Урок по русскому языку для 8 класса Второстепенные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение.

Цели: систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложениях; углубить понятие об определении и дополнении; развивать умения выделять из текста прямые и косвенные дополнения, выраженные разными частями речи; дать понятие о согласованных, несогласованных, распространенных определениях.

Оборудование: учебник, схема, таблица.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

І. Организационный этап

ІІ. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

- Какие части речи могут выступать в роли подлежащего?

- Сколькими словами-глаголами может выражаться простое сказуемое?

- Какие слова могут употребляться вместо вспомогательного глагола?

2. Практическая работа

Закончите данные предложения и запишите их. Устно дополните ответ своими примерами.

• Простое сказуемое отличается от составного тем, что в нём…

• Простое глагольное сказуемое может быть выражено фразеологизмом, в котором…

• В составном сказуемом есть две части: …

• В составном глагольном сказуемом основная часть выражается...

• Основная часть составного именного сказуемого может быть выражена...

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. Смысл предложения связан со значением имеющихся в нём членов предложения, находящихся в отношениях «определяемое - определяющее». Одно слово определяется другим словом (словами), которое в свою очередь, может определяться третьим словом и т. д.

В результате связи и взаимодействия значений главных и второстепенных членов возникает новое смысловое единство - предложение.

- Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете, чем они отличаются друг от друга?

- Как определить вид второстепенного члена предложения?

Разбор предложения (неполный).

Запишите предложение: На улице дул пронзительно-холодный ветер, и я повязал на шею свой слегка уже заношенный шарф из верблюжьей шерсти.

- Подчеркните грамматическую основу. Это простое или сложное предложение?

- А теперь определите вид каждого второстепенного члена предложения.

- Выпишите все возможные словосочетания с главным словом шарф.

Урок по русскому языку для 8 класса Второстепенные члены предложения

IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

- Во всех трех словосочетаниях зависимое слово является определением. Определите вид связи в этих словосочетаниях. (Подчинительное.) Укажите способ подчинительной связи. (1-е и 2-е словосочетание - согласование; 3-е -управление.)

- Вспомните, что значит согласование. (Главное и зависимое слова сочетаются в роде, числе и падеже.) Такие определения и называются согласованными. Какими частями речи они выражены? Откройте учебник и прочитайте, какими частями речи обычно выражаются согласованные определения.

- Чем выражено определение в 3-м словосочетании? (Из шерсти - существительное с предлогом + прилагательное.) Это несогласованное определение. Прочитайте на с. 224, какими частями речи выражаются несогласованные определения.

2. Работа по схемам (слайд 1,2)

- Второстепенные члены обычно распространяют грамматическую основу предложения, но могут относиться и к другим второстепенным членам. В предложении с одним главным членом второстепенные члены относятся к нему.

Например:

1) Ясное, без единого облачка небо поднималось над теплоходом (Д. Грани).

2) В лесу огонь пожара бураном размело (Д. Кедрин).

- Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно найти слово, от которого он зависит, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает и какой частью речи выражен.

2. Коллективная работа с таблицей

Учащиеся дают характеристику второстепенных членов предложения с опорой на таблицу. (слайд 3)

Второстепенные члены предложения

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

Прямое дополнение (слайд 4)

• Составьте предложения с данными словосочетаниями. От чего зависит падежная форма прямого дополнения?

Понял задачу - не понял задачи; принёс тетрадь - не принёс тетради; выполнил упражнение - не выполнил упражнения; отгадал загадку - не отгадал загадки; обеспечил успех - не обеспечил успеха; нарушал порядок - не нарушал порядка.

- Сделайте вывод: чем отличается прямое дополнение от косвенного. Прочитайте определение в учебнике.

Определение (слайд 4)

• К выделенным словам подберите из скобок подходящее по смыслу определение.

• Предложения запишите. Над согласованными определениями надпишите с., над несогласованными - н. с.

1) Дорожки устилали осенние листья (золотые, из золота).

2) Тётя относилась к Наташе с любовью (материнской, матери).

3) Мы ели свежий кисель (вишнёвый, из вишни).

4) Инструменты положили кипятить (хирурга, хирургические).

5) Одежда вся промокла. Одежда продаётся в магазине (детская, ребенка).

• Объясните разницу в значении словосочетаний инструменты хирурга и хирургические инструменты. Являются ли они синонимами?

2. Распределительный диктант.

- Какие определения называются согласованными, а какие несогласованными?

- Распределите словосочетания по столбикам:

Согласованные Несогласованные

- Сильным учащимся, усвоившим тему учитель предлагает по работать у доски по индивидуальным карточкам-заданиям, чтобы затем коллективно проанализировать выполненные задания, таким образом закрепить новый материал.

Д и к т а н т

Светло-русые волосы, пятнадцатая страница, лодка с парусом, дайте книгу поинтереснее, яйца всмятку, желание нравиться, сочные плоды, остывающий чай, сестрина книга, обрывистый берег, привычка останавливаться, мальчик семи лет.

К а р т о ч к а № 1

Замените именные словосочетания с согласованными определениями именными словосочетаниями с несогласованными определениями.

О б р а з е ц: стальной нож - нож из стали.

Кожаный портфель, фарфоровая посуда, черноглазый мальчик, седобородый старик, осенние дни, птичьи голоса.

К а р т о ч к а № 2

Укажите, в каком словосочетании употреблено согласованное определение, а в каком - несогласованное.

Соседняя комната, дом брата, крыша сарая, деловой человек, восьмилетний мальчик, храбрость воина, выполненный план.

Проверка с подробным анализом.

4. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Беседа

- Какие второстепенные члены предложения вам известны?

- Что такое дополнение?

- Что такое определение?

- От чего зависит падежная форма прямого дополнения?

2. Заключительное слово учителя (слайд 6)

- Второстепенные члены предложения, явившиеся на приём к Синтаксису, быстро заняли свои места на стульях с надписями: «дополнение», «определение», «обстоятельство».

Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что форма у дороги до сих пор не садится.

- Занимайте скорее место, - предложил Синтаксис.

- А я не знаю, куда садиться, - отвечал смущенный член предложения.

- Как не знаете? - удивился Синтаксис. - Вы отвечаете на вопрос где? и обозначаете место - садитесь на стул Обстоятельства.

- Но я отношусь к слову дом (дом у дороги), отвечаю ещё на вопрос какой? И поэтому должен быть ещё и Определением, ведь слово дом - предмет, а не действие.

- Вот загвоздка, - проговорил Синтаксис, - это и Определение, и Обстоятельство вместе? А садитесь-ка Вы на два стула!

Так и сидят на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения: дополнения и определения (мысль о поездке - о чём? какая?), дополнения и обстоятельства (оповестить через газету - через что? как?), определения и обстоятельства (дом у дороги - какой? где?).

Одно значение член предложения имеет сам, а второе приносит слово, к которому он относится.

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.


Используемая литература

  1. Русский язык. 8кл. В 2 ч. Учебник для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. М.: Мнемозина, 2013.

  2. Русский язык. 8 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой / Авт.-сост. М.Е. Кривоплясова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 269 с.

  3. И.П. Васильевых «Уроки русского языка в 8 классе». Пособие для учителя.

  4. Фефилова Г. Е. Все уроки русского языка. 8 класс. - Х. : И зд. группа «Основа», 2 009. - 3 19, [1] c. : ил., табл. - (Серия «12-летняя школа»).










Учитель МАОУ Гимназия №2 г. Балаково Гвоздева С. В.

© 2010-2022