Урок русского языка по теме «Разделительный ъ и ь»

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь И Ъ Цели: 1. Закрепить правило употребления ь и ъ. 2. Развить речевой слух учащихся. Методическое обоснование: на уроках и дома при выполнении упражнений не обойтись «без помощи» речевого слуха, проговаривания слов, в которых употребляются разделительные ь и ъ. Кроме того, ученикам следует знать условия употребления разделительных знаков. У детей следует сформировать представление о том, что ъ используется в современном русском языке только как разделительный знак, а ь – и как ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь И Ъ

Цели:

1. Закрепить правило употребления ь и ъ.

2. Развить речевой слух учащихся.

Методическое обоснование: на уроках и дома при выполнении упражнений не обойтись «без помощи» речевого слуха, проговаривания слов, в которых употребляются разделительные ь и ъ. Кроме того, ученикам следует знать условия употребления разделительных знаков.

У детей следует сформировать представление о том, что ъ используется в современном русском языке только как разделительный знак, а ь - и как разделительный знак, и как показатель мягкости предшествующего согласного, и как показатель грамматической формы.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1. Работа в рубрике «Понаблюдайте!» на с. 32.

2. Комментированное чтение основного теоретического материала на с. 32, 33.

3. Запись под диктовку.

- Объясните графически, почему в словах с одинаковыми приставками в одном случае пишется ъ, в другом - нет.

Разлить - разъяснить, съехать - сузить, Сёмка - съёмка, предъюбилейный - предложить.

По выполнении задания проводится коллективная проверка.

4. Письмо с доски.

- Спишите, графически объясните написание разделительных ъ и ь.

На доске:

Разъярённый зверь, съёжиться от холода, объяснить задачу, льётся дождь, разъединить провода, большой объём, разувериться во всем, сузить юбку, подъезд к дому, вьёт гнездо, сверкнуть в листьях деревьев, серьёзная опасность.

IV. Тренировочные задания на закрепление.

1. Игра «Кто больше придумает слов?» :

с разделительным ъ с разделительным ь

2. Выполнение упражнений 82-88 на с. 33.

3. Запись слов, которые соответствуют данным схемам:

Урок русского языка по теме «Разделительный ъ и ь»+ ъ + Урок русского языка по теме «Разделительный ъ и ь»

Урок русского языка по теме «Разделительный ъ и ь»+ ъ + Урок русского языка по теме «Разделительный ъ и ь»

Урок русского языка по теме «Разделительный ъ и ь»+ ъ = Урок русского языка по теме «Разделительный ъ и ь»

Урок русского языка по теме «Разделительный ъ и ь»+ ъ + Урок русского языка по теме «Разделительный ъ и ь»

Урок русского языка по теме «Разделительный ъ и ь»+ ъ + Урок русского языка по теме «Разделительный ъ и ь»

V. Итог урока.

Учитель. Назовите слова с орфограммой «Разделительные ъ и ь», объясните их написание.

На доске:

Разбегайтесь, ручьи, растекайтесь, лужи, вылезайте, муравьи, после зимней стужи. У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том: и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. Вечер, как сажа, льется в окно.

Тест

Учитель зачитывает 10 слов, учащиеся, не записывая самого слова, указывают напротив каждой цифры ь или ъ.

1) Подъезд. 6) Объединил.

2) Полозья. 7) Съезжает.

3) Кумовья. 8) Чутьё.

4) Съестное. 9) В полынье.

5) Кутью. 10) Подмастерье.

Вот как должен выглядеть лист ответа ученика:

1) ъ. 2) ь. 3) ь. 4) ъ. 5) ь. 6) ъ. 7) ъ. 8) ь. 9) ь. 10) ь.

Домашнее задание: параграф 17, упражнения 90, 92 на с. 34.



© 2010-2022