- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока для подготовки к ЕНТ на тему Тире между подлежащим и сказуемым
Разработка урока для подготовки к ЕНТ на тему Тире между подлежащим и сказуемым
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пахомова М.С. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КГК «Шубарагашская средняя школа»
Подготовила и провела
учитель русского и литературы
Шубарагашской средней школы
Пахомова М.С.
2013-2014 учебный год
АННОТАЦИЯ
Данная разработка направлена на повторении знаний по теме «Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении» .
В начале урока учащиеся повторяют теоретический материал ,изученный в предыдущих классах, готовятся к экзамену в форме ЕНТ ,выполняя тестовые задания.
Урок проводится при помощи интерактивных технологий ( алгоритм по теории урока , на который направлена гиперссылка ,выполнение практических заданий на закрепление материала учащимися у интерактивной доски) ,поэтому для успешного проведения данного урока использованы мультимедийный проектор и интерактивная доска. Презентация к уроку прилагается.
Цели урока : Обучающие
-
знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
-
уметь правильно ставить его.
Развивающие
-
развить у обучающихся умение применять полученные знания;
-
развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость
Воспитательные
-
формировать интерес к предмету;
-
способствовать приобретению навыков общения.
Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, сведения из истории русской пунктуации.
Тип урока: урок повторения полученных ранее знаний.
Ход урока.
Основная часть.
1. Слово учителя. Изучая строение и грамматическое значение предложения, мы должны вырабатывать навыки правильной пунктуации - расстановки знаков препинания. Правила пунктуации не случайны - они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявляют структуру текста, передают его эмоциональное напряжение. К. Паустовский писал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Изучая правила пунктуации, необходимо отказаться прежде всего от взгляда на пунктуационные правила как на собрание досадных условностей, отравляющих жизнь нормальному человеку. Постарайтесь почувствовать за бесстрастными точками и запятыми живое дыхание родного языка.
И тогда вам станет ясен сокровенный смысл блестящих высказываний о пунктуации русских ученых и писателей.
2. Дополнительные сведения учащихся из истории возникновения знаков препинания (№3)
Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать - «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) - из нем. Divis (от лат. divisio - раздельно) и тире (черта) - из французского tiret, tїrer (тянуть)
Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием "
-
запись опорных схем в тетрадь. Слайд № 4,5
Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:
Тире ставится обязательно, если перед сказуемым есть слова это, это есть, значит, это значит, вот:
Толпа и народ - это не одно и то же.
Слайд № 6
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:
-
Глагол-связка: Искусство есть мышление в образах.
-
Наречия: Обман всегда обман.
-
Частицы: Эта вещь не новинка.
-
Союзы : Лес будто терем расписной.
-
Вводные слова: Гусь, известно, птица важная.
Задание. Объясните постановку знаков препинания и проверьте себя (№ 7)
1. Красота есть обещание счастья.
2. Бедность не порок.
3. Невежество - страшная сила.
4. Его жизнь как легенда.
5. Говорить с вами только слова тратить.
6. Хорошо учиться - наша главная задача.
Ответить на в о п р о с : когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?
VI. Закрепление изученного материала
1. Исправьте ошибки, объясните их и проверьте себя (№ 8)
1. Услуга в дружбе вещь святая.
2. Степь - словно большой солнечный диск.
3. Плохой товарищ - не подмога.
4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров.
5. Солнце - ярко, небо - сине.
6. Властвовать значит доверять.
7.Я - не француз Дефорж. Я - Дубровский
2. Обратите внимание!!! (№9-10)
Логическое выделение одного из главных членов предложения обычно проявляется и при произношении подобных предложений. Сравните:
Я не француз Дефорж. Я - Дубровский.
Я не француз Дефорж. Я Дубровский.
3. Переделайте предложения так, чтобы они иллюстрировали правила постановки тире. (№11)
Грибы являются самым удивительным растением.Они считаются питомцами туманов. Цветы называют детьми солнца, а грибы именуют детьми тени.
4. Тест. (№12-16)
-
Укажи предложение, где на месте пропуска ставится тире.
А. Наука__это неустанная работа мысли.
Б. Жизнь моя__как железная дорога, вечное стремление вперёд.
В. Истинное искусство__не средство обогащения.
Г. Он___прилежный ученик.
2.В каком предложении необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым
А. Он просто хороший мой знакомый.
Б. Наша задача переплыть этот пролив.
В. Океан грозен, страшен и хмур.
Г. Река словно море.
-
3.Найди предложение с ошибкой
А. Жизнь человека - чудо из чудес.
Б. Грустить о прошлом - грустная работа.
В. Высота этого здания - десять метров.
Г. Судьбы людей - как истории планет.
-
4.Укажи правильное объяснение пунктуации.
Летний вечер тих и ясен.
А. Ставится тире, так как подлежащее выражено существительным в им.п., а сказуемое - кр. прил.
Б. Не ставится тире, так как сказуемое выражено кр. прил.
В. Ставится тире, так как можно вставить частицу ЭТО.
-
5.В каком предложении употреблено тире, а не дефис?
А. В этом районе расположены заводы-гиганты.
Б. Исследовать жизнь-задача литературы.
В. Мы живём на берегу Кубань-реки.
Г. В этот год трава иван-чай проросла через брёвна.
Ответы: 1. А 2. Б 3. Г 4. Б 5. Б (№17)
VI. Подведение итогов урока.
- Итак ,вы узнали….
- Тире ставится….
- Тире не ставится…
VII. Задание на дом: составить предложения на каждый случай, упомянутый на уроке
Лист- помощник
Тире ставится, если перед сказуемым есть слова это, это есть, значит, это значит, вот: Толпа и народ - это не одно и то же.
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:
-
Глагол-связка: Искусство есть мышление в образах.
-
Наречия: Обман всегда обман.
-
Частицы: Эта вещь не новинка.
-
Союзы : Лес будто терем расписной.
-
Вводные слова: Гусь, известно, птица важная.
Лист- помощник
Тире ставится, если перед сказуемым есть слова это, это есть, значит, это значит, вот: Толпа и народ - это не одно и то же.
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:
-
Глагол-связка: Искусство есть мышление в образах.
-
Наречия: Обман всегда обман.
-
Частицы: Эта вещь не новинка.
-
Союзы : Лес будто терем расписной.
-
Вводные слова: Гусь, известно, птица важная.
1