был предложен кроссворд.

Повторили все орфограммы, вспомнили определения, что дало возможность грамотно отработать морфологический разбор глагола, выявить назначение глагола в речи, отработали роль выразительных средств речи в тексте.

Учащиеся отвечали правильно, это позволяет судить, что изученные темы детьми поняты.

Во время урока использовался фронтальный опрос, самостоятельные рассуждения, подводились общие итоги.

Работа по аудио-тексту помогла правильно отследить использование временных глаголов.

Считаю, что на уроке был хороший познавательный уровень активности учащихся.

Развитию интереса детей способствовало нетрадиционная форма работы на уроке обобщения - это исследовательская работа по единому тексту с использованием регионального компонента.

Ответы учащихся аргументированы, отдельные дети оперировали понятиями, сочетая теоретические знания с практической деятельностью, вносили поправки.

Принцип научности, доступности и посильности соблюдался.

Время распределено рационально. Прослушанный аудио-текст способствовал воспитательному обучению о толерантности к культуре народов Севера.

На уроке «Повторение темы «Глагол» использовались различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии, технология сотрудничества, а также игровая.

Норма письма выполнена. Считаю, что урок соответствует поставленным целям и задачам.

© 2010-2022