Рабочая тетрадь по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая тетрадь по русскому языкуРабочая тетрадь по русскому языкуРабочая тетрадь по русскому языкуРабочая тетрадь по русскому языкуРабочая тетрадь по русскому языкуВведение.

  1. Каковы важнейшие функции языка? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Каково значение русского языка в культуре нашего народа и мировой культуре? Запишите высказывания великих людей о языке.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

  1. Назовите виды речевой деятельности?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Перечислите основные требования к речи_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите стили речи





  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, определите стиль речи.

Ноздрев был в некотором отношени… исторический человек. На одном собрани… где он был не обходилось без истории. Какая нибудь история непреме…о происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели…

___________________________________________________________________

  1. Выберите правильное определение.

А. Научный стиль - это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

Б. научный стиль - это стиль научных стилей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями - по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

В. Научный стиль - это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

6. Определите, к какому стилю относятся следующие словосочетания:

находиться под следствием;

окончательное решение;

уполномочен заявить;

в интересах дела;

взят под стражу.

__________________________________________________________________________

Раздел 2. Лексика и фразеология.

  1. Что является объектом изучения лексикологии?_________________________________________________

  2. Какими признаками должно обладать слово? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Определите, как соотносятся между собой звучания слов и их значение.

Радостный - грустный;

Смелый - храбрый;

Адресат - адресант;

Ключ (от двери) - ключ (родник).

  1. а) слова с противоположным значением и неодинаковым звучанием называются__________________________________________________________;

б) слова с неодинаковым звучанием при близком смысле называются ____________________________________________________________________;

в) слова с одинаковым звучанием при разных значениях называются__________________________________________________________;

г) слова с близким звучанием, но разным значением называются___________________________________________________________

5. Распределите пары слов в таблицу.

Мягкий - жесткий, запустить (ракету) - запустить учебу, искусный - искусственный, искусный - умелый, (крепкий) брак - брак (в работе), невежа - невежда, дефект - недостаток, взрослый - детский.

омонимы

паронимы

синонимы

антонимы








  1. Найдите в приведенных ниже предложениях иноязычные слова, архаизмы, историзмы, неологизмы.

Обыватель любопытен, все узнать бы о пиите. Она казалась верный снимок. Крупные землевладельцы заседают в палате лордов. Мощная выя командора сгибалась под тяжестью наперсного креста. Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он. Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар.



  1. Что изучает фразеология? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Укажите фразеологизмы - синонимы к словосочетанию очень быстро:

а) как с гуся вода;

б) хоть пруд пруди;

в) сломя голову;

г) вытягиваться в струнку;

д) во весь дух.



  1. Составьте предложения с данными фразеологизмами.

Вольный казак, мокрая курица, засучив рукава, два сапога пара, кривить душой, вставлять палки в колеса. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 3. Морфемика и словообразование.

  1. Вставьте пропущенные буквы в приставках.

а) бе…аварийный;

б) ра…жечь;

в) и…поведать;

г) во…кликнуть;

д) во…наградить;

е) ра…кладка;

ж) бе…вредный;

з) чре…мерный.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Ж..лтый, ш…рты, ш…кировать, пч…лка, ш…в, обж…ра, ч…рствый, возвращ…нный, беч..вка, кош..лка, ж…нглер, ш…пот, ж…рнов.

3. Установите соответствие между словами и морфологическим способом их образования.

а) приставочный;

1) перегрузка;

2) долгожданный;

3) восхождение;

4) коневодческий.

б) суффиксальный;

в) приставочно-суффиксальный;

г) бессуффиксный;

д) сложение.

4.Определите, каким способом образованы слова: переход, проходная (сущ.), теплоходный, тихоход, первопроходец, отходник.

5. Определите морфемный состав следующих слов: болотистость, доварить, выть.

Раздел 4. Морфология.

  1. Что изучает морфология?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имя существительное

  1. Дайте определение «Имя существительное» - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Распределите по группам данные существительные по их лексико-грамматическому значению.

Дом, океан, труд, время, красавица¸ ребенок, серебро, заря, повидло, чернила, молодежь, смелость, герой, геройство, пение, интеллигенция, собрание, порошок, вода, радость, животное, лето, масло, детвора, небеса, ребята, ребятня, духи, крокодил, береза, листва, зелень, ягода, малина, рыбы.

