Материалы к уроку по современной литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы к уроку по современной литературе. 11 класс.

Анализ произведения Л.Е. Улицкой «Весёлые похороны».

Улицкая Людмила Евгеньевна родилась 21 февраля 1943 года в Башкирии. Является русской писательницей, сценаристом. Первая женщина - лауреат премии «РУССКИЙ БУКЕР» (2001 ГОД) и премии «РУССКИЙ БУКЕР» (2007 ГОД), участница конгресса «Украина - Россия: диалог», прошедшего 24-25 апреля 2014 года в КИЕВЕ. Людмила Евгеньевна Улицкая принадлежит к числу тех писателей, творчество которых за рубежом известно больше, чем в России. Её произведения долго оставались неизвестны русскому читателю, хотя за границей активно печатались. Рассказы Людмилы Улицкой издаются в США и Израиле, переводятся на французский, немецкий, китайский, английский и другие языки (в настоящий момент её произведения переведены на 25 языков), её книги расходятся огромными тиражами. Сама Улицкая в одном интервью сказала: «Западная критика ко мне более чем благосклонна. Пишут диссертации и статьи. Отечественная ко мне гораздо строже относится. Есть критики, которых моя проза глубоко раздражает».

Эмиграция - одно из самых характерных и значительных явлений общественной жизни 20-го века. В неё оказались втянутыми десятки миллионов людей на всех континентах. Не составляет исключение и Россия, где эмиграция развивалась, начиная с 1917 года, весьма интенсивно, хотя и неравномерно. Проблемы эмиграции из России достаточно хорошо изучены. Особое внимание из так называемых «трёх волн» русской эмиграции уделялось именно «третьей волне». Вначале 1970-х гг. начался новый исход наших соотечественников за рубеж, получивший название «Третьей волны» эмиграции. По сути, она выражала свое самосознание словами «Я выбрал свободу». Многие эмигранты искренне любили Россию, верили, что борются за её освобождение от коммунистического рабства. Всё оказалось не так. Борьба с коммунизмом была лишь пропагандистским поводом для расчленения и уничтожения России. Некоторые эмигранты третьей волны осознали это, поняли, что были «использованы» не во благо, а во вред своей Родины. К сожалению, среди эмигрантов третьей волны были люди, искреннее ненавидящие Россию и все русское, - русофобы. Печатная, публицистическая деятельность таких эмигрантов опасна не только для России, но и для общечеловеческих и христианских ценностей. Мотивы выезда видных деятелей советской культуры были сложными по составу. В них присутствовали и политические, и творческие, и экономические причины. Реже люди уезжали по собственному желанию, чаще - по требованию «оставить страну», исходившему от «компетентных органов».

Третья волна российской эмиграции (1966-1985) была самой многочисленной после 1917 года. Среди эмигрантов этой волны значительную часть составляла интеллигенция. Так, лишь вначале 70-х гг. за рубеж из СССР выехало более 50 тысяч представителей интеллигенции. Многие поколения думающих молодых людей, рожденных до или после войны, глотнувших свободы в «хрущевскую оттепель», в последующие «душные» 70-е уходили в своеобразное подполье. Немалая часть интеллигенции уходила из институтов и лабораторий в лифтеры, сторожа, дворники, образуя так называемый «андеграунд» - неофициальную культуру, науку и искусство. Третья волна эмиграции отличалась высокой плодотворностью в области художественной литературы и публицистики. Среди наиболее ярких ее представителей:



  • И. Бродский

  • В. Аксенов

  • Н.Коржавин

  • А.Синявский

  • Б.Парамонов

  • Ф.Горенштейн

  • В.Максимов

  • А.Зиновьев

  • В.Некрасов

  • С.Довлатов

Деятели третьей волны много сил и времени уделяли тому, чтобы через издательства, журналы, которыми они руководили, выражать различные, не имевшие права на выражение в СССР, точки зрения на прошлое, настоящее и будущее России. Трагедия части эмигрантов третьей волны в том, что они не смогли (или не захотели) увидеть реальных изменений в России конца 80-х - 90-х гг.: отмены цензуры, восстановления закрытых страниц отечественной истории, появления свободного доступа к литературе любых направлений, падения «железного занавеса» и возможности широких международных контактов.

