Открытый урок Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку. 6 класс

Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных

Тип урока Изучение нового материала

Форма урока Урок-открытие

Цели урока:

  1. Образовательная: Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.

  2. Развивающая: Развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, логическое мышление, интерес к уроку через нестандартные формы работы.

  3. Воспитывающая: Воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.

Оборудование: «Дневник учёного», сводная таблица по теме, бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока - интерактивная доска, ноутбук.

Ход урока

  1. Организационный момент

У.: Здравствуйте, уважаемые члены жюри и дорогие ребята! Садитесь.

Вы, наверное, никогда не начинали урок русского языка с песни, а я начну!

(Учитель поёт под гитару песенку на мотив «Учат в школе»)

Книжки разные читать, вечно что-то сочинять

Любят дети, любят дети, эти дети.

За природой наблюдать, очень много-много знать

Обо всём, что совершается на свете.

Про глагол и про тире мы узнали в сентябре,

Очень многое мы вместе изучили.

А сегодня я хочу, и я, ребята, не шучу,

Чтоб открытие вы сами совершили.

У.: Как вы уже, наверно, поняли, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок - Открытие.

  1. Подготовка к изучению нового материала



  1. Словарная работа

У.: Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?

Д.: Да.

У.: Поделитесь с нами своей находкой. Что такое открытие?

Д.: Открытие - это новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества. Результат творческой (эвристической) деятельности.

У.: Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

Д.: Наверно, нелегко.

У.: Какие люди могут сделать открытие?

Д.: Смелые, умные, трудолюбивые.

У.: А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

Д.: Да, хотели бы.

У.: Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники» (Приложение №1). Они лежат у вас на столах. Подпишите «дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число.

ЛЕБЕДИНЫЙ - ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

КОЖАНЫЙ - КОЖА (-АН-)

ГЛИНЯНЫЙ - ГЛИНА (-ЯН-)

ТРАДИЦИОННЫЙ - ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

КЛЮКВЕННЫЙ - КЛЮКВА (-ЕНН-)

КАМЕННЫЙ - КАМЕНЬ (-Н-)

ОСЕННИЙ - ОСЕНЬ (-Н-)

У.: От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

Д.: От существительных.

У.: Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?

Д.: Есть Н-НН.

У.: Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №3)

Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

У.: Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №4)

Д.: Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

  1. Объяснение нового материала



  1. Решение проблемной ситуации

У.: Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд №5) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.

Д.: В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе - НН, если одна Н в корне, а другая в суффиксе - пишется в слове НН.

У.: А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Презентация - слайд №6) Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного?

Д.: В суффиксе -ЯН- написано НН.

У.: Как можно назвать эту группу слов?

Д.: Исключения

  1. Знакомство с таблицей

У.: Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №7) В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.

Д.: Павлиний, зелёный, синий и другие.

У.: Сделайте новое открытие.

Д.: В них пишется Н.

У.: Почему в этих словах пишется Н?

Д.: Н входит в корень.

  1. Закрепление нового материала

  1. Индивидуальная дифференцированная работа

Индивидуальные карточки-перфокарты (2 ученика)

(Приложение №2). Самопроверка, выставление отметки.

Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.

Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

  1. «Цветной» диктант (Презентация - слайд №8)

У.: Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН - красным.

  1. Ледяной взгляд

  2. Былинный герой

  3. Деревянная рама

  4. Ржаной хлеб

  5. Румяное лицо

  6. Авиационный институт

  7. Мужественный человек

  8. Кожаный портфель



  1. Самопроверка «цветного» диктанта (Презентация - слайд №9)

У.: Посмотрите на экран. Поставьте в свои «дневники» оценку в соответствии с ключом. Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3».



  1. Выборочное списывание (Презентация - слайд №10)

У.: Прочитайте предложения. Из предложений необходимо выписать имена прилагательные, объясняя изученную орфограмму. Первое предложение читает Саша.

Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми. С появлением металла кухо(Н, НН)ые ножи стали делать из стали и железа. Ножи для сервировки стола были серебря(Н,НН)ми или золотыми. Рукоятки ножей украшали драгоце(н,нн)ыми камнями.

Д.: Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми.

У.: Какое слово выписываем?

Д.: Каменными.

У.: Объясни орфограмму.

Д.: Пишется Н, т.к. одна Н в корне, другая - в суффиксе.

(остальные слова)



  1. Домашнее задание

У.: Дома я предлагаю вам самим придумать таблицу, сказку, песенку или стихотворение для быстрого запоминания изученного правила.



  1. Подведение итогов урока

У.: Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня?

Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

У.: Достигли мы цели нашего открытия?

Д.: Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН.

У.: Каждый из вас за работу над открытием получает ту отметку, которая стоит в вашем «дневнике исследователя». Молодцы, ребята!

Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет, как это делали Попов и Кусто. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию» (Презентация - слайд №11,12,13)







© 2010-2022