конкретные

вещественные

отвлеченные

собирательные






  1. Проведите полный морфологический анализ имен существительных.

Хлеб - всему голова.

Худые вести не лежат на месте.

Душа в пятки ушла.

В ступе воду не толкут.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Распределите в две колонки (одуш., неодуш.) слова: кукла, мертвец, туз, валет, козырь, леший, идол, народ, толпа, детвора, молодежь, рота.

________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Имя прилагательное.

  1. Дайте определение «Имя прилагательное» - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Разряды имен прилагательных (приведите примеры)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Найдите ошибку в образовании краткой формы имен прилагательных:

а) живой - жив;

б) братский - братск;

в) светлый - светел;

г) плохой - плох;

д) бледный - бледен;

е) змеиный - змеин.



  1. Найдите прилагательные, в которых пишется -нн- и подчеркните.

Масл…ный голос, кожа…ый портфель, стекля…ые бусы, ветре…ая девушка, безветре…ый день, ю…ый возраст, песча…ый пляж, журавли…ый крик.

  1. Сделайте морфологический разбор имен прилагательных в следующих предложениях.

Вечер черные брови насупил. Комендант отвечал небрежным кивком. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. Колесом за сини горы солнце тихое скатилось._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имя числительное.

  1. Дайте определение «Имя числительное» - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Найдите числительные и подчеркните: два, двойня, двойной, двойка, второй, вдвоем.

  3. В каких случаях пропущен Ь, вставьте: восем…надцать, пят..десят, сем…сот, трид…цать, четыр…мя.

  4. Просклоняйте числительное сто сорок восемь по падежам.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Укажите, каким членом предложения являются выделенные слова в предложениях:

Провели тридцать опытов. Разделите пять на две целых три десятых. В классе - человек двадцать. Было забито пять голов.

Местоимение.

  1. Дайте определение «Местоимение» - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Напишите разряды местоимений:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Найдите в предложениях местоимения, распределите их по разрядам, укажите их синтаксическую роль в предложении.

1.Все хорошо, что хорошо кончается. 2. Кто любит труд, того люди чтут. 3. Кому вершки, а кому и корешки. 4. Своя ноша не тяжела. 5. Я его выучил, а он меня выучил. 6. Что припасешь, то и понесешь. 7. Чем богаты, тем и рады. 8. Что не родится, то и не умирает. 9. Что посеешь, то и пожнешь.10. Там хорошо, где нас нет. 11.За чем пойдешь, то и найдешь.12. Плакали мои денежки.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глагол.

  1. Дайте определение «Глагол» -_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Найдите глаголы совершенного вида и подчеркните: сосредоточивать, разжечь, раскалывать, уничтожать, накапливать, подзадорить.

  3. Укажите глаголы I спряжения: выходить, выпить, узаконить, отправиться, задержаться, бриться.

  4. Определите спряжение глаголов и подпишите, укажите вид.

Смотришь, вид…шь, рису…те, катат…ся, ненавид…шь, вымо…шь, наряд…те, терп…те, переходить, увенча…шь, завис…те, ск…льзить.

  1. Найдите глаголы несовершенного вида и подчеркните:

обезболивать, прополоть, разрушить, подытожить, разбросать, разносить.

  1. Определите, в какой строке находится глагол со следующими морфологическими признаками: непереходн., сов. в., 1-е лицо, мн. ч., II спр.

А. Был тихий час. У ног шумел прибой.

Б. Ты улыбнулась, молвив на прощанье:

В. «Мы встретимся. До нового свиданья…»

Г. То был обман. И знали мы с тобой…(А. Белый).

7. Найдите предложение, в котором находится причастие со следующими признаками: страдат., прош. вр., м. р.

А. Не остывшая от зноя ночь июльская блистала…

Б. Синеет даль с её угрюмым лесом, окутанным синей мглой.

В. Гроза прошла - ещё курясь, лежал высокий дуб…

Г. Смотри, как облаком живым фонтан сияющий клубится.

8. Укажите, где надо обособлять деепричастный оборот.

А. Нельзя жить сложа руки.

Б. Говоря это я принял воинственную позу.