Обращаясь к событиям конца 1960 - 1980-х годов, Л.Улицкая пытается вернуть из небытия имена неизвестных до последнего времени в России деятелей искусства. Ее Алик, по всей видимости, - собирательный образ «андеграундных» художников, подвергавшихся гонению:

  • Ильи Кабакова

  • Олега Целкова

  • Оскара Рабина

  • Александра Меламида

  • Андеграунд - это своего рода неофициальное искусство СССР. Оно объединяет представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве СССР. Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций. Типичная тематика американского и европейского андеграунда - наркотики, антирелигиозность, проблемы маргинальных групп.

«Весёлые похороны»- произведение об эмигрантах «третьей волны». Автор подробно не раскрывает причины выезда из России своих героев. У каждого из них была собственная причина, побудившая его покинуть Родину. Все герои сходятся в одном: они, так или иначе, покинули страну. Этот поступок их сближает.

Время описываемых событий - август 1991 года. 19 августа 1991 года произошёл «августовский путч», то есть попытка отстранения Михаила Горбачева с поста президента СССР и смены проводимого им курса, предпринятая самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению.

В прозе «Весёлые похороны» рассматривается понятие Родины в различных её аспектах. Родина - это, прежде всего, место рождения человека. Но понятие Родины имеет и более глубокий смысл. Нам кажется, что Родина естественное, но Родина - это естественное, преобразование в культурно-историческое. Родина - это пережитое. Герои прозы любят свою страну Россию, и поэтому она является Родиной. Широко распространённым является определение Родины как страны, где человек родился. Это определение мы находим в «БОЛЬШОЙ СОВЕТСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ» и других энциклопедиях и словарях. Такое определение легло в основу государственной практики, когда ребёнок, родившийся на территории данной страны, автоматически становится её гражданином. Однако герои прозы утратили Родину. Это объясняется их эмиграцией в Соединенные Штаты Америки. С проблемой утраты родины читатели встречаются на страницах рассказов, эссе, романов:

  • В.В.Набокова («МАШЕНЬКА»)

  • В.Ф.Ходасевича («ВАРИАНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ 1916-1917)

  • А.Т. Аверченко («СМЕШНОЕ В СТРАШНОМ» 1923)

  • Н.А. Тэффи («НОСТАЛЬГИЯ

Произведения писателей-эмигрантов объединяет мотив «потерянной» России. Этот мотив прочувствован писателями как непоправимая утрата, безвозвратность, тупик. Писатели обращаются в своих произведениях к пространству Детства, Дома, Семьи. Эти категории выступают критериями оценки современной картины мира. Образы Детства, Дома, Семьи выступают вариантами добра, мира, гармонии.

История создания. Повесть Людмилы Улицкой «Весёлые похороны» первый раз была опубликована в журнале «Новый мир», в конце 1990-х годов. Сама Улицкая в интервью говорит об этом произведении: «Эта повесть связана с довольно значительным куском моей жизни. Мои дети десять лет прожили в Америке, и я из года в год приезжала, проживала вместе с детьми - очень отрывчато и очень избирательно - американскую иммиграцию. Общалась с одними и теми же людьми, десятилетие наблюдала развитие отношений, сюжетов, судеб…»

Итак, перед нами произведение, в котором автор рисует образы русской эмиграции в Америке

