Урок русского языка. Словосочетание и предложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка.Словосочетание и предложениеУрок русского языка.Словосочетание и предложениеУрок русского языка.Словосочетание и предложениеУрок русского языка.Словосочетание и предложениеУрок русского языка.Словосочетание и предложениеУрок русского языка.Словосочетание и предложениеУрок русского языка.Словосочетание и предложениеУрок русского языка.Словосочетание и предложениеУрок русского языка в 6 классе

Тема урока: Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру главного слова

Тип урока: комбинированный

Цели: 1) образовательные: дать понятие о словосочетании и предложении, систематизация и закрепление знаний о словосочетании, отработка умения определять способы связи слов в словосочетании, формирование навыка вычленения словосочетания из предложения;

2) воспитательные: прививать у учащихся любовь к русскому языку, воспитание ответственности за качество своих знаний;

3) развивающие: развитие у учащихся умений и навыков правильно определять, отличать словосочетания и предложения, развитие мышления и общеучебных навыков и умений, познавательной самостоятельности.

Методы, приемы: слово учителя, словесный, поисковый, практический

Наглядность: плакат «Самооценка», интерактивная доска

Литература: учебник «Русский язык» для 6 класса

Ход урока:

I.Организационный момент. - Здравствуйте, дети. Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, лица и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.Успехов вам и удач!

Музыкальная минутка. Песня «Улыбка» на стихи

М.Пляцковского. Для того чтобы у вас все сегодня получилось, я очень хочу, чтобы на уроке царила атмосфера дружбы и поэтому предлагаю, чтобы девизом нашего урока стали следующие слова, давайте вместе их прочитаем:

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба,
Владычицей побед.

Как вы понимаете эти строки? Дружба - это очень важно, ведь благодаря ей мы можем вместе справиться с любой трудностью.Только если вы будете по-настоящему дружны, тогда урок будет для вас интересным и познавательным.

Теперь обратите внимание на таблицу «Самооценка», в которой 3 столбика. В 1-м столбике оценки «5», «4», «3», во 2-м - самооценка (ученики сами себя оценивают), в 3-м - контрольная оценка (выставляется учителем по результатам ответов в конце урока).

II. - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое словосочетание и предложение, будем сравнивать словосочетание и предложение, а также тренировать память, внимание, мышление.

Самая простая единица языка - слово.

- Что называет слово? (Предмет, признак, действие)

- Что называет словосочетание? (Тоже, только более точно)

- Что такое словосочетание? Словосочетание - это сочетание слов, связанных по смыслу.

- Чем отличается словосочетание и предложение? Давайте же попробуем в этом разобраться.

Прочитаем следующее предложение.

Пушистый котенок пьет молоко из блюдца. Это предложение простое, по цели высказывания повествовательное.

- О ком говорится в предложении? (О котенке)

- Что о нем говорится? (Что он пьет молоко)

- Как слова связаны в предложении? (По смыслу)

- Какая грамматическая основа предложения? (Котенок пьет)

- В этом предложении есть несколько словосочетаний: пушистый котенок, пьет молоко, пьет из блюдца.

Разберем словосочетания: пушистый котенок (главное слово - котенок, зависимое - пушистый, способ связи - согласование), пьет молоко (главное слово - пьет, зависимое - молоко, способ связи - управление), пьет из блюдца (главное слово - пьет, зависимое - из блюдца, способ связи - управление).

- Выражает ли словосочетание законченную мысль?

Словосочетание не выражает законченной мысли.

- Можно ли произнести словосочетание с восклицательной или невосклицательной интонацией?

Словосочетание не произносится с определенной интонацией.

- Может ли словосочетание входить в состав предложения?

- Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его.

Предложение - основная единица языка, в котором есть грамматическая основа, то есть подлежащее и сказуемое. Предложение выражает законченную мысль и произносится с определенной интонацией. А в словосочетании нет и не может быть грамматической основы.

III.Этап применения знаний, умений и навыков. Работа по учебнику. Прочитать правила на страницах 98 и 101.Выполним упражнение 4 на странице 98. Прочитать текст. Выпишите выделенные словосочетания, главное слово обозначьте х, поставьте от него вопрос к зависимому слову.

Задание. Какие пары слов не являются словосочетаниями? а) заревел неистово; б) схватил за комбинезон; в) медведь заревел

IV. - Посмотрите на доску. Как называется следующее задание, которое мы будем с вами выполнять? Хитрое задание. - Поэтому нужно быть какими? (Внимательными). Перед вами написано предложение. Вам нужно сделать синтаксический разбор этого предложения.

С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки. Разбор с комментированием у доски

- Какое это предложение по цели высказывания? (Повеств.)

- Из скольких слов состоит предложение? (7)

- О чем говорится в предложении? (О снежинках.)

- Что о них говорится? (Что снежинки падали.)

- Как связаны слова в предложении? (По смыслу.) - Какова основа предложения? (Падали снежинки.) - Назовите и выпишите из предложения все словосочетания.

Одинокие снежинки

с пасмурного неба

Падали с неба

изредка падали

- Подождите, вы не назвали еще одно словосочетание: снежинки падали.

- Это не словосочетание!

- Почему вы так считаете? Связь подлежащего со сказуемым не является словосочетанием.

- Молодцы, правильно.

V. - Следующее интересное задание называется «Аукцион». - Что такое аукцион?

(Дети объясняют значение этого слова).

- На доске записаны слова: ЛЕТИТ САМОЛЕТ. Я предлагаю вам из них составить предложение, добавляя каждый раз по одному слову. Итак, начинаем наш аукцион, лотом будет самолет, кто последним назовет слово тот и полетит после урока на нем домой.

- Итак: ЛЕТИТ САМОЛЕТ. Кто больше?

В НЕБЕ ЛЕТИТ САМОЛЕТ. Кто больше?

ВЫСОКО В НЕБЕ ЛЕТИТ САМОЛЕТ. Кто больше?

В НЕБЕ БЫСТРО ЛЕТИТ САМОЛЕТ.- Хорошо. Продано. Сегодня на этом самолете полетит домой госпо(жа)дин

СловосочетаниеVI. Составление кластера



ПредложениеСоставление кластера



VII. Подведение итогов урока

Комментирование оценок

Рефлексия:

Доволен ли ты тем как прошел урок?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Ты был активен на уроке?

VIII. Домашнее задание

Выучить правила.

Упражнения 7,11 письменно.


© 2010-2022