В. Он ушел не солоно хлебавши.

Г. Он шел бодро и не уступая дорогу встречным людям.

Наречие. Служебные части речи.



  1. Укажите неверное утверждение:

А. наречие - самостоятельная часть речи;

Б. наречие может присоединяться к прилагательному;

В. в предложении наречия связаны с другими словами грамматически;

Г. в предложении наречие бывает обстоятельством.

2. Укажите предложение, в котором не с наречиями пишется раздельно.

А. Девочка пишет (не)ряшливо.

Б. (Не)ожиданно раздался выстрел.

В. (Не)торопливо, а медленно шли под палящим солнцем верблюды.

Г. Докладчик говорил (не)громко, но отчетливо, и все его хорошо слышали.

3. Укажите, какие наречия пишутся через дефис:

(за)границу, бок(о)бок, (во)вторых, (на)веки, (кое)куда, (по)многу, (по)просту,(в)рукопашную.

  1. Найдите предложения, в которых выделенное слово - наречие.

А. Я пришел (за)тем, что вы мне обещали.

Б. (В)начале июня начнутся экзамены.

В. Самолет стрелой взмыл (в)верх.

Г. Мы (по)многу беседовали, засиживаясь до ночи.

Д. Молния ударила (в)верх сосны.

5. Образуйте наречия с суффиксами -ски, -цки, -ически, -ому (-ему), -ых (-их), где необходимо добавьте приставку.

Друг, брат, артист, романтик, факт, теория, зверь, хищник, мастер, критика, царь, новый, первый, приятельский, осенний.

6. Укажите, где выделенные слова - предлоги и пишутся слитно.

А. (В)виду сильных морозов занятий не было.

Б. Оправдывался, (не)смотря в глаза.

В. Выйти (на)встречу гостям.

Г. Мы обошли дом (во)круг.

Д. Обратить внимание (на)подобие фигур.

7. Укажите, каким членом предложения являются выделенные слова в предложении.

Маша, не заметившая сослепу вошедшего, испугалась.

Раздел 5. Синтаксис и пунктуация.

  1. Что изучает синтаксис?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Назовите основные виды связи словосочетаний. Приведите примеры.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. В чем отличие простого предложения от сложного?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Определите и подпишите тип словосочетаний:

а) глагольное, б) именное, в) наречное.

Сформулировать тезис, желанный финиш, светлое солнце, охотно командовать, справа от меня, куда-нибудь подальше.

  1. Подпишите вид связи в словосочетаниях:

а) согласование, б) управление, в) примыкание.

Туманным утром, тормозить движение, очень милый, сказал волнуясь, в новом доме, нарушение правил.

  1. Определите, простое предложение или сложное:

  1. Брат мой отказался от помощи и хотел все сделать сам.

  2. Тебе не спится, и мне не уснуть.

  3. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

  4. В воздухе чувствуется запах весны, и в школах готовятся к экзаменам.

  1. Укажите, чем выражено подлежащее:

существительным, местоимением, числительным, глаголом, причастием, междометием, словосочетанием.

  1. Мы с Аликом принялись за работу.

  2. Подойти к зверю было страшно.

  3. Пять не делится на два.

  1. Определите вид сказуемого:

простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

  1. Я буду долго гнать велосипед.

  2. Всем хотелось принять участие в вечере.

  3. Осень пришла дождливая и холодная.

  4. В вагоне оказалось пусто и темно.

  1. Определите тип простого предложения:

а) односоставное

б) двусоставное.

1. Открой нам, отчизна, просторы свои.

2. Шесть лет войны запомнил шар земной.

3. Каких только звуков не услышишь в песне скворца!

4. Героя в бой водила песня.

10. Укажите вид односоставного предложения:

а) определенно-личное;

б) неопределенно-личное;

в) обобщенно-личное;

г) безличное;

д) назывное.

1. Люблю грозу в начале мая.

2. Нас угостили ужином.

3. Начало смеркаться.

4. Цыплят по осени считают.

5. Приятная прохлада.

11. Определите, полное или неполное предложение:

1. В простоте слова - самая великая мудрость.

2. Литературу люблю дор самозабвения.

3. Перед нами небывалые пути.

4. Перед боем на рассвете тишина.

