- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Трудные вопросы ЕНТ Час грамматики
Трудные вопросы ЕНТ Час грамматики
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Козенко Н.А. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Час грамматики. Трудные вопросы ЕНТ.»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как отличить союз от союзного слова в СПП?
Союзное слово:
-
Является членом предложения. -
К нему можно поставить вопрос. -
Союзное слово можно заменить другим значащим словом. -
На него падает логическое ударение.
Найти союзное слово:
-
Дождь перестал, хотя небо было хмурое. -
В одном месте мы спугнули пару журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
Трансформация предложений:
1. Заменить предложения на СПП с придаточными уступки:(хотя, несмотря на то что, пускай, как ни.)
-
Осеннее солнце склонялось к горизонту, но мне не хотелось уходить. -
Мы жили далеко, но звуки канонады доносились явственно.
2. Составить предложения с придаточными условия, используя союзы если, когда, раз, коли, ежели:
-
Ты обещал. Надо выполнить обещание. -
Хочешь чего-нибудь добиться в жизни? Будь целеустремлённым. -
Хотите жить долго? Окружайте себя друзьями. -
Человека труд делает счастливым. Значит, он нашёл своё призвание.
3. Заменить СПП с придаточными причины на СПП с придаточными следствия:( так что )
1.Я нанялся в подмастерья, так как жить было нечем.
2. На этой дороге я не получу ничего, потому что моё желание не может быть выполнено никем.
3.Мы не проехали и двадцати вёрст, потому что дорога была скверная.
4. Заменить деепричастные обороты придаточными причины:(потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что)
1.Капитан угрюмо молчал, предчувствуя наступление плохой погоды.
2.Получив пятёрку, он почувствовал себя счастливым.
3.Используя пословицы и поговорки, он делал свою речь выразительной и лаконичной.
Указать СПП с придаточными цели:
-
Что(бы) вы хотели увидеть? -
Я к вам пришёл, что(б) облегчить душу. -
Что(бы) ни говорили, меня вам не убедить. -
Нужно быть слепым, (что) бы не видеть в книгах Грина любви к человеку.
Определить значения придаточных в следующих предложениях:
-
Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб. -
Стало темно, так что мы сбивались с дороги. -
Как ни крепился Чичиков, он похудел во время таких невзгод. -
Чем дальше мы уходили от дома, тем глуше становилось всё вокруг. -
Во время ветра дом качался, как качается старый корабль. -
Во время ветра дом качался, как старый корабль. -
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. -
Что бы ни говорил Швабрин о Маше, Гринев не верил. -
Там, где было устье реки, тропа взбирается на гору. -
Куда не взглянешь, всюду холмы. -
Утром, как только мы отошли от бивака, тотчас же натолкнулись на тропу. -
Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи. -
Я решил подняться на гору, чтобы оттуда осмотреть окрестности. -
За время путешествия я так сжился с казахами, что мне не хотелось от них отделяться. -
Ночь была такая тихая, что даже осины замерли и не дрожали листьями. -
Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его. -
Мы рано выступили из бивака, вследствие того что мы рано встали. -
Ему всё давалось легко и просто, так как он было молод. -
Он говорил так, что это запоминалось на всю жизнь. -
Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. -
Когда торопишься, дорога кажется длиннее. -
Как ни спешила Поля, разговор затянулся.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Последовательное подчинение
Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь.
Параллельное подчинение
Если завтра увидите его, то попросите его, чтобы он заехал ко мне на минутку.
Однородное подчинение
Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах.
Определить, какой вид подчинения в следующих предложениях:
-
Мудрый Азь-Тауке не знал, что потомки этого сына прославят его род, что внук его с криком «Аблай!» поведёт казахов в бой, что ему присвоят имя деда. -
Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом, если найдёт его. -
Когда началась Отечественная война, многие поэты и писатели стали военными корреспондентами, чтобы поддержать боевой дух народа.
Объяснить постановку знаков препинания:
-
Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать. -
Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и думать. -
Очевидно было, что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорбил его.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни.
Картина переменилась: снег стаял, влажная земля дымилась.
Вдруг чувствую: кто-то тянет меня в сторону.
Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
Тире в бессоюзном сложном предложении.
(а, но)
противопоставление.
Шестнадцать лет служу - такого со мной не было.
Лес рубят - щепки летят.
(поэтому)
Солнце дымное встаёт - будет день горячий.
Быстрая смена событий, неожиданный результат.
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
(словно, будто)
Сравнение
Молвит слово - соловей поёт.
Поставить знаки препинания в предложениях:
-
Слушайте музыку она откроет вам чудесный мир звуков она поведает вам о горестях и радостях о страданиях и надеждах человека. -
Перед началом концерта в зале стоит лёгкий шум оркестранты настраивают инструменты зрители шуршат программами дежурные усаживают опоздавших. -
Сами знаете музыка помогает гармоничному развитию. -
Посмотрю на сцену движения балерины изящны выразительны передают чувства её героини. -
Труд человека кормит лень портит. -
Лучше вспашешь больше хлеба возьмешь. -
Взойдёт красно солнышко прощай светел месяц. -
Музыка звучит невозможно не слушать. -
Споёт счастьем одарит. -
Запела первая птица всё дрогнуло.