Сюжет

Нью-Йорк 90-х годов, особая атмосфера эмигрантского быта, запутанные взаимоотношения персонажей - на этом фоне главный герой - художник, талантливо проживший свою жизнь, - так же «талантливо», в окружении многочисленных друзей и поклонниц, перед которыми разыгрывает спектакль «жизни и смерти», уходит из нее… Долгое прощание с жизнью. Последние дни обаятельного художника Алика, бывшего москвича, теперь американца (да он везде свой, что на Трубной, что в Манхэттене). Окруженный бывшими и нынешними женами, дальними и ближними друзьями , неизлечимо больной Алик соединяет первую любовь с последней, мирит давно поссорившихся друзей, православного батюшку с раввином, даже после смерти остается центром созданной им вселенной. Действие повести "Веселые похороны" происходит в мастерской Алика, давно уже прижившегося в Нью-Йорке. Последние дни его жизни приходятся на жаркий август 91-го года и сопровождаются непрекращающимся аккомпанементом назойливой южноамериканской музыки, несущейся с улицы, и напряженно-драматическими телевизионными трансляциями из Москвы. Герой пытается разрешить сложные и противоречивые отношения с покинутой родиной, с официальным богом, которого ему навязывают, и с той Высшей Силой, присутствие которой он ощущает в мире... Он стремится всех примирить, помочь обрести себя своей внебрачной дочери-подростку

смягчить враждебные и агрессивные чувства и оставить после себя не голое и болезненное место, а область любви... И это ему удается...

КОМПОЗИЦИЯ- построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

Произведение Л. Улицкой «Весёлые похороны» мы относим непосредственно к композиции повествования, поскольку данная композиция несёт в себе особенности организации точки зрения на изображаемое. Хитро заплетенной интриги нет, язык - простое описание, сильно разбавленное примитивной разговорной речью, отсутствует и навороченная композиция, лишь иногда всплывают, словно из чужой памяти (авторской ли? или самих персонажей?) воспоминания о прежней жизни. Повествование идёт от лица автора. Повесть содержит двадцать одну главу. Композиционным центром является один герой по имени Алик, вокруг которого группируются герои: Тишорт, Ирина, Нина, Валентина, Фима, Берман, Лёва Готлиб, раввин, священник, Фаина. В повести на последовательную цепь событий накладывается цепь воспоминаний, возвращающих героев к разным отрезкам жизни (гл.5 - рассказ о жизни Ирины до эмиграции, гл.6- рассказ о жизни Фимы и Бермана до эмиграции). Воспоминаниям о жизни на Родине посвящена 13 глава. Важную роль играют внефабульные элементы: сны (главы 3,11,13), авторские отступления и авторские комментарии. Произведение, раскрывающее угасание жизни художника, имеет зачин: «Какой-то медленный паралич доедал последние остатки его мускулатуры». Содержание последующих глав лишь усиливает приближение кончины художника (гл. 3 «Со зрением у Алика что-то происходило: оно и угасало, и обострялось одновременно…», гл.7 «Алика вытащили со спальни, посадили в кресло…», «Алик страдал от всё усиливающейся одышки и нестерпимого чувства растворения себя. Вместе с весом тела уходила реальность жизни», гл. 13 «Алик ничего не отвечал. Дышал судорожно, напряжённо», «Агония», сказал Фима», гл. 16 «Алик был в забытьи») В шестнадцатой главе читатель узнает о смерти художника, но со смертью Алика действие не заканчивается. В последующих главах речь идёт о картинах умершего художника, которые будут показаны на выставках и в музеях.

В подлинно художественном произведении композиция служит выражению идейного содержания. Композиция повести «Весёлые похороны» помогает определить основную проблему произведения - проблему утраты Родины - и её решение: жизнь вне Родины невозможна. С названной проблемой связана другая проблема текста - проблема жизни и смерти. Художник умер, но его творения продолжают жить.