12. Расставьте знаки препинания и укажите, сколько в предложениях однородных членов.

1. Сила свет красота ночи стали ослабевать.

2. Я хочу быть твоею силой свежим ветром насущным хлебом над тобою летящим небом.

3. Жизнь моя судьба моей державы каждый сущий день её.

4. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности прозрачности и глубины в пушкинских стихах.

13. Определите, сколько запятых нужно поставить в предложении с однородными членами, соединенными союзом (союзами):

1. На горе стоят очень редкие сосны и очень частые сосновые и еловые пни.

2. Далеко гулы повторяют и рев и треск и шум и гром.

3. Маяк то вспыхивал то погасал беззвучно.

4. На земле как-то тихо и голо без пшеницы и ржи и овса.

Обращение. Вводные слова.

  1. Определите, подлежащим или обращением являются выделенные слова (знаки препинания не расставлены):

а) подлежащим; б) обращением.

1. С чего начинается Родина!

2. Я вернусь к тебе Россия.

3. Пусть для вас сияет солнце.

4. Жизнь моя ничуть не стала тише.

2. Укажите, сколько запятых нужно поставить в предложениях с обращениями:

1. Учили в детстве мы друзья весь алфавит от А до Я.

2. Милый север ночью белой ты такой обман таишь?

3. Ты царевич мой спаситель мой могучий избавитель.

4. Здравствуйте сосновые леса солнечные чистые сухие.

3. Определите, является ли выделенное слово (сочетания слов) вводным (знаки препинания не расставлены):

1. Погода была ветреная ветер однако не совсем был попутный.

2. Однако ж пора было вернуться к деревне.

3. Кроме них разумеется был и Петр.

4. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу.

4. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с вводными словами.

1. Они ехали по переулкам и видимо, дорога была хорошо известна водителю.

2. Солнце и кажется, само небо прятались за скалы.

3. Он любил жизнь и видимо, жизнь его любила.

4. Я сел за стол и пожалуй, в первый раз за долгое время почувствовал усталость.

Обособленные члены предложения.

  1. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:

Дождь размыл тропинку круто поднимающуюся на курган. Дон взлохмаченный ветром кидал на берега гребнистые частые волны. Дорога вся изрытая глубокими колеями шла темным лесом. Андрей в шляпе, в коротком пальто смотрел неодобрительно.

  1. Укажите, нужно ли поставить запятую на месте вопроса (?):

  1. Увы (?) мне не повезло.

  2. О (?) Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь.

  3. Нет (?) никогда я зависти не знал.

  4. Ах (?) ты, мерзкое стекло.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

1. Назовите основные виды сложных предложений:________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Укажите тип предложения:

1. У Марьи Моревны вдруг загорелись глаза и брови раскинулись птичьими крыльями.

2. Мы ехали шагом, мы мчались в боях.

3. очень русское было все то, среди чего я жил в мои отроческие годы.

4. Ветер гонит облако с дождями, листья перевертывает скопом.

3. Определите, сколько запятых нужно поставить в сложных предложениях:

1. Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать.

2. Тяжелые гроздья сирени дышали росою горя а сад перепутавший тени уже заливала заря.

3. В то время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек и раздался гром.

4. Под берегом в березняке любовно насвистывал веселую песенку рябчик а где-то в небе чуть слышно гоготали гуси.

5. Туча пролилась ушла и солнце снова засияло над нашим маленьким садом.

4. Укажите, где нужно поставить запятые в сложносочиненных предложениях:

1. Пробилась зелень полевая навстречу свету и настежь окна раскрывая, весна приходит.

2. Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду и признаюсь, нелегко одолевал я встречавшиеся препятствия.

3. Подул ветер и словно вспугнутая им, пара гоголей вылетела на нас из серой мглы.

4. Улыбка была слабая. Чуть заметная и несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.

5. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания.

Со..нце на зап..де стр..мительно кл..нилось к г..р..зонту и (по)этому

мы приняли решение остановит..ся и зан..ч..вать в д..лине (не)дож..даясь

кр..мешной темноты

1. Подчеркните грамматические основы предложения. Расставьте знаки

препинания.

2. Составьте схему предложения.

3. Дайте грамматическую характеристику предложения.

