Слово и его лексическое значение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слово и его лексическое значение.

Предварительная подготовка к уроку: Повторить теоретические сведения о лексическом значении слова.

Цели: 1) повторить определения понятий " лексика", " лексическое и грамматическое значение слова"; закрепить навыки пользования толковыми словарями.

2) Воспитывать интерес к лексикологии.

3) Развивать умение различать лексическое и грамматическое значение слов.

Оборудование: учебник, толковые словари русского языка, " Словарь современного русского литературного языка", распечатки текстов стихотворения И. Токмаковой " Плим" и теоретического материала.

Тип урока: применение и совершенствования новых знаний.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа над новым материалом.

Учитель: Нам известно огромное количество слов из самых разных областей жизнедеятельности человека. Все они образуют в совокупности словарный, или лексический, состав языка.

Каждое слово по-своему значимо, оно несет в себе сразу несколько значение: конкретное ( индивидуализирующее) и абстрактное (обобщающее). Так, абстрактное значение слова лес- совокупность растительности и животного мира на определенной территории. Однако, помимо такого значение, слово лес может конкретизироваться, становясь для нас строго определенным лесом, отличным от других " скоплений действительности".

Изучением и систематизированием значений слов в русском языке занимается лексикология.

Словарно-орфографическая работа.

Учитель записывает на доске, одновременно диктуя ученикам, фиксирующим информацию в тетрадях.

Лексика, лексический, лексический состав русского языка, лексикология, конкретный, индивидуализирующий, абстрактный, обобщающий.

Беседа по теме.

Учитель: Итак, из чего же состоят слова, использованные нами в письменной и устной речи? ( Из звуков, обозначаемых на письме буквами). Только ли из звуков? Прочитаем вслух стихотворение. И.Токмаковой ( учитель раздает ученикам распечатку текста).


Ложка - это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка - это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка - это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка - это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово - плим.

И повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

Учитель: Как видите, значение практически всех слов мы можем найти в толковом словаре. Это значит, что большинство слов этого стихотворения имеют смысловую значимость, загруженность. Однако значения слова плим ни орфографический, ни толковый словарь нам не даст. Таким образом, это единственное слово из стихотворения, которое не несет в себе смысла.

_ Так из чего должно состоять значимое слово? ( Из звуков, иметь смысловую загруженность и грамматическое выражение).

Раскрывается значение отдельных частей слова ( характерно для двукорневых слов).

Упражнение 1.

С помощью данного способа раскрытия лексического значения слова объясните смысл следующих слов: наковальня, опасение, хлебопекарня, оледенеть, присыпка.

2.Указываются признаки предмета, называемого словом.

Кошка- небольшое хищное млекопитающее из семейства кошачьих.

Упражнение 2.

С помощью данного способа раскрытия лексического значения слова объясните смысл следующих слов: синица, тополь, рябина, яблоко, собака.

3. Подбирается слово, близкое по значению.

Перламутровый- серебристо-розовый, переливчатый, напоминающий окраску перламутра.

Упражнение 3.

С помощью данного способа раскрытия лексического значения слова объясните смысл следующих слов: сапфировый, апельсиновый, персиковый, рубиновый.

Обращаются к толковому словарю.

Упражнение 4.

С помощью толкового словаря, находящегося в конце учебника, и словаря, представленного на выставочном стенде, выполнит6е данное упражнение.

Спишите, вставляя недостающие буквы. Найдите и запишите в тетрадь словарное значение подчеркнутых слов.

Обог(а)щайте себя знанием ру(с,сс) кого языка, читайте таких м(а)стеров словесного искусства, каковы Пуш­кин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов». Надо учиться языку, надо расш(и)рять свой лексикон , учиться облекать свои впеч(а)тления в более совершенную , яркую, пр(о)стую форму. «Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено - тем больше придаёт фразе силы и убедительности», - считал М. Горький.


4. Подведение итогов.

Ученикам предлагается ответить на ряд вопросов:

-Что такое лексика?

0С помощью каких способов возможно раскрыть значение слова?

-Для чего используется толковый словарь?

-Какие толковые словари русского языка вы знаете?

5. Домашнее задание: использовать определение для каждого из слов: канал, каток, лента, набор, табун.

© 2010-2022