В произведении Л. Улицкой образу художника принадлежит особое значение. В повести «Веселые похороны» талантливый художник Алик автором выдвигается на первый план. В имени героя присутствует суффикс -ик-, имеющий уменьшительно-ласкательное значение. Будучи взрослым человеком, герой оставляет за собой мальчишеское имя, тем самым располагая окружающих людей к себе. Характеристику героя даёт автор: «Алик был кумиром женщин едва ли не от рождения, любимцем всех нянек и воспитательниц еще с ясельного возраста. В школьные годы его приглашали на дни рождения все одноклассницы и влюблялись в него вместе со своими бабушками и их собачками. В годы отрочества, когда охватывает дикое беспокойство, что уже пора начинать взрослую жизнь, Алик был просто незаменим: принимал дружеские исповеди, умел и насмешить, а главное, что от него шло, - уверенность, что жизнь начинается со следующего понедельника, а вчерашний день вполне можно и вычеркнуть… ». Л. Улицкая отмечает в характере Алика обаяние, дружелюбие, оптимизм. Свою субъективную характеристику Алика дают герои произведения. Например, Валентина отмечает при первой встрече с Аликом: «взгляд его был прямой и доброжелательный». Доброжелательность и обаяние Алика передаётся через его речь: «Всех он звал зайками и кисками». В главах 1, 3, 7, 13, 16 автор даёт портретную характеристику героя, используя изобразительно-выразительные средства. Метафоры: «…медленный паралич доедал остатки его мускулатуры», «Алик страдал от всё усиливающейся одышки и чувства растворения себя», «вместе с весом тела уходила реальность», сравнение: «Руки и ноги его лежали смиренно и неодушевленно и даже на ощупь были не живыми и не мертвыми, а подозрительно промежуточными, как застывающий гипс», фразеологизм: «…правая рука его висела вдоль тела как неживая», - данные выразительные средства раскрывают угасание жизни человека.

В повести «Веселые похороны» Л. Улицкая пробует «дописать» на новом материале жизнь художника, оставшегося за границей. Можно предположить, что творчество Алика на Родине развивалось в ключе авангардного искусства, официально не признаваемого в СССР. Скорее всего, Алик - из числа художников, которым «было тесно в рамках "советского образа жизни"», с его этическими и эстетическими запретами, которые « парализовывали творческую мысль». Творческая мысль требовала реализации. В творчестве Алика можно выделить две темы, в которых Алик пытался реализовать себя. Это христианская тема и тема современного мира. Современный мир отражался в натюрмортах, где главным предметом изображения являлись бутылки. Картины с подобной тематикой в СССР были запрещёнными. Эстетика художника не могла быть принята официальными властями. Талант художника не мог быть признан. Сила подлинного искусства проявляется в том, какое влияние оно оказывает на человека. В 8 гл. содержится эпизод посещения раввином умирающего художника. Раввин увидел картину на христианскую тему: «Это была горница Тайной Вечери, с тройным окном и столом, покрытым белой скатертью. Никого не было вокруг стола, зато на столе - двенадцать крупных гранатов, подробно написанных, шершавых, с тонкими переливами лилового, багрового, розового, с гипертрофированными зубчатыми коронами, живыми вмятинами, отражающими их внутреннее перегородчатое устройство, полное зерен. В тройном окне лежала Святая Земля. Такая, какой она была сегодня, а не в воображении Леонардо да Винчи». Эта картина сближает двух, совершенно разных, людей - раввина и Алика, у которых не было ничего общего: ни в воспитании, ни в жизненном опыте. Они говорили на разных языках, читали разные книги, питались только разной пищей, но европейское целомудрие, отраженное в картине, помогает героям понять друг друга. «Раввин буквально уставился на картину Алика». Настоящее искусство оказывает сильное воздействие. С образом художника в произведении связана идея дома. Дом человека, очаг семьи являются святыней. Без дома человек не имеет корней. Для Алика дом - это святая горница, изображённая им на картине. Дом для него - это любовь, семья, дети. Этот дом видится ему во сне (дом Казанцевых). В Америке у героя нет дома. Нет корней. Повествуя о судьбе своего героя, Л. Улицкая постепенно убеждает читателей в том, что творчество талантливого человека рано или поздно становится неотъемлемой частью мирового искусства, но сам русский художник, при всей восприимчивости к чужой культуре, без Родины жить не может. Несмотря на физическую обреченность своего героя, современная писательница в повести «Веселые похороны» реализует мотив «смерти-возрождения». Алик обретает преемника - пятнадцатилетнюю Майку, по прозвищу Тишорт (дочь его и Ирины). Картинам же Алика тоже предстоит долгая жизнь в музее: подлинное искусство не признает границ, оно неподвластно смерти и потому спасительно. Л. Улицкая в повести «Весёлые похороны» показывает различные варианты эмигрантских судеб. В большинстве своём они трагичны.