4. Составьте синонимичное сложное предложение, используя подчини-

тельные союзы ТАК КАК или ПОТОМУ ЧТО______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составьте схему нового предложения_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сложноподчиненное предложение.

  1. Назовите основные виды придаточных предложений: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Укажите, сколько запятых нужно поставить в сложноподчиненных предложениях:

  1. Ночь была такая черная что вплотную столкнувшись лицами нельзя было видеть друг друга.

  2. Хочу приносить хотя бы ничтожную пользу.

  3. При мысли великой что я человек всегда возвышаюсь душою.

  4. Животные наверняка видели как мы ломали ветки и вероятно слышали наши голоса.

  5. В комнате стояли серые сумерки сквозь которые ясно вырисовывались печка и спящая девочка.

  1. Составьте сложноподчиненные предложения различных видов. Дайте их графические схемы._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Определите вид связи придаточных предложений с главным:

а) последовательное подчинение;

б) однородное подчинение;

в) параллельное подчинение.

1. Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперед.

2. Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.

3. Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.

4. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.

5. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

6. Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, русский лес.

5. Расставьте знаки препинания:

Как только солнце начинает греть по- летнему и земля обсохнет после весеннего разлива нам не сидится дома и мы отправляемся путешествовать. В одну из весенних ночей на рассвете старик услышал наконец как в воздухе далеко и протяжно пронеслось печальное курлыканье журавлей. Время стояло самое благоприятное то есть было темно слегка морозило и совершенно тихо. Я никогда не забуду того ужаса и восторга какие я испытывал когда парус надувшись накренил шлюпку так низко что вода поднялась на уровне борта.

Бессоюзное сложное предложение.

1. Как знаки препинания в бессоюзном сложном предложении зависят от смысловых отношений между его частями?

2.Укажите, где поставлено двоеточие:

а) в простом предложении с однородными членами;

б) в бессоюзном сложном предложении.

1. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

2. Самое главное было сделано: мы переправились через реку.

3. Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

4. Я ценю свой прочный дом, ясную мудрость в народе и естественность во всем: в жизни, в женщине, в природе.

5. Погода стояла прекрасная: белые облака тихо неслись над нами, тростник шушукал кругом, и пруд сверкал на солнце.

6. В окно проникал свет: то ли сияние неба, то ли сияние озера.

3. Укажите, какой знак нужно поставить между частями бессоюзного сложного предложения:

  1. Неподвижный воздух был наполнен какой-то прозрачной пылью становилось нестерпимо жарко.

  2. На стене ни одного образа дурной знак.

  3. Вы попросили меня я сделал это за неделю.

  4. Наступят каникулы поедем в деревню.

  5. Метель не утихала небо не прояснялось.

  6. Души у вас нет вот что я вам скажу.

Сложное предложение с разными видами связи.

1. Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложениях на месте вопросительного знака (?).

  1. В одно и то же время разлюбить и полюбить (?) значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде.

  2. Не знаю, солнышко ли её пригрело, или она (бабочка) брала сок из травки (?) только видно было, что ей очень хорошо.

  3. Все вокруг золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось под тихим дыханием ветерка (?) гуляли грачи, они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей.

  4. И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый (?) он тронут, и она тронута.

2. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)_______________________________________________________________________

3. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Одевшись и накинув на плечи пальто, генерал вышел в сад, примыкавший к дому. (2) Начинало светать; безлиственные низкие яблони с искривленными ветвями толпились в посеревшем воздухе. (3) Командующий медленно прошёл по размокшей тропе к невысокому заборчику. (4) Сад был расположен на краю возвышенности, и отсюда смутно виднелась огибавшая ее полузатопленная дорога, - три тягача тащились там, волоча тяжёлые длинностволые пушки. (5) Командующий - высокий, тучный, в просторном пальто - смотрел сверху. (6) Машины ревели, задыхаясь, и малиновый огонь рвался из выхлопной трубы. (Берёзко Г.)_______________________

4. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды. (2) С напряженными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. (3) Все понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе появиться фашистский самолет. (4) Собранность моряков передалась ребятам: все стали сдержаннее, серьёзнее. (5) Десятки глаз следили за поверхностью беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками. (Вурдов Н.)____________





Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

ГОУ СПО «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»





Рабочая тетрадь

по дисциплине___________________________________

студента____курса, специальность_______________________











Могойтуй, 2013



Приложение.

