- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных (6 класс)
Открытый урок Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Трифонова Д.В. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок по русскому языку. 6 класс
Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных
Тип урока Изучение нового материала
Форма урока Урок-открытие
Цели урока:
-
Образовательная: Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.
-
Развивающая: Развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, логическое мышление, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
-
Воспитывающая: Воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.
Оборудование: «Дневник учёного», сводная таблица по теме, бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока - интерактивная доска, ноутбук.
Ход урока
-
Организационный момент
У.: Здравствуйте, уважаемые члены жюри и дорогие ребята! Садитесь.
Вы, наверное, никогда не начинали урок русского языка с песни, а я начну!
(Учитель поёт под гитару песенку на мотив «Учат в школе»)
Книжки разные читать, вечно что-то сочинять
Любят дети, любят дети, эти дети.
За природой наблюдать, очень много-много знать
Обо всём, что совершается на свете.
Про глагол и про тире мы узнали в сентябре,
Очень многое мы вместе изучили.
А сегодня я хочу, и я, ребята, не шучу,
Чтоб открытие вы сами совершили.
У.: Как вы уже, наверно, поняли, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок - Открытие.
-
Подготовка к изучению нового материала
-
Словарная работа
У.: Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?
Д.: Да.
У.: Поделитесь с нами своей находкой. Что такое открытие?
Д.: Открытие - это новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества. Результат творческой (эвристической) деятельности.
У.: Как вы думаете, легко ли сделать открытие?
Д.: Наверно, нелегко.
У.: Какие люди могут сделать открытие?
Д.: Смелые, умные, трудолюбивые.
У.: А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?
Д.: Да, хотели бы.
У.: Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники» (Приложение №1). Они лежат у вас на столах. Подпишите «дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число.
ЛЕБЕДИНЫЙ - ЛЕБЕДЬ (-ИН-)
КОЖАНЫЙ - КОЖА (-АН-)
ГЛИНЯНЫЙ - ГЛИНА (-ЯН-)
ТРАДИЦИОННЫЙ - ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)
КЛЮКВЕННЫЙ - КЛЮКВА (-ЕНН-)
КАМЕННЫЙ - КАМЕНЬ (-Н-)
ОСЕННИЙ - ОСЕНЬ (-Н-)
У.: От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?
Д.: От существительных.
У.: Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?
Д.: Есть Н-НН.
У.: Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №3)
Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.
У.: Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №4)
Д.: Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.
-
Объяснение нового материала
-
Решение проблемной ситуации
У.: Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд №5) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.
Д.: В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе - НН, если одна Н в корне, а другая в суффиксе - пишется в слове НН.
У.: А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Презентация - слайд №6) Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного?
Д.: В суффиксе -ЯН- написано НН.
У.: Как можно назвать эту группу слов?
Д.: Исключения
-
Знакомство с таблицей
У.: Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №7) В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.
Д.: Павлиний, зелёный, синий и другие.
У.: Сделайте новое открытие.
Д.: В них пишется Н.
У.: Почему в этих словах пишется Н?
Д.: Н входит в корень.
-
Закрепление нового материала
-
Индивидуальная дифференцированная работа
Индивидуальные карточки-перфокарты (2 ученика)
(Приложение №2). Самопроверка, выставление отметки.
Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.
Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.
-
«Цветной» диктант (Презентация - слайд №8)
У.: Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)
Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН - красным.
-
Ледяной взгляд
-
Былинный герой
-
Деревянная рама
-
Ржаной хлеб
-
Румяное лицо
-
Авиационный институт
-
Мужественный человек
-
Кожаный портфель
-
Самопроверка «цветного» диктанта (Презентация - слайд №9)
У.: Посмотрите на экран. Поставьте в свои «дневники» оценку в соответствии с ключом. Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3».
-
Выборочное списывание (Презентация - слайд №10)
У.: Прочитайте предложения. Из предложений необходимо выписать имена прилагательные, объясняя изученную орфограмму. Первое предложение читает Саша.
Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми. С появлением металла кухо(Н, НН)ые ножи стали делать из стали и железа. Ножи для сервировки стола были серебря(Н,НН)ми или золотыми. Рукоятки ножей украшали драгоце(н,нн)ыми камнями.
Д.: Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми.
У.: Какое слово выписываем?
Д.: Каменными.
У.: Объясни орфограмму.
Д.: Пишется Н, т.к. одна Н в корне, другая - в суффиксе.
(остальные слова)
-
Домашнее задание
У.: Дома я предлагаю вам самим придумать таблицу, сказку, песенку или стихотворение для быстрого запоминания изученного правила.
-
Подведение итогов урока
У.: Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня?
Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.
У.: Достигли мы цели нашего открытия?
Д.: Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН.
У.: Каждый из вас за работу над открытием получает ту отметку, которая стоит в вашем «дневнике исследователя». Молодцы, ребята!
Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет, как это делали Попов и Кусто. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию» (Презентация - слайд №11,12,13)