Нина. Нина изображается автором психически неуравновешенной, что характерно для постмодернистских «безумных» героев. Л. Улицкая отмечает также в Нине капризность (могла отказаться идти на концерт, так как не подобрала подходящее платье), беспомощность, чувство страха перед принятием решения. Однако в тяжёлые для Алика дни Нина преображается: она принимает решение, проявляет активность. Пытаясь вернуть Алика к нормальной и полноценной жизни, Нина приглашает целительницу Марью Игнатьевну, а также уговаривает Алика креститься, обещая привести к нему не только священника Виктора, но и раввина, которого звали Реб Менаше. В доме постоянно находится врач. Нина выражает идею жертвенной и сострадательной любви, смирения и терпения. Со смертью Алика рушится красивая жизнь Нины в Америке. Героиню, как и многих других эмигрантов, ждёт трагическая судьба: «гибель подстерегала их на той чужбине» (В. Ходасевич), где мечтали они «от гибели укрыться».

Ирина и Тишорт (Майка). В произведении «Весёлые похороны» отличительным свойством любого персонажа является подробная, биографическая осведомлённость. Биография Ирины - это биография эмигранта, сумевшего не только «выжить», но и преуспеть на чужбине: работа в цирке, учёба в юридической школе, «…ныне - дорогостоящий адвокат». Теперь она смотрит на жизнь уже «глазами представителя американского среднего класса». Отношение к жизни на Родине выражено в её словах: «Прошлое окончательно и не отменимо, но власти над будущим не имеет». Жизнь дочери Ирины - Тишорт - это отталкивание от образа жизни матери. Важную роль в понимании характера Тишорт играет художественная деталь - книга. Книга уводит героиню в тот мир, где ей хорошо и спокойно, а тот мир, который её окружает, она ненавидит: "Идиоты, какие же все идиоты. Ненавижу", - подумала девочка». Тишорт замкнутая, одинокая девочка с неуравновешенной психикой, именно поэтому её называют «нестандартным» ребёнком: «Она разговаривала только с детьми, с большой неохотой делала исключение для матери, остальные взрослые для нее просто не существовали». Единственный человек, к которому тянется девочка - это Алик: «Алик, сам того не зная, в два счёта разрушил ту странную форму аутизма, которым страдала её девочка лет с пяти…». Ирина и Тишорт - родные люди по крови, но различные по отношению к отчему дому, своим корням. Несмотря на то, что Тишорт воспитана вне родного очага, её тянет к родному дому. «Знаешь что? Давай съездим в России?», - просит она мать.


Выжить и не сорваться эмигрантам Л. Улицкой помогают сны, в которых они переносятся на Родину. Данное явление современные психологи именуют регрессией - формой психологической защиты, когда человек пытается мысленно вернуться туда, где он чувствовал себя спокойно, уверенно. В эпизодах, раскрывающих сон главного героя, важную роль Л. Улицкая отводит образам вечного мира, который близок герою. Детали вещного мира позволяют провести границу между внешним и внутренним миром.