По горизонтали: 1. Знак препинания. 4. Служебная часть речи, не употребляется самостоятельно, всегда относятся к какому-нибудь существительному 6. Группа слов, которая выражает законченную мысль. 7. Центральная единица языка, служащая для именования и сообщения о предметах, признаках, процессах и отношениях. 8. Фонетическая форма письменности. Состоит в русском языке из 33 знаков - букв. 10. Один из знаков препинания. В русскую письменность было введено писателем и историком Н. М. Карамзиным. Первоначально знак назывался «черта». 11.Основная часть слова.

По вертикали: 2. Способ изменения частей речи, склонение. В русском языке их шесть. 3. Второстепенный член предложения. 4. Главный член предложения. 5. Часть слова, образующая его материальное, лексическое значение и состоящая из корня, а также суффикса и приставки. 9. Знак препинания, обозначающий полную законченность повествовательного предложения

Рабочая тетрадь по русскому языку



В каких словах парная согласная проверяется путем изменения формы слова, а в каких - путем подбора родственного слова?

Подберите к данным именам прилагательным антонимы с парными согласными в корне - и прочтете в столбике ключевое слово:Рабочая тетрадь по русскому языку

1. Прочный. 2. Смелый. 3.Твердый.

4. Широкий. 5. Высокий. 6.Горький. 7. Далекий.











Цель данного пособия - помочь старшеклассникам всесторонне подгото-

виться к сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку. Рабо-

чая тетрадь предназначена и для работы в классе под руководством учителя

(которому адресовано методическое пособие автора Русский язык. Подготов-

ка к ЕГЭ. Поурочное планирование для учителей. М.: Дрофа, 2010), и для

самостоятельной подготовки к экзамену.

В рабочей тетради экзаменационный материал разделен на блоки, рас-

положенные в наиболее рациональной последовательности (в зависимости

от количества вопросов, связанных с конкретной темой на экзамене, и сложно-

сти самой темы). Стержнем курса является изучение синтаксиса, на который

постепенно нанизываются орфографические, грамматические, «сочинитель-

ские» и «редакторские» задания, и в последнюю очередь - непосредственно

перед экзаменом - задания на знание грамматических и орфоэпических норм.

Наибольшую трудность при сдаче ЕГЭ по русскому языку представляет

необходимость удерживать в памяти большой объём материала из разных раз-

делов лингвистики, со всеми исключениями, каверзными случаями и грам-

матическими нюансами. Чтобы помочь ученику справиться с этим объёмом,

материал рабочей тетради разбит на отдельные уроки, и в риз них обязательно сочетаются несколько элементов работы из разных блоков,

циклически повторяются все пройденные разделы. Таким образом, последова-

тельно выполняя задания, учащийся будет постоянно в тонусе и не оправдает

известную русскую поговорку: «Хвост вытащил - нос увяз».

Как работать с пособием. Так как в рабочую тетрадь включены и необхо-

димые теоретические сведения в виде таблиц, алгоритмов, списков словарных

слов, и рубежные контрольные работы, и тексты для анализа, и тренировоч-

ные упражнения, она может стать одним из эффективных пособий для под-

готовки к экзамену. Все задания выполняются прямо на страницах рабочей

тетради. Упражнения в форме теста можно проверить по ответам, приведён-

ным в конце пособия. Начиная с урока 33 ответы на тестовые задания можно

заносить в бланк, воспроизводящий бланк ЕГЭ. Это сделано в первую очередь

для облегчения проверки самостоятельных работ больших групп учащихся:

в таких случаях соответствующий бланк просто вырезается из книги, подпи-

сывается учеником и сдаётся учителю на проверку. При этом рабочая тетрадь

остаётся у ученика, который может продолжать выполнять другие задания,

а учитель, не обременённый огромной пачкой тетрадей, может быстро прове-

сти экспресс-диагностику. С другой стороны, очень важно заранее привыкнуть

к правилам оформления экзаменационных бланков, чтобы досадные техни-

ческие ошибки не испортили блестящий результат.

Желаем вам интересной и плодотворной работы и успешной сдачи экзамена!



















© 2010-2022