- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме «Разделительный ъ и ь»
Урок русского языка по теме «Разделительный ъ и ь»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Морозова И.В. |
Дата | 05.02.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь И Ъ
Цели:
1. Закрепить правило употребления ь и ъ.
2. Развить речевой слух учащихся.
Методическое обоснование: на уроках и дома при выполнении упражнений не обойтись «без помощи» речевого слуха, проговаривания слов, в которых употребляются разделительные ь и ъ. Кроме того, ученикам следует знать условия употребления разделительных знаков.
У детей следует сформировать представление о том, что ъ используется в современном русском языке только как разделительный знак, а ь - и как разделительный знак, и как показатель мягкости предшествующего согласного, и как показатель грамматической формы.
Ход уроков
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
1. Работа в рубрике «Понаблюдайте!» на с. 32.
2. Комментированное чтение основного теоретического материала на с. 32, 33.
3. Запись под диктовку.
- Объясните графически, почему в словах с одинаковыми приставками в одном случае пишется ъ, в другом - нет.
Разлить - разъяснить, съехать - сузить, Сёмка - съёмка, предъюбилейный - предложить.
По выполнении задания проводится коллективная проверка.
4. Письмо с доски.
- Спишите, графически объясните написание разделительных ъ и ь.
На доске:
Разъярённый зверь, съёжиться от холода, объяснить задачу, льётся дождь, разъединить провода, большой объём, разувериться во всем, сузить юбку, подъезд к дому, вьёт гнездо, сверкнуть в листьях деревьев, серьёзная опасность.
IV. Тренировочные задания на закрепление.
1. Игра «Кто больше придумает слов?» :
с разделительным ъ с разделительным ь
2. Выполнение упражнений 82-88 на с. 33.
3. Запись слов, которые соответствуют данным схемам:
+ ъ + …
+ ъ + …
+ ъ = …
+ ъ + …
+ ъ + …
V. Итог урока.
Учитель. Назовите слова с орфограммой «Разделительные ъ и ь», объясните их написание.
На доске:
Разбегайтесь, ручьи, растекайтесь, лужи, вылезайте, муравьи, после зимней стужи. У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том: и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. Вечер, как сажа, льется в окно.
Тест
Учитель зачитывает 10 слов, учащиеся, не записывая самого слова, указывают напротив каждой цифры ь или ъ.
1) Подъезд. 6) Объединил.
2) Полозья. 7) Съезжает.
3) Кумовья. 8) Чутьё.
4) Съестное. 9) В полынье.
5) Кутью. 10) Подмастерье.
Вот как должен выглядеть лист ответа ученика:
1) ъ. 2) ь. 3) ь. 4) ъ. 5) ь. 6) ъ. 7) ъ. 8) ь. 9) ь. 10) ь.
Домашнее задание: параграф 17, упражнения 90, 92 на с. 34.