Сны Алика автор описывает в 3, 13, 16 главах повести. Алик видит себя ребёнком. Впереди - мама и много детей. « Коричневая, цигейковая шуба », « ремень с пряжкой », « цигейковая шапка » - детали вещного мира, символизирующие детство, семью. Затем во сне возникает образ учителя математики Николая Васильевича, который делает приветствие Алику. словно приглашая его к себе. В 3 главе описывается сон, где Алик видит казанцевский дом в Питере, где жили они с Иркой. Дом с мезонином и окном на крышу. Даже во сне Алик чувствует жар казанцевского дома. Воспоминания во сне оказываются богаче самой памяти. Во сне он вспоминает такие детали, которые, казалось бы, должны раствориться: треснутую чашку с портретом Маркса, Иркино кольцо с бирюзой, прядь в тёмной голове десятилетнего казанцевского сына. Изображение вещного мира в снах героя помогают понять отношение героя к Родине. Сны героя помогают понять отношение героя к Родине: связь с ней оказалась нерасторжимой. Описания снов раздвигают время действия, а также служат одним из средств характеристики героя. Во снах осмысливается прошлое. «Всем снился один и тот же сон, но в разных вариантах». Структура этого сна была такая: человек попадает домой, в Россию, и там оказывается в запертом помещении или в помещении без дверей. Алику приснился сон, что старый приятель передал ему в руку несколько собачьих поводков, сам исчез, а Алик остался один в окружении собак. Сны подтверждали правильность совершённого поступка: порвать со страной, в которой отсутствует свобода. Но отношение героев к событиям в Москве августа 1991 года показывают, что оборвать старые корни невозможно, связь с Родиной оказывается нерасторжимой.

В произведении «Весёлые похороны» августовским событиям 1991 года отведены 11, 12, 13 главы. Герои произведения внимательно следят за событиями, происходящими в Москве, не отрываясь от экранов телевизоров. Понять, что происходит, невозможно. В телевизоре мелькают куски хроники: по улицам двигаются танки, отражаются лица ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). Своё презрение к ГКЧП выражает Алик: «Не лица, а обмылки косноязычные, с подлостью заметной на лице, как плохие зубы». Когда танки выходят из города, Алик говорит: «Мы выиграли». Местоимением «мы» подчёркивается сопричастность героев к событиям на Родине. Выразителен эпизод пения советских песен героями-эмигрантами: «Всё стало вокруг голубым и зелёным» - песня о любви, о юности, о Родине. Голубой - это цвет неба, зелёный - это цвет деревьев, травы. Голубой и зелёный - это цвета Родины. Каждый вспоминает цвета своего детства. Валентина вспоминает Институтскую улицу в Калуге, Алик - голубое и зелёное Подмосковье, Файка вспоминает Марьину Рощу. Когда их воспоминания прерывает латиноамериканская музыка, звучащая под окнами, Алик раздражённо кричит: «Пойди, заткни их как-нибудь». В главах 11-13 концентрируются различные чувства: острая боль, страх, раздражение, волнение, нежность, обострённое чувство любви к России. Здесь принимаются решения. Например, Люда, приехавшая недавно в Америку, говорит: «Здесь чего делать, без языка, без ничего…дома книги, друзья, милых шесть соток». Отношение к Родине передаётся в диалоге Алика и Тишорт:

«- А ты любишь Россию?

- Конечно, люблю.

- А почему? - все приставала к нему Тишорт.

- По кочану, - грубо отрезал он»

Алик любит Родину, но не говорит о ней возвышенными, высокопарными словами, поэтому, когда Тишорт пристаёт к нему с этим вопросом, Алик отвечает детской шуткой «по кочану». Герои чувствует острую связь с родной страной, несмотря на то, что находятся в эмиграции». Никто не может предположить, что всё происходящее в этой далёкой стране, вычеркнутой из жизни, будет так больно отзываться в каждом.

Людмила Улицкая своим произведением «Весёлые похороны» показывает, что высшей ценностью для человека являются Родина, семья, отчий дом. Эмиграция влияет на судьбу и творчество художника.

Без Родины художник жить и творить не может. У эмигрантов разные судьбы, разные характеры, разные причины выезда из страны, но объединяет их нерасторжимая связь с Родиной, которая обостряется в трудные, переломные моменты жизни страны.




© 2010-2022